История Pz.Kpfw.III, самого массового немецкого танка первой половины Второй мировой войны
Содержание:
Немецкое танкостроение за период с 1930 по 1939 год смогло пройти длинный путь. Если к началу 30-х годов у немцев, официально не имевших танки, испытывалось чуть больше десятка опытных образцов, то к началу Второй мировой войны ситуация оказалась совсем иной. Безусловно, различных проблем, в том числе и тех, которые немецкие военные сами себе и создали, хватало. Другое дело, что в других странах ситуация с танкостроением была как минимум не лучше. Особенно это касалось средних танков. Наплодить легких танков к началу Второй мировой войны смогли многие, а вот со средними танками ситуация оказалась совсем иной. Тут немцы, не без проблем, но всё же вышли в лидеры.
Средним танкам в Германии в межвоенный период уделялось немало внимания. Достаточно сказать, что первая танкостроительная программа немцев в межвоенный период подразумевала создание среднего танка. Далее так получилось, что вместо одного среднего танка получилось два. Не менее интересно то, что средний танк, который позже стал основным, вырос из программы создания легкого танка. В межвоенный период такое было совсем не уникальным явлением. Изначально носивший индекс Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода), этот танк более известен как Pz.Kpfw.III. Его история оказалась крайне неоднозначной. Достаточно сказать, что доводить до ума его пришлось 4 года. Это, впрочем, не помешало Pz.Kpfw.III быть самым массовым немецким средним танком с начала 1940 по лето 1943 года.
В поисках работающей ходовой части
Прямыми предшественниками Z.W. стали легкие танки, создававшиеся по программе Leichttraktor. Машины эти были крайне специфичными. Изначальная концепция Leichttraktor предусматривала что-то вроде Renault FT, то есть 2-местный танк боевой массой 6 тонн. По факту получилось больше 8 тонн, экипаж вырос до 4 человек, а к моменту постройки башня стала трехместной. Впрочем, испытания быстро показали, что Leichttraktor является неудачной разработкой. Ставка на кормовое размещение боевого отделения оказалась ошибочной. Как показали испытания на полигоне ТЕКО под Казанью, такая схема не имела никаких преимуществ. Зато болтало боевое отделение порядочно. Не говоря уже о том, что оба Leichttraktor, разработки Krupp и Rheinmetall, пришлось неоднократно переделывать.
Результатом стало то, что 4 января 1934 года In 6 выдал заказ на совершенно новый танк. Его боевая масса составляла около 10 тонн, удельная мощность составляла не менее 20 лошадиных сил на тонну, экипаж состоял из 5 человек, а компоновка не имела ничего общего с Leichttraktor. Не менее важным моментом было то, что танк, позже получивший обозначение Z.W., являлся уже не легким, а средним. Кого-то может удивить, как средний танк может иметь боевую массу 10 тонн. В то время вполне мог, тем более что 10 тонн — это скорее весовой класс, с возможным превышением. Более интересно то, что это получался уже второй средний танк. Разработка Großtraktor, который далее эволюционировал в Nb.Fz., пошла явно не туда. При боевой массе 23 тонны Nb.Fz. уже был близок к танкам прорыва, что немецких военных не устроило. Причем это касалось не только массы, но и габаритов. Высота Nb.Fz. составляла 2,9 метра, почти на полметра больше Großtraktor. В результате пришлось начинать всё с нуля, вскоре началась разработка танка поддержки B.W., уже не являвшегося приоритетным средним танком.
Концепция Z.W. была близка не к «маневренным» танкам, как в случае с Großtraktor, а к танкам Кристи. С последних немцы (а именно 6-й отдел Департамента Вооружений) «подрезали» подвеску. Она у них получилась своя, менее громоздкая, и даже, судя по всему, поначалу получилась. В 1933 году свечную подвеску поставили на Leichttraktor Rheinmetall. У 6-го отдела Департамента Вооружений был маленький такой бзик. Там очень любили взять какое-то техническое решение и потом его переносить на другие платформы. Вот и со свечной подвеской было то же самое. Ее навязали, как и ряд других технических решений, всем, кто участвовал в работе по Z.W.. Вполне вероятно, что именно поэтому Krupp далее из конкурса отвалился, сконцентрировавшись на башне.
