Юрий Пашолок. Танк от «пожарников»
В межвоенные годы очень часто бронетанковая техника выпускалась частными компаниями, которые либо находились на подряде у государства, либо предлагали свои разработки как есть. При этом часто одно пересекалось с другим. Такое бывало у американцев: непосредственно разработка требований и общей концепции танка находились в ведении Департамента Вооружений, а вот исполнители были частные. Так было и в Первую мировую войну, и в межвоенный период. Правда, сам Департамент Вооружений в таких разработках часто не «светился», по крайней мере явно, почему возникло заблуждение, что некоторые танки — это чисто частные разработки. Например, танки James Cunningham, Son & Company, фактически то, что они делали, было разработано в Департаменте Вооружений, а патенты и вовсе формально принадлежали Гарри Ноксу.
Идея подряда была не самой плохой, поскольку подрядчика вполне можно было контролировать. Но бывали исключения, когда частники сами предлагали свои танки. Естественно, речь идет о Джоне Уолтере Кристи и его Convertible Medium Tank T3. Он со своими колесно-гусеничными танками нового поколения ворвался столь внезапно, что порушил планы по замещению танков боевыми машинами нового поколения. Беда Кристи заключалась в том, что он в упор не хотел слышать о каких-то там недостатках своих танков. А ведь у Convertible Medium Tank T3 имел не только достоинства. Американские военные оценили подвижность танка Кристи, но было надо и нечто иное. Требовался не легкий танк (а по сути T3 был именно им), а боевая машина среднего типа, с в два раза большим экипажем и массой других добавок. Вот только Кристи слушать критику Департамента Вооружений не хотел в принципе. Надо ли объяснять, что бывает, когда исполнитель рассказывает заказчику, что тот ничего не понимает, и делать именно так, как думает исполнитель?
Именно поэтому Кристи и «пролетел» со следующим заказом. Пока изобретатель пилил летающий танк, в Департаменте Вооружений пилили требования на улучшенный танк, который получил обозначение Convertible Medium Tank T3E2. В июне 1932 года маховик запустился, при этом Кристи дали знать, что танк будет делаться тем, кто согласится на требования. Он снова взбрыкнул, и зря. 14 октября 1932 года военные закончили разработку спецификации на Convertible Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано четырнадцати компаниям, включая US Track Wheel Corporation. Итог оказался предсказуемым: 28 ноября стало ясно, что контракт Кристи не получит. Вместо него договор о выпуске пяти танков на сумму $200 000 получила American LaFrance.
Следует лишний раз упомянуть, что же это за American LaFrance такая. С самого своего основания в 1832 году она занималась пожарной техникой. С 1907 года American LaFrance Fire Engine Company начался выпуск пожарных автомобилей, причем в определенный момент этот бизнес серьезно потеснил Кристи со своими пожарными «мотоблоками». Дикость ситуации в том, что Кристи сам себе запорол бизнес, поскольку прекратил выпуск пожарной техники, решив работать чисто на военных. Сделал он это совершено зря, поскольку сотрудничество закончилось по сути ничем. И вот 15 лет спустя ситуация повторилась. Карма — она такая…
Разработка нового танка для американской пехоты затянулась, и образец для испытаний был получен лишь в конце 1933 года. Откровенно говоря, «модернизированный» танк по факту был построен практически заново. Причем American LaFrance по сути была лишь подрядчиком, разработка танков жестко контролировалась Департаментом Вооружений. В частности, работа шла в тесном сотрудничестве с арсеналом Уотертаун, расположенном в штате Массачусетс. Видение американских военных «улучшенного Кристи» было весьма громоздким, хотя боевая масса оказалась вполне в пределах разумного — 11 тонн. Ощущение громоздкости было за счет измененного корпуса, который имел двухместное отделение управления. Теперь с механиком-водителем сидел его помощник, который получил курсовой пулемет. Иной была и конструкция башни, которая стала двухместной, ощетинившись во все стороны пулеметами. Командирская башенка сохранилась, впрочем, теперь располагалась по центру башни, и пользоваться ей было не слишком-то удобно.
С точки зрения механической части прошли существенные изменения. На танк поставили более мощный авиационный мотор Curtiss D-12 мощностью 435 л.с.. При этом конструкция моторно-трансмиссионного отделения весьма существенно изменилась, что более-менее отразилось на обслуживании танка. Довольно сильно переделали и ходовую часть, даже опорные катки стали другими. Ленивец по конструкции стал походить на уменьшенную копию опорного катка. Ещё большие изменения претерпело ведущее колесо. В его качестве танк получил более привычную «звёздочку». Другими стали и траки. В трансмиссии конструкторы American LaFrance отказались от цепей Галля и вернулись к шестерёночной передаче, которая использовалась на танке M.1931. В общем, как уже говорилось, вместо модернизации получился новый танк.
Надо сказать, что американские военные сильно рассчитывали на новый танк. На колесах он должен был разгоняться до феноменальных 93 км/ч, да и на гусеничном ходу скорость ожидалась немаленькая — 56 км/ч. Но… похоже, что в Департаменте Вооружений что-то намудрили. Если у Кристи конструкция работала, то у American LaFrance что-то пошло не так. Выпущенные 5 танков страдали от частых поломок элементов трансмиссии и бортовых передач. Да и заявленная скорость оказалась недостижимым идеалом. Нет, можно было и разогнаться, только потом приходилось чинить. Посему танки прослужили в Форт-Беннинг недолго. Одну машину позже передали на Абердинский полигон, вторую на музейную площадку Форт-Беннинг, но до наших дней они не дожили. Ну а American LaFrance так и не стала крупной танкостроительной компанией.
Статья по Convertible Medium Tank T3E2:
На манер Кристи. Опытные средние колесно-гусеничные танки T3E2 и T4. США
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12879337.html