Юрий Пашолок. Танк поддержки, который не получился

15
Юрий Пашолок. Танк поддержки, который не получился

Юрий Пашолок. Танк поддержки, который не получился

Begleitwagen Rheinmetall, или B.W. Rh, незадачливый сменщик среднего танка Nb.Fz.

Немецкое танкостроение в межвоенный период поначалу развивалось по общемировым лекалам. Подобно французам, англичанам и даже американцам, немцы поначалу считали, что наиболее важным направлением являются танки среднего типа. Первый такой танк, изначально именовавшийся как Armeewagen 20, появился в переписке Рейхсвера еще в мае 1925 года. Самое интересное, что у многих военных часто мысли были одинаковые. Дело в том, что боевая масса Armeewagen 20 оценивалась в 16 тонн, примерно столько же должны были весить маневренный танк ГУВП и американский Medium Tank M1924, и даже появившийся позже Medium Tank A6 оказался 16-тонным. Причем никто машины конкурентов не видел. Кстати, и подход советских и немецких военных тоже оказался похожим. В качестве вооружения немецкий танк предполагалось оснастить 75-мм короткоствольной пушкой, а советский танк — 76-мм короткоствольной пушкой. Впрочем, немецкий Armeewagen 20, позже ставший Großtraktor, оказался самым мудреным среди одноклассников. У него имелось 2 башни, а сам танк предполагалось сделать плавающим. Танки данного типа построили на Daimler-Benz, Rheinmetall и Krupp. Испытывались они на ТЕКО (Технические Курсы Осоавиахима) под Казанью, где выяснилось, что танки получились не очень.

Промежуточный результат по немецкому среднему танку. Вместо 17-18 тонн получилось 23

Промежуточный результат по немецкому среднему танку. Вместо 17-18 тонн получилось 23

По итогам испытаний стало понятно, что даже после всех внесенных изменений конструкция всех Großtraktor оказалась неудачной. При этом большое «спасибо» надо было сказать 6-му отделу Департамента Вооружений, и лично Генриху Книпкампу. Резинотканевые гусеничные ленты, характерные для немецких «тракторов», были явно его идеей, которую украли у французов (а именно у Адольфа Кегресса). На французских тягачах и броневиках она работала, а вот на танках нет. Тем не менее, испытания не прошли даром, по крайней мере выяснилось, у кого руки растут из правильных мест. А именно у Rheinmetall и коллектива, который возглавлял Генрих Ромберг. 12 октября 1932 года генерал-лейтенант Освальд Лутц, инспектор моторизованных частей, признал Gr.Tr.Rh наиболее удачным танком из всех. Впрочем, 15 октября было выдано задание на новый танк — mittlerer Traktor (средний трактор). Строился он силами Rheinmetall, боевая масса изначально оценивалась в 15 тонн, вооружение по типу Gr.Tr., скорость 35 км/ч. Но уже дальше началось «накачивание» танка, который с 3 октября 1933 года стал именоваться как Nb.Fz. (Neubau Fahrzeug, то есть машина нового типа). При этом уже к весне 1933 года масса подросла сначала до 17,5 тонн, потом до 18, количество орудий выросло до 2 (1 калибра 75 мм и 1 калибра 37 мм), а также появилось две пулеметные башни спереди и сзади. А по итогу танк получил боевую массу 23 тонны. Вслед за первым тестовым образцом с башнями Rheinmetall и вторым с башнями Kruup последовало три танка из броневой стали, также с башнями Krupp. Заказали их 17 апреля 1935 года, но наверху уже стали догадываться — чего-то пошло не так. Перевес даже по спецификации осени 1933 года составил 5 тонн, броневая защита от 20-мм автоматических пушек не обеспечивалась, да и идея с авиационным мотором BMW Va оказалась не очень.

