Юрий Пашолок. Толстобронный пулеметчик со стрельбища Оттерберн

22

Юрий Пашолок. Толстобронный пулеметчик со стрельбища Оттерберн

Рассказ об Infantry Tank Mk.I из коллекции Танкового музея в Бовингтоне

То, что современная техника, спустя некоторое время, становится исторической, не столь и удивительная новость. Обычно про такое не задумываются, а потом раз — и всё, машина редкая, а то и вовсе исчезнувшая в вихре времен. С английскими танками подобная ситуация была в порядке вещей. Если кто-то думает, что только у нас редкие машины сдают в металлолом, тот сильно ошибается. Англичане и американцы на этом поприще отличились еще в 50-е. Причем не жалели ни свои, ни чужие машины, тот же E-100 спокойно сдали. Не говоря уже о куда менее редких образцах собственной бронетанковой техники.

Infantry Tank Mk.I на Tankfest-2019. Хорошо видно, как механик-водитель едет в походном положении

Infantry Tank Mk.I на Tankfest-2019. Хорошо видно, как механик-водитель едет в походном положении

Одна из крупнейших в мире коллекций бронетанковой техники находится в Танковом музее, Бовингтон. Естественно, больше всего тут образцов английских танков, САУ и бронемашин. Между тем, история появления некоторых экспонатов в музее нетривиальная. Как минимум один из них достали из-под земли, в буквальном смысле. Также есть машины, найденные на стрельбищах. Одной из них является Infantry Tank Mk.I, который до сих пор ошибочно называют Matilda I.

Этот же танк в 1988 году

Этот же танк в 1988 году

Сам по себе Infantry Tank Mk.I — это классическая история того, что бывает, когда в исходный проект постоянно вносят правки. По итогу нередко получается хомячок-мутант, в котором уже сложно узнать исходную идею. Для понимания, изначальное задание, сформированное в начале весны 1934 года, предполагало создание 6-тонного танка с пулеметным вооружением и броней толщиной 25 мм. То есть вполне себе обычный легкий танк сопровождения, правда, для 1934 года уже выглядевший слабовато.

Обычно танк едет вместе с другими пехотными танками

Обычно танк едет вместе с другими пехотными танками

Этот танк действительно носил обозначение Matilda, но на стадии эскизного проекта. Он появился в октябре 1935 года, а 10 декабря того же года сэр Джон Карден погиб в авиакатастрофе. Место главного конструктора Vickers по танкостроению занял Лесли Литтл, а заодно начал меняться облик танка. Конечно, всё еще требовался 2-местный танк с пулеметным вооружением, максимально дешевый — 5000-6000 фунтов стерлингов за штуку. Но при этом уровень броневой защиты заметно вырос. Теперь танк должен был обладать броней, способной защитить от бронебойных снарядов 3,7 cm Pak со всех дистанций.

В полях перед показом

В полях перед показом

Результатом стало то, что появившийся в сентябре 1936 Infantry Tank A11E1 мало был похож на исходный танк. По большому счету, осталась идея двухместного пулеметного танка, максимально узкий корпус и мотор Ford V8. Остальное было новое. Боевая масса выросла почти в 2 раза, ходовая часть стала совсем другой. Самое же главное, что если раньше мотора Ford V8 вполне хватало, то теперь машина не могла разогнаться даже до 10 миль в час (16 км/ч).

Второй восстановленный Infantry Tank Mk.I, он относится ко второй производственной серии. В данном случае виден люк в закрытом положении

Второй восстановленный Infantry Tank Mk.I, он относится ко второй производственной серии. В данном случае виден люк в закрытом положении

Несмотря на то, что боевая ценность танка выглядела сомнительной еще в 1936 году, работы по нему продолжили. По мнению английских военных, A11 подходил на роль подвижного пулеметного гнезда. Это отчасти повторяло концепцию, выдвигавшуюся в случае с Renault FT. Разница в том, что с того времени минуло 20 лет, так что английские генералы готовились к уже прошедшей войне. Единственное «но» — в 1937 году к A11E1 приладили привод для ножевого минного трала Fowler Coulter Plough. С этой точки зрения неспешная, но хорошо защищенная боевая машина выглядела неплохой идеей.

Корпус максимально заузили

Корпус максимально заузили

Пехотный танк A11 приняли на вооружение английской армии в апреле 1938 года. Официально он обозначался как Infantry Tank Mk.I, безо всяких Matilda. Было заказано две производственные серии, по 60 штук. Первая имела регистрационные номера в пределах T.3433-T.3492, а вторая — в пределах T.5551-T.5610. Поскольку между двумя сериями имелся временной промежуток, танки второй серии имели ряд мелких отличий. Получили они их в результате эксплуатации более ранних машин, которая показала необходимость некоторых изменений. Также была еще и третья серия, с номерами T.8101-T.8119. Итого построили 139 танков, из них 67 было сдано до начала Второй мировой войны.

