Юрий Пашолок. Тёмный властелин из Бовингтона

14

Юрий Пашолок. Тёмный властелин из Бовингтона

Рассказ о пехотном танке Black Prince I (Infantry Tank A43) из коллекции Танкового музея в Бовинтоне

Англичане в 30-е годы умудрились так навертеть ситуацию с классификацией танков, что там черт ногу сломит. Достаточно сказать, что с теми же пехотными всё выглядело непросто. Например, Valentine, который иногда записывают в легкие танки, скорее был ближе к средним (его спецификация по массе была близка к тому, что изначально предполагалось получить от будущего Infantry Tank Mk.II). При этом был еще и Infantry Tank Mk.IV, он же Churchill. Официально не тяжелый, но все прекрасно понимали, что он из себя представлял.

Четвертый образец Black Prince I, тогда и сейчас

Четвертый образец Black Prince I, тогда и сейчас

Несмотря на ряд недостатков, Churchill умудрился продержаться дольше в производстве, чем любой другой английский танк. Не менее важно то, что он при этом оставался на первой линии. То есть концепция пехотного танка оказалась не такой и плохой, как могло показаться. Об этом говорит и то, что английские военные планировали получить дальнейшее развитие — Infantry Tank A43. Более известный как Black Prince I, этот танк совсем немного не успел на поля сражений, правда, не факт, что он там вообще бы оказался. Ныне известен всего один образец данного танка, он находится в коллекции танкового музея в Бовингтоне.

Машина неплохо сохранилась, но выезжает крайне редко

Машина неплохо сохранилась, но выезжает крайне редко

Секрет долголетия Churchill оказался оказался довольно простым. Да, этот танк был неспешным, но не всё так просто, как может показаться. Обычно люди смотрят на максимальную скорость, но на ней танки обычно ездят недолго. А вот средняя скорость у английского пехотного танка была равнозначной тяжелым танкам того периода, то есть всё те же 20-25 км/ч. То есть английские военные не такие уж и безумцы, как это может показаться. На практике они получили не самый плохой тяжелый танк, который официально так не назывался.

Стоит она довольно неудобно, со всех сторон особо не подойдешь

Стоит она довольно неудобно, со всех сторон особо не подойдешь

Из всех пехотных танков Churchill оказался наиболее успешным с точки зрения развития конструкции. Кроме того, ему повезло попасть на фронт ближе к концу Африканской кампании, где он смог себя проявить, особенно это касалось боёв в Тунисе. Churchill оказался единственным среди собратьев, кого существенно дорабатывали с точки зрения броневой защиты. Также на этом танке последовательно поменялось несколько башен, причем на трех из них могли устанавливаться орудия калибра 57, 75 и 94 мм. Одним словом, долгожителем этот танк оказался совсем не случайно.

Плюс с одной стороны стена

Плюс с одной стороны стена

Собственно говоря, новое вооружение стало главной причиной, по которой стали готовить сменщика Churchill. Речь идет о 17-фунтовой (76-мм) пушке, которая изначально предполагалась для штурмовых танков, но первой она прописалась в «тяжелом крейсерском» танке A30, он же Challenger I. Далее это орудие стали «пристраивать» на целом ряде танков, включая и A41, более известный как Centurion. Изначальной идеей стала адаптация башни A41 (точнее, изготовление новой башни на ее основе) к шасси Churchill.

Сзади, к слову, на своего прародителя A43 похож мало

Сзади, к слову, на своего прародителя A43 похож мало

Работы на Vauxhall Начались ближе к концу 1943 года, а облик танка, получившего обозначение A43, сформировался летом 1944 года. История A43, как и история крейсерского танка A43, стала наглядным примером того, что бывает, когда наверху сидят консерваторы. Когда разруха в головах, это беда, особенно на английских танкистов. На Vauxhall, а также среди английских военных, были здравые идеи, вроде установки более мощного двигателя, а также изменения лобового листа корпуса. Но те люди, которые принимали окончательные решения, были весьма далеки от логики.

Морда ступенькой, привет от консерваторов в английском командовании

Морда ступенькой, привет от консерваторов в английском командовании

Иначе не объяснить ту дурь, которую сотворили с перспективным пехотным танком. Во-первых, несмотря на настойчивые требования сделать лоб корпуса под наклоном, его оставили таким, как есть. Если на английском флоте традицией были, как говорил один классик, ром, плеть и содомия, то у английского танкостроения традицией стала «морда со ступенькой». Объяснялось это необходимостью сохранить установку курсового пулемета BESA. Что именно английским военным мешало поднять веки и посмотреть на курсовую установку «Пантеры», история умалчивает.

Передние крылья "пониженные", дабы улучшить ситуацию с обзором

Передние крылья «пониженные», дабы улучшить ситуацию с обзором

Во-вторых, кто-то наверху решил, что пехотному танку более мощного мотора не положено. Он же пехотный, поэтому ездить должен не очень чтобы быстро. Поэтому предложение поставить на A43 двигатель Rolls-Royce Meteor завернули, наивно посчитав, что 350-сильного двигателя Bedford (такого же, как на Churchill VII) ему хватит. Правда, никто не подумал, что у Churchill VII этот мотор тащил немногим более 40 тонн. А вот в случае с A43 боевая масса возрастала до 50. Для компенсации решили усилить коробку передач, но история КВ-1 уже показывала, что рост массы на 10 тонн обычно ничем хорошим не заканчивается.

