Так исторически сложилось, что среди сохранившихся до наших японских танков очень мало персонализированных машин. Еще как-то можно определить, из какой части та или иная боевая машина, но именно чтобы знать экипаж — очень большая редкость. Надо сказать, что и среди танков других стран подобные случаи крайне редки, тем более что особо этим не занимаются. Но японцам, в этом плане, повезло еще меньше. Прежде всего потому, что итоги боевого применения их танков обычно заканчивались одинаково.
Подавляющее большинство японских танков, по которым известно, кто в них воевал, числились в составе 11-го танкового полка. Этот полк являлся одни из главных аргументов японских сил, оборонявших остров Шумшу. Из этого числа всего один экипаж оказался везучим, пережив свой танк. Речь идет о легком танке Тип 95 Ха-Го капитана Ито Рикио, который командовал 4-й танковой ротой. Так сложилось, что именно эта рота первой сражалась с Курильским десантом.
О Курильской десантной операции следует рассказать отдельно, в данном случае речь пойдет именно о действиях 4-й танковой роты. Сам по себе 11-й танковый полк являлся весьма необычной частью. Дело в том, что обычно легкие танки находились по штату в 1-й танковой роте. В данном же случае на Ха-Го служила 4-я рота. В общей сложности в ней было 11 Ха-Го и 105 человек личного состава. К моменту высадки советского десанта 4-я танковая рота размещалась в районе аэродрома Мийосино (позже Кузьминовский). Здесь находились склады с боеприпасами и масса важных построек, так что наличие двух танковых рот (3-й и 4-й) вполне объяснимо. Кстати, после войны в этих местах размещался советский танковый полк.
О том, что происходило на Шумшу 18 августа 1945 года, советская и японская сторона имеют разные точки зрения. В том числе это касается и 4-й танковой роты. По японским данным его направили для разведки, они наблюдали за советскими войсками до подхода основных сил. Звучит это не очень убедительно, особенно с учетом того, что даже по японским данным танки роты оказались повреждены огнем советских десантников.
Более правдоподобно выглядит точка зрения начальника штаба командира высадки десанта, капитан-лейтенанта Саватеева. По его данным, в 9:27 по местному времени 5-6 японских танков прорвались на Высоту 171 (яп. гора Сирей-Сан), которую в тот момент штурмовала морская пехоты и силы первого броска. Для того, чтобы отбить атаку, понадобилась помощь корабельной артиллерии. Самое интересное, что этот эпизод не стыкуется с «каноничным» отчетом генерал-лейтенанта А.Р. Гнечко.
По факту это была не разведка, а первый бой 11-го танкового полка, который не указывается более нигде. Рота капитана Ито Рикио выскочила на дорогу, которая идет от района Высоты 171 к мысу Кокутан-Саки (ныне мыс Курбатово). Здесь они наткнулись на советский десант, который удалось немного оттеснить, но это стоило тяжелых потерь. Из 11 танков рота потеряла 7, у машины командира роты прострелили пушку. Более он в боях не участвовал.
Можно сказать, что лихой атакой командир 4-й роты спас себе жизнь. Основная масса комсостава полка погибла в ходе последующих атак Курильского десанта. У нас описывают именно эти атаки, в их ходе японские войска потеряли еще 18 танков. Оставшиеся танки оказались под командованием Ито Рикио, как самого старшего по званию. Больше в бой 11-й танковый полк в не ходил.
Машина командира 4-й танковой роты так и осталась на месте, где ее бросили (рядом с ВРМ, веерным радиомаяком). На снимках ее состояние на лето 2009 года. Годом спустя ее перевезли в Южно-Сахалинск, где привели в порядок. На табличке упомянута рота, но что-то помешало вписать имя комнадира танка. Хотя тот, кто это писал, прекрасно в курсе, чей он. Не соответствует действительности и информация, что танк сожгли при отступлении. На нем сохранились резиновые бандажи опорных катков, которые обычно сгорали.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Материал посвящен памяти Вячеслава Мысова (г. Усть-Камчатск), сделавший много с точки зрения исследования боевых действиях на Курилах
-
источник: https://dzen.ru/b/ZfAZCbRY0mrg37pM