15
Юрий Пашолок. Ультимативный колесный агрессор

Юрий Пашолок. Ультимативный колесный агрессор

Проект «Универсальной Военной Машины», предназначенной для полного разгрома Германии

Такое явление технической мысли, как танк, сформировалось далеко не сразу. Неслучайно организация, которая создавала танки, именовалась как «Комитет по Сухопутных Кораблям Королевской Морской Авиации». Предполагалось, что эти боевые машины будут намного больше того, что получилось в итоге. На фоне разработок Комитета часто упоминаемый танк Лебеденко совсем не выглядит чем-то диковинным. Больше того, он и не выглядел столь уж странно. Колесных проектов хватало с головой, причем на фоне некоторых из них танк Лебеденко и вовсе сама скромность. Как вам проект очень похожего танка, но с боевой массой 300 тонн, броней 76 мм, четырьмя 102-мм пушками и длиной 30 метров? Да и сэр Уильям Триттон, один из авторов окончательной конструкции танка, занимался колесными боевыми машинами. Одна из них, разработанная в 1915 году, имела длину 15 метров, 4 колеса и сочлененную конструкцию. Впрочем, «Траншейный трактор» так и не стали строить, тем не менее, идеи витали в воздухе.

Траншейный трактор Триттона. Таких проектов, в начале работ по танкам, было много

Траншейный трактор Триттона. Таких проектов, в начале работ по танкам, было много

Несмотря на то, что от чисто колесных боевых машин отказались, проекты колесных танков периодически всплывали. Правда, обычно речь шла об инициативных проектах, особенно если речь касается нашей страны. Вместе с тем, идеи создания «ультимативных» колесных боевых машин периодически появлялись, в том числе и среди научно-популярной литературы. Это, естественно, подпитывало некоторые светлые головы, в которых рождались крайне интересные предложения. Об одном из них и поговорим, благо как раз дата подходящая. Речь пойдет об «Универсальной Военной Машине», или УВН-1, поистине грандиозной колесной машине. Ее автором был военинженер 3-го ранга А.И. Павлов, начальник связи 146-го гвардейского стрелкового полка 48-й гвардейской стрелковой дивизии. Надо сказать, что Анатолий Иванович к июлю 1943 года, когда он подготовил свой проект, был совсем не рядовым человеком. В Красной Армии он служил с 1934 года, на фронте с декабря 1941 года, воевал уже после того, как его изобретение было получено и рассмотрено, был награжден Орденом Красной Звезды. Самое интересное в его изобретение не только сама УВН-1, но и то, что Павлов продумал, как именно ее использовать.

По мнению автора, данная боевая машина должна была иметь массу 100 тонн, длину 25 метров, ширину 3-35 метра и высоту до 3 метров. Всего УВН-1 имела 8 колес, причем корпус состоял из четырех сочлененных секций. В движение УВН-1 приводился двумя дизельными моторами мощностью 1000 лошадиных сил каждый, суммарно они обеспечивали удельную мощность 20 лошадиных сил на тонну. Использовалась электромеханическая трансмиссия, то есть колеса приводились в движение электромоторами, ток к которым подавали генераторы, работающие в паре с дизельными моторами. Колеса имели диаметр от 1,8 до 3 метров. Согласно расчетам, максимальная скорость УВН-1 составляла 100 км/ч. Не менее интересно то, что «универсальная военная машина» должна была уметь плавать, причем довольно быстро — со скоростью до 20 км/ч. Машина несла мощное вооружение — 4 орудия калибра 122 мм, 2 крупнокалиберных пулемета, 8 пулеметов ДТ, тонну взрывчатки и 2 огнемета-ампуломета. Экипаж при этом предполагался в 16 человек. Броневую защиту автор не указал, но на нее приходилась половина массы УВН-1. Еще одним интересным моментом была дальность хода — 4000 километров.

Универсальная Военная Машина военинженера 3-го ранга А.И. Павлова

Универсальная Военная Машина военинженера 3-го ранга А.И. Павлова

Задачу для своего проекта автор видел следующим образом:

«Универсальность машины состоит в том, что она способна выполнять любую задачу любого рода, или группы родов войск приспособлена для борьбы с каждым из них, вплоть до легких морских судов.

Основное назначение – не непосредственное уничтожение живой силы и техники врага тактикой ближнего боя, а разгром армии противника с тыла тактикой дальнего действия, разрушением глубоких тылов вплоть до центральных городов, до степени полного прекращения деловой жизни центральных баз управления и снабжения. В силу чего, между армией противника остатками тылов ее, в первые два дня ввода в бой корпуса УВМ ляжет полоса разрушенной до основания местности шириной в несколько десятков километров (см. схему №1), чем будет в первую очередь сломлена моральная сила армии, а через несколько дней скажется и материальный голод, так как разрушенная полоса не будет иметь ни сил, ни средств к питанию армии, пропуску его через себя и к скорому самостоятельному восстановлению, на восстановление же с посторонней помощью потребуются недели, тем временем корпус УВМ нанеся удар по глубокому тылу, перейдет к уничтожению остальных тылов и во взаимодействии со всеми вооруженными силами прорвет фронт в нескольких местах, перейдет к окружению и уничтожению парализованных остатков армии противника.

Элемент внезапности нападения при применении УВМ, является решающим фактором молниеносной победы и заключается он в том, чтобы скрытно от противника изготовить 100 шт. машин и ввести их в бой, ввиду быстроты действия УВМ и невероятности удара, как по силе, так и по направлению, организация ощутимого сопротивления исключается.»

