История советских танков сопровождения Т-18 третьей и четвертой, самой массовой серии
Вторая половина 20-х годов, а также самое начало 30-х годов, стали для мирового танкостроения весьма своеобразным временем. С одной стороны, прогресс вроде бы наблюдался, и даже какие-то серийные заказы проклевывались. Но не самом деле дела были так себе. В большинстве стран наблюдались большие проблемы с финансированием военных программ. После разрушительной Великой войны военных оставили на голодном пайке, при этом больше всех пострадали именно танкисты. Кое-где танковые войска и вовсе разогнали как самостоятельный вид войск, но в основном речь шла о том, что новых танков либо не будет долгое время, либо выпускать их станут с большим скрипом. Дополнительной проблемой стало то, что новые модели танков быстро устаревали, либо оказывались неудачными. В результате 20-е годы стали временем, когда выпускалось наименьшее количество танков. Впрочем, кое-где 20-е годы выглядели не столь мрачно.
Одним из тех мест, где ситуация с танкостроением шла только в гору, стал Советский Союз. Причина банальна — отсутствие танкостроения как такового до 1920 года. Естественно, можно вспомнить Пороховщикова, Лебеденко и прочих, но будем честными перед собой. Танкостроением это назвать нельзя, эксперименты того периода иначе, как попыткой создать танк, не воспринимаются. Поэтому и отечественное танкостроение можно смело отсчитывать с 31 августа 1920 года. Надо сказать, что в крайне сложно условиях советские танкостроители действовали весьма успешно. Почти забыв опыт создания «Рено-русского», коллектив Технического отдела ГУВП разработал принципиально новый танк сопровождения. Концептуально в нем угадывался Renault FT, но по факту от исходной конструкции почти ничего не осталось. Впечатляет и время, за который создали танк: по факту работы стартовали к 1925 году, а 17 февраля 1927 года был закончен первый опытный образец. 6 июля 1927 года танк приняли на вооружение Красной Армии как Т-18, впрочем, более известен индекс МС-1 (малый сопровождения, первый).
Запуск в серию, а затем и организация серийного производства Т-18 стала серьёзным вызовом для отечественной промышленности. Для выпуска танка на заводе «Большевик» провели масштабную реконструкцию. При этом планы на выпуск танка были грандиозными. Согласно принятой пятилетней программе, сдавалось 927 танков данного типа, из них 12 за 1927/28 годы, 175 за 1928/29, 200 за 1929/30, 240 за 1930/31 и 300 за 1931/32 годы. Танки было решено делить на серии, то есть часто встречающиеся обозначения «Т-18 обр.1927 года» итд являются богатой фантазией. Первые две серии (23 танка первой и 85 танков второй серии) стали во многом обкаткой полномасштабного выпуска. Так сложилось, что танки второй серии оказались единственными полноценно воевавшими Т-18. Основной же объем выпуска составляли машины, которым было суждено стать учебной партой, и затем огневыми точками.
История Т-18 третьей производственной серии началась в январе 1929 года. Тогда состоялось заседание конструкторов ОАТ (Орудотрест, Орудийно-Арсенальный Трест) по вопросу проектирования улучшенного Т-18. На нем родилось два варианта решения — Т-19, как глубокая модернизация, и Т-18 бис. Второй вариант предполагал снижение боевой массы до 5,5 тонн, форсирование мотора на 10%, повышения скорости до 18-19 км/ч, а также установку 37-мм пушки большой мощности. Ситуация поменялась 23 марта 1929 года, когда состоялось заседание Артиллерийского Управления Красной Армии. На нем постановили, что танк третьей производственной серии, по планам сдававшийся в объеме 150 штук, должен развивать скорость не менее 18 км/ч. Таким образом, появилось третье направление развития. 24 мая 1929 года появилось уточнение, что Т-18 бис теперь именуется третий вариант модернизации, а предыдущий танк с этим обозначением переименовали в Т-20. Далее, 28 июня 1929 года, появилось распоряжение о переделке ведущих колес.
