Рассказ об инженерном английском танке Churchill IV AVRE, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
Английские военные были большими мастаками ваять всякие странные конструкции, которые выглядели жутковато, но — работали. Особенно это касается всевозможного инженерного оборудования. Обычно все вспоминают сумрачный немецкий гений, но на фоне того, что сделали англичане, немцы как-то теряются. Особенно если смотреть на объемы выпуска и результаты применения.
Так получилось, что одна из новинок Музея Техники Вадима Задорожного появилась буквально за несколько дней до юбилея ее боевого применения. Речь идет о Churchill IV AVRE, едва ли не самым странном инженерном танке Второй мировой войны. Одновременно он оказался и самым массовым инженерным танком того периода, который довольно успешно применялся по прямому назначению. Машина возродилась из тактического объекта, который долго являлся мишенью на стрельбище.
Пехотный танк Churchill сам по себе являлся примером того, как английские инженеры создали странную конструкцию, которая оказалась вполне рабочей. Он стал единственным английским тяжелым танком, который массово использовался в годы Второй мировой войны. Официально он, конечно, пехотный, но броневая защита и масса под 40 тонн говорила о многом. Выросший из пехотного танка A20, Churchill (до сентября 1941 года Infantry Tank Mk.IV) получился не в пример лучше своего прародителя.
Конечно, для того, чтобы из той странной каракатицы с 2-фунтовой пушкой в башне, которая была изначально, получился более-менее удачный танк, понадобилось время. Тем не менее, Churchill оказался единственным английским танком, который продолжили выпускать после окончания Африканской кампании. Churchill оказался самым перспективным из пехотных танков, еще и обладая способностью забираться по крутым подъемам. К тому же Churchill III и Churchill IV оказались вполне подходящими для дальнейших доработок и переделок.
В числе таких переделок оказался штурмовой танк AVRE, что расшифровывалось как Armoured Vehicle Royal Engineers (бронированная машина королевских инженеров). Ее появлению предшествовал крайне неудачный рейд на Дьепп, который оказался дебютом «Черчиллей». В том числе выяснилось, что установленные в танке орудия мало эффективны против вражеских укреплений. В октябре 1942 года начались работы над специальной инженерной машиной, возглавил их майор Джеймс Денован. Канадский военный инженер работал в DTD, где и проходил мозговой штурм.
Churchill оказался оптимальной платформой для подобной машины. Танк был хорошо защищен, а главное, позволял установить различное оборудование. В этом была принципиальная разница между Churchill AVRE и танками поддержки. Создавался он как специализированная машина, которую можно было превратить, например, в раскладчик специальных матов, позволявших проехать тяжелой технике по песку. Либо установить минный трал. Спектр оборудования у Churchill AVRE оказался весьма широк.
Впрочем, запомнился Churchill AVRE отнюдь не специальным оборудованием, которое на него устанавливалось. А вооружением. Англичане, в своё время, стали пионерами в разработке танков поддержки, установив 94-мм орудие, которое вело огонь фугасными и дымовыми снарядами. Для инженерной машины это было маловато. Поэтому на свет появилось орудие, которое получилось чисто английским. Очень странное внешне, очень странно работающее, но при этом вполне себе эффективное.
Названий у этой системы несколько. В одном случае оно именуется Mortar, Recoiling Spigot, Mk.I & Mk.II, но в том же руководстве оно часто называется просто Petard. Официально калибр указывался 29 мм, но это калибр вышибного заряда. Реально калибр составлял 231 (230,6) мм. Такая разница в калибрах — норма для надкалиберных минометов. В данном случае мина вполне себе летит через короткий, но ствол. Как эту штуку называть, решайте сами. По принципу действия она похожа на английские танковые дымовые мортирки, которые делались из старых винтовок.
Мина, или бомба, кому как больше нравится, получилась очень увесистой. Ее масса составляла 18 килограмм, из которых 12 приходилось на взрывчатку. Заряженная мина занимала почти всю длину ствола, при этом летела очень недалеко — до 210 метров, реально обычно меньше. Чтобы зарядить такую мину, пришлось сооружать конструкцию, при которой ствол приподнимался вверх, а заряжающий вставлял мину снизу, через люк в отделении управления. Чисто английская система, непонятно как, но работающая.
