Юрий Пашолок. Танк Кристи по-немецки

17
Юрий Пашолок. Танк Кристи по-немецки

Юрий Пашолок. Танк Кристи по-немецки

История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.A

Немецкое танкостроение часто превозносят до космических высот, хотя успех, который был достигнут, случился не на пустом месте. Больше того, помимо явно успешных разработок, обычно есть масса других, менее удачных творений. И вот таких скелетов в шкафу у немецкого танкостроение было более чем достаточно. Не говоря уже о том, что рассказчики про чисто немецкие разработки люди сильно лукавят. С точки зрения идей немцы неслабо так пограбили англичан. И не только их: если внимательно смотреть на целый ряд технических решений и концепций, то и французов они, особенно в межвоенный период, порядком обнесли. При этом часто такое содрание сочинений приводило к массе трудностей.

Rh.L.Tr. №39, на котором отрабатывали свечную подвеску

Rh.L.Tr. №39, на котором отрабатывали свечную подвеску

В 20-е годы немцы явно пошли по пути создания скоростного среднего танка. Многие связывают появление подробных боевых машин с танком Кристи, но на самом деле первым таковым оказался Medium Mark D. Машина во многом неудачная, но именно она стала точкой развития для «скоростных» танков A6/A7, а также немецкого Großtraktor. Последний еще и унаследовал идею плавающего среднего танка, правда, Großtraktor плавал как минимум не лучше идейного прародителя. Лишь после того, как идея с Großtraktor явно провалилась, а «младший брат», в виде Leichttraktor, стал стремиться к массе среднего танка, немцы начали активно подкатывать к Кристи. Финансовые предложения Кристи с немецкой стороны действительно имели место, но американский изобретатель отказался иметь с немцами дело. Тем не менее, свой идейный аналог танка Кристи немецкая армия отчасти получила.

Изначально Rheinmetall претендовал на весь танк, но в 1934 году участие в программе Z.W. сократилось до башни

Изначально Rheinmetall претендовал на весь танк, но в 1934 году участие в программе Z.W. сократилось до башни

В 1932 году звезда Leichttraktor окончательно закатилась. Стало понятно, что идея танка с передним расположением силовой установки оказалась неудачной, а башня, изначально создававшаяся трехместной, оказалась в такой конфигурации слишком тесной. В результате на свет родилась концепция нового танка. При этом легким он быть перестал. Новая концепция танка, работа над которым официально началась в январе 1934 года, подразумевала машину 10-тонной весовой категории. При этом немецкие военные смотрели в сторону танков Кристи. Полной копии, разумеется, не планировалось, но некоторые элементы, включая и подвеску, изначально перекочевали оттуда. Как и идея танка с высокой подвижностью. Эта машина, известная как Z.W., стала первой в семействе Pz.Kpwfw.III, среднего танка, который 6-й отдел Департамента Вооружений считал основным.

Башня Rheinmetall на опытном шасси Z.W. Можно сказать, что Rheinmetall еще повезло: MAN по итогам вообще вылетела из программы Z.W. без осязаемых результатов

Башня Rheinmetall на опытном шасси Z.W. Можно сказать, что Rheinmetall еще повезло: MAN по итогам вообще вылетела из программы Z.W. без осязаемых результатов

Следует сразу отметить, что в чистом виде танк Кристи немцам был не интересен. У них уже сложилась концепция шасси с передним расположением трансмиссии, которую они подрезали у англичан. А вот ходовая часть, способная развивать высокую скорость без разрушения бандажей, выглядела заманчиво. Неспроста, когда переговоры с Кристи закончились ничем, в Раувей нагрянули немецкие инженеры. Об этом факте упоминал в своих мемуарах сын Кристи, принимавший в разработках отца самое непосредственное участие. Весь танк им бы не нужен, но в 1933 году на Rh.L.Tr. №39 поставили свечную подвеску с 4 опорными катками на борт. Также испытывалась альтернативная версия ходовой части с блокированными в тележки опорными катками, но она показала себя явно хуже. Немцы по-своему подошли к вопросу постройки такой ходовой части, но прототип выглядел очевидно. Да и результаты переделки явно оказались успешными.

