К 80-летию прорыва блокады Ленинграда, которое совпало с днем первого захвата на советско-германском фронте тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E
Среди бронетанковой техники хватает образцов, которые оказали существенное влияние на мировое танкостроение. Есть таковые и среди немецких боевых машин, особенно периода Второй мировой войны. Одним из них, безусловно, является немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. На момент появления «Тигр» оказался самым защищенным тяжелым танком, одновременно имея на вооружении самое мощное орудие в классе. С начала 1943 по весну 1944 года этот тяжелый танк доминировал на полях сражений. Несмотря на то, что зачастую результативность экипажей «Тигров» преувеличена, эти танки действительно были крайне опасным противником. С ними считались, также появление «Тигров» существенно повлияло на мировое танкостроение.
Сегодня исполнилось 80 лет знаменательному событию в истории Великой Отечественной войны. Примерно в 9:30 утра 18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты встретились на восточной окраине рабочего поселка №1. Тем самым была прорвана блокада Ленинграда. В этот же день состоялось еще одно важное событие. В районе рабочего поселка №5 были захвачены немецкие тяжелые танки Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Позже два образца «Тигров» доставили на НИБТ Полигон в Кубинку. По результату их изучения в отечественную программу танкостроения пришлось вносить срочные изменения. Как произошел захват немецких тяжелых танков, и какова была их первая оценка на месте, сегодня и поговорим.
Появление новейших танков под Ленинградом в самом конце августа 1942 года выглядело странным. Создается ощущение, что немцам было нечего делать, как посылать войска в район Синявинских болот. На самом деле всё объясняется довольно просто. 23 августа 1942 года должна была начаться операция «Северное Сияние», целью которой являлся захват Ленинграда. Поэтому сюда и стягивалось всё, что можно. Но так сложилось, что 19 августа началась Синявинская операция, цель которой была противоположной — прорвать кольцо блокады. Вместо наступления немцам пришлось обороняться, а те силы, которые должны были пробивать брешь в обороне Ленинграда, оказались вынуждены вести боевые действия в другом направлении. «Тиграм» и вовсе пришлось идти в бой в день прибытия на станцию Мга. Боевой дебют, состоявшийся 29 августа 1942 года, закончился провалом. 3 из 4 танков сломались, да и дальнейшее их применение в ходе Синявинской операции выглядело крайне сомнительным.
Новые танки Красная Армия не заметила. По иронии судьбы, во время Синявинской операции дебютировало два 502-х батальона. С немецкой стороны 502-й тяжелый танковый батальон, а с нашей стороны 502-й огнеметный танковый батальон. В сентябре 1942 года они чуть не встретились в районе Тортолово. Сам по себе 502-й ТТБ выглядел весьма странно. Основу его матчасти составляли не «Тигры», а Pz.Kpfw.III. Впрочем, проблемы были и по другим направлениям. Поначалу применение тяжелых танковых батальонов выглядело бессмысленным разбрасыванием ресурсов. Сам по себе боевой дебют вызвал массу вопросов. Дело даже не в Синявинских болотах, а том, что так средство усиления не используют. 502-му ТТБ в принципе не повезло. Вторая рота, вместо Мги, поехала на юго-восток, в группу армии «Дон». В результате начало операции «Искра» 502-й ТТБ встретил, имея в своём составе всего одну роту, а основой матчасти оставались Pz.Kpfw.III.
Для 1-й роты бои 1943 года начались 13 января. Применение «Тигров», коих имелось всего 8 штук, больше напоминало действие пожарной команды. При этом немецкая пехота поступила с ротой примерно так же, как у нас любили делать с танковыми бригадами осенью 1941 года — поделить на кучу маленьких медвежат. 4 Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (в документах батальона они продолжали значится как Pz.Kpfw.VI(H), то есть по-старинке) и 8 Pz.Kpfw.III придали 96-й пехотной дивизии. Действуя как противотанковое средство, они смогли поразить 12 Т-34, наступавших в районе населенного пункта Городок (речь идет про 2-й или 1-й Городок, что севернее Дубровки, ныне это части Кировска).
