Рассказ о тяжелом итальянском мотоцикле-пулеметовозе Moto Guzzi Tipo U, единственный образец которого находится в коллекции Мотомира Вячеслава Шеянова
Итальянцы хорошо известны не только как производители автомобилей, но и как те, кто выпускает хорошие мотоциклы. Занимались они и военными мотоциклами, причем вполне успешно. Продукция таких марок, как Moto Guzzi, Gilera, Bianci и других, активно использовалась итальянской армией. Наиболее известным итальянским военным мотоциклом являлся Moto Guzzi Alce, выпущенный вполне приличным тиражом в более чем 7 тысячах экземпляров. И это только базовая модель. Существовали и весьма специфичные образцы, способные удивить даже искушенных любителей мотоциклов.
Крупнейшей на сегодняшний день в мире коллекцией военных мотоциклов является «Мотомир Вячеслава Шеянова», находящийся на северо-восточной окраине Самары. Кто не был, советую побывать, такое вы вряд ли где видели. В коллекции Вячеслава Шеянова имеются уникальные образцы, часть из которых сохранились в единичных экземплярах. Одним из них является пулеметовоз на базе тяжелого армейского трехколесного мотоцикла Moto Guzzi Tipo U. Аппарат крайне необычный, достойный отдельного рассказа.
Трехколесные мотоциклы (Motocarro, как их называют итальянцы) в гамме Moto Guzzi появились с 1928 года. В то время мотоциклы были совсем не роскошью, а более дешевой альтернативой автомобилям. Трехколесные модели являлись альтернативам пикапам и легким грузовикам. Неслучайно у итальянцев такие утилитарные машины выпускались очень долго.
Первенцем стал Moto Guzzi Tipo 107. Грузоподъемность небольшая, 350 кг, но мотоцикл крепкий, с задней подвеской из листовых рессор. Практически сразу новинкой заинтересовались итальянские военные. Для понимания, Moto Guzzi Tipo 107 по грузоподъемности оказался близок к пикапам, но при этом более обходился дешевле, да и масса ниже более чем в два раза.
Быстро появилась модель Moto Guzzi Tipo GT с тем же 500-кубовым мотором, выпущенная тиражом 245 штук. Характерный для творений Карло Гуцци 1-цилиндровый мотор (реальный объем 498 кубических сантиметров) и дальше ставился как на обычные мотоциклы, так и на трехколесные. Он же стоял и на чисто военном Moto Guzzi Mototriciclo 32, производной модели GT 17. Армия заказала 925 таких мотогрузовичков, они были не быстрыми, но во главу угла ставилась выносливость.
Мотогрузовички Moto Guzzi продолжали совершенствоваться. С 1934 года в серию пошла модель Moto Guzzi Tipo S, у которой грузоподъемность выросла до 800 кг. Это уже было что-то. Четыре года спустя появилась более совершенная модель, ER, с грузоподъемностью 1000 кг. Как и ранее, с нуля она не строилась. За основу брался мотоцикл Moto Guzzi Tipo V.
Итальянские военные, впрочем, предпочитали модели, которые создавались специально для них. Таковой стал Moto Guzzi Trialce. Трехколесная версия Moto Guzzi Alce (в переводе с итальянского «Лось») имела грузоподъемность 800 кг, при этом разгонялась до 74 км/ч. Аппарат оказался массовым, их поставили 1741 штуку. Выпускался Moto Guzzi Trialce в разных вариантах, включая даже десантный.
Именно это шасси был использовано для создания опытного пулеметовоза. Пулеметы возили и на обычных Moto Guzzi Trialce, но в данном случае концепция принципиально отличалась. Идея состояла в подвижной огневой точке, максимально низкой. В теории такой «кочующий пулемет» мог доставить противнику немало хлопот. Тем более что речь шла о станковом пулемете Breda 37, серьёзный аппарат.
О пулеметовозе известно совсем немного. Фактически то, что он был. В любом случае, база Moto Guzzi Trialce стала лишь промежуточной. Дело в том, что в 1942 году Moto Guzzi создало семейство мотоциклов типа U (Unificato, то есть унифицированный). Речь шла о крепком армейском мотоцикле-внедорожнике, с модернизированным мотором, имевшем принудительное охлаждение. Планировался он как в обычном виде (Guzzi 500), так и как мотогрузовик.