Вероятнее всего, Z.W. от Krupp выглядел так. Но в работу пошла только башня

Вероятнее всего, Z.W. от Krupp выглядел так. Но в работу пошла только башня

Заказ на танк 10-тонного класса, заказ на который In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) выдала 24 января 1934 года, явно следовал из обобщения опыта испытаний Leichttraktor. Этот вердикт был известен и советской стороне. Помимо явно ошибочной компоновки с передним расположением мотора, имелись претензии и к подвижности машины. Прямо указывалось на необходимость увеличения удельной мощности до 20 л.с. на тонну. Идея с 3-местной башней признавалась удачной, но не в том виде, как ее реализовали. В результате сложилась концепция несколько более тяжелой чем Leichttraktor, боевой машины, с 5 членами экипажа (по факту именно столько в L.Tr. было на 1930 год), 37-мм пушкой и высокой подвижностью. На гусеничном ходу машина получалась сравнима по подвижности с Кристи, но идея американского изобретателя с колесно-гусеничным ходом отбрасывалась. Для этого в Швеции был Отто Меркер с его «ландсверками», которые, к слову, получились явно хуже танков Кристи. Тем не менее, немецкий танк 10-тонного класса, получивший обозначение Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода), оказался в одной нише и с танкам Кристи, и с Landsverk L-10/L-30. Случайностью это точно не было.

Опытная башня Krupp, с ней концерн одержал победу. А вот шасси Daimler-Benz оказалось не только безальтернативным, но и проблемным

Опытная башня Krupp, с ней концерн одержал победу. А вот шасси Daimler-Benz оказалось не только безальтернативным, но и проблемным

6-й отдел Департамента Вооружений, которому был выдан заказ, далее направил спецификацию заинтересованным сторонам. В отличие от конкурса на Leichttraktor, где было всего 2 участника, за Z.W. развернулась битва. Свои танки 10-тонного класса разрабатывали Krupp, Daimler-Benz (она отказалась, в своё время, от участия в конкурсе на Leichttraktor), Rheinmetall-Borsig и MAN. Можно сказать, что пятым, призрачным участником, была Landsverk, поскольку создававшиеся Отто Меркером танки шведскими были только по месту рождения. По факту же их делали под колпаком G.H.H., куда входил и MAN. Впрочем, Landsverk являлся больше инкубатором, да и полученная спецификация почти сразу выбивала его из борьба. Согласно выданной 6-м отделом Департамента Вооружений спецификации, предполагалось использовать 300-сильный мотор Maybach HL 100, в 2 раза более мощный, чем D.S.O., ставившийся на L-10/L-30. Скорость ограничивалась 40 км/ч, также общей для проектов 1-тонных танков становилась 6-скоростная коробка передач ZF S.S.G.75, механизмы поворота Wilson Cletrack, и гусеничная лента шириной 326 мм.

Серийная версия башни

Серийная версия башни

Очень скоро из конкурса «вывалился» Krupp, который получил заказ на разработку башни (что не помешало ему подготовить деревянный макет своего Z.W.). Остальные участники подготовили эскизные проекты своих Z.W., которые имели общие черты. Судя по всему, ходовую часть они получали одинаковую (5 катков на борт, свечная подвеска), еще одним моментом было то, что боевая масса достигла 12 тонн. Уже так себе звоночек. До конца 1934 года из конкурса вывалилась еще и Rheinmetall-Borsig. По иронии судьбы, исчезли именно те подрядчики, что ранее создавали Leichttraktor, не исключено, что связано это с работами по B.W., которые начались во второй половине 1934 года. Танк поддержки, к слову, изначально имел те же агрегаты, что и Z.W.. Так или иначе, но Rheimetall-Borsig и Krupp переключились на создание башен, а MAN и Daimler-Benz на шасси. Наконец, в какой-то момент Daimler-Benz оказалась в гордом одиночестве.