Вероятнее всего, от идей военинженера 3-го ранга Павлова апологеты автострадных танков устроили бы бурные овации. Шутка ли — 100 этих самых танков должны были уничтожить 100 тысяч квадратных километров вражеской территории (не опечатка). Разрушению подвергались восточные области Германии, включая Берлин, и Пруссия. Всё это предполагалось провести, за четыре дня, следующим образом:

Схема разгрома Германии сотней УВМ-1

Схема разгрома Германии сотней УВМ-1

«а) сосредоточение в р-не г. Вязьмы для прорыва через линию фронта в месте болотистом и водном, как безопасном в смысле противотанковой обороны и соблюдению неожиданности перехода на территорию занятую противником.

б) Марш.

К исходу дня, под прикрытием темноты пройти линию фронта и расчленившись на 3 колонны по 33 машины двигаться на Запад, на рассвете каждой группе дополнительно расчленится на 11 групп по 3 машины в каждой. Внутри таких групп держать зрительную связь. Дорогу выбирать так, чтобы обеспечить быстроту движения, исключить потерю машин, скрыть свой замысел. В бой вступить в том случае, если грозит перерыв в движении. Принимать меры маскировки, подделки под немецкое, совершать ложные действия. Захватывать пленных для опроса и получения сведений. Марш продолжать до выхода в район Познани – восточная Польша – исходный рубеж д/атаки. Расстояние от Вязьмы до Познани 1 200 км, потребное время для прохождения – 24 часа. Время для подготовки к атаке, проверке одна ночь.

Выступление в атаку перед рассветом.

в) Атака.

По пути движения из района Познани до Берлина (расстояние 300 км время 6 часов) уничтожать аэродромы, авиабазы, транспортно-дорожные сооружения, связь, линии электропередач, без снижения скорости движения. Обойдя Берлин согласно схемы №1 тщательно разрушить его окрестности, тем самым отрезать от провинции. После чего машины направляются к центру давить, расстреливать, взрывать и главное зажигать, не позволять тушить огонь, уничтожить всё.

г) Взаимодействие с авиацией.

1. В рубке сосредоточения патрульная служба.

2. На марше: а) разведка пути и сообщение данных по радио (самолеты могут иметь опознавательные знаки противника):

3. Ведения боя с противником, мешающим продвижению маневром – отвлечение сил и внимания, противника на себя.

4. Снабжение боеприпасами, ГСМ, эвакуация раненых. Посадочные площадки обеспечиваются УВМ. Совместные десантные операции.

5. Посредничество в связи между корпусом и руководящим штабом.

д) Обратный марш.

1. После атаки основной цели – Берлина, согласно маршрута на схеме №1: Северная группа №1 на север, западная группа на запад и южная группа №3 – на Юг. Шириной фронта 3×33=100 км, подвергая разрушению все, что попадается на пути следования по немецкой территории, особенно крупные населенные пункты. Время от 8 до 12 часов.

Общее потребное время равно 24+ 8+6+3+12= 53 часа, т.е. 2 суток и 5 часов на разрушение 100 000 кв. км. территории.

2. В случае потребности в ГСМ заправляться за счет противника, или же при переходе границы СССР с самолетов, как ГСМ, так и боеприпасами.

3. При движении на восток идти магистралями через населенные пункты, лежащие на пути следования и во взаимодействии с авиацией разрушать штабы, тылы, базы снабжения, аэродромы, технику и живую силу врага.

4. При подходе к линии фронта установить связь с передовыми частями КА и взаимодействовать с ними – прорывал фронт, окружая и уничтожая остатки немецкой армии. Потребное время 40 ч. Всего потребуется времени от момента вступления из р-на Вязьмы – до прорыва фронта совместно с частями КА – 93 ч. т.е. около 4 суток.»

Имелись мысли и о том, как использовать далее столь суровые боевые машины:

«УВМ могут быть выполнены более мощными и надежными. Если добавить к УВМ-1 еще одну и между ними в центре поместить дополнительную кабину на гусенично-электрическом ходу получим машину тяжелого типа – УВМ-2, длина ее будет до 45 м. Такие машины будут способны достичь ла Манша и форсировать его, вопреки любой воли. Сознательно дерзким использованием техники мы имеем возможность необычайно быстро для обывательского взгляда повернуть ход мировой истории к быстрейшему завершению переделки мира на коммунистический лад.»

LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II, данная машина показывает, что принципиально детище Павлова на столь и безумно. То есть имелась принципиальная возможность реализации УВМ-1

LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II, данная машина показывает, что принципиально детище Павлова на столь и безумно. То есть имелась принципиальная возможность реализации УВМ-1

В дальнейшем автор предполагал переделать УВМ-1 в чисто мирные машины, предназначенные для освоения северных районов, а также для достижения Северного и Южного полюсов. Знал ли военинженер 3-го ранга про «Снежный Крейсер» адмирала Бёрда, неизвестно, но мысли примерно одинаковые. Естественно, никто реализовывать УВМ-1 не стал, а предложение ушло в архив. Но сама идея крайне интересная. В заключение стоит отметить, что уже после войны появились вполне реальные колесные аппараты, на фоне которых УВН-1 не выглядит такой уж фантастикой. Самый большой из них, LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II, имел массу 600 тонн и полную длину 172 метра. Общая мощность газотурбинных моторов составляла 4680 лошадиных сил (а в перспективе продумывался и реактор). Кстати говоря, у LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II тоже использовались электромоторы в колесах. Так что безумием идея Павлова является лишь отчасти. Естественно, без переделки мира на коммунистический лад и уничтожения 100 тысяч километров территории, но идея вполне реализуемая.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Tankette Vol.15 No.3
      3. hemmings.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ultimativnyi-kolesnyi-agressor-605e238896354e3b8a9ce761

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account