История английского крейсерского танка Cruiser Tank A9 Mk.I, он же Cruiser Tank Mk.I
В 20-е годы XX века англичане оставались законодателями моды в мировом танкостроении. Наиболее успешным направлением оказались средние танки. Вообще изначально речь шла про легкие танки, но габариты и масса этих машин оказались такими, что уже вскоре они стали известны как Medium Tank Mk.I и Mk.II. При этом существовала проблема в виде недостаточной броневой защиты. Решить ее, а заодно и поднять скорость, собирались на Medium Tank A6, но ни эта машина, ни последовавший за ним Medium Tank Mk.II, не стали удачными сменщиками. Несмотря на то, что их знают как «Виккеры 16-тонные», на самом деле масса машин порой достигала 18 тонн. Главная проблема, впрочем, была в другом. Несовершенная ходовая часть создавала массу проблем, особенно на высокой скорости. Попытка создать более легкий танк, A7, также не привела ни к чему хорошему. И если Medium Tank Mk.III хотя бы послужил в английской армии, то A7, детище королевского арсенала в Вулидже, так и остался экспериментальным.
С 1933 года Vickers-Armstrongs начала работу над танком, который стал попыткой развить идею Medium Tank Mk.III. Речь идет о Medium Tank A8, который явно был развитием идей A7. Предполагалось, что боевая масса машин составит 17,5 тонн, но немного зная ситуацию вокруг предшественников, получилось бы все 20. От A7E3 бралась башня с вооружением, также с этого танка бралась концепция со спаркой моторов. Правда, они были другими — Rolls-Royce Phantom II, объемом более 7,5 литров и суммарной мощностью 230 лошадиных сил. Аналогично предшественнику, предполагалось использовать планетарную коробку передач Wilson. В июле 1933 года был подготовлен деревянный макет танка, но дальше работы по A8 начали потихоньку сходить на нет. Причиной стала крайне неоднозначная ситуация с его предшественниками. Повышения надежности всё не было, посему в Военном Министерстве стали задумываться о чем-то полегче.
Проблема со средними танками, которые каждый раз получались тяжелее ТЗ, а надежности ходовой части всё не наблюдалось, заставило Генеральный Штаб подготовить новую спецификацию. Так ближе к весне 1934 года появилась спецификация на 12-тонный средний танк. Таким образом, наверху решили затолкать концепцию среднего танка A6 в массу Medium Tank Mk.II. Масса никого смущать не должна, тогда 12 тонн было вполне нормально для среднего танка. При этом вооружение, броневая защита и подвижность ожидалась на уровне Medium Tank Mk.III, а башню брали с Medium Tank A7E3. Разработка танка, получившего индекс A9, досталась Vickers-Armstrongs. Изначально работы по машине возглавлял Джон Карден. После того, как главный конструктор Vickers погиб в авиакатастрофе, его место занял Лесли Литтл, до того находившийся в тени Джона Кардена и Вивиана Лойда. Под его руководством родилась немного странная машина. Создававшаяся как средний танк, она была принята на вооружение как первый английский крейсерский танк.
Помимо желания снизить массу ради повышения надежности машины, имелась и экономическая подоплека. Чем больше и тяжелее был танк, тем дороже он обходился. При скудном бюджете экономический вопрос стоял остро, а формула «1000 фунтов стерлингов за тонну» вполне себе работала. Одним словом, требовался Medium Tank Mk.III, но легче и дешевле, а также с более высокой надежностью. Малые пулеметные башни при этом сохранялись. Иногда по их поводу идет критика, мол, они добавляли лишнюю массу. Для любителей подобное рассказывать рекомендую ознакомиться с историей Medium Tank Mk.III и A7. Отсутствие у A7 пулеметных башен как-то не помешало превысить исходную массу на 2 тонны.
Ключевой проблемой английских средних танков была ходовая часть. Поэтому для A9 была разработана принципиально новая ходовая часть, не имеющая ничего общего с более ранними идеями. Простая мысль, что нужна индивидуальная подвеска с опорными катками большого диаметра, еще не гуляла в голове английских конструкторов. Но зато родилась более здравая концепция. Ближе всего новая система была к подвеске Vickers Mk.E. То есть подвеска блокированная, но совсем по иному принципу. Во-первых, упругим элементом стала вертикальная пружина. Во-вторых, число опорных катков в тележке сократилось до 3. Один каток, на который приходилась главная нагрузка, сделали большим по диаметру. Вместо двойных катков их сделали одинарными, при этом даже диаметр малых катков стал больше. Наконец, в одном блоке с опорными катками был и поддерживающий каток. Всё это безобразие прикручивалось на болтах к днищу и борту.