Посадка командира в походном положении

Посадка командира в походном положении

Infantry Tank Mk.I использовались в двух королевских танковых полках — 4-м RTR и 7-м RTR. Здесь их применяли совместно с Infantry Tank Mk.II (вот как раз они позже стали именоваться Matilda I). Оба полка участвовали в контратаке 21 мая 1940 года под Аррасом, которая превратилась в катастрофу. Из 76 танков потеряли 60, из их 47 безвозвратно. Защита от 37-мм противотанковых пушек сработала лишь отчасти. По Infantry Tank Mk.I вели огонь 105-мм гаубицы leFH 18, а также 88-мм зенитные пушки Flak 18. На это наложился бардак во взаимодействии танков. Оставшиеся в строю танки потеряли в ходе последующих боёв. Итого из 139 Infantry Tank Mk.I потеряли 100.

В парке особо не поснимаешь без человеков в кадре, но тут ничего не сделаешь

В парке особо не поснимаешь без человеков в кадре, но тут ничего не сделаешь

То, что Infantry Tank Mk.I имеет сомнительную ценность, догадывались еще до начала Второй мировой войны. Неслучайно на вооружение приняли Infantry Tank Mk.III, он же Valentine. Бои во Франции наглядно показали, что получился самый бестолковый танк в английской армии. Более его в боевых действиях не применяли, свой век оставшиеся Infantry Tank Mk.I доживали как учебные танки. Далее их отправили в металлолом, но несколько машин оказалось на стрельбищах. Оттуда вывозить тактические объекты английским военным было лениво, что спасло не один десяток раритетов.

На корме крепился домкрат и его упор, либо канистры

На корме крепился домкрат и его упор, либо канистры

Именно таким образом удалось спасти 100% Infantry Tank Mk.I, которые дожили до наших дней. Все они оказались на территории Танкового музея в Бовингтоне. Один из трех танков сильно поврежден, ныне он находится вне основного музея, к машине имеется доступ. А вот два танка удалось восстановить. Один из них был найден в 1988 году на стрельбище Оттерберн. С точки зрения комплектности это был лучший из троицы, но машина внутри оказалась почти пустой, без надмоторной плиты.

Люк механика-водителя

Люк механика-водителя

Реставрацией занималась Triangle Bodyworks, под руководством Роберта Гранди. Ходовая часть осталась оригинальной как и коробка передач. А вот мотора не сохранилось. Вообще найти мотор Ford V8 Model 79 можно, но было принято решение поставить автомобильный двигатель Rover. С учетом того, что танк предполагалось использовать для различных мероприятий, решение скорее верное, всё равно его не видно. В общей сложности реставрация заняла 5 лет, в 1993 году танк занял место в музее.

Надмоторная плита, плоской и под наклоном она сделана специально - чтобы улучшить сектор обстрела пулемета

Надмоторная плита, плоской и под наклоном она сделана специально — чтобы улучшить сектор обстрела пулемета

Оба восстановленных танка находятся в музейной экспозиции, при этом обычно ездит герой данного материала. Он относится к первой производственной серии (WD-номер T.3447), восстановлен более аккуратно, чем второй танк (второй производственной серии). Оба танка несут камуфляж и маркировки 4-го королевского танкового полка, с характерными глазами, нарисованными на башне. Эти самые глаза, а также имена собственные, начинающиеся на D, были визитной карточкой 4-го RTR.

Подвеска была взята с Dragon, Medium Mk.IV

Подвеска была взята с Dragon, Medium Mk.IV

Поскольку от танка требовалась толстая броневая защита при минимальной массе, инженеры Vickers пошли по проторенной французами дорожке. Танк имеет очень узкий корпус, который чем-то напоминает Renault FT. Собственно говоря, это по сути концепция Renault FT, только на новом техническом уровне. От идеи с люком механика-водителя в лобовой части корпуса, естественно, отказались, его перенесли на крышу отделения управления.

На левом борту видна отметина, оставшаяся от попадания снаряда на стрельбище

На левом борту видна отметина, оставшаяся от попадания снаряда на стрельбище

В люк установили смотровой прибор MK-IV, что немного улучшило обзорность. Впрочем, люк механика-водителя сделан так, что механик-водитель может высунуться из него в походном положении. При этом надо поворачивать башню, иначе кожух пулемета упирается в створку. Остается открытым вопрос по поводу того, насколько вероятность прилета снаряда в створку люка. В боевом положении обзор производился через смотровую щель, причем внутри был не стеклоблок, а смотровая щель.

Часть танков была оснащена радиостанциями

Часть танков была оснащена радиостанциями

Сходство к корпусом Renault FT есть, но компоновочно французы всё же оказались хитрее. За счет необычной системы с размещением мотора позади КПП им удалось сделать более короткий корпус. У Infantry Tank Mk.I корпус получился несколько длиннее и заметно шире. И это при том, что габаритные размеры башни у Renault FT схожие, особенно это касается диаметра погона. Даже при схожей броневой защите английский танк точно не вписался бы в 6 тонн. С другой стороны, корпус у Infantry Tank Mk.I заметно ниже, да и компоновочная схема заметно проще. Француз же дешевым не был, а вопрос цены у английской армии стоял остро.

У Infantry Tank Mk.I башня литая, в этом он стал первенцем

У Infantry Tank Mk.I башня литая, в этом он стал первенцем

При разработке ходовой части Лесли Литтл использовал наработки по предыдущим танкам Vickers. Например, подвеска имеет прямое отношение к Dragon, Medium Mk.IV. Также видны явные отсылки к Vickers Mk.E, включая цельнометаллический задний опорный каток (у Infantry Tank Mk.I их два). В целом схема ходовой части оказалась вполне удачной, тем более что танк имел «дохлый» мотор. При 11 тоннах боевой массы 70 лошадиных сил — это совсем мало. Прямо как удельная мощность «ромбов» времен Первой мировой войны. 12 км/ч — это как-то совсем несерьёзно. Зато дешево…

Установка пулемета была смещена вправо, чтобы выиграть немного месте

Установка пулемета была смещена вправо, чтобы выиграть немного месте

Желание максимально «обжать» танк привело к тому, что внутри для ЗИП места не нашлось. По этой причине ящики ЗИП разместили в носовой части корпуса, снаружи. В чем-то похожая система наблюдается на Infantry Tank Mk.II, но там их «вписали» в общие обводы корпуса. Здесь же всё снаружи напоказ, включая и шанцевый инструмент. Поскольку грязевых щитков или крыльев у танка почти нет, при интенсивной езде шанец весь заляпанный. В общем, так себе идея.

"Глаза" 4-го RTR

«Глаза» 4-го RTR

Минимализм заметен и в концепции башни. С другой стороны, именно башня являлась самым прогрессивным элементом Infantry Tank Mk.I. Это первая английская серийная танковая башня, изготовленная методом литья. Очень правильная идея, поскольку литьё позволило избавиться от клепаных соединений и получить довольно сложную форму. Хотя если отбросить технологию, то получается вполне традиционная пулеметная башня, причем с рядом вопросов по общей компоновке.

Каска набекрень - вполне встречающийся "обвес" английских танков

Каска набекрень — вполне встречающийся «обвес» английских танков

Как уже говорилось выше, с точки зрения габаритов башня Infantry Tank Mk.I очень близка к Renault FT. Между тем, башню французского танка практически все военные мира признавали чересчур тесной. Даже на чисто пулеметных танках похожие башни старались сделать крупнее. Тут же аналогичные габариты. Конечно, проблему постарались решить за счет еще большего смещения пулеметной установки, но башня всё равно получилась тесной.

Башенный люк был вполне удачным. Чего нельзя сказать про саму башню

Башенный люк был вполне удачным. Чего нельзя сказать про саму башню

В результате башня получилась сплавом передовых технических решений и весьма отсталых идей с точки зрения концепции. Как и у механика-водителя, командир (он же пулеметчик, он же заряжающий, он же радист, в случае, если радиостанция стояла) имел в своём распоряжении перископический смотровой прибор MK-IV. Башня снабжалась внешними дымовыми мортирками (забавная конструкция, в которой использовали обрез винтовки Lee-Enfield), вполне удобным получился и башенный люк. Но всё в целом…

Часть танков, согласно имеющейся информации, переделали по пулемет Vickers калибра 12,7 мм. Но это мало помогло

Часть танков, согласно имеющейся информации, переделали по пулемет Vickers калибра 12,7 мм. Но это мало помогло

То, что в Бовингтоне есть такой танк, это очень хорошо. Infantry Tank Mk.I является прекрасным образчиком того, куда может завести не самая удачная концепция. Получилось непонятное недоразумение, которое в боевых условиях мало на что оказалось способным. Справедливости ради, английские военные быстро поняли отсутствие перспектив у данного танка. А вот немцы аналогичный по концепции Pz.Kpfw.I Ausf.F выпускали в 1942 году. Так что тут еще неизвестно, к кому больше вопросов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

источник — https://vk.com/video-125154166_456245126

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Юрий Пашолок. Пулеметный танк на максималках

источник: https://dzen.ru/a/ZXwdHIcnuDE5Oiz-

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account