К 10 августа 1929 года заказ 1929/30 годов, как именовалась третья производственная серия, уже весьма отличался от предшественников. Глушитель делался цельным, менялись ленивец и поддерживающие катки, предполагалась замена ведущих колес, а сдаточная мощность мотора повышалась до 40 л.с. при 1850 об/мин. Также был поднят вопрос по тракам. Имеющаяся конструкция подверглась критике. Сначала новые траки именовались облегченными, но позже появилось обозначение «орлиный коготь». Звучит немного забавно, но сравнение вполне уместное. Новые траки делались литыми и с развитыми грунтозацепами. Следующим этапом стало появление новой башни, о которой разговор зашел в сентябре 1929 года. Башню можно назвать осколком программы Т-20. Поскольку начались разговоры о пушке большой мощности (Б-3), а также радиостанции, потребовалось башню расширить. Это делалось путем введения кормовой ниши.
Метаморфозы танка шли одновременно с разбирательствами на заводе. В декабре 1929 года вовсю шли разбирательства внутри ОАТ, а также на «Большевике», часто упоминалось слово «вредительство». Всё это происходило не на пустом месте, и не просто так образованное в ноябре 1929 года УММ КА стало смотреть в сторону возможных закупок зарубежных танков. Они рассматривались как носители технологий, но появились идеи и о лицензионном производстве. Между тем, среди нововведений появилась 4-скоростная коробка передач, которую, впрочем, сначала требовалось испытать. То же самое касалось и сварных корпусов, которые явно подсмотрели у немцев (как раз во второй половине 1929 года начались испытания немецких танков на ТЕКО). Росли и требования по выпуску танков. В декабре 1929 года «Большевик» дал заключение, что сможет выпустить за 1930-31 годы (4-я серия) 550 танков, при том, что ему спустили задание на 720 штук. Но это мало кого волновало. Изначальные 150 штук превратились в 180, причем с весьма непростым графиком. В январе 1930 года ожидались первые 5 танков третьей серии, 10 в феврале, 15 в марте — и далее, начиная с апреля, по 25 штук в месяц. Завод жаловался на недостаточный объем станочного парка, но при этом позже объём выпуска третьей серии увеличили до 305 танков. И это явно не предел. Еще 8 июля 1929 года на «Большевике» провели совещание, на котором потребовали изучения мощностей оборудования завода в расчете на ежемесячный выпуск 100 танков.
По итогам Т-18 третьей производственной серии стал, можно сказать, промежуточным результатом. Пушки Б-3 и радиостанции он не дождался, но ввели башню с кормовой нишей. Это позволило несколько улучшить ситуацию с объемом боевого отделения. На фоне Renault FT боевое отделение Т-18 было вполне просторным, но раздельная наводка, будем честными, съедала много места. Особенно это касалось пушки. Трехслойную броню, о которой шло много переписки, так и не ввели. Не появилось и 4-скоростной КПП, ее испытания назначили на апрель-май 1930 года. Ведущие колеса не поменяли, но заменили их кронштейны. Остались на месте и поддерживающие катки, а вот ленивец заменили на новый (деталь 1-18-251). Также ввели в производство и литые траки, хотя и не сразу. Часть танков ездило на траках старой конструкции, хотя их позже заменили на новые.
С танками третьей серии сложилась крайне сложная ситуация. Причем ее еще и нагнетали сверху. Если смотреть на происходящее со стороны, впору хвататься за голову. С одной стороны завод теребят по поводу Т-19, каждый раз подкидывая новые задания. Например, разработку самоходной артиллерийской установки, которую сначала предполагали делать с использованием базы Т-18, а затем Т-19. С другой стороны, постоянно росли объемы с выпуском танков. Завод, между тем, явно был к такому нажиму попросту не готов. Первые танки третьей производственной серии стали отправлять заказчику с 28 апреля 1930 года, сдав к 20 мая всего 26 штук. К концу мая окончательно приняли 34 танка, причем проблем подбрасывал еще и Ижорский завод, у которого был свой взгляд на сроки и объем поставки корпусов. На 5 июня «Большевик» предполагал сдать за 1930 год 305 танков, причем за сентябрь планировалось изготовить аж 110 машин. По факту же к 18 октября 1930 года было передано на приёмку только 216 танков. Ижорский завод программу выпуска башен завалил, поэтому собирали танки на «Большевике» как есть.