На первый взгляд, получилась громоздкая конструкция, но всё относительно. Если суммировать габариты более ранних вариантов ходовой части, то новая идея получалась компактнее и проще в обслуживании. Совершенно иначе были выполнены и ленивец, и ведущее колесо. Особенно оригинальным оказалось ведущее колесо со встроенным в него тормозным барабаном. В движении барабан крутился независимо, что выглядело довольно необычно. На танк решили ставить тот же мотор Rolls-Royce Phantom II, что и предполагался в A8. Правда, при массе 12 тонн мотор требовался всего один. Работала с мотором в паре 5-скоростная механическая коробка передач Meadows No.22. Моторно-трансмиссионное отделение получилось весьма компактным, занимая гораздо меньше места, чем в случае с A6 и другими средними английскими танками.
Принципиально иным оказался и корпус танка. Жесткие требования по массе заставили делать его довольно компактным, при этом было необходимо вписать еще и две пулеметные башни. В результате получился, скажем так, компромиссный вариант. Башни вписали, но про место массу свободного пространства для стрелков никто не говорил. Поэтому сидели стрелки, согнувшись в три погибели, пусть скажут спасибо, что создатели танка предусмотрели сиденья. А вот с местом механика-водителя был явный прогресс. По крайней мере, в боевом положении он более не ездил на ощупь. Требование снизить массу привело к тому, что корпус имел ряд листов, расположенных под наклоном. Даже днище сделали V-образным.
На фоне того, что из себя представляли внутри пулеметные башни, внутри основной башни было очень просторно. За основу взяли башню Medium Tank A7, при этом «голова» A9 получала полик. Еще одной новинкой стал гидравлический привод поворота башни. Как и в случае с A7, изначально машина получала командирскую башенку. Вооружение предполагалось тем же, что и у A7E3 — спаренная установка 2-фунтовой (40-мм) пушки и пулемета Vickers. По итогам получался вполне себе неплохой, для своего времени, танк. Следует отметить, что еще в мае 1934 года Vickers работала сразу над двумя танками. Помимо A9, в руки Джона Кардена попала спецификация на пехотный танк. Изначально предполагалось, что боевая масса машины составит 15 тонн, но очень быстро возникла идея строить этот танк как вариант A9. То есть A9 и будущий A10 разрабатывались параллельно, причем практически сразу.
К моменту гибели Джона Кардена в авиакатастрофе (случилось это 10 декабря 1935 года) облик опытного танка, получившего обозначение A9E1, уже сформировался. В конце 1935 года началась его постройка, а в июне 1936 года он прибыл на испытания в MWEE (Mechanical Warfare Experimental Establishment, Фарнборо). Машина, получившая регистрационный номер BMM133, превысила исходные требования по массе, но совсем ненамного. Полтонны — это всё-таки не две тонны, как обычно получалось. По ходу испытаний Tank, Experimental, Medium, A9E1, показал себя лучше предшественников, хотя различных замечаний хватало с головой. Это касалось и конструкции отдельных элементов ходовой части, и боевого отделения. Главной же проблемой стал мотор. Его оказалось маловато для достижения необходимых характеристик. Как раз в это время испытывалась спарка моторов AEC в A7E3. Далее появился мотор, получивший обозначение AEC A179. На него и пал выбор.
Самым главным изменением, впрочем, стал не мотор, а классификация. Дело в том, что с подачи полковника Жиффара Мартеля появился новый класс танка — крейсерский. По большому счету, это тот же средний танк, поскольку задачей этих машин и так являлась работа в глубине вражеского тыла. Вообще Мартель видел для этой роли танки Кристи, но сначала их надо было создать. В чистом виде детище Кристи не годилось. Так получилось, что A9E1 оказался единственной подходящей на новую роль машиной, имевшейся в наличии. В результате танк стал крейсерским. В июне 1937 года его приняли на вооружение как Cruiser Tank A9 Mk.I. При этом A9E1 постепенно дорабатывался. На него поставили новый мотор, переделали ведущие колеса, а также испытывали оборудование для подводного хождения. Переделали и корпус.
Как это часто бывает, между принятием на вооружение и запуском в серию прошло время. А именно полтора года. К тому моменту Cruiser Tank A9 Mk.I существенно переработали. Нельзя сказать, что танк полностью переделали, но разница между опытной машиной и серийной была существенная. Ведущее колесо и ленивец увеличили в размерах, переделали корпус, причем по периметру, особенно заметная разница оказалась в носовой и кормовой части. Сильно переделали моторное отделение, а выхлопную трубу перенесли в кормовую часть. Существенно переделали и башни. Пулеметные башни лишились конусовидных крыш, сильно изменилась и основная башня. По неизвестной причине от командирской башенки отказались, вместо нее установили перископический смотровой прибор MK-IV. Разместили его в передней створке командирского люка. Решение спорное, поскольку полностью перископ смотровую башенку не заменял.