Потенциально-то логика просматривалась. У L.Tr. Rh. было 4 катка на борт, итого 8 катков на 8 тонн, или 1 тонна нагрузки на каток. У Z.W., в его исходном виде, было уже 10 катков на 10 тонн массы. Но это в идеале. По факту же измененная спецификация, по которой разрабатывали Z.W. на Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall, уже подразумевала 12 тонн боевой массы. Танк оснащался 300-сильным мотором Maybach HL 100 и 5-скоростной КПП ZF SSG 75 (ее передаточные числа рассчитывались на максимальную скорость 40 км/ч). Также танк получал механизмы поворота Wilson Cletrack и траки шириной 326 мм. Само по себе то, что при такой удельной мощности скорость оценивалась всего в 40 км/ч, выглядело странно. Еще более странным было то, что особой свободы у производителей не было. Это касалось не только шасси, но и башни. Она тоже была конкурсной, разрабатывали ее Krupp и Rheinmetall. По факту же башни были очень похожи. И неспроста: если шасси под себя подмял Генрих Книпкамп, то башни делались под надзором Герберта Ольбриха. Поэтому не стоит удивляться, что башни немецких танков, по большей части, на виде сверху были похожи на «подковы».
По итогам получился вполне закономерный результат. Отсутствие свободы в разработке ходовой части (а Z.W. разработки Rheinmetall и Daimler-Benz были очень похожи) привело к тому, что выбирать оказалось не из чего. Лучшим стало шасси Daimler-Benz, а лучшей башней разработка Krupp. С тем маленьким нюансом, что боевая масса Z.W. достигла 15 тонн. Когда у вас вместо 1 тонны на каток приходится 1,5, что-то начинает идти не так. Менялась не только масса танка. Летом 1934 года он именовался как Gefechtskampfwagen 3.7 cm (Vs.Kfz.619, боевая машина с 37-мм пушкой, опытная машина 619). С осени 1934 года использовалось несколько вариантов индекса 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen (боевая машина с 37-мм пушкой). 15 января 1936 года появилось обозначение 3,7 cm Pz.Kpfw. Наконец, 3 апреля 1936 года утверили финальный индекс, Panzerkampfwagen III, Sd.Kfz.141 (бронированная боевая машина III, спецмашина 141).
Первые опытные шасси были готовы в августе 1935 года. Уже в начале 1936 года начали догадываться, что чего-то пошло не так. 15 января 1936 года было решено строить несколько вариантов Z.W. Их разделили на 3 серии. Первая, Z.W.1, была тем самым, что изначально разрабатывалось. Правда, вместо мотора Maybach HL 100 поставили менее мощный HL 108. Получившийся танк получил обозначение 1.Serie/Z.W., он же Pz.Kpfw.III Ausf.A, их заказывали всего 10 штук. Также предполагалось заказать 15 танков с блокированной подвеской и листовыми рессорами как упругие элементы. По факту получилось еще две версии — 2.Serie/Z.W. (он же Pz.Kpfw.III Ausf.B) и 3.Serie/Z.W. (он же Pz.Kpfw.III Ausf.С), которые изначально именовались как Z.W.3 и Z.W.4. В случае с 2.Serie/Z.W. использовалось 2 блока (по 4 опорных катка в каждом) а у 3.Serie/Z.W. было 3 группы катков (по 2 спереди и сзади, и 4 в центральной группе).
Ничего нового 6-й отдел Департамента Вооружений не придумал, 8-катковая ходовая часть в то время была довольно популярной. Другой вопрос, что лучше-то не стало. Такая ходовая часть подходила для танков, не имеющих высокую скорость передвижения. На скорости 30 км/ч и выше начинался перегрев опорных катков малого диаметра, приводивший к закономерным результатам. Немцы тут были совсем не одиноки, аналогичные проблемы наблюдались и на LT vz.35. Но в чем-то немцы превзошли всех, а именно, в скажем прямо, упоротости ходовой части. Она получилась самой сложной среди одноклассников, при этом на нее шли жалобы, связанные с недостаточной надежностью. Неслучайно позже появился 3b.Serie/Z.W. (Pz.Kpfw.III Ausf.D), с доработанной ходовой частью. Сильно лучше она не стала. Кроме того, боевая масса Pz.Kpfw.III Ausf.B-D выросла до 16 тонн.
