Юрий Пашолок. Танки-агрессоры как приоритет

17

Юрий Пашолок. Танки-агрессоры как приоритет

Развитие американского танкостроения в 1920-1940 годах

Содержание:

К началу Второй мировой войны каждая из стран, которая занималась танкостроением, пришла со своим багажом знаний и опыта. Базировались они на общей концепции применения войск, в которой танки, по большей части, являлись вспомогательным средством. Танковые войска, как отдельный род войск, на тот момент существовали далеко не в каждой стране. Например, у французов, которые располагали самым большим количеством танков в Западной Европе, танковые силы находились либо в ведении пехоты, либо у кавалерии (у кавалеристов они еще и не назывались танками). Это являлось наиболее распространенным явлением, что заметно снижало эффективность применения танков. В полной мере это стало понятно после краха французской армии в мае-июне 1940 года. Впрочем, ряд армий мира стал о чем-то догадываться гораздо раньше. Далее кто-то успел переформатировать свои бронетанковые соединения, а кто-то нет.

Семейство Light Tank M2 по ряду характеристик было теми самыми "танками-агрессорами". Создавались они таким образом, что по подвижности были равнозначными танкам Кристи

Семейство Light Tank M2 по ряду характеристик было теми самыми «танками-агрессорами». Создавались они таким образом, что по подвижности были равнозначными танкам Кристи

Американское танкостроение межвоенного периода обычно воспринимают с пренебрежением. Считается, что к войне американцы были не готовы, а танков оказалось очень мало. При этом объяснить, как случился столь резкий рывок американского танкопрома в 1940-41 годах, критики могут с трудом (если вообще могут). На самом деле у американцев была своя атмосфера, а также свой ТВД. Развивать своё танкостроение им приходилось в крайне специфичных условиях, особенно с точки зрения финансов. Тем не менее, общее направление развития у них оказалось правильным. Как и выводы, сделанные по итогам изучения опыта боевых действий в Европе.

В поисках оптимальной базы

К 1924 году, когда окончательно затих первый этап разработки американских танков, реальным выхлопом стали 950 легких танков M1917. Эти 6-тонные танки, являвшиеся американской версией Renault FT, на два десятилетия стали самыми массовыми в США. Вместе с тем было бы ошибкой считать, что американцы выбрали путь французов. Six-ton Tank M1917 был скорее синицей в руках, тем танком, который можно было выпускать в больших количествах. В том числе, кстати, и для французов, США лишь немного не успели на роль заокеанского танкового арсенала. Тем же самым можно считать и тяжелый танк Mark VIII International, который выпускался и для американской, и для английской армий.

Six-ton Tank M1917 на войну не успели, но стали самыми массовыми американскими танками межвоенного периода. Правда, сами американские военные очень быстро захотели что-то более подвижное

Six-ton Tank M1917 на войну не успели, но стали самыми массовыми американскими танками межвоенного периода. Правда, сами американские военные очень быстро захотели что-то более подвижное

Командование американского Танкового Корпуса внимательно следило за тенденциями в мировом танкостроении. Выбор они сделали правильный: там поставили на маневренный средний танк, являвшийся американской вариацией английского Medium Mark D. Этот средний танк, созданный под руководством подполковника Филипа Джонсона, стал первым скоростным танком. Правда, американцы пошли по немного иному пути. Они немного пожертвовали скоростью, снизив ее до 19 км/ч, при этом получив 3-местную башню. Сам танк, получивший обозначение Medium A Tank (позже Medium Tank M1921), выглядел разумнее прародителя — короче, с нормальными условиями работы экипажа, броней толщиной 25,4 мм (на тот момент это была легкая противоснарядная броня). Но в наследство от английского прародителя танку досталась неудачная ходовая часть, да и опыта американцам не хватило. Тем не менее, общая тенденция налицо. Американцы четко двигались по доктрине Джона Фуллера, поставив на средние танки.

