Юрий Пашолок. Танк-самец
История создания австралийского крейсерского танка AC I Sentinel
Содержание:
Заниматься танкостроением совсем не так просто, как это может показаться. Даже на заре танкостроения немногие страны могли себе подобное позволить. Требовалась развитая промышленность, прежде всего машиностроение, которое позволяло хотя бы заниматься корпусным производством, а также выпускать минимально необходимый объем деталей. На этом фоне не стоит удивляться, что даже в России, где бушевала Гражданская война, удалось выпустить партию из 15 танков. Моторы взяли, какие имелись под рукой, а дальше сыграл вполне достаточный уровень машиностроения. При этом хватало вполне развитых, с точки зрения промышленности, стран, где танки строить не получалось. И даже во время Второй мировой войны эти страны максимум, что могли делать — это производить капитальных ремонт зарубежной техники, а также создавать конверсии (например, САУ).
В годы Второй мировой войны сложилась ситуация, когда у страны имелось собственное танкостроение, но в бою эти танки не участвовали. Хрестоматийный пример — Швеция, которая сохранила нейтралитет, поэтому ее танки в бой не ходили. Имелись, впрочем, и случаи, когда страна вполне себе воевала, но собственные танки в бой не пошли. Одной из таких стран оказалась Австралия. В сложный момент там запустили собственное танкостроение. В результате на свет появился крейсерский танк AC I, он же Sentinel. Далеко не самый плохой танк, которому было суждено остаться в статусе учебной боевой машины. Так уж сложилась судьба.
«Помоги себе сам»
До определенной поры никакой необходимости в танках у Австралии не имелось. Специфика региона подразумевала то, что главным аргументом являлся флот. Кроме того, 22 октября 1903 года был утвержден Закон об обороне, который сильно ограничивал военный потенциал Австралии. Согласно закону, на территории Австралии находились только милицейские части, не имевшие права воевать за границей. В результате механизм участия Австралии в Первой мировой войне выглядел весьма специфично. Воевавшие части формировались на волонтерской основе, дабы обойти закон. Формирование танковых подразделений в такой ситуации становилось нетривиальным мероприятием, особенно на фоне скудного финансирования армии в межвоенный период.
По состоянию на 1939 год австралийские вооруженные силы располагали 4 Medium Mark II* Special, приобретенных еще в 1929 году. Растущая активность Японии в регионе не являлась каким-то секретом, как и амбиции японских военных. Другой вопрос, что усиливать австралийские войска, особенно с точки зрения бронетанковой техникой, оказалось нечем. В метрополии танков остро не хватало, поэтому не стоит удивляться, что за 1939-40 год помощь Австралии составила всего 10 Light Tank Mk.VIB. С этих аппаратов смеялись даже японцы, но ничего другого англичане прислать своему доминиону не могли.
Еще более скверной ситуация стала выглядеть на фоне краха Британского Экспедиционного Корпуса во Франции. Эвакуироваться в метрополию BEF всё же смог, но большинство танков осталось во Франции. На этом фоне становилось очевидно, что обеспечить Австралию бронетанковой техникой англичане не смогут. 12 июня 1940 года состоялось совещание, в котором приняли участие премьер-министр Австралии Роберт Мензис и высшее руководство австралийской армии. Одной из главных тем совещания стал вопрос обеспечения австралийских вооруженных сил танками. В сложившейся ситуации полагаться можно было только на себя, причем запускать работы требовалось прямо сейчас. По состоянию на 12 июня 1940 года спецификации на собственный танк еще не было. Тем не менее, начальник Генерального штаба сэр Браденелл Уайт озвучил потребности — 859 танков. По его мнению, требовался легкий крейсерский танк с боевой массой около 10 тонн. Сроком поставки указывался конец 1941 года.
Заказ австралийского Генерального Штаба может показаться жестом отчаяния, но это не совсем так. Да, у Австралии отсутствовал опыт танкостроения, другой вопрос, что уровень промышленности вполне позволял их строить. Имелись и крупные сталелитейные компании, и вагоностроительные предприятия. Даже с моторами ситуация выглядела не так плохо. Достаточно близко от Австралии находятся США, где вполне хватало предприятий, способных производить подходящие моторы. При этом речь шла об автомобильных двигателях. Изначальная спецификация Australian Cruiser (AC) с примерно 10 тоннами боевой массы и 25 мм брони по периметру, вполне позволяла обойтись подобными силовыми установками. Вооружение у танка должно было состоять из 2-фунтовой (40 мм) пушки и спаренного пулемета Vickers. Ориентиром для австралийцев был Cruiser Tank Mk.IV, впрочем, это оказалось ненадолго.