Боевое отделение со стороны заряжающего

Боевое отделение со стороны заряжающего

Первый опытный образец шасси Z.W. был готов в августе 1935 года, всего же их построили 2 штуки. По традиции, подрядчик делал не весь танк, а только шасси, при этом оно получилось явно лучше Leichttraktor. За счет переноса трансмиссии вперед, а мотора назад, боевое отделение оказалось по центру корпуса, что самым положительным образом сказалось на кучности огня с ходу. Правда, уже на этом этапе стало понятно, что люков у отделения управления не будет — для них просто не нашлось места. Кроме того, нехорошая тенденция по поводу массы только усугубилась. Даже в 12 тонн боевой массы вписаться не удалось, а это означало повышенную нагрузку на ходовую часть. Она, с минимальными изменениями, перекочевала с Rh.L.Tr. №39. «Чистой» подвеской Кристи там и не пахло, поскольку немцы решили сократить высоту корпуса. Вот только сделали они это крайне специфично. В то время, как тот же Гладеон Банс на своём варианте подвески поставил свечи под наклоном, немцы их просто укоротили и расширили пружины. И если на Rh.L.Tr. №39 подвеска работала нормально (примерно по тонне нагрузки на каждую свечу), то у Z.W.1, так чуть обозначили первый тип шасси, на каждую свечу приходилось уже 1,5 тонны нагрузки. К тому же у Rh.L.Tr. №39 имелся механический амортизатор для гашения продольных колебаний, которого у Z.W.1 не наблюдалось.

Крайне специфичная пулеметная установка, которая использовалась на Pz.Kpfw.III Ausf.A-G

Крайне специфичная пулеметная установка, которая использовалась на Pz.Kpfw.III Ausf.A-G

Итого — шасси Z.W.1 болтало примерно так же, как БТ, а скорее еще хуже. У БТ, по крайней мере, свечи были «полноценными». Повышенная нагрузка оказалась и на планетарные механизмы поворота Wilson, и на тормоза. Отсутствие конкуренции (а Daimler-Benz делала свой танк в полном соответствии с заданием 6-го отдела Департамента Вооружений) вышло боком. Время уже вышло, а средний танк был нужен. В результате было принято решение строить еще два типа шасси — Z.W.3 и Z.W.4, оба с блокированной подвеской и рессорами. Ну а Z.W.1 запускали в пробную серию. При этом танк менял индексы, как перчатки. Летом 1934 года его обозначали как Gefechtskampfwagen 3.7 cm (Vs.Kfz.619, боевая машина с 37-мм пушкой, опытная машина 619). С осени 1934 года использовалось несколько вариантов индекса 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen (боевая машина с 37-мм пушкой), а финальный индекс, Panzerkampfwagen III, Sd.Kfz.141 (бронированная боевая машина III, спецмашина 141). При этом обозначение Z.W. никуда не делось. Что же касается башни, то в борьбе двух рурских якодзун выиграл Krupp. Хотя там битва, в общем-то, оказалась специфичной. Башни всё равно создавались под колпаком 6-го отдела Департамента Вооружений, а именно гауптмана Генриха Ольбриха. Поэтому всё равно получалась «подкова» с размещением командира в корме. Также командир получал башенку. Концепцию такой башни впервые использовали на Nb.Fz., а дальше ее допилил Krupp. У него башня получилась более технологичной и удобной, что и стало залогом победы.

