История пехотного танка Infantry Tank Mk.IIA*, он же Matilda III, первой версии, массово поставлявшейся союзникам
В начале 30-х годов англичане еще пытались идти в общем потоке мирового танкостроения, который они отчасти и задавали. Имелось три ярко выраженных типа танка — танкетка, легкий танк, а также средний танк. При этом танкетка постепенно эволюционировала в то, что позже стало Bren Carrier, а разработка легких танков у англичан закончилась откровенно тупиковым (хотя и массовым) Light Tank Mk.VI. Самое же интересное происходило со средними танками. Попытка создать скоростной 16-тонный танк потерпела неудачу, поэтому в 1934 году появились требования на 12-тонный танк. Но при этом одновременно появились и еще одни ТТТ — на 15-тонный танк нового типа. Речь шла про пехотный танк, новый класс, утвержденный в 1934 году Перси Хобартом. Эти машины не предполагались скоростными, зато у них толщина брони составляла 25-30 мм. Первым из них стал A10, создававшийся вместе со средним A9. Впрочем, по факту A10 стал именоваться «тяжелым крейсерским танком», а «настоящими» пехотными танками оказались A11 и A12.
Если A11, он же Infantry Tank Mk.I, оказался скорее тупиковым решением, то у A12, который разрабатывался Королевским арсеналом в Вулидже, была иная судьба. В отличие от A10, который так и остался с толщиной брони 30 мм, A12 довольно быстро получил броню толщиной 75 мм. Это сделало его самым защищенным танком своего времени, англичане умудрились на этом поприще обогнать французов. При этом в Вулидже взяли на вооружение отработанные идеи по среднему танку A7E3. Итогом стал едва ли не самый удачный английский танк начала войны. Принятый на вооружение как Infantry Tank Mk.II, он обладал вполне достаточной для пехотного танка подвижностью, а также внушительной броневой защитой. Правда, она не особо помогла ему во Франции, немцы довольно быстро нашли способы борьбы с английской новинкой.
Несмотря на то, что общий облик Infantry Tank Mk.II, более известного, как Matilda, менялся не особо сильно, работы по машине велись постоянно. Это приводило к тому, что нет-нет, да происходили какие-то переделки. Первой из них стала замена спаренного пулемета Vickers на более компактный BESA, так на свет появился Infantry Tank Mk.IIA. Эта версия продолжала видоизменяться по ходу производства, особенно сильные метаморфозы претерпевали траки. К весне 1941 года машина более-менее сформировалась, но как раз в это время случилась не менее существенная метаморфоза. Было решено заменить моторы AEC A183/A184 на другую спарку моторов. Речь шла о двигателях Leyland E148/E149 объемом 6,8 литров и мощностью 95 лошадиных сил каждый. Моторы эти также изначально имели автобусное происхождение. Переделку посчитали слишком серьёзным изменением, поэтому появилась новая версия танка — Infantry Tank Mk.IIA*. Более известна она под обозначением Matilda III, которое появилось в конце сентября 1941 года.
Как это часто бывает с машинами, развивающимися эволюционным путем, поначалу разница между самыми первыми Infantry Tank Mk.IIA* и последними Infantry Tank Mk.IIA оказалась минимальной. При этом всё напрямую зависело от производителя танков. Та же LMS (London, Midland and Scottish Railway) умудрилась растянуть свой первый контракт аж на три версии танка. Поэтому у них самые первые Infantry Tank Mk.IIA* выглядели как Infantry Tank Mk.IIA выпуска середины 1940 года. Единственным признаком, который указывал на новую версию, являлась выхлопная система. Если у предыдущих вариантов одна из выхлопных труб заводилась к глушителю через днище корпуса, то на Infantry Tank Mk.IIA* обе трубы завели через крышу МТО.
Производство Infantry Tank Mk.IIA* началось с мая 1941 года, при этом параллельно выпускались танки двух версий. Полностью на выпуск танков с моторами Leyland перешли с июня, да и то, единичные машины с моторами AEC всё еще могли сдаваться. При этом Infantry Tank Mk.IIA* имел ровно тот же веселый набор траков, что и предшественник. То есть минимум 3-4 типа, всё напрямую зависело от производителя, а их было 6 заводов. При этом танк продолжал видоизменяться. Летом 1941 года от поддерживающих катков отказались, вместо них ввели полозья. Это оказалось и проще, и никак не влияющим на скорость, а также проходимость танка. Примерно в это же время отказались и от брызговиков.
Моторы Leyland E148/E149 продержались в производстве не особо долго. Летом 1941 года их заменили на пару Leyland E164/E165. По большому счету, почти то же самое, характеристики не изменились. А вот один пункт явно изменился — объемы производства. Если во втором квартале 1941 года объём выпуска Infantry Tank Mk.II обеих модификаций составил 185 танков, то за 3-й квартал того же года их сдали 316 штук. Для понимания — к концу сентября 1941 года вообще всех ранее выпущенных Infantry Tank Mk.II было 658 штук. Таким образом, Infantry Tank Mk.IIA* набиралась примерно половина от ранее выпущенных объемов.
