Юрий Пашолок. Тяжелая сладкая парочка

19

Юрий Пашолок. Тяжелая сладкая парочка

Тяжелый танк побольше и поменьше как общая тенденция советского танкостроения 30-х и 40-х годов

Изначально танк задумывался как подвижная крепость, большая и тихоходная. Впрочем, еще на стадии проектирования осётра пришлось урезать, поэтому вместо 300 тонн получилось 28. Это совсем не означало, что от мыслей сделать имперский бронеход отказались. Дальше масса танков снова начала расти, а наличие K-Wagen явно намекало — мысли о «царь-танке» были далеко не у одного Лебеденко. По большому счету, только окончание Первой мировой войны, случившееся «не вовремя», уберегло от выезда на поля сражений стальных гигантов. Самое интересное, что те стальные монстры на 1919 год, которые всё же построили, получились почти как в одной шутке. Царь-колокол, который не звонит, царь-пушка, которая не стреляет, и царь-танк, который не воюет.

Т-39, первый советский "тяжелый танк побольше". От его постройки разумно отказались

Т-39, первый советский «тяжелый танк побольше». От его постройки разумно отказались

По вполне понятным причинам советское танкостроение изначально даже не задумывалось о строительстве танков прорыва. При этом некоторое время время самыми массовыми танками Красной Армии были Tank Mark V, которые вполне себе тяжелые танки прорыва. К практической реализации программы создания тяжелого танка прорыва в Советском Союзе приступили в начале 30-х годов. И так получилось, что с завидным постоянством получалось два танка прорыва. Из них реально получался тот, что поменьше, но это не отменяло наличие тяжелого танка побольше. Так продолжалось почти два десятилетия.

Т-35 был первым "тяжелым танком поменьше", причем всё относительно. По сути всё равно получилось "побольше"

Т-35 был первым «тяжелым танком поменьше», причем всё относительно. По сути всё равно получилось «побольше»

В системе вооружения Красной Армии танк прорыва находится в категории «Б», или «Большой танк». Средний танк считался маневренным, легкий являлся «М» (малый), плюс танкетка. В целом такая же система была у англичан, которые являлись законодателями мод. Правда, с танком прорыва у них дела не задались, роль среднего танка выполняли легкие танки-переростки, аналог советского танка сопровождения они отвергли, одни танкетки оказались на месте. У остальных страны была своя атмосфера, особенно что касалось тяжелых танков. Да и средних тоже.

Один из потенциальных сменщиков Т-35, боевая масса 59 тонн. В работу не пошел

Один из потенциальных сменщиков Т-35, боевая масса 59 тонн. В работу не пошел

Если внимательно посмотреть на то, что творилось у англичан и особенно французов, станет понятно, почему происходившие у нас процессы не выглядят чем-то необычным. Вечной проблемой легких танков того периода было то, что они постепенно превращались в средние. А средние — в танки прорыва. Далеко ходить не надо. Renault NC середины 20-х годов превратился с Char D2, чья боевая масса достигла 20 тонн. А всего-то начали с роста толщины брони и необходимости ввести в экипаж отдельного радиста. Еще веселее ситуация оказалась со средним танком Char B. Он, конечно, таковым был, но на первых порах. Тот Char B1, который пошел в серию, уже являлся полноценным тяжелым танком прорыва. А еще у французов сохранился артефакт «войны 1919» в виде Char 2C (FCM 2C). Который оказался чуть менее чем бестолковым, но на него французы периодически посматривали с мыслью повторить. Кроме того, они свои 10 царь-танков выкатывали на учения, чтобы лишний раз погрозить потенциальному противнику.

На его фоне СМК-1 выглядел более прилично

На его фоне СМК-1 выглядел более прилично

Надо сказать, что эти самые выкатывания вполне действовали. Ибо в других странах на FCM 2C вполне смотрели. В том числе это касалось и командования Красной Армии. Потому как «большой танк» имел боевую массу 65 тонн. В 1933 году она выросла до 90 тонн. В это же самое время маневренный танк превратился… до конца так и не понятно, во что. Если в 1932 году Т-28 еще плюс-минус был похож на «маневренный» танк, то серийное изделие оказалось близким по массе к танкам прорыва. Да еще и равнозначно им по толщине брони, а также вооружению. Кроме того, появился еще и третий танк — «мощный». Его прародителем стал ТГ-1 разработки Эдварда Гроте, который исходно делал маневренный танк. Но получилось что-то иное — боевой массой 25 тонн вместо ожидаемых 18-19. Дальнейшее развитие «мощного» танка привело к созданию Т-35, изначально массой около 38 тонн, а дальше дошедшего до 50.