Таким B.W. от Rheinmetall предполагалось изготовить в металле

Таким B.W. от Rheinmetall предполагалось изготовить в металле

Казалось бы, авиационный мотор являлся наиболее подходящей кандидатурой. Он легкий, обычно весьма массовый, обладает высокой мощностью. Но не всё так просто. Пик крутящего момента у авиационных моторов вроде BMW Va находился в районе 1400-1600 об/мин. То же самое можно наблюдать на моторе Liberty L-12 (1650 об/мин), он же М-5, и ряде других авиационных моторов водяного охлаждения, которые ставились на танки того периода. В виду высокой нагрузки на трансмиссию ее приходилось делать крупнее и тяжелее. А вот это было плохо, потому что имелись ограничения на мостовой парк (после экспериментов с Großtraktor от поплавков отказались). Отчасти эти самые проблемы привели к росту массы Nb.Fz., да и заодно появилось понимание — какая-то ерунда опять вышла. mittlerer Traktor предполагался короче и легче Großtraktor, а получилось всё ровно наоборот. Поэтому еще в 1933 году компания Maybach получила задание на новый танковый мотор, у которого максимальный крутящий момент находился на более высоких оборотах. 6-й отдел Департамента Вооружений знал, куда обращаться. Дело в том, что в 1929 году Карл Майбах создал автомобильный двигатель Maybach Maybach typ Doppel Sechs 7 (два по шесть), V-образный мотор объемом 6,97 литров и мощностью 150 лошадиных сил. Годом спустя появился 200-сильный D.S.8 объемом 7,98 литров, предназначался он для роскошного автомобиля Maybach Zeppelin. Одновременно появился танковый вариант мотора, Maybach typ D.S.O.8. Его мощность составляла 150 лошадиных сил, причем пик мощности приходился на 2300 об/мин. Этот мотор использовался на шведских танках Landsverk L-10 и Landsverk L-30, правда, шведскими они были по месту изготовления. Сама Landsverk была под контролем немецкого объединения G.H.H., а главным конструктором являлся Отто Меркер. Фактически на шведских танках обкатывались немецкие идеи, включая агрегаты. В дальнейшем этот мотор использовался на немецком полугусеничном тягаче Sd.Kfz.8.

Maybach HL 100 TR, первый немецкий танковый двигатель для средних танков специальной разработки

Maybach HL 100 TR, первый немецкий танковый двигатель для средних танков специальной разработки

В 1934 году под руководством Карла Майбаха был создан новый, 10-литровый двигатель, который с самого начала предназначался для установки на танки. Модель HL 100 TR имела мощность 300 лошадиных сил, причем пик мощности приходился на 3000 оборотов в минуту. Конечно, мотор был заметно тяжелее D.S.O.8 (800 кг против 510 кг у D.S.O.8 и 316 кг у BMW Va), но оно того стоило. Новый мотор заказали в объеме 10 штук, параллельно начали проработки концепции танка, который первоначально именовался как verbesserten Nb.Fz., то есть улучшенный Nb.Fz. Когда именно его начали проектировать, точной информации нет, но случилось это как минимум во второй половине 1934 года. В виду того, что идея Nb.Fz. оказалась неудачной, было решено полностью изменить компоновку машины. Сократить длину корпуса решили за счет переноса трансмиссии в носовую часть, таким образом компоновался Z.W. (Zugführerwagen, то есть машина командира взвода), будущий Pz.Kpfw.III. Надо сказать, что в случае с Z.W. была противоположная ситуация. Он являлся развитием легкого танка Leichttraktor, у которого двигатель находился впереди. Теперь требовался танк 10-тонного класса, причем его масса только росла. Ко второй половине 1934 года боевая масса Z.W. уже достигла 12 тонн, и это явно не предел. Так что уже вскоре verbesserten Nb.Fz. и Z.W., между предшественниками которых была двукратная разница по массе, она сократилась до минимума. В итоге это привело к тому, что позже у немцев, вместо легкого и среднего танков, образовалось два средних. Что же касается verbesserten Nb.Fz., то в письме от 14 ноября 1934 года прозвучал новый индекс — B.W. (Begleitwagen, танк поддержки). Это обозначение стало основным.

Исходная конфигурация B.W., где-то май-июнь 1936 года

Исходная конфигурация B.W., где-то май-июнь 1936 года

В случае с B.W. монопольной разработки не получилось. Дело в том, что опыт Nb.Fz. показал — у Krupp с башнями дела обстоят явно лучше. Поэтому еще на подготовительном этапе Rheinmetall разрабатывал только шасси, а башня (точнее башни) и подбашенная коробка отходили к Krupp. В такой связке был подготовлен макет танка, утвержденный 25 февраля 1935 года. От Nb.Fz. в этом макете осталась только подвеска, причем число опорных катков снизилось до 8 штук на борт. Общая компоновка стала «классической» для немцев, то есть с передним расположением трансмиссии и кормовым размещением силовой установки. Подбашенная коробка и надмоторная плита делались съемными. Данное решение впервые обкатали на легком танке La.S., а до того компоновочную схему срисовали у трактора Vickers-Carden-Loyd, который купили у англичан через подставную фирму. Впрочем, с Nb.Fz. перекочевало еще одно решение. Как уже говорилось выше, Nb.Fz. был трехбашенным танком. От кормовой пулеметной башни на B.W. пришлось отказаться, а вот носовая осталась, находилась она в передней-правой части корпуса. Боевая масса машины оценивалась в 17-18 тонн, а броневая защита достигала 20 мм в лобовой части.

