Юрий Пашолок. Упущенные возможности по насыщению средними танками
В межвоенный период случаи когда легкие танки превращались в средние, были не столь уж и редкими. Первыми стали англичане, у которых изначально легкий танк превратился в Medium Tank Mk.I. Да, масса была ближе к легкому танку, но отнюдь не габариты, и надо сказать, что средний танк из него вполне получился. Да и в принципе это семейство стало самым удачным средним танком 20-х. Вторыми стали японцы, которые хотели создать легкий танк, но у них тоже получился средний Тип 89. Тоже вполне удачный средний танк, причем довольно много повоевавший. Наконец, третьими стали французы.
В мае 1930 года Renault получила спецификацию на создание улучшенного легкого танка Char D1. Собственно говоря, исходник уже и так болтался на грани легкого и среднего класса. Он был тяжелее и японца, и англичанина, а такое вооружение и броню, как D1, не имел ни один средний танк того класса. Улучшенную машину обозначили как Renault UZ. По хорошему счету, там средний танк получался без вариантов. Судите сами: согласно спецификации, требовался танк, подобный D1, но с увеличенной с 30 до 40 мм толщиной брони. Из-за утолщения брони ожидаемая боевая масса возрастала до 16 тонн, но при этом ожидалось, что в дальнейшем она может вырасти и до 20 тонн. Экипаж и вооружение оставались такими же, что и у D1. Собственно говоря, при такой массе назвать его легким уже не получалось. Но машина стала невезучей с самого начала. Поскольку по миру ходил финансовый кризис, финансирование по UZ рубанули. В результате испытания первого опытного танка начались в апреле 1932 года. Машина с номером 2001 получила «временную» башню от Renault FT и в таком виде прошла первый этап испытаний.
В мае 1933 года танк отправили в Рюэй-Мальмезон, где он прошёл капитальный ремонт, а также получил башню ST1. Примерно в это время танк и получил обозначение Char D2, которое стало для него основным. Так начиналась судьба едва ли не самого несчастного французского танка межвоенного периода. У этой машины были шансы стать основным средним танком французской армии, но французские генералы сами себе создали проблемы. Ну а D2 стал печальным «рекордсменом» среди французов по длительности между заказами танков двух серий.
Несмотря на то, что окончательно облик Char D2 сформировался к началу 1934 года, уже в 1932 году появилось понимание, что машина удалась. Естественно, от Renault NC, который был прародителем Char D2, осталась только общая концепция, но в целом «надувание» легкого танка до среднего прошла успешно. В финальном варианте танк получил 150-сильный мотор, благодаря которому 20-тонная машина могла развивать скорость до 22 км/ч. Маловато, но если учитывать тот факт, что это танк сопровождения пехоты, вполне достаточно. Тем более что предшественник, официально легкий танк, был еще медленнее. Корпус традиционно собирался на заклепках, гужонах и рейках, но при этом эти самые заклепки не торчали наружу. 40 мм брони вполне хватало, чтобы не бояться противотанковой артиллерии того периода. Да и в 1940 году этой брони вполне хватало, чтобы 3,7 cm Pak не могла пробить D2 на дистанции в 300 метров и далее.
С точки зрения башни D2 повезло куда больше, чем предшественнику. Поначалу предполагалось, что на танк поставят башню ST2, но в виду того, что ТЗ требовало большей толщины брони, понадобился электрический мотор поворота башни. А вместе с ним и новая башня. Таковой стала APX1, разработанная на сей раз Atelier де Puteaux (APX). Башня имела толщину брони 40 мм и большие размеры, а диаметр погона вырос до 1020 мм. Полностью от «наследства» Renault FT избавиться не удалось, башня осталась одноместной. Но её внутренний объём существенно вырос. Место командира наконец перестало выглядеть орудием пытки человека, больного клаустрофобией. Кроме того, с точки зрения обзорности башня получилась лучше ST2, а ее производство шло более высокими темами. По итогам получался вполне удачный танк, который, к тому же, был не столь и дорогой (600 тысяч франков, это в 2 раза меньше Char B1, при той же пушке и исходно с той же броней). Но танку снова не повезло, на сей раз в судьбу вмешалась политика.
Как раз в начале 30-х годов шли бурные дебаты насчет того, что грядущую гонку вооружений надо сдерживать. По инициативе английского премьер-министра Джеймса Макдональда в 1930 году прошла Лондонская конференция по разоружению. На ней затрагивался вопрос об ограничении максимальной боевой массы танков 25-ю тоннами. Как раз в эту самую категорию пролезал будущий D2. Даже в 1932 году, когда предлагалось ограничение в 16 тонн, он теоретически мог в него пролезть. Но дальше всё пошло по плохому сценарию. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, которые быстро прекратили даже демонстрировать иллюзию миролюбивости. В результате про ограничения забыли все, и вот тут французские военачальники совершили огромную ошибку. Вместо того, чтобы массово насыщать войска средними танками, они рванули в две крайности. Было решено выпускать тучные стада легких танков, а также запускать в крупную серию Char B, по сути тяжелый танк, который уже больше 10 лет выпиливали и, наконец, допилили. А средний танк, который имел достаточную броневую защиту, вполне приличное вооружение и адекватную цену, оказался третьим лишним. Это примерно как «а зачем нам Т-34, давайте мы кучку Т-50 сделаем, и кучу КВ».
Результат столь идиотских действий оказался предсказуемым. На развертывание выпуска легких танков понадобилось время, да еще и быстро выяснилось, что победил-то не совсем тот танк, который подходил для французской пехоты. А французская кавалерия приняла на вооружение очень похожий на D2 «броневик», побыстрее, но в 1,5 раза дороже, зато массовый. Как раз в это время командование французской пехоты начало о чем-то догадываться, но устроили финт ушами. Вместо форсирования выпуска Char D2 они запустили разработку его сменщика, известного как Char G. Из этого вообще ничего не получилось. В результате к началу Второй мировой войны французская пехота имела аж целых 50 средних танков, которые находились в составе 507-го танкового полка. Командовал им полковник Шарль де Голль, который безуспешно пытался добиться от командования наращивания выпуска D2. Именно эту машину он считал основной. А вместо этого французские военные занимались черти чем.
Что-то проясняться в больных головах начало только в 1938 году, когда была заказана вторая партия Char D2. Но ее выпуск постоянно откладывался, а по итогу первые танки были сданы 27 марта 1940 года. Не поверите, почему. Идиоты с лампасами всерьёз ждали, что сейчас получится Char G. Не получилось. А спешка привела к тому, что танки второй серии были косыми и кривыми. Что же касается танков первой серии, то к началу войны они были уже изношены, так что требовали модернизации. В результате D2 себя почти никак не проявили, ибо техническое состояние было аховое, а массовости почти никакой. Дебилизм французских военных во всей красе.
Статья по Char D2:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12903605.html