Настоящие неприятности начались для батальона 17 января. Для усиления 227-й пехотной дивизии, занимавшей оборону с севера, было направлено 2 «Тигра» и 1 Pz.Kpw.III. По совпадению, как раз 17 января было списано 2 Pz.Kpfw.VI(H). Первый, с номером шасси 250003, застрял в болоте и был подорван. Второй, номер шасси 250006, получил попадания в башню и лобовую часть корпуса, после чего вышел из строя и его тоже подорвали. Следует напомнить, что прорвали блокаду в районе Рабочего поселка №1. И вот что интересно. В переписке от мая 1943 года фигурирует 2 танка, один подорванный и сгоревший полностью, а второй подбитый и частично сгоревший. Со второго танка брали запчасти для трофейного башенного №100. Да и башенный №100 фигурировал на 1 фото как «Рабочий поселок №1». С частично сгоревшего танка вырезали целые листы брони для испытаний.
Главные неприятности 1-ю роту, впрочем, ждали на следующий день. Во-первых, утром 18 января произошло соединение Ленинградского и Волховского фронтов в Рабочем поселке №1. Во-вторых, рано утром 18 января немцам зачем-то приспичило сходить в контратаку. Для нее они сняли с оборонительных позиций 3 Pz.Kpfw.III, которые до того успешно обороняли Рабочий поселок №5. Закончилась эта контратака крайне печально. Примерно в это же время в разведку пошли советские лыжники, которых прикрывал Т-60 под командованием лейтенанта Д.И. Осатюка. Случился знаменитый бой, в ходе которого экипаж Т-60 смог заманить немецкие танки на позицию нашей артиллерии. 2 Pz.Kpfw.III было подбито, третий уехал, но недалеко. Оставшаяся без прикрытия немецкая пехота понесла тяжелые потери и побежала обратно.
Оборона оставшегося без прикрытия с западных окраин оборона Рабочего поселка №5 посыпалась, как карточный домик. К 12 часам дня населенный пункт был взят. Полоса прорыва стремительно расширялась, а в это время бронебатальон 61-й танковой бригады брал штурмом Шлиссельбург. Вишенкой на торте стал застывший на окраине Рабочего поселка №5 Pz.Kpfw.VI(H) с башенным номером 121 и номером шасси 250004. Это был один из четырех танков, прибывших 29 августа 1942 года в числе первой партии. Он сделал ровно то же самое, что и в день дебюта — сломался. Согласно немецким данным, случилась поломка двигателя и системы охлаждения, экипаж был вынужден покинуть танк.
При этом, правда, в немецкой отчетности не написано ничего о том, как именно был оставлен танк. Бросили его вместе с краткой инструкцией по эксплуатации, а также путевым журналом. Судя по всему, этим список брошенных документов не исчерпывался. Правда, полноценной инструкции по эксплуатации в танке не было (да и вряд ли она тогда существовала). В любом случае, на окраине Рабочего поселка №5 застыл танк, который достался с минимальными повреждениями.
Практически сразу началось изучение трофея. Уже к концу января 1943 года часть документов, включая путевой лист и краткую инструкцию по эксплуатации, перевели на русский язык. Особенно заинтересовала схема автоматического пожаротушения, которая много раз помогала немецким танкистам. Естественно, она была интересна и советским военным. Первые сведения о находке быстро были направлены в ГБТУ КА. Надо сказать, что там слышали об индексе Pz.Kpfw.VI еще в ноябре 1942 года. Информацию о таком танке была предоставлена английской разведкой, но тогда там не знали, что это за боевая машина.