В итоге выбрали КВ, как более легкий и более защищенный. Но на этом военные от "тяжелого танка побольше" отнюдь не отказались

В итоге выбрали КВ, как более легкий и более защищенный. Но на этом военные от «тяжелого танка побольше» отнюдь не отказались

В итоге Т-35 занял место «большого» танка Т-39, что оказалось скорее правильным решением. Ибо что первый, что второй скорее занимали место того самого «царь-танка». Который «не воюет». Неслучайно Т-28 шли в тяжелотанковые бригады, как и Т-35. Ибо Т-28, даже имея определенные недостатки, справлялся с задачей танка прорыва 30-х, а вот Т-35 — нет. Но Т-35, по крайней мере, обходился в 6 с лишним раз дешевле Т-39, да и с ролью главной звезды парадов вполне успешно справлялся. Так или иначе, сложилась ситуация, когда был танк прорыва поменьше, и танк прорыва побольше. Естественно, хотелось бы чего побольше и с бабахами покрупнее, но за неимением гербовой…

Т-220 появился совсем не случайно. Забросив СМК, военные снова стали выпекать "тяжелый танк побольше"

Т-220 появился совсем не случайно. Забросив СМК, военные снова стали выпекать «тяжелый танк побольше»

В 1938 году сторонники танка прорыва побольше своего добились. Вместо Т-28/Т-29 и Т-35 было решено делать один «большой» танк прорыва, с боевой массой 55-57 тонн. Так началась история создания Т-100/СМК-1. Но в декабре 1938 года появилась здравая мысль запустить в работу что-то полегче. СКБ-2 Кировского завода начало работу по тяжелому танку КВ, а КБ завода №185 — над танком 050. Изначально данная тема, кстати, называлась как «малый танк тяжелого бронирования». С учетом проектной массы 40 тонн, звучит как издевательство. И если 050 так и остался скорее проектом, то КВ приняли на вооружение Красной Армии. Потому как «танки прорыва побольше» получились весьма сомнительными по ТТХ.

КВ-4 умудрился не только догнать, но и перегнать по массе Т-39. А заодно и немецкого "Льва"

КВ-4 умудрился не только догнать, но и перегнать по массе Т-39. А заодно и немецкого «Льва»

Окончательно Т-100 и СМК умерли в июне 1940 года. Сказочке конец? Щас, разбежались. Во всё том же июне 1940 года появляется задание на улучшение КВ, с заменой орудия на более мощное и повышение толщины брони. И что же мы видим в конце 1940 года? Да всё то же самое — Т-150 как танк прорыва поменьше и Т-220 как танк прорыва побольше. История повторилась: Т-150 был косым и кривым, но более реалистичным с точки зрения постановки в серию. Кстати, в серии он таки оказался: осенью 1941 года на КВ-1 прописалась пушка ЗИС-5, а к концу года боевая масса достигла всё тех же 50 тонн.

Новым "тяжелым танком поменьше" стал ИС, хорошо зарекомендовавший себя во время боев 1944-45 годов

Новым «тяжелым танком поменьше» стал ИС, хорошо зарекомендовавший себя во время боев 1944-45 годов

Предполагалось, что доработанный Т-150 запустят в серию как КВ-3, но дальше случилась известная история с докладом разведки. В результате Т-220 реанимировали как КВ-3 (Т-223), а также началась эпопея с КВ-4 и КВ-5. Но при этом сохранялся запасной вариант в виде Т-222 (бывший КВ-3), который собирались выпускать на ЧТЗ как КВ-6. Чем всё закончилось, хорошо известно. Дальше макетов и бумаги всё это не продвинулось, а КВ и вовсе пришлось облегчать. Спустя полтора года после выпиливания из скоростного тяжелого танка КВ-13 полноценного «тяжа» на свет появились сначала ИС-85, а затем ИС-122. Последний стал лучшим советским тяжелым танком военного периода, обогнав, наконец, по вооружению средние танки.

