Юрий Пашолок. Уголок неба в Музее Техники Вадима Задорожного
Выставка «Соколы Родины», заново открывшаяся в Музее Техники Вадима Задорожного
Коронавирусная инфекция внесла серьёзные коррективы в жизнь многих учреждений. Касается это и музеев. В ноябре прошлого года были закрыты музеи как в Москве, так и в Московской области. Исключения сделали только для тех музеев, у которых имеется открытая площадка. То есть сам музей для посещения закрыт, но на площадку зайти можно. В таком режиме областные музеи работали практически до самого конца года, а московские музеи снова заработали только в середине января. Никуда не денешься, таковы правила работы в условиях пандемии. Это совсем не пустой звук, даже до самых упертых персонажей, отрицающих наличие проблемы, начало доходить. Могу сказать, что у среди моих знакомых от коронавирусной инфекции умерло уже больше десятка человек, из них несколько коллекционеров олдтаймеров. Число переболевших знакомых давно перевалило за несколько десятков, уже даже перестал считать. Посему всё же рекомендую включить голову и соблюдать элементарные меры безопасности, это в ваших же интересах.
Не стал исключением и Музей Техники Вадима Задорожного. На некоторое время музей оказался закрыт, для посещения оставили только открытую площадку. Надо сказать, что и на открытой экспозиции есть много чего интересного, но так получилось, что временное закрытие случилось буквально через месяц после открытия в музее новой выставки. 9 октября была торжественно открыта выставка «Соколы Родины», которую музей готовил в течение нескольких лет. Располагается она во втором корпусе музея, на первом этаже. Коронавирусная инфекция и так сильно задержала открытие, поскольку часть работ, особенно по освещению, попросту встала. Вторая волна пандемии внесла дополнительные проблемы, посему выставка закрылась более чем на три месяца.
Музей, впрочем, зря времени не терял. Вынужденная пауза была максимально использована для доработки экспозиции, так что «Соколы Родины», открывшаяся вчера, предстала в обновленном виде. Кроме того, повторное открытие выставки было решено совместить со днем открытых капотов. Те, кто попал на выставку вчера, смог увидеть находящиеся там самолеты в открытом виде. Продолжится день открытых капотов и сегодня, кроме того, сегодня в музее расширенная программа, приуроченная ко Дню Защитника Отечества. Ну а для тех, кто не может попасть в музей сегодня, или в принципе живет очень далеко, я решил сделать небольшую экскурсию по новой выставке.
То, что Музей Техники Вадима Задорожного серьёзно занимается авиационной темой, давно не секрет. В своё время Вадим Задорожный оказался одним из тех, благодаря кому техника с Ходынки не была сдана в металлолом. Часть ее сейчас в музее, часть на новой площадке в Медыни, где ждет реставрацию (кстати, новая площадка вполне работает и развивается). В основном здании можно видеть часть экспозиции музея ОКБ Яковлева, немалое число самолетов находится на открытой площадке. Вместе с тем, набралась критическая масса образцов, которые уже не помещаются в основную экспозицию. К тому же возникает дилема, стоит ли их восстанавливать до состояния «как с завода». Дело в том, что несколько машин было поднято на местах вынужденных посадок. Они сохранились в очень неплохом состоянии, но их восстановление попросту «убьёт» оригинальные детали, особенно те, что из дерева. Посему несколько самолетов решили сохранить как есть.
Также появилась идея выставить данную технику в диорамах. Это, конечно, снижает количество экспонатов, но хуже выставка от этого явно не становится. Сама по себе идея использования диорам не нова, но в последнее время она стала особенно популярной. Отчасти новая волна использования диорам пошла благодаря деятельности таких коллективов, как студия «Невский Баталист». В результате некоторые музеи, например, Музей Победы, решили полностью переделать свои экспозиции. Есть в этом движении и минусы, поскольку исчезают каноничные музейные экспозиции. Но, с точки зрения посетителя, такие переделки скорее являются плюсом. На практике нужна золотая середина, то есть диорамы должны дополнять, а не полностью заменять классические экспозиции.
«Соколы Родины» как раз является таким симбиозом обширной диорамной части, и классической экспозиции с богатым предметным фондом, размещенном в витринах. Авиационная тема здесь раскрывается в полной мере, а диорамы выполняют еще и, так сказать, защитную функцию. Не секрет, что многие посетители ведут себя, скажем так, весьма своеобразно. То, что многие хватают предметы, включая и самолеты, куда дотягиваются руки, наблюдал сам в основном здании музея. Что там будет с самолетом после года таких хватаний, догадаться несложно. В случае с диорамой получается своеобразное ограждение, полностью от альтернативно одаренных она, конечно, не защитит, но настоящих буйных мало. Да и смотрители не просто так стоят.
Благодаря большой диорамной составляющей удалось сделать ряд небольших экспозиций, которые раскрывают различные темы истории авиации. Например, начинается «Соколы Родины» с диорамы, посвященной полевой ремонтной мастерской. Одним из ключевых предметов здесь является авиационный мотор М-17Ф с многоцелевого самолета Р-5. Самолет, мотор с которого находится в экспозиции, был подбит и разбился в ходе вынужденной посадки, экипаж погиб. Ныне М-17 является большой музейной редкостью, а здесь он удачно вписан в экспозицию.
