Юрий Пашолок. В поисках гусеничного лафета для 105-мм гаубицы
История самоходной артиллерийской установки HMC T32, прямой предшественницы Howitzer Motor Carriage M7
Содержание:
Американская самоходная артиллерия появилась еще во время Первой мировой войны. Следует отметить, то поначалу речь шла о специальных шасси, созданных без оглядки на танки. С учетом того, что подходящих танков тогда не существовало, более чем разумное решение. Другой вопрос, что с шасси американским военным не повезло. Выбирать приходилось между косым и кривым, то есть либо между «тракторными» разработками Holt, либо колесно-гусеничными творениями Джона Уолтера Кристи. Дополнительной проблемой стало то, что после окончания Первой мировой войны Танковый корпус разогнали. Артиллеристы же не питали к самоходной артиллерии теплых чувств. Для «ретроградов» это были очень дорогие повозки для пушек, которые оказалось проще заменить на тягачи. Другой вопрос, что и на тягачи денег не нашлось. Одним словом, в начале 1920-х годов американская самоходная артиллерия впала в кому, которая длилась вплоть до начала Второй мировой войны.
Возрождение американской самоходной артиллерии началось в 1940 году. Впрочем, более правильно будет говорить о второй половине 1941 года, когда началось полномасштабное производство новых типов танков. Приоритетной базой стал Medium Tank M3. В отличие от полугусеничных тягачей и легких танков, внутренние объемы боевого отделения первого по-настоящему массового американского среднего танка вполне позволяли разместить орудие среднего калибра. Неудивительно, что именно с этим танком связаны первые успехи на ниве американской самоходной артиллерии. И если в случае с истребителями танков результаты оказались скорее отрицательными, то попытка поставить внутрь Medium Tank M3 гаубицу калибра 105 мм стала успешной. Не с первого раза, но HMC T32 удалось довести до ума, она стала прямым предшественником серийной HMC M7.
Проще далеко не всегда лучше
Одной из ключевых проблем американской самоходной артиллерии поначалу являлось некоторое непонимание, как надо проектировать САУ. Американцы, надо сказать, тут были совсем не одиноки. У немцев, например, любимой забавой было запихивать на шасси легких танков 149-мм пехотные орудия sIG 33, причем вместе с лафетом, а потом удивляться, чего это они перегруженные. У американцев была другая беда. Там считали, что с танка можно срубить всё лишнее, внутрь запихнуть орудие с минимумом изменений, и всё будет работать. А потом вдруг «ой, а что случилось?».
В случае с Medium Tank M3 такой подход являлся главной причиной неудачи с разработкой САУ. Прежде всего это касается истребителей танков, но такой подход оказался идентичен и в случае с гаубичными САУ. Иначе и быть не могло, поскольку разработкой заведовали те же самые люди. Более того, изначально речь шла не о «самоходном лафете» для навесного огня, а о штурмовой САУ. Иначе и быть не могло, поскольку еще со времен HMC T3 главной задачей гаубичных САУ являлась поддержка огнем танковых подразделений. Идейным вдохновителем самого первого проекта гаубичной САУ можно назвать Medium Tank T5E2. То есть предполагалось что-то вроде HMC T3, но побольше и со 105-мм гаубицей M2A1.
Первым проектом такой САУ на шасси Medium Tank M3 стала 105-mm Howitzer Motor Carrige T9. Спецификация на нее появилась в июне 1941 года. Эта САУ оказалась единственной, которую строить не стали, и даже графических материалов на нее не сохранилось. Но габариты прямо намекали, что за боевую машину хотели сделать. Ее высота составляла всего 80 дюймов (2032 мм), угол возвышения орудия достигал 20 градусов, склонения 10 градусов, а горизонтальный сектор обстрела — 30 градусов. Вероятнее всего, проект HMC T9 умер вскоре после того, как появилась данная спецификация. Это и немудрено, ведь даже GMC T40 имела высоту 2337 мм. Компоновка у боевого отделения HMC T9 оказывалась еще плотнее, что сделало бы работу расчета пыткой. Одним словом, еще раз наступать в лужу, как с HMC T3, не стали.