Объект 701, будущий ИС-4. Начали с 54-55 тонн, закончили 60

Объект 701, будущий ИС-4. Начали с 54-55 тонн, закончили 60

Думаете, эта история хоть чему-то научила? Ну да, всё верно. Уже в сентябре 1943 года появились доклады, которые обосновывали рост массы тяжелых танков прорыва до 55-60 тонн. В иных случаях там и 80 тонн появлялось, и больше. В итоге вписались в 55 тонн, начались работы над Объектом 701. К счастью, это не отменило работы по совершенствованию ИС, которые начались весной 1944 года. Но факт остается фактом: у нас одновременно занимались тяжелым танком побольше и тяжелым танком поменьше. Последний в итоге превратился в «Кировец-1», более известный как ИС-3. Весной 1945 года военные очень громко топали ногами, требуя снять вопрос о запуске ИС-3 в серию, ведь у них был уже испытанный Объект 701. Но Вячеслав Николаевич Малышев, суда по всему, кое о чем догадывался. Ибо настоял на ИС-3.

ИС-7 довольно уверенно перешагнул планку в 65 тонн, с перспективами на все 70. Что, в итоге, и стало причиной закрытия работ по нему

ИС-7 довольно уверенно перешагнул планку в 65 тонн, с перспективами на все 70. Что, в итоге, и стало причиной закрытия работ по нему

Правота Малышева стала понятна позже, в 1946 году. Военные таки смогли добиться снятия ИС-3 с серийного производства. Тяжелого танка поменьше не осталось, а тяжелый танк побольше в 1946 году так и не осилили. В 1947 году еле-еле выпустили 52 танка. И это только половина происходившей клоунады. Теперь выбор был перед танком прорыва побольше и совсем большим танком. ИС-4 являлся устаревшим «танком побольше», который приближался к 60 тоннам боевой массы. Новый «танк побольше», ИС-7, имел массу 65 тонн. А еще был «танк совсем побольше». Со 152-мм пушкой и боевой массой 100 тонн. Против кого его проектировали, история умалчивает.

Всё, что пока известно по Объекту 718. Да-да, 100 тонн

Всё, что пока известно по Объекту 718. Да-да, 100 тонн

Терпение руководства лопнуло в начале 1949 года. Челябинский «танк побольше» выпускался скромными объемами и уже не имел резервов для модернизации. Ленинградский «танк побольше» вылезал за пределы боевой массы и получался с ценником больше 3 миллионов рублей за штуку. Удивительно, но обошлось без расстрелов и репрессий. Поговаривают, что на заседание Совета Министров СССР, посвященное ситуации с тяжелыми танками, привозили некое трофейное устройство (на упаковке было написано Flugegeheimen) и спрашивали, как оно работает. Но факт остается фактом. 18 февраля 1949 года заинтересованные стороны приняли решение, что танки массой больше 50 тонн строить не будут. И вообще запустили работу над «танком прорыва поменьше». Конечно, потом были тяжелые танки побольше, но в целом всё происходящее уже выглядело разумным. По крайней мере, разница всего в несколько тонн — это не 10 тонн. И безо всяких 100-тонных монстров.

В феврале 1949 года "тяжелый танк поменьше" победил снова. Уже в последний раз. Даже до 60 тонн дело больше доводить не стали

В феврале 1949 года «тяжелый танк поменьше» победил снова. Уже в последний раз. Даже до 60 тонн дело больше доводить не стали

В заключение стоит сказать, что подобные «парочки» отнюдь не были чем-то уникальным. В мировом танкостроении подобное происходило в любой стране, которая могла позволить себе «танк побольше», его обязательно разрабатывали. Причем не обязательно, что он именовался тяжелым. Знаете, после более чем 60-тонного среднего танка AMX 50 B любой «Маус» кажется детской шалостью. И это при том, что одновременно у французов был и 30-тонный средний танк. Да и в целом ощущение, что танки Имперской Гвардии из Warhammer 40000 — это не сатира. Просто пока не доросли.

Список источников:

      • РГВА
      • РГАЭ
      • ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZZf6skOOuwmHnwgM

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account