История 38M Toldi I, первого серийного венгерского танка шведского происхождения
Из трех основных осколков Австро-Венгерской империи наихудшая ситуация со строительством боевых машин сложилась в Венгрии. Про Чехословакию и говорить не приходится. Чехам к середине 30-х годов было впору потешаться над «старшими братьями». Оставшимся после развала империи промышленным потенциалом там воспользовались на все сто. Австрия вроде как и не была замечена в строительстве танков, но если вы начнете смотреть, что там творилось с броневиками, все вопросы отпадут. Кроме того, у Австрии и особых амбиций не имелось. Ну и если вы всерьёз думаете, что австрийцы танки строить не умели, просто поищите информацию по двум пунктам. Первый — чем занимались в Австрии и какой национальности основная часть конструкторского коллектива Porsche KG. Второй — что такое завод Nibelungenwerk, чего он выпускал и в каких пиковых объемах. Если кратко, то добрая половина Pz.Kpfw.IV, а также тяжелые танки разработки Порше, делались тут. То есть когда было надо, австрийцы могли делать танки, причем в таких объёмах, какие немцам не снились. А вот у венгров было всё совсем плохо.
Даже на фоне австрийцев венгерской оборонке было особо нечем похвастаться. Ну да, был у них Гюнтер Бурштынь и его моделька танков. Но и у австрийцев был Фриц Хейгль, который, помимо серии проектов танков, создал несколько моделей бронемашин. При этом австрийские создатели броневиков продвинулись очень далеко, а венграм особо похвалиться и нечем. Разве что Миклошем Штраусслером, который вообще более известен как Николас Штраусслер. И с ним нюансов ничуть не меньше, чем с шуткой про королевство без короля. Хотя и родился он в Венгрии, но потенциал раскрылся в Англии, чьим гражданином он позже стал. Выхлоп от работ Штраусслера на венгерских военных всё же был: от его опытного броневика ведет родословную 39M Csába. А вот с танками как-то не получилось. Да и предлагал его Штраусслер сразу нескольким странам, включая и СССР с Италией. По злой иронии судьбы, до определенной поры самым массовым венгерским танком была итальянская танкетка CV 35. На всякий случай, Италия в годы Первой мировой войны была одним из главных противников Австро-Венгрии. Издевательства судьбы на этом не закончились. Так сложилось, что первый венгерский серийный танк оказался отчасти австрийского происхождения.
В декабре 1936 года шведская компания AB Landsverk заключила контракт 55120 с Австрией на поставку одного образца легкого танка Landsverk L-60Ö. Эта боевая машина имела ряд доработок по сравнению с исходным танком, который создавался для Ирландии. Танк по австрийскому заказу был готов к 25 марта 1937 года, но к тому моменту Австрия внезапно передумала. Landserk такому повороту событий не сильно расстроилась, поскольку вокруг уже кружили потенциальные покупатели. Первыми были польские военные, которые, впрочем, так L-60 и не купили. Следующими стали венгры. Переговоры с Landsverk они начали еще в октябре 1936 года, и вот теперь они вышли на новый уровень. После доработки Landsverk L-60Ö уехал в Венгрию, случилось это 18 августа 1937 года. Танк получил регистрационный номер H-004. Далее последовали сравнительные испытания с Pz.Kpfw.I и Shtrauller V-4. По итогам испытаний, которые проходили в период с 23 июня по 1 июля 1938 года, выявился победитель — машина из Швеции. Генерал-лейтенант Элемер Горонди-Новак высказал пожелание о том, чтобы венгерская кавалерия получила 64 Lanfsverk L-60. Итогом стало принятие L-60 на вооружение венгерской королевской армии под индексом Toldi I, случилось это 2 сентября 1938 года. Он же стал первым танком, серийно выпускавшимся в Венгрии.
Следует отметить, что в чистом виде Landsverk L-60Ö венгры запускать в серию не планировали. Для начала, шведы были честными партнерами, поэтому информировали венгерскую сторону о том, какие изменения предполагаются внести в конструкцию танка. Для понимания, между L-60 и L-60-S, который позже приняли на вооружение как Strv m/38, есть немало отличий. Это касается, в том числе, и ходовой части. С точки зрения ходовой части шведский Strv m/38 и венгерский 38M Toldi I были почти идентичными (а вот L-60 весьма отличался). Также Landsverk активно помогала своему первому крупному клиенту с формированием облика своего танка.