Горящий план привел к тому, что завод начал игрища, которые ему потом дорого обошлись. Согласно докладу, на 1 ноября 1930 года было готово 312 танков. А следующий доклад, от 10 ноября, подписал полномочный представитель ОГПУ по ЛВО А.П. Медведев. По этому докладу ситуация выглядела совсем иначе. К испытаниям завод предъявил 238 машин, причем 11 машин сразу отсеялось. Окончательно приняли 181 танк, из них с завода отправили 151, поскольку у 30 танков не хватало разных деталей. Итого — отправлено всего половина машин. Не хватало 82 башен, тут общий привет Ижорскому заводу. Но при этом выяснилось, что 13 прибывших на ремонт Т-18 первой серии попросту разобрали и пустили на запчасти. Итогом стала уже вторая, волна репрессий, с посадкой наиболее отличившихся. Завалил завод и выпуск 5-тонных тракторов, это задание с него сняли. Комиссия ОГПУ выявила массу недочетов в организации производства. Например, 9 закупленных импортных станков стояли без дела. Итогом стало то, что досдавали ранее выпущенные танки еще в начале 1931 года, а на начало года сдали всего 216 Т-18. К ним еще добавилось 90 танков «особого квартала», спущенные сверху. Также Мотовилихинский Машиностроительный Завод сдал 12 танков. Откровенно говоря, вторая производственная площадка не получилась. Так или иначе, но общий объем выпуска третьей серии составил 407 танков, причем как выглядели пермские танки, отдельный вопрос. По факту их скорее можно причислять к машинам второй серии, если смотреть на конфигурацию.
Несмотря на производственную драму и завал по опытным работам, уже 11 ноября 1930 года состоялось первое заседание, посвященное танкам четвертой серии. Первым пунктом стало введение нового ведущего колеса. Всего подготовили 3 варианта, наилучшие результаты дало «тюльпанообразное» ведущее колесо. Его (чертеж 1-18-239) и решили вводить в серию, постепенно заменяя им ведущие колеса на ранее выпущенных танках. Также поднимался вопрос переделки трака, поскольку сброс гусеничных лент всё еще имел место. Довольно забавные вещи происходили и с точки зрения планирования выпуска. Поначалу речь шла о том, что в 1931 году основным танком будет Т-20, а по Т-18 будет допечатка. По состоянию на 25 ноября 1930 года Т-18 планировалось сдать 24+120 штук, Т-20 сдавалось 555 штук, плюс 25 Т-19. Но 12 декабря Т-18 стало 200 штук, а Т-20 срезали до 475 штук. И чем дальше шло время, тем меньше Т-20 планировалось к выпуску. С учетом того, что работы по машине ГКБ ОАТ завалило, неудивительно. Ну а далее было 13 февраля 1931 года, в тот день на вооружение приняли Т-26. Терпение Халепского лопнуло. Ни Т-20, ни Т-19 еще не были готовы, а промышленность указала на то, что Vickers Mk.E ей осваивать легче. Поэтому «Большевик» вскоре имел два основных направления работы — выпуск Т-18 четвертой серии и освоение Т-26.
По итогам всего происходящего Т-18 четвертой производственной серии стал самым массовым танком в семействе. Постепенно объем заказа вырос до 370 штук, предполагалось, что машина станет допечаткой перед переходом на Т-26. Но по факту их сдали еще больше — 430 штук. Как и когда они сдавались, загадка, потому что в какой-то момент «Большевик» попросту забил на отчетность по Т-18. Такое впечатление, что завод перестал интересоваться судьбой своего проблемного актива. Для него основным заданием стал Т-26 и опытные работы. Тем не менее, танки он сдал. Также в декабре 1930 года комплект документации на танки четвертой серии ушел в Пермь. Впрочем, сдали там всего 15 танков, на этот раз выглядевшие именно как машины текущей серии. На этом танковое производство на Мотовилихинском Машиностроительном Заводе закончилось. Вместо него площадкой для выпуска танков сопровождения выбрали СТЗ, прочем, история освоения Т-26 на СТЗ — это особая драма.