Для производства нового танка был выбран Elswick Ordnance Company в Ньюкасл-андер-Лайм. Более известен завод, часто упоминающийся как Elswick Works, как производитель артиллерийского вооружения. Таким образом Vickers-Armstrongs расширяла танковое производство за счет своей «половинки» — Armstrong Whitworth. С этим и связано, в том числе, столь долгое освоение танка. Первый Cruiser Tank A9 Mk.I сдали в январе 1939 года, это был одновременно и первый серийный крейсерский танк. В общей сложности Vickers сдал 50 танков с WD-номерами T.3493-T.3542 и регистрационными номерами HMH848-HMH897. Последние два танка данного типа Elswick Works сдал в феврале 1940 года.
В отличие от предыдущих средних танков, королевский арсенал в Вулидже был не при делах. Зато появилось предприятие, ранее не замеченное на ниве танкостроения. Речь идет о верфи Harland & Wolff Ltd из Белфаста, в своё время именно там построили Titanic. Привлечение таких предприятий было совсем не случайным: постепенно англичане готовились к войне, для них Мюнхенский сговор стал возможностью на год оттянуть войну, чтобы перевести промышленность на военные рельсы. Всего в Белфасте сдали 75 танков, первый изготовили в июне 1939 года, последний в июле 1940 года. Эти машины имели WD-номера WD-номера T.7196-T.7270. Что же касается регистрационных номеров, то их получили не все танки. Исходно предполагалось их дать в пределах PMV552-PMV626, но по факту последним номером стал PMV572, дальше от них отказались.
Из 75 танков, сданных Harland & Wolff Ltd, последние 36 оказалось в весьма специфичном исполнении. Дело в том, что английские военные решили возродить гаубичные танки поддержки. В своё время именно они создали концепцию танка, которая позже была использована немцами на Pz.Kpfw.IV. Правда, у немцев это получилось явно лучше, поскольку 94-мм гаубица, установленная англичанами, имела либо осколочно-фугасные, либо дымовые снаряды. Нет, бахнуть фугасом по вражескому танку вполне было можно, но бронебойный снаряд всё же надежнее. Так или иначе, часть Cruiser Tank A9 Mk.I изготовили в варианте Cruiser Tank A9 Mk.I CS.
Нельзя сказать, что Cruiser Tank A9 Mk.I был малочисленным, вместе с тем, если сравнивать его с собратом, A10, то разница очевидна. Последних сдали больше — 171 штуку, причем число задействованных в сборке предприятий тоже было больше. Причины прозаичны: вскоре после начала выпуска A9 началось производство «полноценных» крейсерских танков A13, которые «английские Кристи». Они были более подвижными. С другой стороны, имелся «тяжелый крейсер» A10, отличавшийся более толстой бронёй. В этом смысле A9 выглядел скорее третьим лишним. Также к концу 1939 года стал вырисовываться Infantry Tank Mk.III, создававшийся на базе A9. Так что места на конвейере первому крейсерскому танку не осталось, хотя одних только «легких крейсеров», к которым относились эти машины, планировалось получить 1553 штуки. Что не помешало A9 повоевать.
Указанные выше планы в 1553 легких крейсерских танка (855 в частях, 201 в Египет и 488 в резерве) были не более чем маниловщиной. По факту 1-я бронетанковая дивизия, единственная, укомплектованная крейсерскими танками, представляла собой систему «с миру по нитке». Там оказалось 6 Cruiser Tank A9 Mk.I и 18 Cruiser Tank A9 Mk.I CS. А в общей сложности там находилось 4 типа крейсерских танков, так сказать, чего наскребли. Начала плана «Гельб» (прорыв через страны Бенилюкса во Францию) застал англичан врасплох. Только 20-22 мая подразделения 1-й бронетанковой дивизии высадились во Франции.
То, что происходило во Франции в мае 1940 года с 1-й бронетанковой дивизией, удивительно напоминало ситуацию год спустя на советско-германском фронте. Причем у англичан с французами война шла уже давно, но «странная». А вот когда всё началось по-настоящему, картина что-то очень сильно напоминала. Срочная переброска к местам боев своим ходом, плохая организация колонн и проблемы с запчастями, танки, оставленные по техническим причинам. Нет, это не июнь 1941 года, это май 1940-го. Треть A9 попросту сломалась, наибольшие проблемы вызывал мотор и ходовая часть. Из войск шла ругань на низкую удельную мощность танка, плохие показатели проходимости.