Medium Tank T1, развитие американского "маневренного" танка

Medium Tank T1, развитие американского «маневренного» танка

Ставка американских военных на средние, маневренные танки была хорошо заметной. Другой вопрос, что 2 июня 1920 года Танковый Корпус прекратил своё существование. Танки оказались в подчинении пехоты, которая имела свой взгляд на роль новых боевых машин на поле боя. Наконец, после окончания войны финансирование военных разработок резко снизилось. Тем не менее, командование американской пехоты очень внимательно смотрело на работы Фуллера, что слегка намекало — тема маневренной войны ей не чуждо. В 1927 году активность по механизации вышла на новый этап. Об этом говорят и публикации, в том числе и майора Чаффи, с 1927 года оказавшегося в Генеральном Штабе. Немалое число американских офицеров указывало на роль танков как инструмента для глубоких наступательных операций.

Light Tank T1E1 создавался как довольно подвижная боевая машина, но ходовая часть танк подвела

Light Tank T1E1 создавался как довольно подвижная боевая машина, но ходовая часть танк подвела

То, что во второй половине 20-х годов наиболее удачной активностью стали легкие танки семейства T1, на самом деле ничего не значило. У Фуллера для легких танков в его системе механизации тоже имелось место. Да и спецификация еще июня 1922 года, подразумевавшая скорость не менее 19 км/ч, также говорила о многом. Дальнейшее развитие данной темы, которое привело к созданию Light Tank T1, явно показывало, что новая боевая машина являлась не просто заменой Six-ton Tank M1917. V-образный 8-цилиндровый мотор и удельная мощность 15 л.с. на тонну явно были нужны не для тихоходного танка поддержки пехоты. Как и требование ездить без необходимости использования грузовиков для перевозки на дальние дистанции.

Маневренным создавался и Medium Tank T2. Но и его подвела ходовая часть

Маневренным создавался и Medium Tank T2. Но и его подвела ходовая часть

Не просто так появился и 15-тонный средний танк, более легкий, чем Medium Tank M1921. Эта машина, аналогично Light Tank T1, создавалась под руководством Гарри Нокса. Меньшая масса подразумевала более высокую маневренность. Главной проблемой танков Гарри Нокса стало то, что он не имел большого опыта в разработке танков. Посему его боевые машины попросту не могли реализовать необходимую скорость. Попытка форсировать мотор ни к чему не привела. С тем же успехом к гусеничному трактору можно приделать мотор от гоночной машины. Тем не менее, разработка этих танков шла под патронажем Департамента Вооружений, который создавал машины под вполне определенные требования. И высокая подвижность вполне прописывалась.

Отработка боевых действий легкими танками. Пока матчасть связывала американским военным руки

Отработка боевых действий легкими танками. Пока матчасть связывала американским военным руки

3 июля 1928 года в Форт-Мид сформировали EMF (Экспериментальные Механизированные Силы), полный аналог английских EMF. В них вошло 2 танковых батальона, артиллерийский дивизион, пехотный батальон, батальон бронемашин. Задачей EMF стала отработка задач по маневренным боевым действиям с участием танков. Неудивительно, что поначалу новые танки шли сюда, включая и Light Tank T1E1. Одним словом, понимание того, как нужно использовать танки, у американских военных было. Причем речь шла именно о маневренных танках, неслучайно шли работы по повышению мощности силовых установок. Не стоит думать, что на американских военных нашло озарение после знакомства с танком Кристи. Он-то как раз немного был в курсе происходящего, поэтому ворвался на своём экспериментальном танке в нужное время и в нужном месте.

Не только полезно, но и вредно

Деятельности Джона Уолтера Кристи в своих материалах я упоминал неоднократно. Тем не менее, без него историю американского танкостроения межвоенного периода представить невозможно. Как и рассказ о том, почему американские танки к концу 30-х годов выглядели именно так, без Кристи никак не получится. Он к этому приложил руку, отчасти того не сознавая. И в хорошем, и в плохом смысле.

Christie M1928, вышедший на испытаний в ноябре 1928 года, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Но посмотрите на него - это был не танк, а тестовая лаборатория

Christie M1928, вышедший на испытаний в ноябре 1928 года, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Но посмотрите на него — это был не танк, а тестовая лаборатория

История, продолжавшаяся недолго (с конца 1928 по конец 1932 года), выглядела как битва талантливого инженера-танкостроителя с неповоротливой американской военной машиной. Примерно так оно многими и описывается. А теперь давайте посмотрим на это со стороны американского Департамента Вооружений. В 1920-24 годах Кристи им предоставил сначала танк почти без подвески, а потом самовольно перенес вооружение, сняв при этом башню. По итогам начальник Департамента Вооружений проклял Кристи, отказавшись иметь с ним дело. Проходит 4 года, на испытание выезжает еще одна кракозябра, чьё главное преимущество — скорость и дальность хода.

Convertible Medium Tank T3 в ходе пробега, 1932 год

Convertible Medium Tank T3 в ходе пробега, 1932 год

Для американских военных Christie M1928 не был уж совсем неожиданным. По крайней мере офицеры-кавалеристы, включая майора Паттона, навещали Рауэй, где строился танк. Главный вопрос в том, что больше всех за Кристи топили именно кавалеристы. Им нужна была боевая гусеничная машина с подвижностью броневика. Тут они, кстати, оказались не одиноки. Французские и японские кавалерийские танки, официально именовавшиеся «бронемашины» (Combat Car), так назывались не просто так. Проблема в том, что одновременно Кристи называл своё детище средним танком. Теоретически он имел на это право, особенно с случае с дальнейшим развитием танка — Convertible Medium Tank M1931. Боевая масса достигла 11 тонн, что оказалось очень близко к некоторым средним танкам того периода. Правда, с маленьким нюансом. Эти самые средние танки, по большей части, выросли из легких.

Больше всех излучали оптимизм, по поводу танков Кристи, офицеры кавалерии. Но и сними Кристи разругался

Больше всех излучали оптимизм, по поводу танков Кристи, офицеры кавалерии. Но и с ними Кристи разругался

Американские военные встретили танки Кристи с энтузиазмом. Связано это оказалось с подвижностью, да и в целом танк показал себя хорошо. Особенно это касалось условно серийных Convertilbe Medium Tank T3 и Combat Car T1. Это уже были полноценные боевые машины, передовые по конструкции (достаточно сказать, что они имели сварные корпуса и башни). Но не просто так пехота получила всего 3 танка, а кавалерия 4 «броневика». Дело заключалось далеко не в скудном финансировании, ставшим результатом мирового финансового кризиса.

Попытки американских военных что-то сделать с танком Кристи

Попытки американских военных что-то сделать с танком Кристи

Главная проблема Кристи заключалась в том, что он в какой-то момент возомнил себя умнее заказчиков. В результате его Convertible Medium Tank M1931 был создан без тактико-технических требований со стороны Департамента Вооружений. Получилась «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». С мотором и ценником среднего танка, башней и вооружением легкого танка, и экипажем из 2 человек. Кристи своим аппаратом умудрился испортить жизнь не только средним, но и легким танкам. Им пришлось конкурировать с Convertible Medium Tank M1931. При этом как средний танк он получился крайне сомнительным. Ни брони толщиной 22-25 мм, ни вооружения калибра 47 мм и выше, ни экипажа из 4 человек.

Convertible Medium Tank T3E2, еще не "полноценный" средний танк, но уже понятно, чего американские военные хотели

Convertible Medium Tank T3E2, еще не «полноценный» средний танк, но уже понятно, чего американские военные хотели

В этом смысле список претензий, который подготовил капитан Джон К. Крисмес, уже не выглядит таким уж предвзятым. Да, налицо конкурентная борьба, поскольку Крисмес имел прямое отношение к танкам Департамента Вооружений. Но и претензии оказались, по большей части, обоснованными. Обратите внимание, у нас для танка Кристи создали отдельный класс танка — быстроходный. Американские военные захотели 2 человека в отделении управления, курсовой пулемет, двухместную башню и так далее. Кристи это делать отказался, одновременно испортив отношения и с кавалерией. Поэтому и проиграл.

Light Tank T1E4, незаконный отпрыск Vickers Mk.E попытка "ускорить" легкий танк. Пока неудачная, но она, в итоге, привела к удачному результату

Light Tank T1E4, незаконный отпрыск Vickers Mk.E попытка «ускорить» легкий танк. Пока неудачная, но она, в итоге, привела к удачному результату

Тем не менее, свою деструктивную роль Кристи в истории американского танкостроения сыграл. Распробовав его танки, пехота и кавалерия захотели такую же подвижность. Причем было не столь важно, каким образом это достигалось — на гусеницах или на колесном ходу. Грызли американские военные сей кактус довольно долго. В итоге, конечно, они пришли к оптимальному решению, но тот самый «автострадный агрессор», который так любил поминать Резун (Суворов) — это как раз к ним.

Лихие пулеметные американцы

Появление танков Кристи только укрепило американских военных в мысли о том, что необходимо создавать крупные механизированные соединения. В этом был уверен и генерал Дуглас Макартур, с конца 1930 года возглавивший американский Генеральный Штаб. Неслучайно вскоре после вступления Макартура в должность на страницах «Пехотного Журнала», главного печатного органа американской пехоты, появились интересные материалы. В них обосновывалась необходимость формирования танковых дивизий. В тот момент их было делать не из чего, тем не менее, общая тенденция налицо.

Средние танки T1, T2 и T2 в Форт-Беннинг

Средние танки T1, T2 и T2 в Форт-Беннинг

16 января 1932 года в Форт-Нокс, штат Кентукки, разместили 1-й кавалерийский механизированный полк. Там обкатывались Combat Car T1 и другие кавалерийские «броневики». Convertible Medium Tank T3 отправились, в марте 1932 года, в Форт-Бенниг, штат Джорджия. Там находился 2-й танковый полк. Позже, 25 октября 1932 года, полк был переформирован в 67-й пехотный (оснащённый средними танками). Туда же отправили и другие перспективные танки для пехоты. Таким образом, американская пехота и кавалерия создали два «инкубатора», где обкатывались новые виды танков и броневиков.

Light Tank T2 на испытаниях. Подвеска оказалась неудачной, ее замена на HVSS привела к успеху

Light Tank T2 на испытаниях. Подвеска оказалась неудачной, ее замена на HVSS привела к успеху

Вроде бы пехота и кавалерия действовали сами по себе, но это не так. Как пехота смотрела за тем, что творится у кавалеристов, так и наоборот. Больше того, часть новых танков делалась одновременно и для кавалерии, и для пехоты. Характерной историей стало создание Light Tank T2 и Combat Car T5. Ей предшествовала попытка создать что-то похожее на танк Кристи (речь идет о Combat Car T2/T2E1), закончившаяся неудачей. Тем же самым стала и попытка создать Light Tank T1E6. Весной 1933 года Джордж Дерн, новый военный министр, выпустил циркуляр, согласно которому боевая масса легких танков не должна была превышать 6804 кг (7,5 коротких тонн). Те же самые ограничения коснулись и «броневиков». В недрах Департамента Вооружений начались работы над новым легким танком. Один его вариант, на подвеске типа Vickers Mk.E и двухместной башней, делался для пехоты, а второй, с новой подвеской VVSS и двумя башнями — для кавалерии.

Combat Car T5 в исходной конфигурации. За 2 башни с чехлами наверху машина получила прозвище "Мэй Уэст"

Combat Car T5 в исходной конфигурации. За 2 башни с чехлами наверху машина получила прозвище «Мэй Уэст»

История этих танков оказалась весьма занятной. Испытания Light Tank T2 показали, что подвеска английского происхождения получилась неудачной. Поэтому ее заменили на VVSS и резинометаллические траки. От однобашенной схемы пехота отказалась, заказав две одноместные башни. Кавалерии же две башни на Combat Car T5, наоборот, не понравились. На войсковых испытаниях, которые проходили начале мая 1934 года на территории Форт-Райли, штат Канзас, Combat Car T5 быстро получил прозвище «Мэй Уэст». Башни сверху были открытыми, их прикрывали чехлами. Какой-то шутник сравнил их с пышным бюстом актрисы Мэй Уэст, которая часто позировала в вечерних платьях. В итоге кавалерия выбрала себе двухместную башню.

Танк был быстрых, но на бездорожье его сильно болтало

Танк был быстрых, но на бездорожье его сильно болтало

Одновременно с Combat Car T5 в Форт-Райли испытывался колесно-гусеничный танк Combat Car T4. Создавался он при непосредственном участии майора Гладеона Барнса. На тот момент он был начальником Абердинского полигона. В дальнейшем Барнс стал ключевым человеком в американском танкостроении. В создании Combat Car T4 принял участие и лейтенант Джозеф Колби, позже начальник Танко-автомобильного Центра и еще один ключевой человек в американском танкопроме. Эта машина получилась легче, быстрее и ниже Combat Car T1. Оснащалась она радиальным авиационным мотором Continental R-670, причем в одном блоке с коробкой передач. Более удачной оказалась и конструкция ходовой части.

Combat Car T4 на испытаниях в Форт-Райли показал себя лучше, чем Combat Car T5. Но последний получился дешевле и развивал такую же скорость на гусеничном ходу, как T4 на колесах

Combat Car T4 на испытаниях в Форт-Райли показал себя лучше, чем Combat Car T5. Но последний получился дешевле и развивал такую же скорость на гусеничном ходу, как T4 на колесах

Можно сказать, что в мае 1934 года окончательно решился вопрос, как будет развиваться американское танкостроение. Оба танка использовали одинаковый мотор, имели одинаковое вооружение (1 пулемет Browning M1919 и 1 пулемет Browning M2HB), у обоих экипаж составлял 4 человека. Combat Car T5 развивал на гусеничном ходу 72 км/ч, то есть примерно как танк Кристи на колесном ходу. Он был короче и легче Combat Car T4. Обратной стороной медали было то, что Combat Car T5 на пересеченной местности нещадно болтало. Куда-либо попасть было невозможно. Combat Car T4 оказался более стабильной платформой. Поэтому кавалерия склонялась именно к этому танку.

Convertible Medium Tank T4E1, реализация навязчивой идеи американских военных о "барбетной" установке вооружения

Convertible Medium Tank T4E1, реализация навязчивой идеи американских военных о «барбетной» установке вооружения

Но… победил «Мэй Уэст». Дело в том, что Combat Car T5 обходился в 2 раза дешевле. Кроме того, после переделки Combat Cat T4E1 его боевая масса выросла до 9070 кг. Максимальная скорость на гусеничном ходу снизилась до 47 км/ч, а на колесном ходу — до 71 км/ч. Таким образом, преимущество в скорости на колесном ходу улетучилось. На серийный вариант Combat Car T5 поставили башню, которая изначально делалась для Combat Car T4E1. Эта машина стала именоваться как Combat Car M1. Что же касается Light Tank T2E1, то его стандартизировали как Light Tank M2A1, а более массовый вариант с двумя башнями — как Light Tank M2A2.

Light Tank M2A2, самый массовый американский танк 30-х годов

Light Tank M2A2, самый массовый американский танк 30-х годов

Опыт разработки Combat Car T4/T4E1 не прошел даром. На маневрах в Форт-Райли были и офицеры пехоты, они танк оценили. Combat Car T4E1 лег в основу Convertible Medium Tank T4, самого удачного и массового американского колесно-гусеничного танка. Он попал в серию, их изготовили 16 штук (плюс 3 T4E1), и даже временно стандартизировали как Convertible Medium Tank M1. Но уже было понятно, за какими танками будущее. Да, платформу Light Tank M2/Combat Car M1 нещадно болтало, внутри торчал высокий тоннель, в котором скрывался вал от мотора к коробке передач. Но этот танк отвечал доктрине маневренной войны. Гарри Нокс смог сделать танк, который получился таким же быстрым, как колесно-гусеничный. А еще он получился гораздо дешевле колесно-гусеничного танка.