Вместе с тем, полной копией Strv m/38 венгерский танк назвать нельзя. Для начала, шведский мотор венграм оказался не нужен. Германия, с которой строились партнерские отношения, лояльно относилась к закупке Венгрией комплектующих. Поэтому мотор Büssing-NAG L8V-G остался на месте. Светотехника осталась Bosch, по той же причине. Ступеньку на верхнем лобовом листе корпуса венгр сделали иначе (позаимствовали с Landsverk L-62), глушителей, в отличие от Strv m/38, так и осталось два. Кроме того, по геометрии корпуса Strv m/38 и 38M Toldi немного отличались. Toldi получился длиннее L-60, но короче Strv m/38. Так что просто взять и переделать несколько деталей, как это делают некоторые стендовые моделисты, не получится. Танки всё же разные.
Также имеются отличия и по башням. Как и в случае с шасси, Landsverk и Bofors помогали венграм по «голове». Больше того, Bofors предлагала свои услуги, а именно поставить 25-мм автоматическую пушку 25 mm akan L/64 Model 1932. Но венгры выбрали же имеющийся на вооружении образец. Речь шла о 20-мм противотанковом ружье 36M, оно же Solothurn S 18-100. Сразу пушечным танк делать не стали по той причине, что и пушки не имелось, а 37-мм орудие Bofors венгры не захотели. Они тут были упертыми, поэтому в 1940 году появилась 40-мм противотанковая пушка 40M Páncéltörö ágyú, венгерская версия 3,7 cm Pak. Вообще заря они всё это сделали, потому как потеряли время. С ПТР 36M был спарен пулемет Gebauer 34M/37M. Поскольку его магазин находился сверху, на крыше башни появился выступ. Шведскую идею с механическим прицелом в подвижной бронировке маски венгры сохранили, а вот смотровые приборы в лючках башни делать не стали. Еще одним отличием стала радиостанция — Marelli R.F.1 (R-5), итальянская, с характерной антенной округлой формы. В походном положении она поднималась вверх, а в боевом огибала башню.
Окончательно контракт на выпуск 80 танков утвердили в феврале 1939 года. Распилили его на два предприятия — машиностроительный гигант Ganz и паровозостроителей из MAVAG. Оба предприятия располагались в Будапеште. Разделение контракта стало мудрым решением, поскольку ранее ничем подобным венгерская промышленность не занималась. В Германии заказали 80 моторов, также заказали комплектующие у Landsverk. Для шведов сотрудничество с Венгрией оказалось крайне выгодным, и оно продолжалось долго. Подготовительный процесс занял больше года. Первые танки сдали 13 апреля 1940 года, а последние 13 марта 1941 года. Они получили регистрационные номера H-301-H-380. На этом выпуск первой серии, она же Toldi A20, закончился. Далее в серию пошли более многочисленные Toldi II, которые достойны отдельного рассказа.
Можно сказать, что венгерская королевская армия не попала в амплитуду, когда выбирала для себя Landsverk L-60. С одной стороны, ей и выбрать-то оказалось не из чего, так что всё сделали правильно. А вот с другой… По большому счету, 38M Toldi I был равнозначен Pz.Kpfw.II. Он превосходил его по ряду параметров, но оказался равнозначен по бронезащите и вооружению. И вот эта равнозначность была совсем не плюсом. К весне 1941 года машина выглядела откровенно устаревшей, что в полной мере пришлось ощутить спустя несколько месяцев после окончания выпуска машины.
Впервые новые танки были использованы в сентябре 1940 года во время приграничного инцидента в Трансильвании. Правда, там до полноценных боев дело не дошло. Что-то похожее на боевые действия случилось в апреле 1941 года, когда Венгрия приняла участие в оккупации Югославии. Наконец, 27 июня 1941 года, Венгрия объявила войну Советскому Союзу. Уже 30 числа на советскую территорию вступил 1-й Подвижный корпус, в состав которого входили 1-я и 2-я моторизованная бригады, а также 1-я бронекавалерийская бригада. 38M Toldi I составлял костяк матчасти корпуса — всего туда попала 81 машина данного типа. Поначалу венграм везло, поскольку сопротивление оказалось не особо сильным. Но так долго продолжаться не могло.