Выглядела эта система, мягко говоря, необычно, да и малая дистанция выстрела вызывает сомнения. Но всё так и было задумано. За счет толстой брони Churchill AVRE мог подойти к цели максимально близко, после чего «плюнуть» в нее «петардой». 12 килограмм взрывчатки хватало, чтобы разнести основную массу оборонительных сооружений противника, а если не хватало, то можно было плюнуть еще. Естественно, против танков такая штука работала так себе, но это и не танковая пушка в чистом виде.
Генеральный Штаб одобрил концепцию AVRE 14 января 1943 года. В дальнейшем началось серийное производство инженерных машин. Точнее, их переделка из ранее выпущенных Churchill III и Churchill IV. Звучала цифра в 180 машин, на самом деле оказалось, что гораздо больше — 475 штук. Поскольку производство растянулось по времени, танки одной и той же версии могли несколько отличаться. Часть из Churchill IV AVRE была уже с дополнительным бронированием корпуса.
Churhchill AVRE активно применялись с первого же дня высадки в Нормандии. За характерную форму мины ее быстро прозвали «летающей урной», но быстро выяснилось, что сама идея сработала. Тем более что Churchill AVRE применялись по широкому профилю, используя не только бомбомет, но и различное инженерное оборудование. Они сбрасывали фашины, устанавливали мостки. Также специальные инженерные машины успешно взаимодействовали с Sherman Crab и Churchill Crocodile.
Наиболее широко данные танки действовали в составе 79-й бронетанковой дивизии, которой командовал генерал Перси Хобарт. Эта дивизия широко известна благодаря большому количеству различных спецмашин. Всё это многообразие известно под прозвищем Hobart’s Funnies, что вольно можно перевести как монстрятник Хобарта. Также использовались Churchill AVRE в подразделениях Королевских инженеров, для которых они и проектировались. Причем спецмашины широко применялись не только в Нормандии. В декабре 1944 года их всё еще числилось в 21-й армии 164 штуки, все в действующих частях.
До наших дней сохранилось минимум 8 Churchill AVRE. У Churchill IV AVRE, который является героем данного материала, история вполне типичная. Машина несла имя собственное Merlin, после окончания войны танк оказался на территории армейского учебного комплекса Оттерберн, Нортумберленд. Здесь располагается стрельбище, откуда уже вывезли немало бывших мишеней. Поскольку корпус танка был частично вбетонирован, попаданий на нем совсем немного, хотя, конечно, комплектность машины была не идеальной.
Со стрельбища танк забрали в октябре 2002 года, он поскитался по нескольким музеям, пока, наконец, не оказался в России, вместе с еще несколькими Churchill. Ждать очереди танку пришлось довольно долго, тем не менее, своего часа он дождался. Как уже было сказано, многих деталей не хватало, включая и части бомбомета. Так что пришлось немало повозиться.
Нельзя сказать, что получилась работа высочайшего уровня, но Churchill AVRE обычно не особо везет. Ни один из инженерных танков, сохранившихся до наших дней, высоким уровнем реставрации не блещет. Особенно это касается различных мелочей, данный Churchill IV AVRE не сильно выбивается из общего ряда. Хотя, конечно, по поводу слогана на башне есть масса вопросов. Нет, был Avro Lancaster со Сталиным на борту, но вот такое — вряд ли. Лучше ничего не рисовать, чем лепить подобное.
Рандомные надписи, прилетевшие в голову, вполне закрашиваются. Главное, что теперь танк ходовой. Кроме него, ходовым является только Churchill III AVRE из Танкового музея в Бовинтоне. Мотор поставили не оригинальный, но будем честными, это поймут единицы. Особенно с учетом того, что родной двигатель Churchill в России нигде не услышать. Зато такой мотор проще обслуживать, не говоря уже о том, что на полторы калеки ориентироваться не стоит. Если машина активно эксплуатируется, статус родного мотора — это далеко не всегда достоинство.
Сейчас в Музее Техники Вадима Задорожного уже два танка семейства Churhill — Churchill IV AVRE и Churchill VII. Оба танка дебютировали в один день, 6 июня 1944 года, и часто действовали совместно. Танки в ходовом состоянии, как и стоящий неподалеку Cromwell IV. Эти три машины, плюс стоящий там же Sherman V, являлись наиболее массовыми английскими танками летом 1944 года. Одним словом, набралась неплохая коллекция английской «брони».
источник: https://dzen.ru/a/ZmKyOZnkRgSXFXjj