Combat Car M1, "броневик" для кавалерии

Combat Car M1, «броневик» для кавалерии

Главная проблема заключалась в том, что столь быстрые пехотные танки шли в состав не особо подвижных пехотных дивизий. Использовали их как средство усиления, без крупных бронетанковых соединений. Несмотря на то, что в 1936-37 годах училище Генерального Штаба в Форт Ливенворт прорабатывало вопросы организации и боевого применения танковых дивизий, пока до них было далеко. Внимательно изучался опыт войны в Испании. Правда, по его итогу появились мысли о том, что танки надо делать тяжело бронированными и использовать их как «мобильную артиллерию» для поддержки пехоты. Видимо, кого-то покусали французы. На всё это накладывалось то, что танки всё еще финансировались по остаточному принципу.

Концепция среднего танка на смену Medium Tank T4. Из него вырос Medium Tank T5. Средний танк у американцев тоже планировался "агрессором"

Концепция среднего танка на смену Medium Tank T4. Из него вырос Medium Tank T5. Средний танк у американцев тоже планировался «агрессором»

В таком странном состоянии американское танкостроение подошло к началу войны. Платформа Light Tank T2E1 легла в основу Medium Tank T5. Уже чисто гусеничного среднего танка, немного странного вида. Дело в том, что с начала 30-х годов часть американских офицеров-танкистов продвигало идею «огневого ежа». По сути речь шла о возвращении к концепции вооружения первых танков, с размещением пулеметов по периметру. С этой дурной идеей бегали довольно долго. Например, Convertible Medium Tank T4 получил башню, а Convertible Medium Tank T4E1 — рубку с пулеметами по периметру. Видимо, кому-то это надоело, поэтому на Medium Tank T5 совместили оба предложения. В результате он получился таким высоким. Но при этом подвижным — серийный Medium Tank M2 разгонялся до почти 49 км/ч (42 км/ч с ограничителем).

Medium Tank M2, серийная версия Medium Tank T5. Вполне неплохой, для 1939 года, средний танк

Medium Tank M2, серийная версия Medium Tank T5. Вполне неплохой, для 1939 года, средний танк

Подобные странности не помешали американской армии получить в 1939 году два вполне удачных танка — Medium Tank M2 и Light Tank M2A4. Оба получили 37-мм пушки, самые мощные в классе высокую подвижность, вполне вменяемую броневую защиту. Также американцы избежали моды на танкетки и «патрульные» танки. Их легкие танки по массе и другим характеристикам были близки к классу Vickers Mk.E, а подвижность на уровне «патрульных» танков. Случилось это в связи с «погоней» за подвижностью танков Кристи. Самое главное, что по итогам получилось две отработанные платформы — легкого и среднего танка. Оставалось лишь запустить их в крупную серию, а также реализовать идеи о крупных танковых соединениях.

Матчасть 1-й бронетанковой дивизии,итоги развития американских бронетанковых сил 30-х годов

Матчасть 1-й бронетанковой дивизии,итоги развития американских бронетанковых сил 30-х годов

10 июля 1940 года были возрождены Бронетанковые Силы. 15 июля сформировали две бронетанковые дивизии: 1-ю, в Форт-Нокс, и 2-ю, в Форт-Беннинг. Разделение на кавалерию и пехоту упразднили. Не менее важным моментом стало то, что возрожденные Бронетанковые Силы получили удачные образцы бронетанковой техники. Да и говорить о том, что у американцев к началу войны не было танков — это некоторое лукавство. На 1 сентября 1939 года у них имелось почти 450 легких танков и 16 средних. Для понимания, у англичан имелось около 1000 легких танков Mk.VI, имевших крайне сомнительную боевую ценность, 67 пехотных танков и 79 крейсерских. И если у англичан в 1940 году случился кризис, заставивший обратиться к американцам, то у тех на тот момент начался полноценный выпуск легких и средних танков. Тысячи легких и средних танков, выпущенных в 1941 году, имели под собой более чем 10-летний опыт разработки.

Список источников

      1. US NARA
      2. US Signal Corps
      3. РГВА
      4. Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
      5. Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
      6. Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006

источник: https://dzen.ru/a/Y5dAL3cGlzj5jNu5

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account