Таким танк стал в декабре 1936 года. Вместо башен макеты и заглушки. Особенно "радует" огромный люк в лобовой части корпуса, в который трудно не попасть 

Таким танк стал в декабре 1936 года. Вместо башен макеты и заглушки. Особенно «радует» огромный люк в лобовой части корпуса, в который трудно не попасть

26 февраля 1935 года с Rheinmetall был заключен контракт на изготовление полноразмерного деревянного макета, а также опытного шасси из конструкционной стали. Одновременно с Krupp заключили контракт №4167025/35 на изготовление опытной башни. Строилась она с учетом похожей башни для Z.W. В качестве вооружения предполагалось использовать такую же 75-мм пушку с длиной ствола 24 калибра, как на Nb.Fz. От спаренного 37-мм орудия отказались, поскольку идея оказалась не особо удачной. Забавно,что при этом сама Rheinmetall одновременно боролась с Krupp в конкурсе на башню для Z.W. Она была примерно тех же габаритов, да и конструктивно чем-то похожей, но контракт есть контракт.

В ходе доработки изменили ленивец и его крепление

В ходе доработки изменили ленивец и его крепление

Главный вопрос заключался в том, что Krupp отнюдь не собирался мириться с ролью исключительно изготовителя башен для B.W. Незадолго до того Krupp «отодвинули» из программы Z.W., где оружейный гигант из Эссена пытался продавить своё шасси, но еще на начальном этапе его из конкурса убрали. Так что возникла идея влезть в программу B.W. и как разработчика шасси. 13 апреля 1935 года в 6-й отдел Департамента Вооружений были направлены эскизные проекты B.W. от Krupp, отличавшиеся толщиной брони. В 6-м отделе Департамента Вооружений данную инициативу поддержали. Результатом стало заключение контрактов сначала на одно, а затем и на второе тестовое шасси B.W. Kp. Самое интересное заключалось в том, что примерно в это же время B.W. разработки Rheinmetall остался без башен.

Еще одно спорное решение. В такой воздуховод грех не кинуть гранату

Еще одно спорное решение. В такой воздуховод грех не кинуть гранату

Когда именно был построен опытный образец B.W. от Rheinmetall, точно нет данных. Судя по всему, случилось это где-то в районе мая 1936 года. С самого начала танк получился довольно спорным. Нет, по сравнению с Nb.Fz. это был явно шаг вперед. Шасси стало существенно ниже, что явно было полюсом (средний танк с противопульной броней, имевший высоту 2,9 метра, как в случае с Nb.Fz. — это как-то перебор). Но некоторые технически решения вызывали неоднозначную реакцию. Для доступа к коробке передач и другим элементам трансмиссии был сделан большой трехстворчатый люк, причем одна из створок располагалась аккурат на центральном лобовом листе корпуса. Так себе идея с точки зрения снарядостойкости. Спорным решением стал и «карман» воздуховода на кормовом листе корпуса. Оставалось только написать на нем «закинь сюда гранату». Элементы ходовой части получились довольно громоздкими, что отражалось и на дополнительной массе. На этом фоне B.W.I Kp, который появился примерно в это же время, выглядел явно лучше.

В ходе испытаний на преодоление надолб

В ходе испытаний на преодоление надолб

О том, как именно проходили ходовые испытания B.W. от Rheinmetall, информации не сохранилось. Вместе с тем, по некоторым признакам шли они не гладко. Судя по всему, ленивец забивался грязью, да и его конструкция оказалась не очень удачной. Так или иначе, но в дальнейшем на танк поставили ленивцы другой конструкции, а также появился отбойник для очистки ленивца от грязи. Впрочем, это не решало главной проблемы. В Krupp на сей раз подошли к делу со всей серьёзностью, поскольку их танк оказался едва ли не единственным среди немецких танков того периода, который четко вписался в проектную массу. Не говоря уже о том, что конструктивно машина получилась явно лучше.

Та самая башня, которую планировали поставить на B.W. Но пошла она на танк от Krupp

Та самая башня, которую планировали поставить на B.W. Но пошла она на танк от Krupp

Финал неожиданного конкурса состоялся 21 июля 1936 года. 6-й отдел Департамента Вооружений проинформировал Krupp, что их танк выбран как победитель. Rheinmetall же остался единственным, кто вообще не получил контракт на выпуск своего танка. La.S. и B.W. ушли Krupp, La.S.100 достался MAN, которая до того находилась в тени, а в конкурсе на Z.W. победила Daimler-Benz. Впрочем, позже судьба сжалилась над немецким оружейным гигантом. Во-первых, Rheinmetall достались подряды на выпуск La.S. (Pz.Kpfw.I). Во-вторых, на заводе Alkett, специально построенном Rheinmetall для выпуска танков, позже выпускалось огромное количество танков и самоходных артиллерийских установок. Тем не менее, следует констатировать, что Rheinmetall, занимавший поначалу лидирующие позиции в разработке танков, под конец работ все свои активы растерял. А вот Krupp, который поначалу преследовали неудачи, под конец реабилитировался.

Список источников:

    1. US NARA
    2. Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
    3. PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tank-podderjki-kotoryi-ne-poluchilsia-602e76aa3ad6ee787cd06a63

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account