Motocarro Tipo U становился развитием модели ER. Отличить «единую» модель совсем несложно. Достаточно просто посмотреть на колеса. Если у ER и Alce они спицованные, то на серийном Moto Guzzi Tipo U их сделали штампованными. Изменился не только мотор, но и коробка передач. За счет демультипликатора у мотоцикла было 6 передач вперед и 2 назад. Рама была усиленной, как и вилка переднего колеса. Аппарат этот получился явно более могучим, чем Moto Guzzi Trialce.
Надо сказать, что пулеметовоз был не самым странным, что построили на базе Moto Guzzi Tipo U. Уже в то время, когда завод Moto Guzzi оказался под немцами, была создана опытная ЗСУ. Только вдумайтесь — на мотоцикл установили 20-мм автоматическую зенитную пушку Breda. Даже звучит это диковато. Хотя… Учитывая могучую заднюю подвеску и грузоподъемность 1000 кг, не такое уж и безумие.
Сколько было сделано Moto Guzzi Tipo U, данных нет. Не то, что пулеметовоза, а базового мотоцикла днем с огнем не сыскать. Но это не значит, что идея могучего то ли грузовика, то ли мотоцикла, умерла. Сразу после войны Moto Guzzi начала выпуск модели Ercole, чья грузоподъемность выросла до поистине потрясающих 1500 кг. То есть мотоцикл тащит, как Полуторка! Неудивительно, что производство модели продолжалось аж до 1980 года. Что послужило базой для Ercole, видно сразу.
Пулеметовоз на базе Moto Guzzi Tipo U весьма существенно отличался от опытного образца. Большим удобством вариант на базе Trialce не отличался. Экипаж составлял 2 человека, боезапас разместили за орудийным щитом, с правой стороны. При испытаниях явно накопилось немало замечаний, так что доработанный вариант получился похожим исключительно концепцией. Также на улучшенный вариант перекочевала пулеметная установка.
Более могучая и крупная база явно пошла на пользу. Да и сама пулеметная установка несколько изменилась. Кто-то наверху решил, что вести огонь надо не только по земле, но и по воздушным целям. Поэтому орудийный щит имел сектор вертикальной наводки. Идея, откровенно говоря, так себе, ибо попасть из ЭТОГО по самолету — настоящий подвиг.
Вместе с тем, именно как передвижная пулеметная установка аппарат на базе Moto Guzzi Tipo U выглядел вполне интересно. Надо сказать, что подобные аппараты проектировали и в других странах, но у Moto Guzzi явно получилось лучше всех. Во-первых, использовалась могучая база, а это значит, что и трясло меньше. Во-вторых, высота аппарата была около 1100 мм, что очень немного. В-третьих, расчет размещался достаточно удобно. Естественно, огонь велся не с ходу.
Еще одним преимуществом Moto Guzzi Tipo U был весьма внушительный боезапас. Ящики с жесткими лентами крепились как на самой пулеметной установке, так и в других местах мотоцикла. Пулеметный щит, кстати, вполне серьёзный. Сзади у Moto Guzzi Tipo U была вполне надежная противопульная защита. Чтобы ее поразить, требовалось что-то более серьёзное, чем пуля винтовочного калибра.
Можно сказать, что в коллекции Вячеслава Шеянова находится образец концепции «кочующего пулемета», доведенный до совершенства. Проблема заключалась в типичной для итальянцев ситуации. К тому моменту, когда они довели концепцию до необходимой кондиции, наступил сентябрь 1943 года. Мандело дель Ларио, где находился завод Moto Guzzi, оккупировали немцы. Так что воспользовались наработками они, а не итальянские военные. С другой стороны, получился хороший мотогрузовик, выпускавшийся три с половиной десятка лет.
В заключение стоит отметить, что данный аппарат — далеко не единственный представитель вооруженных итальянских трехколесных мотоциклов. В «Мотомире Вячеслава Шеянова» находятся основные образцы подобных аппаратов, находящиеся в прекрасном состоянии. Думаю, к ним еще стоит не раз вернуться.
Список источников:
-
-
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
-
источник: https://dzen.ru/a/ZaQkhqlp_38e0tY-