Положение был вынужден спасать Фердинанд Порше, к которому обратилась Daimler-Benz. Еще в 1935 году на испытания вышел шведский легкий танк Landsverk L-60, оснащенный торсионной подвеской. Ну как шведский… Разработал танк немецкий конструктор Отто Меркер, коробка передач, мотор, оптика тоже немецкие. И торсионная подвеска разработки Porsche K.G. Для Pz.Kpfw.III была разработана более простая по конструкции подвеска с одинарными (у L-60 двойные) торсионами. Для обеспечения плавности хода балансиры первого и последнего опорного катка получили телескопические амортизаторы. Число опорных катков выросло до 6, за счет увеличения их габаритов предельная нагрузка на каток заметно выросла. Получилась прогрессивная ходовая часть. Единственным «но» было то, что у Генриха Книпкампа к 1938 году, когда новая подвеска обрела очертания, были свои виды на шасси Z.W.
Условно скоростная «рабочая лошадка»
Сама по себе ситуация вокруг программы Z.W. выглядела слегка так странно. Хотя, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, вполне логично. Военные всего мира редко признают свои ошибки, особенно если речь касается танкостроения. В немецком танкостроении ситуация была и вовсе запущенной. Она чем-то напоминала ситуацию с американским танкостроением, где даже откровенно неудачные технические решения пытались довести до ума. Просто потому, что это «их» технические решения. Движение в этом болоте началось в тот момент, когда туда весело влетел Кристи на своем танке. У немцев тоже был свой Кристи, но более разумный и с мощнейшей технической базой. В 1936 году появился B.W.(Kp), танк поддержки от Krupp. Как и в случае с Z.W., первоначально Krupp занимался только башней (причем выиграл контракты на башни для обоих средних танков). В ходе разработки башни для B.W. Krupp добился разрешения создать еще и танк. В результате на свет появился Pz.Kpfw.IV. Вполне удачный (если уж честно, один из лучших средних танков 30-х) танк, который вполне мог закрыть нишу средних танков.
Нелепость момента заключалась в том, что для 6-го отдела Департамента Вооружений доведение до ума Z.W. (Pz.Kpfw.III) стало делом принципа. То, что Krupp создал практически такой же танк, мало кого волновало. Тем более что еще в марте 1936 года 6-й отдел Департамента Вооружений обрисовал свое видение современного среднего танка. Он был более подвижным, чем Z.W. или B.W., причем это мнение было внутри 6-го отдела Департамента Вооружений, немецкое командование за быстроходные танки не выступало. 40 км/ч немецким танкистам вполне хватало. А вот самоуправство Книпкампа, который и был главным идеологом «гоночных» танков, обошлось им дорого. Дело в том, что Z.W.38, для которого и сделали торсионную подвеску, имел расчетную скорость 70 км/ч. Видимо, кому-то не давала покоя слава колесно-гусеничных танков Кристи, а также американских танков второй половины 30-х годов. Light Tank M2 и Combat Car M1 развивали 72 км/ч на гусеничном ходу. Кому-то захотелось столько же. Почему? Судя по допросам Книпкампа после войны ответ получался в стиле «потому что как бы вот».
18-тонный Z.W.38 получал 12-литровый двигатель Maybach HL 120 TR, а также 10-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach Variorex 328 145. Также предполагались трёхрадиусный двухпоточный механизм поворота Cletrack и мудреные траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Толщина брони выросла до 30 мм, это стало прямым результатом изучения опыта боевых действий в Испании. 30 мм брони надежно защищали от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. В теории получался очень неплохой средний танк, явно превосходящий современников. Его одноклассниками были Cruiser Tank Mk.I/III/IIII, ST vz.39, Medium Tank M2 и SOMUA S 35. Последний, правда, превосходил визави по толщине брони и вооружению, но имел ряд недостатков, например, одноместную башню и посредственные приборы наблюдения.