Поскольку время неумолимо шло, а необходимость в самоходной артиллерии никуда не делась, пришлось искать временное решение. Им стала полугусеничная САУ HMC T19. Она получилась явным компромиссом, обладая рядом недостатков. HMC T19 даже не стали стандартизировать, что лишний раз показывало отношение к этому эрзацу. Другой вопрос, что иных вариантов на тот момент не имелось. Полугусеничная база оказалась первым шагом к новым САУ. Касалось это и легких штурмовых САУ, и истребителей танков, и самоходных гаубиц. Лишь когда появилась альтернатива, работы по самоходной гаубице на базе Medium Tank M3 возобновили.
Первой ласточкой стал истребитель танков 3-inch GMC T24, работы по которому начали в сентябре 1941 года, а утвердили их 2 октября. Черед самоходной гаубицы на том же шасси наступил в том же октябре. Генерал-майор Джейкоб Диверс, начальник американских бронетанковых сил, санкционировал изготовление двух образцов САУ со 105-мм гаубицами M2A1. За новыми разработками утвердили индекс 105-mm Howitzer Motor Carriage T32, она же HMC T32. Как и в случае с GMC T24, работы по новой САУ свалились на Baldwin Locomotive Works, одного из производителей Medium Tank M3. Впрочем, в Эддстоуне являлись скорее исполнителями работ, а разработчиками выступали структуры Департамента Вооружений.
Приоритетом при разработке самоходной артиллерии стали истребители танков, в нашем случае это оказалось скорее плюсом. Дело в том, что GMC T24 получилась уж совсем примитивной конверсией Medium Tank M3. В результате САУ получилась слишком высокой и неудобной. Отрицательный опыт был учтен при создании гаубичной САУ. Идею с простым нахлобучиванием качающейся части орудия признали неправильной. В результате HMC T32, работа над которой закончилась в январе 1942 года, весьма существенно отличалась от GMC T24.
Если в случае с GMC T24 максимально использовались оригинальные борта Medium Tank M3 (еще и с небольшими добавлениями сверху), то HMC T32 строилась иначе. Внешне рубка, открытая сверху, очень напоминала по конфигурации Medium Tank M3, но ее изготовили с нуля. Толщина листов сократилась до 19 мм, кроме того, их между собой сваривали, а не клепали. Общая высота машины составила 2440 мм, то есть примерно в районе высоты Medium Tank M3 без башни. Аналогично GMC T24, место механика-водителя сместили влево, чтобы выделить место для орудийной установки.
Принципиальным отличием стала установка вооружения. Под нее в лобовом листе корпуса сделали выступ, благодаря чему удалось опустить установку максимально вниз. За счет того, что место механика-водителя сместили влево, установка гаубицы разместилась почти по центру. Спереди орудийную установку прикрыли подвижной бронировкой, что было явно плюсом. Не стоит забывать, что от идеи вести огонь прямой наводкой американские военные отказываться не собирались. Снижение высоты установки имело и свои минусы. Например, вместо 65 градусов уровень возвышения гаубицы составил всего 35 градусов. С другой стороны, у HMC T19, гораздо более высокой, угол возвышения тоже был 35 градусов. Наличие скоса с правой стороны рубки позволил получить вполне приличные углы горизонтальной наводки. Вправо гаубица поворачивалась на 23 градуса, влево — 15 градусов.
Одним из существенных плюсов HMC T32 стало увеличение боевого отделения. За счет того, что от задних скосов рубки отказались, она стала немного просторнее. Благодаря этому внутри спокойно размещалось 5 номеров расчета. Также разместился боекомплект из 44 выстрелов. У HMC T12 он составил всего 8 выстрелов. Также в кормовой части разместился люк для загрузки боекомплекта. Особенно актуальным он становился при работе САУ с закрытых позиций. Одним словом, новая САУ даже в исходном виде оказалась куда более удачной, чем предшествующие разработки.