Практически сразу после появления задания на легкий крейсерский танк была сформирована группа конструкторов. Возглавил ее майор Алан Милнер. Надо сказать, что спецификация на танк 10-тонного класса продержалась совсем недолго. Сначала Australian Cruiser поправился до 12 тонн, а далее толщину брони усилили. Это привело к тому, что боевая масса достигла 15 тонн. 20 августа 1940 года Мензис сделал запрос в британское Военное Министерство, запросив специалиста по танкостроению. Таковым оказался полковник Уотсон (W.D. Watson), на тот момент заместитель начальника департамента механизации Министерства Снабжения. В сентябре 1940 года полковника назначили главой разработки австралийского крейсерского танка, но на место он прибыл лишь в декабре 1940 года.
Причины, почему Уотсон задержался, выглядели более чем уважительными. Как раз в этот момент английское танкостроение переживало тяжелый кризис, особенно с точки зрения крейсерских танков. Одновременно англичане искали дополнительные площадки для производства танков. Как раз осенью-зимой 1940 года случились крайне интересные события. Во-первых, англичанам отказали в выпуске, на территории США, Infantry Tank Mk.IIA, посчитав его конструкцию неудачной. Взамен англичане согласились на закупку собственной версии Medium Tank M3. Во-вторых, в США и Канаде активизировалась работа английского инженера-конструктора Л. Карра, который входил в британскую миссию на территории США. Именно он принимал самое активное участие в разработке башни для будущего Grant и создании спаренной силовой установки из автобусных дизелей GM. Он же стоял и за созданием крейсерского танка Ram, канадской версии Medium Tank M3. В-третьих, после поражения Франции часть французских инженеров оказались в США. Они имели прямое отношение к внедрению крупных литых деталей корпуса. Первым таким танком стал как раз Ram, распробовали данное техническое решение и американцы.
По итогам поездки в США, которая продолжалась с октября по декабрь 1940 года, Уотсон и прибывший туда австралийский инженер Алан Чемберлен получили массу информации. Как выглядел Australian Cruiser изначально, увы, неизвестно, но после поездки его облик однозначно изменился. Отныне ориентиром становился Medium Tank M3 и, совершенно внезапно, Hotchkiss H 39. С этим танком Уотсон явно был знаком, поскольку небольшое число Hotchkiss H 39 попало в Англию после неудачной операции в Норвегии. Наверняка Уотсон был знаком и с Генри Айнсвортом, который возглавлял на Hotchkiss танкостроение. От французской машины частично брались ходовая часть, концепция использования крупногабаритных литых деталей, собиравшихся на болтах, а также использование автомобильных моторов, как наименее дефицитных.
Новая спецификация на AC I (Australian Cruiser Mk.I) появилась 18 февраля 1941 года. Она полностью соответствовала новому взгляду австралийского Генерального Штаба на то, каким должен быть танк. Концепция от 11 ноября 1940 года подразумевала боевую машину с полноценным противоснарядным бронированием, одной из задач которой была борьба с вражескими танками. До того австралийские военные считали танк скорее средством разведки и легкой поддержки. Боевая масса танка, по мнению австралийского Генштаба, ожидалась в районе 25-30 тонн. Уотсон смог вписаться в 20 тонн, вооружение состояло из 2-фунтовой пушки, 2 пулеметов Vickers и 2-дюймового миномета. Толщина брони составляла 51 мм, а скорость оценивалась в не менее чем 40 км/ч (Генштаб хотел 48 км/ч). Таких танков предполагалось получить не менее 660 штук.