Главная проблема состояла в том, что погоня за скоростью привела программу Z.W.38 к массе неприятностей. Причем в самый неподходящий момент. В феврале 1938 года в командовании немецкой армии встали генералы, которые, как минимум, не препятствовали планам нацистов на большую войну. Это означало, что размеренная жизнь закончилась, промышленность стала быстро перестраиваться на военные рельсы. Естественно, это прямым образом коснулось и Pz.Kpfw.III. На танк, который еще только находился в стадии испытаний опытного шасси, посыпались заказы. 11 июля 1938 года In 6 заказал 759 Pz.Kpfw.III, которые должны были сдать за 1939 год. 6 декабря 1938 года план переиграли в сторону увеличения заказа. До конца 1940 года ожидалось получить 2595 танков семейства Pz.Kpfw.III. Первый вариант Z.W.38, получивший обозначение 4./Z.W.Serie (Pz.Kpfw.III Ausf.E), становился пробой пера. Их заказывали 96 штук, часть выпускалась Daimler-Benz werk 40, часть силами MAN. Далее следовало 435 танков 5./Z.W.Serie (Pz.Kpfw.III Ausf.F), к выпуску танка привлекались также FAMO, Henschel, Alkett и MIAG. Следующая, 6-я серия (Pz.Kpfw.III Ausf.G), выпускалась в объеме 800 штук, в числе производителей появлялся MNH.
Планы грандиозные, но за весь 1938 год сдали всего 1 Pz.Kpfw.III Ausf.E. Танк пошел в серию с обычными траками, поскольку мудреная система Книпкампа с резиновыми подушками, работавшая на полугусеничных тягачах, плохо работала на танках. Боевая масса достигла 19,5 тонн, что не являлось огромной проблемой. Танк даже мог достичь скорости почти 70 км/ч, но ненадолго. Опорные катки диаметром 520 мм на скоростях выше 40 км/ч начинали перегреваться. Впрочем, главной проблемой стала коробка передач Maybach Variorex 328 145. За а 1938 год ZF сдала всего 23 КПП данного типа, причем они не отличались надежностью работы. План на 1939 год оказался сорван. На этом фоне между Daimler-Benz и Книпкампом случился конфликт. Немецкий промышленный гигант добился разрешения самостоятельно выбирать элементы шасси. Да и Танковая комиссия во главе с Порше появилась не на пустом месте. За весь 1939 год было сдано всего 206 линейных и 44 командирских танков. Да и объемы выпуска Pz.Kpfw.III за 1940 год были далеки от грандиозных планов. Всего сдали 862 линейных и 34 командирских танка.
Надо сказать, что всё познается в сравнении. Если вы посмотрите на объемы выпуска средних танков в других странах, узнаете, что уровень дна в разных местах отличается. Другой вопрос, что немецкому командованию пришлось лихорадочно искать другие решения для получения средних танков. Таковыми формально оказались Pz.Kpfw.35 (t) и Pz.Kpfw 38(t). Да-да, их применяли в немецких танковых дивизиях как эрзац-средние танки. И ладно бы объемы. В первый месяц Второй мировой войны на Pz.Kpfw.III обрушился вал жалоб. Прежде всего это касалось работы КПП Maybach Variorex 328 145. Дело имело настолько серьёзный оборот, что 25 октября 1939 года в Управлении Вооружений было принято решение вернуть на место 6-скоростную коробку передач ZF SSG 76. Поскольку Maybach Variorex была более компактной, пришлось перекомпоновать размещение агрегатов SSG 76. Посему она получила индекс ZF SSG 77. Максимальная скорость снизилась до 40 км/ч. Ставить новую КПП стали начиная с Pz.Kpfw.III Ausf.H.