Допил по итогам испытаний
К 1920-м числам января 1942 года опытный образец HCM T32, получивший регистрационный номер U.S.A. W-60110106, прибыл на Абердинский полигон. Как и ранее, полигон активно участвовал в разработке САУ. Удачная конструкция боевого отделения далее использовалась при разработке еще одной САУ — 3-inch Gun Motor Carriage T40. Концептуально эта машина была похожа на HMC T32, но получилась еще ниже, а создавалась она как истребитель танков.
Долго на полигоне HMC T32 не стояла. Уже к началу февраля 1942 года ее направили в Форт-Нокс, где размещался главный центр американских бронетанковых войск. С испытаниями там затягивать не стали, поскольку именно танкисты являлись заказчиками. Основной объем испытаний был проведен в период с 5 по 8 февраля, в ходе них проверялось удобство работы расчета и другие параметры.
По результатам тестов AFB выдало положительный вердикт по новой САУ. Она имела целый ряд преимуществ по сравнению с HMC T19, которая как раз в это время находилась в серийном производстве. Вместе с тем, появились некоторые пожелания по поводу улучшения машины. Для начала, танкисты хотели ровно тех же углов наводки, как и у буксируемых гаубиц M2A1. Лобовой лист рубки увеличивался по высоте, а борта с кормой, наоборот, снижались на 280 мм. Также снижалась и толщина броневой защиты — до 12,7 мм. Особого смысла в броне толщиной 19 мм не было, поскольку она только увеличивала массу, а для пуль винтовочного калибра хватало брони толщиной 13-15 мм. Также в списке улучшений оказалось увеличение боекомплекта и установка крупнокалиберного пулемета.
По указанным причинам второй опытный образец HMC T32 (регистрационный номер U.S.A. W-60110107) очень недолго находился в исходной конфигурации. По прибытии на Абердинский полигон машину начали срочно переделывать. Уже к 1 марта 1942 года переделки закончились. По их итогам внешность HMC T32 сильно изменилась. Надо сказать, что хотелки AFB порой находились за гранью возможного. Например, уровень возвышения гаубицы в 65 градусов, при текущей высоте САУ, получить не представлялось возможным. Поэтому этот параметр трогать не стали. Также на Абердинском полигоне схитрили, когда Форт-Нокс потребовал угол горизонтальной наводки 45 градусов, как у буксируемой гаубицы. За счет доработок орудие стало наводиться вправо на 30 градусов, суммарно 45.
Как и требовали танкисты, лоб рубки увеличили по высоте, параллельно снизив борта и вообще убрав кормовой лист. Для улучшения работы механика-водителя скос рубки, спереди-слева, убрали. В правом переднем углу появилась кольцевая турель для крупнокалиберного пулемета Browning M2HB. За счет того, что укладки боекомплекта переделали из горизонтальных в вертикальные, боезапас удалось увеличить до 57 выстрелов. Наконец, как и требовалось, толщину брони рубки снизили до 12,7 мм.
Испытания доработанного второго образца HMC T32 не проводили. Танкистам хватило того, что сделали на Абердинском полигоне. Практически сразу же c American Locomotive Company (ALCo) заключили контракт T-3529 на выпуск 600 САУ (включая пилотный образец, изготовленный отдельно и не несший регистрационных номеров). Опытную машину отправили на ALCo, где она послужила пособием при развертывании производства серийных HMC T32. Первая из них была готова в апреле 1942 года, тогда же она получила индекс HMC M7. Всего же за апрель 1942 года ALCo сдал 38 САУ. Такой режим «вокзал уходит» был вполне нормальным явлением для американского танкостроения 1941-43 годов. Иногда он приводил к большим проблемам, но в случае с HMC T32 риск оправдался. Машина оказалась удачной и востребованной.
Список источников
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- M7 Priest 105mm Howitzer Motor Carriage (New Vanguard), Steven J. Zaloga, Osprey Publishing, 2003
-
источник: https://dzen.ru/a/ZCFi7OYkn0WLzo9L