Отдельно стоит упомянуть ситуацию вокруг силовой установки. Требовался недефицитный и мощный мотор, причем желательно дизельный. Впрочем, на тот момент предложений оказалось совсем немного. Первой кандидатурой был дизельный радиальный мотор воздушного охлаждения Guiberson T-1400–2. Он развивал мощность 350 лошадиных сил, но быстро стало понятно, что мучений с ним больше, чем пользы. Поэтому этот вариант отпал. Также на горизонте появился проект спаренный дизелей GM 6-71 (будущий GM 6046), перспективный, но моторы требовались здесь и сейчас. Поэтому финальным решением стала спарка бензиновых моторов Cadillac объемом 5,7 литров и мощностью 150 лошадиных сил, которая использовалась на машинах 75-й серии. В сущности это тот же мотор, который позже использовался на Light Tank M5. При этом австралийцы пришли к идее спарки таких моторов раньше американцев (разумеется, не без помощи англичан).
Боевая масса танка продолжала расти, вместе с аппетитами австралийских военных. Весной 1941 года боевая масса AC I достигла 25 тонн, что вплотную приблизило его к Infantry Tank Mk.II. И дело не только в массе: толщина брони достигла 60 мм (гарантированная защита от снарядов калибра 37-40 мм), с возможным ростом до 80 мм. Максимальная скорость при этом предполагалась еще больше — 55 км/ч. Спарка моторов Cadillac уже не годилась, поэтому австралийцы стали разрабатывать строенную силовую установку — два мотора впереди и 1 сзади. Чтобы при этом танк не превратился в трамвай, два мотора пришлось двигать максимально вперед, частично в боевое отделение. Под башней разместился блок передачи, куда шли валы от трех моторов. Как не странно, это чудо технической мысли вполне работало. Моторы дефорсировали до 330 лошадиных сил (по 110 на каждый), для обеспечения необходимой подвижности этого плюс-минус хватало.
Окончательный выбор силовой установки позволил, наконец, финализировать конструкцию танка. Несмотря на рост боевой массы, двигались создатели AC I скорее в правильном направлении. Деревянный макет танка был изготовлен в феврале, а к концу марта его конструкцию максимально проработали. Также в высокой стадии проработки находилась и трансмиссия танка. Примечательно, что основой для коробки передач взяли конструкцию Medium Tank M3, но при этом объем документации оказался минимальным. Поэтому австралийская КПП, как и трансмиссия в целом, получилась самобытной. То же самое касалось и танка в целом. То, какой танк служил образцом для подражания, очевидно, тем более что Уотсон имел доступ к документации по Medium Tank M3. Вместе с тем, австралийский танк крайне сложно назвать копией Medium Tank M3. Да и от Hotchkiss H 39, с которого, как уже говорилось выше, взяли немало идей, осталось немного. Даже подвеска скорее была сплавом идей французских и американских инженеров.
AC I можно назвать образцом того, как правильно разрабатывать танк, имея ограничения по материальной базе. Также он оказался хорошим примером того, как правильно использовать чужие идеи. Французскую концепцию сборки из крупных литых элементов австралийцы довели до совершенства. Корпус был единой отливкой, к которой, на болтах, крепились трансмиссионный блок и кормовая деталь. По похожей схеме была сделана и башня. Болты вкручивались изнутри, что повышало стойкость соединений. В финальном варианте толщина лба корпуса достигла 65 мм, такую же толщину имела и башня. Вооружение осталось прежним, и с ним связана наиболее характерная особенность AC I. Пулеметы Vickers Mk.I с водяным охлаждением требовали массивных бронировок. В результате установка курсового пулемета получила бронировку, более похожую на… В общем, сами всё видите. Видимо, на дворе была весна.
Страж на скамейке запасных
Постоянный пересмотр требований к крейсерскому танку привел к тому, что сроки изготовления AC I сдвигались. Вместе с тем, нельзя сказать, что австралийские военные были неправы. Вместо кальки с Cruiser Tank Mk.IV, более запомнившегося как скоростная мишень, получался вполне адекватный средний танк. Как показали дельнейшие события, желание австралийских военных натолкать побольше брони было правильным. На тихоокеанском ТВД больше требовалась не подвижность, а возможность поддержки пехоты и противоснарядная броня. Впрочем, выяснилось это уже позже, а пока на дворе стояла весна 1941 года. Австралийские военные не теряли оптимизма, тем более что облик танка более-менее сформировался.