Между тем, в отечественной литературе куда более известен другой танк — с башенным номером 100. Почему-то в воспоминаниях отложилась именно эта боевая машина. Речь идет о танке с номером шасси 250009, прибывшим в 502-й ТТБ осенью 1942 года. С этим танком связана забавная история. Согласно документам батальона, 19 января 1943 года танк обер-фельдфебеля Иоганна Бёлтера застрял в болоте, машина с номером шасси 250009 была оставлена экипажем. Впрочем, сам по себе ЖБД изобилует нестыковками. По нему 18 января рота потеряла 4 Pz.Kpw.III и 1 Pz.Kpfw.VI(H) подбитыми. Но «подбитый» Pz.Kpfw.VI(H) — это на самом деле башенный 121, который могли подбить разве что гремлины, поскольку он, по словам самих же немцев, сломался. С Pz.Kpfw.III всё проще: 3 танка оказались потеряны в результате утренней контратаки, четвертый, Pz.Kpfw.III Ausf.N, был подбит в Рабочем поселке №5.
В случае же с танком №100 история оказалась довольно забавной. В районе 16 часов дня танк Бёлтера показался на южной окраине Рабочего поселка №5. Вполне возможно, командир 1-й роты и не знал, что Рабочий поселок №5 уже несколько часов как освобожден частями Красной Армии. А дальше случилось то, что указывается в ряде мемуаров. Одной из фраз, с которой обычно начинаются приключения, является «я знаю короткую дорогу». Подходя к окраинам поселка, механик-водитель решил срезать, допустив фатальную ошибку. Он умудрился найти танком яму, оставшуюся после заготовки торфа. Машина в ней намертво застряла. Сначала экипаж хотел почти в поселок за помощью, но тут обнаружил, что там совсем не камрады. А с другой стороны поняли, что «это не наши!». Бравый экипаж сбежал, а позже Бёльтер станет вторым по результативности немецким танковым асом. По крайней мере, так считается.
По странному стечению обстоятельств, во всевозможных мемуарах отложился именно танк с башенным номером 100. И его явно не перепутали: по воспоминаниям, машину тащили из ямы, а в нее угодил именно танк Бёлтера. Другой вопрос, что документы, которые переводили, принадлежали танку с башенным номером 121. Он же стал первым объектом изучения. Немецкому тяжелому танку польстили, вычислив его боевую массу в районе 75-80 тонн. Не стоит удивляться, при отсутствии документов такое часто бывает.
Еще более забавной является ситуация с дальнейшим изучением машины. «Трофейные танки тип «ХЕНШЕЛ»», которые позже стали именовать как Т-VI, изучались явно по результатам осмотра башенного 121. Его не перепутаешь, поскольку у башенного 100 ящик ЗИП находился не сзади, а сбоку. Не исключено, что он же был тем самым «Танком «Слон»», в честь логотипа 502-го ТТБ. Здоровенная эмблема была нанесена на заднюю часть забашенного ящика. Почти всегда эти танки в документах проходят раздельно. Например, весной 1943 года на Ленинградском фронте помнили о башенном 100 и двух разбитых танках. Отчасти по той причине, что башенный 121 уехал на НИБТ Полигон первым.
В любом случае, 18 января стало днем, когда немецкие танкисты сыграли в те самые две чугунные сферы. Одну они сломали, а вторую… По ряду причин эвакуация трофеев затянулась, тем не менее, уже в апреле 1943 года оба немецких танка оказались в Кубинке. В результате того, что два танка было брошено на поле боя в целом виде, Красная Армия получила исчерпывающую информацию о «Тигре». Уже в апреле 1943 года начались первые работы по модернизации артиллерии, а 5 мая запустили разработку новых танков, а также танковых орудий. Первые результаты этих работ оказались получены в августе 1943 года, когда на вооружение Красной Армии приняли КВ-85 и СУ-85.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- eBay
- tiif.de
- Память Народа
- Госкаталог
источник: https://dzen.ru/a/Y7mBJbPX2DsnnkXi