Одним из главных экспонатов выставки является этот самолет. Як-1, первый серийный истребитель КБ Яковлева, ныне в мире известно всего два таких экземпляра. Первый находится в Саратове, причем совсем недавно машину испохабили, пошкрябав родную обшивку и залив «вертолетной» краской. Просто потому что подряд выиграл вертолетный завод. Второй самолет был поднят в июне 2012 году со дна озера Кривое, что неподалеку от Сафоново. Оказался он там 28 августа 1943 года, совсем немного не долетев до родного аэродрома. В этот день младший лейтенант Егор Демидов из 20-го ИАП возвращался с задания по сопровождению конвоев. При заходе на посадку что-то произошло, пришлось уходить на второй круг, топлива уже не хватило. По этой причине Демидов принял решение садиться на вынужденную, место приземления стало озеро Кривое. Летчик остался жив и позже записал на свой счет несколько сбитых вражеских самолетов. А этот самолет почти на 70 лет оказался под водой.
Сложно сказать, насколько этому Як-1 не повезло в тот день. Самолеты данного типа, со смешанной конструкцией, довольно быстро списали после войны в виду недолговечности. Ну а эта машина, поднятая поисковым клубом «Икар» при содействии фонда «Крылатая память Победы» и Музея техники Вадима Задорожного, пережила их всех. Самолет интересен и тем, что имеет следы полевого ремонта фонаря кабины. После подъема было решено не восстанавливать самолет до летного состояния, а максимально сохранить, как есть. В противном случае от его оригинальной конструкции мало что осталось бы. Впервые этот Як-1 можно было видеть на Олдтаймере Галерее Ильи Сорокина в 2013 году, теперь же он является одним из главных экспонатов новой выставки. Выставлен он в диораме, которая реконструирует момент его подъема. Подсветка также будет имитировать водную рябь. Ну а те, кто придет в музей сегодня, сможет увидеть раскапотированный мотор М-105.
В самом дальнем конце экспозиции находится еще один самолет, сохраненный в максимально первозданном виде. Речь идет об английском истребителе Hawker Hurricane Mk.IIB с серийным номером Z 5252. Крайне примечательная машина с бурной судьбой. Это один из первых зарубежных истребителей, попавших в Советский Союз а августе 1941 года. Позже самолет был передан из состава 151-го истребительного авиакрыла RAF в состав 78-го истребительного авиаполка, оснащенного «Харрикейнами». Командовал полком известный ас Борис Сафонов. Вполне возможно, что он летал и на данном самолете. Позднее машина досталась лейтенанту П.П. Маркову, который летал на ней до 2 июня 1942 года. В тот день было потеряно три «Харрикейна». Из них один являлся самолетом Маркова, который сел на вынужденную. Местом посадки стал лед озера Нялъявр к северо-западу от Мурманска. Этот момент и изображен на диораме.
Сам лейтенант Марков смог вернуться в расположение части. Самолет был поврежден в ходе боя, но вполне пригоден к восстановлению. Но к моменту прибытия спасательной команду он уже ушел на дно озера, где оставался до 2003 года. Под руководством Бориса Осетинского команда водолазов из Воронежа смогла поднять машину со дна озера. Машина очень неплохо сохранилась, но на восстановление понадобилось немало времени. Самолет решили восстанавливать с максимальным сохранением первоначального облика, то есть летающим ему быть уже не суждено. Впрочем, «Хурриков» по миру еще летает немало, а вот машин в исходном облике совсем немного. Так что решение верное.
Как и Як-1, сегодня самолет представлен с открытым капотом, так что можно видеть во всей красе его родной мотор. А заодно и внутренности капота. На них продублирован серийный номер машины. Работы над самолетом еще идут, но уже сейчас это один из самых интересных Hawker Hurricane из сохранившихся. Именно по причине его оригинальности. Такое вы не увидите в большинстве музеев мира.
Помимо самолетов, поднятых на местах вынужденных посадок, в экспозиции есть машины, имеющие более счастливую, но порой не менее драматичную судьбу. Особенно это касается вот этого истребителя — Як-3. История машины началась в 1944 году, когда саратовский пчеловод Ферапонт Головатый собрал деньги уже на второй самолет для своего земляка — Бориса Еремина. До того ему был передан Як-1Б, тот самый, что ныне находится в Саратове (и тот самый, что «вертолетчики» загадили своей «реставрацией»). Истребитель был торжественно передан в мае 1944 года, он пережил войну, причем Еремин на нем сбил еще 6 немецких самолетов. Далее истребитель стал экспонатом Центрального дома авиации им М.В. Фрунзе. В конце 50-х самолет передали в музей ОКБ Яковлева, причем там он лишился дарственной надписи. Справедливость восстановил техник Еремина, который в 60-е годы обратился к Брежневу. Самолету вернули надпись, так он дожил до 1991 года. Дальше он ВНЕЗАПНО оказался в США, где был до 2014 года. При содействии Музея Техники Вадима Задорожного самолет удалось вернуть в Россию, его восстановили, и как раз в этот момент «проснулся» Саратов. Типа верните его нам. Подкатывали и те самые «вертолетчики», типа надо его покрасить. Пока что удалось отбиться и от тех, и от других. Это хорошо, что самолет был построен в Саратове, но уже один самолет запорот. А еще неподалеку от того самого Як-1Б стоит StuG 40 Ausf.G, который был разграблен. От машины осталась скорлупа. Так что пусть машина стоит там, где она находится. Уж точно целее будет.