Одновременно с финализацией конструкции танка началась активная работа по определению подрядчиков. Корпусное производство досталось сталелитейной компании Bradford & Kendall из Александрии, Сидней, а также Chas Ruwolt Pty Ltd, Мельбурн. Коробки передач изготовлялись силами Sonnerdale & Co, Сидней. Ходовую часть производила H.V. McKay Massey Harris Pty Ltd, Мельбурн. За выпуск блока передачи, а также остальных элементов трансмиссии, отвечала Coote & Jorgensen, Сидней. Общая сборка осуществлялась силами New South Wales Government Railways (NSWGR), точнее, филиалом Chullora Railway Workshops в Чаллор, к западу от Сиднея. Список подрядчиков утвердили в апреле 1941 года. Между тем, задержки продолжались, связаны они оказались, в том числе, с корпусным производством. Такое крупногабаритное литьё имело свои проблемы, Уотчону пришлось консультироваться с английскими сталелитейными компаниями.
Между тем, в США начался выпуск Light Tank M3. Австралийские военные сразу же стали рассматривать этот танк как временное решение. Аргумент за выглядел вполне разумно: для тихоокеанского ТВД, где главными противниками выступали японские танки, Light Tank M3 вполне подходил. Отсюда и появился заказ на 200 танков. Забегая вперед, следует сказать, что решение оказалось правильным. Первым воевавшим австралийским танком оказался как раз Light Tank M3, или Stuart I. Впрочем, в мае 1941 года появилась еще одна альтернатива. Вернувшийся из США Чемберлен предложил проект упрощенного и облегченного крейсерского танка, получившего обозначение AC II.
Идея AC II (он же Shortened Australian Cruiser) заключалась в максимальном использовании зарубежных комплектующих, что ускоряло процесс внедрения танка в производство. Боевая масса снижалась до 19 тонн, а толщина брони — до 57 мм. Масса экономилась, в том числе, за счет уменьшения числа моторов до 2 и более короткого корпуса. Самое главное, что AC II можно было начать выпускать уже с февраля 1942 года, получив, к марту 1943 года, 375 танков. Первый серийный AC I, по состоянию на май 1941 года, ожидался не ранее мая 1942 года. Предлагалось закупить 400 Light Tank M3, а также построить 400 AC II и 385 AC I. Впрочем, Генеральный Штаб сразу же скептически отнесся к данной идее. 20 тонн боевой массы уже было, а делать сразу два танка как-то не очень хотелось. Тем более что далее боевая масса «укороченного крейсера» стала достигать 22 тонн. В середине июля 1941 года AC II отменили, правда, он всплывал на повестке дня как минимум еще один раз — в октябре того же года.
Дебаты по поводу AC I стали утихать по мере того, как работа по танку переходила в практическую стадию. В сентябре 1941 года Bradford & Kendall изготовил первые образцы корпусов и башен. В виде проблем со сталью изготовляли их из конструкционной стали. Проблемы, впрочем, были далеко не с одними корпусами. Только в декабре 1941 года удалось подписать контракт на поставку 200 моторов. Но даваться было некуда: по состоянию на декабрь 1941 года австралийская армия получила всего 10 Stuart I, а война, между тем, уже началась. В январе 1942 года заказ на AC I вырос аж до 1029 танков. Альтернативой становились поставки хоть чего-нибудь. В дополнение к Stuart I появился заказ на Matilda IV, а также Grant.
В январе 1942 года первый опытный образец AC I, наконец, вышел на испытания. По состоянию на это время 2-фунтовая пушка выглядела уже слабоватой, но всё относительно. Достаточно сказать, что она пробивала любой японский танк, который реально использовался на полях сражений, а не торчал где-то в метрополии. Вместо 25 тонн боевой массы получилось 28, но его собратья получились никак не легче. Да и с броней, как уже говорилось выше, у AC I, он же Sentinel, дела обстояли явно лучше. Как выявили испытания, и с подвижностью дела также обстояли очень неплохо. По шоссе танк, не имевший вооружения и боекомплекта, разгонялся до 64 км/ч.