Некоторую комичность ситуации с Т-18 придавало то, что наиболее массовые танки в семействе выпускались скорее по принципу «лучше синица в руках». Танк третьей производственной серии даже на начало выпуска не соответствовал ТТТ на малый танк сопровождения. Единственная причина, по которой УММ КА заказывал Т-18, заключалась в том, что иных вариантов не имелось. Войска требовалось насытить хоть чем-нибудь. В этом смысле 960 танков семейства Т-18 были вполне востребованными. По сути промежуточный танк до появления чего-то более серьёзного. Знай за рубежом, сколько Красная Армия заказала себе по сути учебных танков, там бы захлебнулись слюной от зависти. Кроме того, имелась еще одна причина заказа в таких объемах. Пинковой тягой «Большевик» и Ижорский завод заставили научиться выпускать большие объемы продукции. Также Ижорский завод всё-таки построил опытный сварной корпус Т-18. В дело он не пошел, но уже в ходе выпуска Т-26 сначала башни, а потом корпуса стали делать сварными. Так что важное задание не прошло впустую.
Самым массовым танком Красной Армии Т-18 пробыл совсем недолго. За 1932 год «Большевик» сдал 1032 танка Т-26, они очень быстро стали самыми массовыми. Некоторое время Т-18 еще мелькали на фото с учений, совместно с Т-26, но позже и вовсе пропали. Существенно уступавшие Т-26 по подвижности, эти танки стали учебными. Собственно говоря, уже весной 1932 года треть Т-18 ушло в учебные части, а летом в боевых частях оставалось 485 штук. Далее этот процесс только усиливался. После того, как в 1933 году начался выпуск однобашенный Т-26 с 45-мм пушками, финал боевой карьеры Т-18 стал очевиден. Воевать, в исходном виде, им уже явно не светило.
Окончательно Т-18 стали списывать в 1938 году, к тому моменту их числилось 862 штуки. Согласно принятому решению, машины направлялись на комплектацию укрепрайонов в качестве огневых точек. Этот процесс начался еще раньше, 160 танков из числившихся уже применялся в данном качестве. Какое-то количество Т-18 всё же осталось как учебные, там их и застала война. Как-то повоевали Т-18, которые использовались как огневые точки, а вот насчет боевого применения этих танков как полноценные боевые машины — это уже фантазия исследователей. Что-то пытались применять, по крайней мере, сломавшиеся танки попадаются у немцев на снимках. Но не более того. А так часто путают Т-18 и Т-16, так именуется в документах бронетрактор ХТЗ-16. Как раз эти танки упомянуты в документах 150-й танковой бригады. Так что никаких МС-1 под Москвой не было.
Дожили до наших дней те танки, которые использовались в качестве неподвижных огневых точек. Их периодически выковыривали из земли. Увы, уже без моторов и коробок передач, а также почти без ходовой части. По сути пустые коробки. Поэтому большинство Т-18 имеет довольно странный внешний вид. Полностью аутентичный внешний вид (за исключением ленивцев, они 1-2 серии) имеет только танк из коллекции Музея отечественной военной истории. Также хорошая реставрация внешнего вида проведена на танке, который сейчас находится в коллекции АО «ГОЗ Обуховский завод», он же бывший «Большевик». Остальные имеют ряд условностей.
В заключении стоит сказать, что Т-18 стал очень важным событием в отечественном танкостроении. Да, танк очень быстро устарел, но за рубежом происходили ровно те же процессы. Больше того, если вы посмотрите на одноклассников этого танка, увидите много интересного. Собственно говоря, у Т-18 судьба сложилась наиболее успешно. Не говоря уже о том, что он стал самым массовым танком из тех, что разработали в 20-х годах. Произвели их больше, чем всех других танков вместе взятых. Ну а далее опыт выпуск Т-18 здорово пригодился при производстве Т-26. Не говоря уже о том, сколько танкистов удалось обучить на первенце советского танкостроения.
Список источников:
-
-
- РГВА
- ЦГА СПб
- РГАЭ
- РГАКФД
- Фотоархив автора
-