Улучшили ситуацию и с перископами

Улучшили ситуацию и с перископами

Столь существенный рост боевой массы стала результатом установки более крупной башни, что привело и к увеличению шасси. Его пришлось делать шире, поэтому от «ушей» воздухозаборников в бортах корпуса пришлось отказываться. Впрочем, даже все изменения не особо поменяли общую конструкцию машины. A43 однозначно воспринимается как Churchill на стероидах. Вот только есть один момент, который портил всю картину. Если к Churchill вопросы были только в начале выпуска, и больше по надежности, то тут куча вопросов по целому ряду направлений.

Эвакуационные люки в бортах по типу Churchill VII

Эвакуационные люки в бортах по типу Churchill VII

Исходный заказ был на 6 танков, из них 1 — это на самом деле корпус для обстрела, и 5 — полноценные танки. Машина получила обозначение Black Prince I, что, кстати, выбивалось из общей системы индексов пехотных танков. Надо сказать, что с индексом получилось не очень хорошо. Само по себе обозначение в честь принца Эдуарда, Герцога Корнуольского, являлось почетным. Но один корабль с таким именем закончил свою карьеру кораблем-тюрьмой, второй затонул возле Балаклавы, еще один немцы утопили в Ютландском сражении. Одним словом, сомнительный выбор.

Ходовая часть во многом является копией Churchill, особенно что касается подвески

Ходовая часть во многом является копией Churchill, особенно что касается подвески

Еще в июне 1944 года появился контракт на выпуск 300 танков первой крупной серии. Но исполнить его было не судьба. Опытные образцы Black Prince I на испытаниях показали себя весьма неоднозначно. Помимо того, что они были медленнее Churchill VII, они имели ряд проблем с надежностью. А главное, принципиальных преимуществ, кроме как в вооружении, не получили. На этом фоне не стоит удивляться, что 30 мая 1945 года контракт на выпуск 300 танков отменили, а дальше полигонов их не повезли. В отличие от A41, которые хоть и опоздали на войну, но в Германии побывали. Слегка намекает на качество получившегося танка.

А вот надмоторная плита совсем другая. Воздухозаборники перенесли на крышу моторного отделения

А вот надмоторная плита совсем другая. Воздухозаборники перенесли на крышу моторного отделения

A43 стал последним пехотным танком, разработанным в годы Второй мировой войны. Кстати говоря, концепция пехотного танка умерла уже несколько позже — в конце 40-х годов, когда начались работы по «универсальному» танку FV201. Последней войной для пехотных танков стала Корея, где применялись Churchill VII Crocodile. А вот A43, к тому моменту, в основном пустили на гвозди. Повезло только одному танку — четвертому образцу, который использовался для длительных испытаний. Также в коллекции братьев Кадманов есть частично порезанный танк, а в Даксфорде — пушка с орудийной установкой.

Black Prince I стал первым английским танком с кормовым полевым телефоном, который совместили с аптечкой

Black Prince I стал первым английским танком с кормовым полевым телефоном, который совместили с аптечкой

Машина, которая находится в Бовингтоне, сохранилась в более-менее приличном состоянии. Потенциально ее можно даже поставить на ход, благо что по мотору и ряду других агрегатов танк совместим с Churchill VII. Но по неизвестным причинам приводить танк в порядок не стали, по крайней мере пока. На Trankfest-2012 случился настоящий фарс. Теоретически можно говорить, что танк двигался. На практике же он двигался не сам, а на буксире. Учитывая то, какой была вся его история, такой фарс является наиболее подходящим финалом.

Вот эти "карманы" - система дымопуска

Вот эти «карманы» — система дымопуска

Если смотреть на танк с точки зрения того, какие в него были заложены технические решения, то не всё так уж и плохо. На самом деле инженеры Vauxhall провели очень большую работу. Как раз к ним вопросов нет ровно никаких. Вопросы к тем толстолобикам, которые оставили на танке «дохлый» мотор и ступенчатую лобовую деталь корпуса. Собственно говоря, отмена выпуска 300 танков была не случайной. Уже потом выяснилось, что лоб корпуса вполне пробивается пушкой Pz.Kpfw.Panther (и это 152 мм брони!).

17-фунтовая пушка, с которой и началась разработка A43

17-фунтовая пушка, с которой и началась разработка A43

При этом по ряду технических решений A43 выглядел явно более удачным, чем A41. Например, у этого танка была более удачная орудийная установка, без всяких странных идей вроде 20-мм пушки Polsten в отдельной установке. Концептуально башня была больше похожа на A34, то есть литая лобовая часть и сварные детали, без кормовой ниши. При этом командир, размещавшийся справа, имел более удобное место, чем на Centurion. Надо сказать, что исходная башня на A41 прожила недолго, ее пришлось переделывать.

Башня пол концепции похожа больше на Comet

Башня пол концепции похожа больше на Comet

Если не считать бездарного решение свыше относительно лобовой части корпуса, в остальном A43 был большим шагом вперед. При достаточно широком использовании идей с Churchill VII этот танк, по ряду пунктов, получился лучше предшественника. Удалось частично решить проблему с обзором с места механика-водителя, убрали «уши», которые являлись уязвимым местом. Также на A43 реализовали некоторые новинки. Например, полевой телефон, который совместили с аптечкой, впервые поставили именно на нем. Позже это будет стандартным элементом для английских танков.

Сама она сварная, а лобовая деталь литая

Сама она сварная, а лобовая деталь литая

По большому счету, Black Prince I надо показывать как прекрасный образчик победы заказчика над английской инженерной школой. С одной стороны, исходная идея танка была неплохой. С другой же стороны, спущенные требования на «оформление» носовой части корпуса и силовую установку попросту танк уничтожили. Даже если бы война продолжилась, особого смысла его выпускать, в таком виде, не имелось.

источник: https://dzen.ru/a/ZxowTQ36Qynoq5f7

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account