Гораздо интереснее другое. По опыту кампании сентября 1939 году строевые части признали лучшим немецким танком Pz.Kpfw.IV. Ларчик открывался просто: танк был необходим для решения широкого спектра задач, и «окурок» Pz.Kpfw.IV для этого годился больше. Причем не таким уж «окурком» была 7,5 cm KwK L/24. По противотанковой эффективности пушка была лишь чуть хуже 3,7 cm KwK. Зато 26-44 грамм ВВ в 37-мм осколочном снаряде и 680 грамм ВВ в 75-мм осколочно-фугасном снаряде — это просто пропасть. Самое интересное, что длинноствольная 75-мм танковая пушка была создана немцами еще в 1938 году, но ее не стали ставить даже в танк прорыва D.W. (VK 30.01(H)). Ощущение, что немцы продолжали держаться концепции англичан, согласно которой пушка среднего танка в основном используется против бронированных целей. То, что 3,7 cm KwK слабовата, понимали еще в конце 30-х годов. В 1938 году Krupp и Rheinmetall начали работы по новой танковой пушке калибра 50 мм. Она делалась параллельно с 50-мм противотанковой пушкой, но получилась совсем другой. Длину ствола, во избежание выхода за габариты танка, ограничили 42 калибрами, а гильза получилась короче. Бронепробитие и могущество осколочно-фугасного снаряда выросли, но не существенно. Масса ВВ составляла 170 грамм, что ненамного больше осколочно-фугасного снаряда 45-мм пушки. Ставить 5 cm KwK 38 L/42 начали с лета 1940 года.
К началу кампании во Франции Pz.Kpfw.III был уже самым массовым немецким средним танком. Тем не менее, в войсках всё равно считали лучшим танком Pz.Kpfw.IV. Ощущение, что наверху было на это как-то всё равно. Самое смешное, что выводами воспользовались не немцы, а американцы. 75-мм пушка M2 стала основным оружием Medium Tank M3 неспроста. Да и у шведов 75-мм орудие прописалось на Strv m/42 по той же причине. Единственное, что было сделано немцами по итогу французской кампании — это увеличение толщины брони. Еще в сентябре 1939 года выяснилось, что главным врагом танков являются не крупнокалиберные пулеметы, а противотанковые пушки. Тем не менее, поначалу немцы не сильно напрягались. Только тяжелые потери во Франции (безвозвратные потери составили 135 танков, при том, что к началу кампании числилось 381 Pz.Kpfw.III) заставили шевелиться. Сначала в работу пошла экранировка, а с весны 1941 года в серию пошел Pz.Kpfw.III Ausf.J. Также пришлось модернизировать ходовую часть, поскольку боевая масса еще у Ausf.H достигла 21,5 тонну.
По итогам всех изменений 8./Z.W.Serie, коих изначально предполагалось сдать всего 440 штук, стала самой массовой версией Pz.Kpfw.III. К весне 1941 года шасси Pz.Kpfw.III довели до совершенства, а на заводах окончательно освоили его выпуск. Об этом говорят и цифры выпуска. За 1941 год сдали 1713 линейных и 132 командирских танка, преимущественно версии Pz.Kpfw.III Ausf.J. На тот момент это было лучшее, чем располагала немецкая армия. Правда, с одной оговоркой. Стоит немного вернуться назад и посмотреть, кто был одноклассником Pz.Kpfw.III. Между тем, в 1941 году начался выпуск Medium Tank M3, который, даже в исходном варианте, был как минимум не хуже немецкого танка. А в СССР со второй половины 1940 года начался серийный выпуск Т-34. Советский Союз перескочил через через этап средних танков с толщиной брони 30 мм и 45-мм пушки как вооружение (А-20). Получился танк нового поколения, который даже при всех своих недостатках обзорности был явно лучше Pz.Kpfw.III. Поэтому не стоит удивляться, как далее развивалась история основного немецкого среднего танка.
Преждевременный уход на покой
Для понимания общей ситуации, следует уточнить некоторые моменты. При ряде недостатков Pz.Kpfw.III был очень опасным противником. У этого танка имелось преимущество по приборам наблюдения, 100% Pz.Kpfw.III оснащались радиостанциями, командир был отдельным членом экипажа. Всё это, в совокупности с богатым боевым опытом, давало немалое преимущество. Вместе с тем, к началу операции «Барбаросса» Pz.Kpfw.III уже имел ряд проблем. 50 мм брони были надежной защитой от пушек калибра 37-45 мм, но против полевой артиллерии и танковых пушек калибра 76 мм она никак не спасала. Особенно это стало очевидно в 1942 году, когда Т-34 стал самым массовым танком Красной Армии, а в противотанковые подразделения хлынули 76-мм пушки ЗИС-3.