Дополнительным изменением внешнего вила танка стало вооружение. Дело в том, что англичане вполне положительно оценили применение танковых гаубиц. Другой вопрос, что ставились они изначально только на крейсерские танки A9 Mk.I CS и A10 Mk.I CS. Да и 94-мм гаубица оказалась крупновата для башни Infantry Tank Mk.II. Поэтому была разработана 3-дюймовая (76-мм) гаубица, более компактная. Она не требовала существенной переделки орудийной установки. Вместе с тем, у орудия имелся один существенный недостаток. Подобно 94-мм системе, боекомплект 76-мм гаубицы состоял из осколочно-фугасных и дымовых снарядов. Также летом 1941 года стала ставиться более удачная радиостанция Wireless Set No.19, это повлияло на конструкцию антенных портов.
Различные изменения вводились в течение лета 1941 года, причем довольно разрозненно. Всё напрямую зависело от производителя. Конструкция подвижной бронировки орудийной маски несколько изменилась, а под люком-пробкой механика-водителя появился прилив, благодаря чему снизилась вероятность поражения танкиста снарядами. Ближе к концу производства Infantry Tank Mk.IIA* получил важное обновление в конструкции. Дело в том, что боевые действия в пустыне потребовали более существенного запаса топлива. Особо мучиться англичане не стали и поставили в кормовой части корпуса дополнительный топливный бак, ранее появившийся на Cruiser Tank Mk.IIA. Благодаря баку объемом 135 литров запас хода существенно вырос, заодно это избавило от необходимости городить крепления для канистр. Бак соединялся с основной топливной системой, плюс с точки зрения простоты использования, но явный минус в бою.
С точки зрения времени производства версия, которая в конце сентября 1941 года стала именоваться как Matilda III, оказалась самой скоротечной. Выпускали ее меньше полугода: уже с октября 1941 года начался выпуск нового варианта танка, Matilda IV. Тем не менее, по объемам выпуска Matilda III оказалась второй по массовости. Другой вопрос, что именно по массовости использования английской армией эта модификация точно не стала. Наиболее интенсивно ее использовали части, находившиеся в метрополии, а вот в Северной Африке типовой версией так и осталась Matilda II.
Естественно, применялся в Северной Африке и вариант Matilda III, и Matilda III CS, первые такие танки оказались там летом 1941 года. Другой вопрос, что к тому моменту ситуация изменилась, и про успехи операции «Компас» уже можно было не мечтать. К началу операции «Крестоносец» англичане имели в своих частях 201 Matilda, из них часть была Matilda III и Matilda III CS. Они получили такой же обвес, как и Matilda II, то есть крепления под запасные канистры. Машины с дополнительными топливными баками появились уже в конце 1941 года и на боевой дебют Matilda III не успели.
Операция «Крестоносец» хоть и стала апогеем применения Matilda английской армией, но скорее ее можно назвать лебединой песней. Впрочем, это касалось пехотных танков в принципе. Что Matilda, что Valentine показали себя не очень хорошо. Неплохо подходившие под европейский ТВД, эти танки оказывались хорошими мишенями в пустыне. Зенитки вполне себе справлялись с задачей их уничтожения, кроме того, немцы постепенно расширяли ассортимент «матильдобоев». Общая мысль оказалась такова: английской армии нужны крейсерские танки, с противоснарядной броней и 6-фунтовыми пушками. Пехотные же танки годились скорее для второстепенных ролей. Это отлично показала битва при Газале. К тому моменту Matilda (преимущественно Matilda III) находились во всё тех же 4-м и 7-м королевском танковых полках, которые снова понесли тяжелые потери. При этом более массово применялись Valentine, как менее габаритные, а также более подвижные.
Судя по всему, англичане кое о чем догадывались уже осенью 1941 года, поскольку первое, что предложили Советскому Союзу в рамках помощи, стали Valentine II и Matilda III. Всего в СССР отправилось 113 Matilda III, плюс небольшое количество Matilda III CS. Кроме того, часть из 409 Matilda, поставленных австралийцам, относятся как раз к этой версии. Можно смело говорить о том, что примерно половина из выпущенных Matilda III/Matilda III CS ушла как программа помощи. И это было только началом: основная часть выпущенных Matilda IV/Matilda V предназначалась отнюдь не для английской армии. По иронии судьбы, к моменту, когда англичане сами смогли выпускать танк, которым они изначально пытались загрузить американцев, он им стал не нужен. Зато англичане распробовали американские средние танки, которые совмещали в себе характеристики крейсерских и пехотных танков.
В настоящее время известно минимум 6 Matilda III, доживших до наших дней. Из их в Англии всего 1, возможно 2 (одна машина спорная, она может быть как Matilda II, так и Matilda III). Половина из выживших танков данного типа находится в Австралии. Собственно говоря, основная часть «королев поля боя» ныне здравствует благодаря австралийцам, которые оказались бережливыми и не порезали свои танки. Правда, относятся они к более поздней версии, которая достойна отдельного рассказа.
Список источников:
-
-
- Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994
- Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007
- US NARA
- Infantry Tank Mk.II-IIA-IIA* Instruction Book, 1941
- Фотоархив автора
-