Половина из выпущенных Pz.Kpfw.III Ausf.A ушла в учебку Вюнсдорфа. Этот танк интересен тем, что еще несет 3-цветный камуфляж

Половина из выпущенных Pz.Kpfw.III Ausf.A ушла в учебку Вюнсдорфа. Этот танк интересен тем, что еще несет 3-цветный камуфляж

В ходе подготовки к серийному производству башня Z.W. несколько изменилась, но общая концепция осталась той же. Включая и одну особенность, которую Ольбрих пихал в обе башни Z.W. По причине, понятной только автору, спаренная установка пулеметов (их стало два) могла отсоединяться и наводиться по вертикали самостоятельно. В результате заряжающий становился наводчиком, причем весьма специфичным. У нас заряжающий, в случае чего, на Т-26 и БТ тоже мог стрелять, но у него имелась прорезь под прицел. А тут есть свобода по вертикали, но нет прицела. Хочешь стрелять прицельно — открой лючок, причем угол возвышения тогда становился меньше. Идея не менее дурацкая, чем чьё-то умное мнение сделать башенный пулемет на БТ и Т-28 раздельными (есть подозрение, что без Тухачевского не обошлось). Тем не менее, на башне Z.W. эта больная идея прожила аж до лета 1940 года.

Серийный танк получил мотор Maybach HL 108 TR. До подвижности танка Кристи там было ну очень далеко

Серийный танк получил мотор Maybach HL 108 TR. До подвижности танка Кристи там было ну очень далеко

Между тем, с запуском Z.W. в серийное производство In 6 не торопилось. Судя по переписке от начала 1936 года, опытные шасси Z.W.1 особого восторга не вызвали, а тратить по 150 тысяч рейхсмарок (это цена трех La.S. и чуть меньше трех La.S.100) на сырой образец не торопились. Было решено изготовлять пробные серии танков на разных шасси. Таким образом, Z.W.1 с самого начала продумывался как промежуточный образец с крайне туманными перспективами на крупную серию. К 1 апреля 1937 года планировалось сдать всего 25 танков, причем речь шла о машинах разных версий. То есть на них смотрели в войсках, как себя едут, и после этого уже принимали решение. Крупную же серию Z.W. ждали не ранее осени 1938 года. Все эти разговоры однозначно говорили о том, что у Z.W. всё очень плохо. Всё это происходило на фоне того, что Krupp успешно развивало шасси B.W., которое появилось в инициативном порядке. Почему же 6-й отдел Департамента Вооружений даже и не дернулся в сторону «а давайте сделаем из танка поддержки основной средний»? Да потому что не их машина, и вообще, Krupp ренегады, сделали свой танк отчасти без рекомендаций, особенно по подвеске. Поэтому дальнейшая клоунада выглядела ожидаемой.

Наиболее известные снимки Pz.Kpfw.III Ausf.A - танк из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии

Наиболее известные снимки Pz.Kpfw.III Ausf.A — танк из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии

Контракт на выпуск танков нулевой серии с Daimler-Benz (шасси) и Krupp (башни с подбашенными коробками) заключили в декабре 1935 года. Из них на 1.Serie/Z.W., он же Pz.Kpfw.III Ausf.A, приходилось 10 машин (серийные номера шасси 60101–60110), остальные 15 имели рессорную подвеску. Первые два шасси Daimler-Benz сдал в ноябре 1936 года, но далее выпуск затормозился, поэтому 25 Pz.Kpfw.III к 1 апреля 1937 года оказались влажными мечтами. Фактически первые танки ушли в войска в мае 1937 года, а последние в сентябре. Боевая масса Pz.Kpfw.III Ausf.A достигла 15 тонн, и даже переделка шасси особо ситуацию не спасала. Балансир первого опорного катка получил механический амортизатор, как у Rh.L.Tr. №39, но этого оказалось недостаточно. Вместо Maybach HL 100 на танк поставили более совершенный мотор Maybach HL 108 TR, развивавший мощность 250 лошадиных сил при 2800 об/мин. Вроде бы хорошая удельная мощность, но максимальная скорость по шоссе не превышала 35 км/ч, а средняя — 22 км/ч. По проселку и вовсе 10-12 км/ч. Какой-то совсем не Кристи. И это при том, что по боевым качествам танк не превосходил Landsverk L-10, который был на 4 тонны легче. Толщина брони у немецкого среднего танка не превышала 14,5-16 мм по периметру.