Удача кончилась 13 июля 1941 года, когда под Хмельницким было уничтожено 2 танка, которые разменяли на 2 советские противотанковые пушки. Так себе размен. Впрочем, главные неприятности были впереди. В конце июля 1942 года случились ожесточенные бои на рубеже Тростянец-Гордиевка. Сами венгры больше запомнили Гордиевку, у нас пишут больше про Тростянец. 96-я горнострелковая дивизия полковника И.М. Шепетова нанесла венгерским частям, а заодно и румынам, ощутимый урон. В общей сложности с 22 по 29 июля потери 1-го Подвижного корпуса составили 32 танка, включая и танкетки 35M Ansaldo. Особенно сильно венгры отхватили 27 июля. Настолько, что было принято решение срочно отправить 14 новейших 38M Toldi II.
Не очень приятной новостью стало то, что легкие венгерские танки быстро начали ломаться. По состоянию на август 1941 года в строю имелось 57 танков, а в октябре рабочими осталось около 20% Toldi. Из 62 безвозвратно потерянных танков погибших в бою Toldi было всего 25 штук, остальные сломались. В октябре 1941 года 1-й Подвижный корпус отозвали с фронта. Снова Toldi оказались на фронте в 1942 году. Они оказались в составе 1-й бронетанковой дивизии. Про статус основного танка дивизии не было и речи — их имелось всего 19 штук. Наиболее массовыми оказались Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, также использовались ЗСУ 40M Nimrod I (по факту их применяли как истребители танков, и это не венгерская импровизация, а так задумано). Для 1-й бронетанковой дивизии всё было хорошо, пока они не попали в Коротояк. После того, что здесь венгерским войскам устроила 174-я стрелковая дивизия генерал-майора С.И. Карапетяна, слово «Коротояк» стало для венгерской армии примерно тем же, что для немцев Сталинград. 1-я бронетанковая дивизия в тяжелых боях за Кортояк «сточилась».
Немногочисленные выжившие в боях 1941-42 годов Toldi I использовались далее больше как учебные танки. Впрочем, в 1944 году им снова пришлось понюхать пороху. По итогам почти всё поголовье этих танков выбили. До наших дней дожил всего один образец. Судя по всему, речь идет о танке, захваченном в конце 1942 года. В переписке по НИБТ Полигону он проходит как «Ландсверк с 20-мм пушкой», по состоянию на 1943 год он уже был не на ходу. Машина была повреждена в боевых действиях, поэтому на ней не хватает некоторых деталей, а подвижная бронировка орудийной маски не родная. Это же касается и ящиков ЗИП. Танк был выпущен силами GANZ, правда, номер машины стерт, а на табличке набит с ошибкой. Ныне этот танк можно видеть в музейном секторе парка «Патриот».
Как можно заметить, история 38M Toldi I оказалась неоднозначной. С одной стороны, как уже говорилось, венгры не ошиблись. Они выбрали лучшее из доступных на рынке предложений. Естественно, были еще чехословацкие танки, но вплоть до марта 1939 года шансы купить их приближались к нулю. Да и, будем справедливыми, шведы оказались хорошим деловыми партнерами. С другой же стороны, уже в 1941 году было понятно — машина устарела. Правда, выбирать венгерской промышленности оказалось не из чего, поэтому выпуск Toldi продолжился.
Список источников:
- A Magyar Királyi Honvédség külföldi gyártású páncélos harcjárművei 1920-1945, B. Adam, E. Miklos, S. Gyula, Petit Real, 2006
- Maďarská armáda 1919-1945, Charles K. Kliment, Vladimír Francev & Dénes Bernád, Naše vojsko, 2007
- www.forteplan.hu
- Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 1–2013, 2-2013
- Huns on Wheels
- Память народа
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vengerskii-landsverk-l60-61e5bf38ef626c705d417058?&