Всего предполагалось построить 3 пилотных образца. Первый, собранный в январе 1942 года, строился для ходовых испытаний. Этот танк, как и другие ранние AC I, оснащался траками по типу английских крейсерских танков. Конструкция оказалась неудачной, поэтому позже AC I получили резинометаллические траки по типу американских танков. Второй образец предполагался для испытания вооружения. Третий танк, доработанный по итогам испытаний первых двух, являлся эталонной машиной для серийного производства. Испытания первой машины, к слову, шли не лучшим образом. 17 января тесты закончились поломкой, танк пришлось дорабатывать. Естественно, всё это сказалось на старте серийного производства.
В марте 1942 года Chullora Railway Workshops собрал второй опытный образец. Как и первая машина, он получил корпус и башню из неброневой стали. Более того, первые девять серийных AC I также имели корпуса и башни из конструкционной стали. Лишь позже появилась броневая сталь APB4 с использованием циркония вместо никеля. Не меньшая проблема возникала по другим направлением. В результате первый серийный танк сдали только в июле 1942 года. Естественно, эта машина была уже не такой быстрой, но и 48 км/ч, которые танк развивал на режиме максимальной мощности моторов, было вполне достаточно.
На самом деле задержка оказалась не такой сильной: как уже говорилось выше, первые танки ждали в мае 1942 года. Другой вопрос, что тогда еще не шла война. Кроме того, в 1942 году начались, наконец, полноценные поставки зарубежных танков, прежде всего Stuart I и Matilda IV. Также ожидались поставки американских Grant. Наконец, Генеральный Штаб явно переоценил возможности местной промышленности. Bradford & Kendall, даже после наладки производства корпусов, могла их выпускать лишь по 5 комплектов в неделю. На самом-то деле для австралийцев подобное можно считать подвигом. На всякий пожарный, до лета 1940 года страна вообще не занималась танкостроением. Вместе с тем, австралийский Генеральный Штаб начал что-то подозревать.
Еще большие подозрения появились после того, как первые AC I стали поступать в войска с ноября 1942 года (на тот момент их сдали 16 штук). Сразу стали вылезать некоторые болячки. Они были вполне рядовыми для танков, чья боевая масса не несколько тонн превысила проектную. Это и отслоение бандажей опорных катков, и перегрев моторов. Наконец, еще во второй половине 1941 года австралийские военные задумались о более мощном вооружении. Всё это привело к тому, что в марте 1943 года число AC I сократили до 65 танков.
К июню 1943 года было сдано 58 AC I, которые, в ходе эксплуатации, дорабатывали. В результате часть болячек удалось устранить. Увы, в бой им уже идти не довелось. Эти танки, получившие серийные номера 8001-8065, было решено использовать как учебные. Программу Australian Cruiser свернули в середине июля 1943 года, причины были очевидными. Нет, танк-то получился вполне удачным, вопрос скорее к производственной цепочке. 65 танков за год — это как-то совсем печально. Особенно на фоне 304 Matilda IV, а также 502 Grant и 250 Lee. Более гонять свою промышленность не имело смысла. Справедливости ради, американские средние танки также остались на скамейке запасных, а воевали только «Матильды» и «Стюарты».
В дальнейшем судьба AC I оказалась очень похожей на то, что происходило с другими танками австралийской армии. Часть из них, естественно, порезали, а часть попала в народное хозяйство. С танков снимались башни, а также ставилось различное оборудование. Чаще всего из них делали бульдозеры. Минимум три шасси AC I, переделанные в мирные австралийские трактора, сохранились до наших дней. Выжила и ванна первого опытного AC I, который участвовал в различных опытах.
В комплектном виде до наших дней дожило всего три AC I, из них два в Австралии и один в танковом музее Бовингтон, Англия. Самая комплектная машина находится в Бовингтоне. Танк представлен в поздней версии, которая получила дополнительный топливный бак на надмоторной плите. Несмотря на неоднозначный финал, программа Australian Cruiser скорее стоит рассматривать как удачный пример создания собственного танка. Для первенца получилось очень даже неплохо, причем даже в 1945 году AC I был бы грозной силой на тихоокеанском ТВД. Но австралийский Генеральный Штаб принял решение оставить его в резерве.
Список источников
-
-
- Australian War Memorial Archives
- US NARA
- BATRAC International
- Fallen Sentinel: Australian Tanks in World War II, Peter Beale, Big Sky Publishing, 2012
-
источник: https://dzen.ru/a/Y1V2ToOliDdahRbP?&