Рядом находится еще один самолет конструкции Яковлева. Это истребитель Як-9, тоже с весьма бурной судьбой. Он является представителем самого массового семейства советских истребителей военного периода. Первые Як-9 были готовы в конце 1942 года, а его производство закончилось только в 1948 году. За это время было построено более 19,5 тысяч самолетов данного типа. Як-9 стал самым массовым из советских истребителей, причем его боевая карьера продолжалась в небе Кореи. Данный экземпляр долгое время находился в Монино, далее он оказался в музее ОКБ Яковлева, а оттуда попал в Музей Техники Вадима Задорожного.
Самолет находится в диораме, посвященной полевому обслуживанию авиатехники. В связи с этим одна из створок капота снята, благодаря чему можно видеть двигатель. Чтобы его было видно, сделана подсветка. Кстати говоря, в ходе вынужденной паузы были проведены работы по улучшению освещения экспонатов. В том числе сделана подсветка ниш шасси, которые обычно скрыты в темноте. А ведь там много чего интересного.
«Соколы Родины» — это не только самолеты, но и всё, что их окружает. В диорамах нашлось место разным предметам, и даже образцам техники. Одним из таких образцов является пикап ГАЗ-4. Это первый советский массовый пикап, созданный на базе ГАЗ-А. Он использовался как многоцелевая машины, в том числе и как аэродромная техничка. Еще один интересный момент — ГАЗ-4 был среди образцов техники, которые перевозились авиадесантным способом. Для этого пикап подвешивался под брюхом ТБ-3.
Есть на экспозиции и предметы, которые являются антиподами авиационной техники. Те самые, что сами не летают, и другим не дают. Из них наиболее интересным является вот этот аппарат — зенитная счетверенная пулеметная установка М-4. Она являлась основным зенитным средством Красной Армии на начало войны. Нередко М-4 работали и по земле.
На площади, где располагается выставка, максимально использованы все доступные площади. Даже там, где вроде бы уже ничего не разместить, что-то придумали. В данном случае диорама с руководителем полетов. Мелочь, но из таких мелочей и создается общий фон.
Большой объем различного предметного фонда распределен и по диорамам. Местами весьма неожиданный. Впрочем, основная часть экспонатов имеет прямое отношение к тематике выставки. То есть предметы, которые использовались в авиации.
Как уже говорилось выше, «Соколы Родины» — это нет только серия диорам, но и вполне классическая музейная экспозиция. Одна из стен отдана под предметный фонд, размещенный в витринах. За время, что выставка была закрыта, в витринах произошло обновление. Кстати говоря, периодически здесь будет реэкспозиция, что является обычным и правильным делом с точки зрения музейной работы. Экспозиция не должна застаиваться.
Среди экспонатов, которые пополнили витрины, можно выделить сигнальные пистолеты, которые использовались летчиками. Сигнальный пистолет ОСП-30, один из наиболее массовых образцов военного периода, представлен в двух вариантах. Первый — это каким ОСП-30 был в то время, а второй — во что он превращается после десятилетий лежания в воде.
Дополнительными новинками стали макеты самолетов, которые выполнялись заводскими КБ. В данном случае тот самый И-200, который создавался Поликарповым, а потом ВНЕЗАПНО стал самолетом Микояна и Гуревича, то есть МиГ-1. Вот тут макет самолета в его исходном виде.
Еще один макет поликарповского самолета, куда менее удачливого. Это тяжелый истребитель сопровождения ТИС, который создавался как самолет сопровождения бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). Машина долго дорабатывалась, данный макет представляет собой финальную версию машины, с моторами АМ-39, которые он так и не дождался. Интересна дарственная надпись на подставке макета.
Последней идет витрина с экспозицией, посвященной беспосадочному перелету дальнего бомбардировщика АНТ-37бис «Родина» с экипажем в составе женского экипажа — В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой. В витрине представлены личные вещи участниц перелета.
В том числе и вот такая интересная винтовка с дарственной надписью. Наградное оружие бывает весьма внезапным. Следует отметить, что данная экспозиция является временной, то есть в скором времени она будет переработана. Напоследок стоит сказать, что это только первый этап работ. Этажом ниже идет работа над второй очередью выставки, посвященной более раннему периоду. А именно Первой мировой войне.
Автор выражает признательность Музею Техники Вадима Задорожного и лично Евгению Лебедеву (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала.