Юрий Пашолок. Танкисты Фотченкова и лишние польские танки на немецком СПАМ-е

21
Юрий Пашолок. Танкисты Фотченкова и лишние польские танки на немецком СПАМ-е

Юрий Пашолок. Танкисты Фотченкова и лишние польские танки на немецком СПАМ-е

К 81-летию самой дерзкой операции советских танкистов осени 1939 года.

Вплоть до второй половины 30-х годов советской стороне не удавалось заполучить образцы бронетанковой техники наиболее вероятного противника. Первой ласточкой стала Испания, откуда в конце 1936 года удалось вытащить два танка — немецкий легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A и итальянский малый танк Carro Armato L 3/35. Обе машины удалось восстановить и даже провести ходовые испытания, но какой-то существенной информации получить не удалось. Машины являлись откровенно устаревшими с точки зрения конструкции, да и не могли чем-то существенно удивить советских танкостроителей. Танки подобного типа в Советском Союзе уже не строили, даже Т-26, созданный еще в начале 30-х годов на базе английского легкого танка сопровождения пехоты Vickers Mk.E, выглядел куда более эффективной боевой машиной. Собственно говоря, гражданская война в Испании наглядно показала, что легкие танки с пулеметным вооружением, наиболее массовые в ряде армий того периода, уже не годятся для современного поля боя. С этим были вынуждены согласиться и немцы с итальянцами: уже в 1937 году выпуск Pz.Kpfw.I был прекращен, а его место постепенно занимал Pz.Kpfw.II, вооруженный 20-мм автоматической пушкой. На вторую половину 20-х годов танки с крупнокалиберными пулеметами, либо малокалиберными автоматическими пушками, являлись новой модной тенденцией. Впрочем, с появлением брони толщиной 25-30 мм (она появилась как раз по итогам анализа боев в Испании) данное вооружение стало во многом бесполезным.

В 1939 году Красная Армия провела несколько крупномасштабных операций с использованием танков. При этом основная нагрузка пришлась на танки семейства БТ. Некоторые части прошли на них по 800 километров

В 1939 году Красная Армия провела несколько крупномасштабных операций с использованием танков. При этом основная нагрузка пришлась на танки семейства БТ. Некоторые части прошли на них по 800 километров

По-настоящему же «урожайным» для Красной Армии стал 1939 года. Началось всё летом 1939 года, когда в районе реки Халхин-Гол состоялось первое более-менее полноценное сражение танков и бронемашин Красной Армии с бронетехникой противника. По итогам боёв 3-4 июля 1939 года обе стороны понесли существенные потери, но если Красная Армия всё еще имела существенные резервы по танкам и бронемашинам, то японские 3-й и 4-й танковые полки «сточились» настолько, что 4 июля их вывели с фронта и в боях они более не участвовали. Обе стороны смогли захватить образцы бронетехники противника, в том числе и японский легкий танк Ха-Го. Эта машина изучалась на НИБТ Полигоне в Кубинке, особого впечатления не произвела, но кнопка связи с экипажем, которая появилась на тяжелых танках ИС, а также самоходках серии ИСУ, как раз имела японское происхождение.

Трофейные польские танки 7TP со СПАМ в Томашув-Любельском, сентябрь 1939 года

Трофейные польские танки 7TP со СПАМ в Томашув-Любельском, сентябрь 1939 года

Впрочем, настоящий «урожай» трофеев случился несколько месяцев спустя. 17 сентября 1939 года начался Освободительный поход Красной Армии. Подготовка к нему началась еще в начале сентября, когда всё очевиднее становилась простая истина — польская армия явно проигрывает. В Освободительном походе участвовали и советские танковые соединения, включая и 24-ю легкотанковую бригаду под командованием полковника П.С. Фотченкова. К боевым действиям бригада, вооруженная танками БТ, была готова уже 7 сентября, а к 10 числу подошла к району сосредоточения. На момент начала боевых действий в строю имелось 194 БТ-7 (из 235 имевшихся), 7 ХТ-26 (из 8 имевшихся), 17 пушечных бронеавтомобилей БА-10 (из 18 имевшихся), 10 легких бронемашин БА-20 (из 11 имевшихся), а также 6 артиллерийских тракторов Т-20 «Комсомолец». Такая разница заключалась в высокой степени износа танков, они были не новые. Тем не менее, наступление бригады было весьма быстрым, уже в первый день 24-я ЛТБр достигла Тернополя. При этом польские войска почти не оказывали сопротивления, хотя 18 числа был инцидент, когда в Тернополе произошел бой с участием БТ. В 2 часа ночи 19 сентября первые танки достигли Львова, причем один БТ-7 был подбит огнем польской артиллерии. Положение осложнялось тем, что одновременно на город наступали немцы, советские танки оказались меж двух огней. В результате утром 19 числа состоялся бой между передовыми частями бригады и немецкими подразделениями, которые открыли огонь по советским боевым машинам. Огнем противника подбили 2 бронемашины, 1 БТ, убито 3 человека, ранено 4. Ответным огнем были уничтожены 3 противотанковые пушки, 3 офицера, а также ранено 9 солдат из 137-го полка 2-й немецкой горнопехотной дивизии. Только после этого немцы включили разум и начали переговоры, в дальнейшем они отошли на запад.

На сборном пункте были и танки, и тягачи, и грузовики. Имелись тут и битые немецкие танки

На сборном пункте были и танки, и тягачи, и грузовики. Имелись тут и битые немецкие танки

Примерно в это же время немецкие войска вели бои с польскими частями, в том числе вооруженными танками и танкетками. 18 сентября состоялся бой 1-го легкого танкового батальона, вооруженного танками 7TP и Vickers Mk.E, с немецкими частями. Случилось это в районе Томашув-Любельского, под конец сражения подтянулись танки 2-й немецкой танковой дивизии. Это был последний крупный бой батальона, уже 19 числа они сдались. В это же время на прорыв шла 10-я моторизованная кавалерийская бригада полковника Станислава Мачека. Понимая безвыходность положения, Мачек пошел на прорыв в сторону Венгрии и Румынию, кому повезло, тот смог добраться до границы, где их интернировали. Но часть боевых машин было захвачено. В том числе и 24-й легкотанковой бригадой.

Из отчета о боевых действий 24-й легкотанковой бригады

Из отчета о боевых действий 24-й легкотанковой бригады

В отчете по боевым действиям указывается, что 19 сентября удалось перехватить отходящие в Румынию польские части, при этом было захвачено 2 танка (возможно, речь идет о танкетках TK-S). Вместе с тем, основная часть польских танков оказалась в руках немцев. На территории Томашув-Любельского был организован сборный пункт аварийных машин (СПАМ), куда свезли польскую технику, там же оказались и подбитые немецкие танки, вероятнее всего 2-й ТД. И вот с этим СПАМ-ом и связан эпизод наиболее успешной и нахальной операции советских танкистов по сбору трофеев.

Из сборной пункта удалось вывезти не менее 4 танков 7TP, из них 1 восстановили до ходового состояния

Из сборной пункта удалось вывезти не менее 4 танков 7TP, из них 1 восстановили до ходового состояния

После взятия Львова более боевых действий 24-я легкотанковая бригада не вела. В дальнейшем ее подразделения шли на запад, куда отходили немцы, впрочем, четкой линии разграничения не было. И с этим оказалось связано то, что случилось в начале октября. Судя по всему, разведка Украинского фронта получила информацию о большом СПАМ-е, который образовался в Томашув-Любельском. Ближайшей частью оказалась 24-я легкотанковая бригада. В ее документах этот эпизод указывается лишь один раз. По распоряжению военного совета фронта 6 октября 1939 года был собрал летучий отряд, в который вошли грузовики, тягачи, машины охранения, и… В общем, немцы явно не ожидали такой наглости. Документы говорят сами за себя — такого богатого «урожая» не было до самого начала Великой Отечественной войны.

Танкетка TK-S с серийным номером 194, восстановлена из трех машин

Танкетка TK-S с серийным номером 194, восстановлена из трех машин

В результате лихого нахрапа оказалось захвачено не менее 4 легких танков 7TP, 1-2 Vickers Mk.E, не менее 2 французских легких танков Renault R 35, которые успели попасть в польскую армию, но практически никак себя не проявили. Также можно говорить минимум о 3-4 танкетках TK-S. Следует отметить, что большинство из вывезенных со СПАМ боевых машин были либо подбиты, либо повреждены, поэтому вывозили их, в том числе, с расчетом использования как доноров запчастей. Расчет этот оправдался: силами НИБТ Полигона удалось довести до ходового состояния один из 7TP, который проходил испытания в Кубинке. То же самое касалось танкеток TK-S, одну из которых также довели до рабочего состояния. Помимо танков, вывезли и некоторое количество артиллерийских тягачей, включая C2P на базе TK-S, а также C7P на базе 7TP. Также вывезли энное количество грузовиков и мотоциклов.

Renault R 35 захватили минимум две штуки. Один остался на НИБТ Полигоне, второй расстреляли на территории филиала НИИ-48 в Мариуполе

Renault R 35 захватили минимум две штуки. Один остался на НИБТ Полигоне, второй расстреляли на территории филиала НИИ-48 в Мариуполе

Отдельно стоит упомянуть немецкие танки, которые утащили с того же СПАМ-а. Существует легенда о том, что с «ничейной» территории удалось утащить Pz.Kpfw.III, который далее испытывался в СССР. Пошла эта легенда от историка Михаила Свирина. Так вот, никаких Pz.Kpfw.III с Томашув-Любельского вывезено не было. Обе машины известно — ими оказались Pz.Kpfw.II Ausf.B и Ausf.C. Оба танка были подбиты и использовались проходящими немецкими частями как доноры запчастей, далее попали на СПАМ, а оттуда их спер летучий отряд 24-й легкотанковой бригады. При этом Pz.Kpfw.II Ausf.B послужил донором запчастей, а далее его отправили на филиал НИИ-48 в Мариуполь, где корпус танка испытали обстрелом. То же самое касалось по одному экземпляру Vickers Mk.E, Renault R 35, 7TP, испытали и башню Renault FT, была ли она польской, вопрос. Ну а восстановленный Pz.Kpfw.II Ausf.C прошел 100 км ходовых испытания, а далее по нему был сделан подробный отчет.

Один из двух утащенных со СПАМ-а Pz.Kpfw.II

Один из двух утащенных со СПАМ-а Pz.Kpfw.II

К началу 1941 года основная программа испытаний трофейных машин была проведена. Оставшиеся «излишки» было решено сдать в металлолом, полигону разбитые и пустые корпуса были не нужны. Наверное, с нынешних позиций такая сдача в металлолом выглядит неоднозначно, но тогда это был просто ненужный металлолом. К апрелю 1941 года на полигоне остались по одному 7TP, TK-S, Renault R 35, Pz.Kpfw.II, C2P, C7P, плюс несколько грузовиков и мотоцикл Sokol 600. После начала Великой Отечественной войны почти всё это кануло в лету.

TK-S с серийным номером 194 в наши дни, музейный сектор парка "Патриот". Лет 5 назад танк подвергся косметической реставрации, местами не очень умелой. С окраской так вообще не попали

TK-S с серийным номером 194 в наши дни, музейный сектор парка «Патриот». Лет 5 назад танк подвергся косметической реставрации, местами не очень умелой. С окраской так вообще не попали

До наших дней из всех трофеев, вывезенных со СПАМ в Томашув-Любельском, выжила одна машина. Это танкетка TK-S с серийным номером 194, ранее служившая в 10-й моторизованной кавалерийской бригаде. Ныне танкетка стоит в музейном секторе парка «Патриот», покрашена она абы как (да и сделана тоже), но на текущий момент это единственный в мире TK-S, сохранившийся в виде комплектной машины. Добытый 81 год назад таким лихим способом.

Источники:

  1. РГВА
  2. РГАЭ
  3. http://www.derela.pl
  4. ЦАМО
  5. Архив автора

ПРИЛОЖЕНИЯ

Юрий Пашолок. Немец с Иберийского полуострова

Испытано в СССР. Танкетка TK-S и легкий тягач C2P

Испытано в СССР. Танкетка Ansaldo Carro Veloce С.V.35

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tankisty-fotchenkova-i-lishnie-polskie-tanki-na-nemeckom-spame-5f7ac424952c3b370e163051

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account