Ничуть не меньше проблемы случились с подвижностью. Стоит напомнить, что изначально предполагалось иметь удельную мощность 20 л.с. на тонну. У Z.W.38 она составляла около 15 л.с. на тонну. В случае с Pz.Kpfw.III Ausf.J удельная мощность снизилась до 13,2 л.с. на тонну, и дальше шла тенденция к дальнейшему ее снижению. Зато удельное давление на грунт только росло. Сами немцы таких испытаний не проводили, а в Советском Союзе трофейный Pz.Kpfw.III Ausf.H вполне себе покатался. Выяснилось, что у него едва ли не худшая проходимость среди средних танков на советско-германском фронте. Удельное давление на грунт достигло 0,95 кг/см2, имелась тенденция к ее росту.
Наконец, выяснилось, что бронепробития 5 cm KwK 38 L/42 недостаточно. Впервые про это было сказано еще в 1940 году, но тогда дело спустили на тормоза. Просто поставить ствол 5 cm Pak 38 оказалось невозможно, немецкая промышленность решила не усложнять себе жизнь. На совещании 18 февраля 1941 года на предложение Гитлера положительно отозвался только Пауль Пантен, директор завода Alkett, танкового подразделения Rheinmetall Borsig. В результате на свет появилась 5 cm KwK 39 L/60. Она имела более короткую, но толстую гизьзу, чем у Pak 38, за счет чего обеспечивалась та же начальная скорость. Первые орудия пошли в серию ближе к концу 1941 года. Но к тому момент Гитлер резонно указывал на то, что нужно что-то более мощное. А именно 75-мм пушка с баллистикой противотанкового орудия Pak 40.
Собственно говоря, именно тут и пришел конец карьере Pz.Kpfw.III. Версию с башней Pz.Kpfw.IV и 75-мм орудием KwK L/43 разработали, но дальше эскизных проработок дело не продвинулось. Оказалось, что боевая масса превысила 23 тонны, а это означало замену ходовой части. Посему работы по Pz.Kpfw.III Ausf.K отменили, а Pz.Kpfw.III Ausd.J вскоре стали именовать как Pz.Kpfw.III Ausf.L. А вот в Pz.Kpfw.IV новая пушка вполне влезла. Данная версия получила индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, позже ее переименовали в Pz.Kpfw.III Ausf.G. Казалось бы, уже понятно, какой танк больше нужен. Но… За 1942 год сдали 2605 линейных и 131 командирский Pz.Kpfw.III, а Pz.Kpfw.IV — всего 994 штуки, из них более чем 2/3 с длинноствольными орудиями. Ситуация начала меняться только к концу 1942 года, когда объем выпуска Pz.Kpfw.IV стал постепенно расти.
Можно только развести руками, и порадоваться недальновидности немецких военных. Точнее, структур Waffenamt. Уже к лету 1942 года Pz.Kpfw.IV мог бороться с Т-34 на равных, также он имел больший запас по модернизации, чем Pz.Kpfw.III. «Трешка» же, со всеми своими экранами, так и не смогла превзойти своего главного визави. Да и встреча с Medium Tank M4 оказалась, мягко говоря, не самой приятной. Тем не менее, выпуск Pz.Kpfw.III продолжался до августа 1943 года. Самое смешное, что наиболее массовой версией конца 1942-начала 1943 годов стала Ausf.N, которая получила «окурок» от Pz.Kpfw.IV. То есть машину понизило до танка поддержки.
В заключение стоит отметить, что Pz.Kpfw. Panther, который пришел на смену Pz.Kpfw.III, также оказался проблемным танком. Вот ведь совпадение, вели его разработку те же люди, что и «трешку». И симптомы оказались похожие. То есть перегруз шасси, к которому прибавился чуднОй мотор с 4 карбюраторами на борту. Так-то танк хороший и опасный, но с рядом нюансов. Последние стали причиной тому, что после войны «Пантера» мало кому оказалась нужна. А Pz.Kpfw.IV прослужил аж до начала 70-х годов. Это всё к тому, что иногда нужно руководствоваться не только принципом «моё — значит лучшее».
Список источников
-
-
- US NARA
- РГВА
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006
- Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- Panzer Tracts No.3-3 Panzerkampfwagen III Ausf.J, L, M, und N, development and production from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2009
- Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994
- Архив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/Y-ioRHdUkgWXlw4r