Выставочная тематика отличается большим разнообразием. При этом даже довольно специфичные темы можно сделать интересными для широкого круга посетителей. Главной слагаемой успеха становится интересная экспозиция, тогда даже у людей, далеким от темы, появится интерес. Например, привязать к теме автомобильную составляющую, которая актуальная в очень многих случаях.
Одним из тех мест, где различные выставки проходят постоянно, является Музей Гаража Особого Назначения (ВДНХ, павильон №53). Совсем недавно здесь проходила «выставка одного экспоната». 20 марта на том же месте открылась выставка «Маршруты особой важности. К 85-летию Спецсвязи.». Чему она посвящена, понятно из названия. Где спецсвязь, там и средства передвижения, которыми она осуществляется. Так что без автомобильной темы никак не обойтись.
Если углубиться в историю, то предшественнику современной Спецсвязи скоро исполнится 230 лет. Отдельный фельдъегерский корпус был учрежден императором Павлом I еще в декабре 1796 года. Естественно, об этом организаторы выставки в курсе. Более того, они решили копнуть еще глубже, вспомнив посыльных при князьях. Впрочем, павловские реформы указаны отдельно, без них фельдъегерскую службу представить крайне сложно. Если кому-то интересен этот период, некоторый объем вводной информации дан.
Вместе с тем, главная тема выставки в Музее ГОН относится к периоду уже после революции. 2 мая 1918 года была образована Служба внешней связи при Управлении по комсоставу Всероссийского Главного Штаба. Далее она не один раз реорганизовывалась. Непосредственно 85-летие — это реформы, произошедшие 17 июня 1939 года. В тот день вышло Постановление СНК СССР № 884-145с «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР». Согласно пункту 7 постановления, за состава фельдсвязи НКВД СССР выделена специальная связь Наркомата связи. На нее возложили перевозку от всех ведомств секретной, совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов от центра до районов и обратно.
Можно сказать, что выставка захватывает и немного более ранний период. Особенно это касается экспонатуры, имеющей прямое отношение к автомобильной тематике. Если немного придираться, то тут явно мотоциклов не хватает, но сами машины подобраны хорошо. Особенно это касается межвоенного периода.
По вполне понятным причинам, главными автомобилями Спецсвязи того периода являлись машина марки ГАЗ. В данном случае было решено не растекаться по древу и показать типичные машины. Впрочем, это тогда они были типичными, а сейчас попробуй их найди. В середине 30-х годов такой машиной был ГАЗ-А, его предоставили из коллекции Евгения Шаманского. Обычно машину можно видеть на выставке «Моторы Войны».
Далее на свет появилась грузопассажирская машина — ГАЗ-4. Этот автомобиль с кузовом пикап больше подходил для задач Спецсвязи. Кроме того, на одной из классических фотографий фельдъегерской службы при НКВД СССР присутствует именно такая машина. Очень хорошо, что такой автомобиль нашелся, без него довоенный период Спецсвязи представить сложно.
В дальнейшем появились машины, которые стали сменщиками ГАЗ-А и ГАЗ-4. Ими оказались ГАЗ-М1 и ГАЗ-М-415. Без них на выставке не обошлось. И если обычная «Эмка» не столь и редкая, то грузопассажирская версия встречается куда реже. Есть на выставке и автомобиль послевоенного периода, и современная машина Спецсвязи, но акцент на 30-х годах был сделан правильно. Как показывает практика, послевоенные машины воспринимаются совершенно иначе.
С точки зрения популяризации темы Спецсвязи выставка вполне получилась. Даже поставили тир (не столь и сторонняя тема для Спецсвязи, защищать корреспонденцию приходилось с оружием в руках). Как минимальный ликбез по теме вполне пойдет. В нашем же случае более важно то, что в одном месте собрали наиболее массовые отечественные легковые машины 30-х годов, включая и грузопассажирские. ГАЗ-4 и ГАЗ-М-415 в одном месте редко встретишь.
Работает выставка до 21 апреля, посещение включено в стоимость музейного билета.
источник: https://dzen.ru/b/ZgV86SfWFU6VQdoF