Всё это наложилось на то, что в бой дивизию пустили «с колес». Итого лезть пришлось под вражескую артиллерию, для которой 14 мм брони вообще не были защитой. Дальше 1-я бронетанковая дивизия отступала, последние танки воевали уже в Кале. Совсем небольшое число крейсерских танков смогли вернуть в метрополию, а основная их часть осталась во Франции. Спустя короткое время, 11 июня 1940 года, систему обозначения танков изменили. A9 стал именовать либо как Cruiser Tank Mk.I, либо как Cruiser Tank Mk.I CS.
По большому счету, Cruiser Tank Mk.I скорее сыграли роль антипропаганды. Чудной танк с тремя башнями был излюбленным местом для фотографирования немецких солдат и офицеров. А вот с применением этих танков немцами по назначению совсем не задалось. Официально их, конечно, обозначили как Kreuzer Panzerkampfwagen Mk I 741(e). Другой вопрос, что даже как учебная единица он не годился.
Несмотря на крайне неоднозначный дебют, боевая карьера Cruiser Tank Mk.I продолжилась. К сентябрю 1940 года в составе 1-й бронетанковой дивизии имелось 13 таких танков, из них 10 гаубичных, еще 6 гаубичных находилось во 2-й бронетанковой дивизии. Между тем, в Северной Африке начались бои против итальянцев. На тот момент в составе 7-й бронетанковой дивизии имелось всего несколько Cruiser Tank Mk.I. Бои шли довольно вяло, особенно с учетом того, что у итальянцев имелись одни только танкетки. Тем не менее, 14 сентября 1940 года в районе Абу Нир итальянцам улыбнулась удача. Артиллерийским огнем удалось повредить один танк, который достался с минимальными повреждениями. Вскоре итальянцы ввели танк с регистрационным номером T.3536 в строй.
В дальнейшем с «большой земли» стали поступать еще Cruiser Tank Mk.I. По состоянию на 30 ноября 1940 года в 1-м королевском танковом полку числилось 20 таких танков. Далее 7 танков данного типа отправилось, в составе 6-го RTR, сражаться в Эфиопию. Что же касается 7-й бронетанковой дивизии, то в ходе операции «Компас», превратившейся в погром итальянских войск, у нее имелось как минимум два с половиной десятка Cruiser Tank Mk.I. В ходе операции было потеряно 2 таких танка, а вот с техническими проблемами дела обстояли куда хуже. Жалобы шли на сцепление, ходовую часть, очень много проблем было с песком.
Воевавшие в Северной Африке A9 получали тропический «обвес». Он включал в себя противопылевые экраны, причем ставились они только с левого борта. Также сзади делались крепления под канистры. Получали машины и характерную схему окраски, известную как Caunter scheme. Назвали ее в честь полковника Джона Каунтера, некоторое время командира 4-й бронетанковой бригады 7-й бронетанковой дивизии. Характерная схема неплохо разбивала силуэт машины.
К середине апреля 1941 года в Северной Африке находилось 66 Cruiser Tank Mk.I (из них 28 в войсках) и 6 Cruiser Tank Mk.I CS. Шли работы по их капитальному ремонту, хотя всё очевиднее становилась простая истина. Эти танки морально устарели и были капризными. К сентябрю 1941 года их осталось 48 штук, из них 32 боевых частях. В ходе смены системы обозначения танков, которую внедрили с конца сентября 1941 года, Cruiser Tank Mk.I должен был именоваться как Krait I. Но для старых машин это так вводить и не стали. Финалом карьеры танка стал ноябрь 1941 года. Тогда эти машины признали окончательно устаревшими и отправили в учебные подразделения. Например, на Мальту, там их имелось 4 штуки.
До наших дней дожило 2 танка. Первый, в неплохом состоянии, ныне является частью коллекции танкового музея в Бовингтоне. Второй стоит в Индии, в Музее Кавалерии, что в Ахмеднагаре, штат, Махараштра. Пушку индусы куда-то дели, так что стоит там большая такая труба. Впрочем, это лучше, чем ничего. Можно было бы заключение сказать, что у танка судьба несчастливая, но… одну минуту! Если мы промотаем весь этот сериал вперед, то выяснится, что ни разу нельзя назвать A9 танком с несчастливой судьбой. В отличие от своих предшественников, танк попал в серию, да еще и провоевал два года. Не менее важным стало то, что из A9 вырос Valentine, самый массовый английский танк военного периода. Так что это скорее успех, а не неудача.
Список источников:
-
-
- US NARA
- British Cruiser Tanks A9 & A10, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2017
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/trehgolovyi-kreiser-616896259643a335c5e87066