Всего туда попало 2 таких танка

Всего туда попало 2 таких танка

Первая серия Z.W. явно вызвала у немецких военных состояние, скажем так, легкой задумчивости. Впрочем, появившиеся чуть позже Pz.Kpfw.II Audf.B и Ausf.C получились лишь чуть лучше. Танк стали развивать дальше, тем не менее, ни один другой образец не давался немцам так тяжело, как Pz.Kpfw.III. Драма с этим танком стала причиной, почему Pz.Kpw.II, во многом промежуточная машина, была выпущена в таких количествах. Что же касается Pz.Kpfw.III Ausf.A, то осенью 1937 года по 2 танка ушли в 1-й и 5-й танковые полки, остальные в учебные подразделения. Машина мелькала на парадах и в кадрах хроники, но больше как средство пропаганды. О том, что случился если не былинный отказ, то уж точно не ожидавшийся результат, никто распространяться не хотел.

По сравнению с Z.W.1 ходовую часть усилили, но сильно лучше не стало

По сравнению с Z.W.1 ходовую часть усилили, но сильно лучше не стало

Вероятнее всего, эти машины в дальнейшем полностью ушли бы в учебные подразделения, но Pz.Kpfw.III Ausf.A всё же довелось понюхать пороху. Поскольку с выпуском Z.W.38 (тот самый танк крупной серии) дела оказались скверными, к августу 1939 года немецкие танковые части укомплектовали всем, чем могли. Так что Pz.Kpfw.III Ausf.A воевали в составе минимум двух танковых дивизий — 1-й и 3-й. Никаких подробностей по поводу их применения нет, но одно можно сказать точно — боевая карьера для них ограничилась Польшей. Дырявая броня и недостаточная подвижность игнорировать было нельзя, с этой точки зрения Pz.Kpw.38(t) были и то более эффективными боевыми машинами.

Единственным случаем боевого применения Pz.Kpw.III Ausf.A стала Польша. На эшелоне минимум 3 таких танка

Единственным случаем боевого применения Pz.Kpw.III Ausf.A стала Польша. На эшелоне минимум 3 таких танка

В феврале 1940 года последовал приказ о выводе танков старого типа из боевых частей. За счет того, что выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.F был куда более успешным (выпустили их 435 штук), необходимость в устаревших машинах отпала. Далее они использовались в учебных частях, причем некоторые танки лишились башен с подбашенными коробками. Так было проще напихать побольше народа внутрь. По мере появления более современной учебной матчасти первенцев на свечной подвеске списывали, так что ни одного из них до наших дней не сохранилось.

Далее эти танки оказались в учебных подразделениях

Далее эти танки оказались в учебных подразделениях

История Pz.Kpfw.III Ausf.A стала вполне типичным примером, когда немцы пытались приспособить нелицензионные технологии самостоятельно. Всё это усугубилось еще и явными ошибками про оценке боевой массы. За Z.W. лично герру Книпкампу можно выдать целый ворох наград стран Антигитлеровской Коалиции. Ладно бы первая версия машины получилась плохой, ошибку в 6-м отделе Департамента Вооружений не признали. Иначе не объяснить тот факт, что одновременно существовало 2 танка — по сути инициативный B.W., который почти всю жизнь доказывал право на существование, и изначально кривой Z.W., который упорно допиливали в течение 4 лет. В итоге немцы встретили войну с каким-то мизерным количеством «основных» средних танков. Их большим везением стало то, что у противников ситуация по средним танкам была еще хуже. Ну а драма с Z.W. получилась в нескольких частях.

Список источников:

      1. US NARA
      2. ЦГА СПб
      3. РГВА
      4. Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006
      5. Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tank-kristi-ponemecki-618b8f566030706565b9eb96

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account