Юрий Пашолок. Strv m/42 на пенсии

15

История Ikv 73, а также Värntorn 4a/4b

Содержание:

Шведское танкостроение периодически выбирало весьма нестандартные решения с точки зрения развития. В 30-е годы начались работы по созданию среднего танка. Предполагался он как обычной, гусеничной версии, так и колесно-гусеничный вариант. Более интересен финальный вариант. Начав разработку Landsverk LAGO, изначально чисто экспортный средний танк, AB Landsverk, в итоге, нашла заказчика в виде шведской королевской армии. На вооружение танк приняли как Strv m/42, при этом официально он считался тяжелым. По массе он, конечно, всё равно был средний, но по защите и вооружению вполне считался тяжелым.

Ikv 73 на тактических учениях, 1957 год

Ikv 73 на тактических учениях, 1957 год

Так исторически сложилось, что Strv m/42 оказался самым лучшим шведским танком, созданным в годы Второй мировой войны. Конечно, как тяжелый танк он перестал быть таковым уже к моменту появления в войсках, тем не менее, как средний танк оказался вполне приличным. Кроме того, сложилась ситуация, когда новых танков шведской армии пришлось ждать очень долго. И если легкие шведские танки мало на что годились, Strv m/42 и в 50-е годы вполне годился для модернизации. Основную их массу переделали в танки Strv 74, но часть, совершенно внезапно, стало самоходными пушками. Такие машины известны как Ikv 73.

Танк в качестве пехотной самоходной пушки

В 1957 году начался процесс замены Strv m/42 на Strv 81, а затем Strv 101 (соответственно, Centurion Mk.3 и Centurion Mk.10). Что делать с основной массой Strv m/42, решили еще в 1954 году. По планам, их собирались переделывать в Strv 74, довольно специфичные танки, которые достойны отдельного повествования. То ли танк, то ли истребитель танков получал новую башню с 75-мм орудием, также переделывалось шасси. Вместе с тем, таким образом переделывали не все танки. Дело в том, что вариант Strv m/42 EH, оснащенный мотором Volvo A8B и гидромеханической коробкой передач Atlas Diesel DF 1,15 S, выбивался из общего ряда.

Ikv 73, танк официально стал самоходной пушкой

Ikv 73, танк официально стал самоходной пушкой

В сложившейся ситуации подсуетилась пехота. Танки у шведов шли в танковые полки, которые хоть и должны были воевать совместно с пехотой, но всё же находились в независимом статусе. Пехота, между тем, ощущала острую нехватку самоходных артиллерийских установок. На вооружении имелись 36 Sav m/43, также в 1956-58 годах 36 Ikv 72 переделали в Ikv 102, имевшие более мощные орудия калибра 105 мм. Наконец, в 1956 году начался выпуск Ikv 103. Вместе с тем, есть ощущение, что одной подвижности Ikv 102/103 было маловато. Да и получить под соусом САУ вполне себе полноценный танк выглядело заманчивой перспективой. Особенно с учетом того, что Strv m/42 EH изготовили серией в 57 штук.

Одним из заметных элементов Ikv 73 стала съемная кольцевая турель

Одним из заметных элементов Ikv 73 стала съемная кольцевая турель

В 1956-58 годах 56 Strv m/42 EH было переделано в «пехотные самоходные пушки» Infanterikanonvagn 73 A (Ikv 73). Никого этот индекс смущать не должен, на самом деле это был старый добрый Strv m/42. Внешне танк отличался от исходного Strv m/42, но не всё так просто. Дело в том, что в ходе эксплуатации танк постоянно дорабатывался. Например, к началу 50-х годов появилась кольцевая турель для зенитного пулемета ksp m/39. В походном положении кольцо крепилось на левом переднем борту башни.

От курсового пулемета отказались

От курсового пулемета отказались

Определенные изменения имели место и по «обвесу» кормовой части корпуса. Судя по снимкам, происходили они со всеми типами Strv m/42. Впрочем, один элемент появился именно на Ikv 73. Для взаимодействия с пехотой на корме корпуса появился полевой телефон. Небольшие изменения шли и по надмоторной плите. В любом случае, никаких глобальных изменений не предполагалось.

Изменился и обвес машины

Изменился и обвес машины

Помимо полевого телефона, Ikv 73 можно легко отличить от Strv m/42 спереди. Сама по себе идея установки курсового пулемета в танке была крайне сомнительной, поскольку место пулеметчика оказалось крайне неудобным. Тем более что для этого приходилось перебираться туда из башни. Тем не менее, до самого конца эксплуатации танкисты от курсового пулемета не отказывались. Пехота решила вопрос радикально. Лобовой лист корпуса в месте установки курсового пулемета заварили, а перед ним появился ящик ЗИП.

Из танковых полков эти танки передали в пехотные бригады

Из танковых полков эти танки передали в пехотные бригады

Впервые Ikv 73 приняли участие в учениях шведской пехоты в 1957 году. Их довольно легко отличить о Strv m/42 по отсутствию на бортах башен регистрационных номеров. Они не исчезли, просто перенесли на лобовой лист корпуса, аналогично Strv 74. Номера, кстати, остались теми же, что и у Strv m/42 EH. В таком виде новоиспеченная САУ прослужила вплоть до середины 70-х годов.

Танк-самоходка оказался долгоиграющим

Танк-самоходка оказался долгоиграющим

Ситуация с Ikv 73 была довольно странной. С одной стороны, 75-мм орудия вроде как не хватало еще в середине 50-х годов, неслучайно Ikv 72 переделали в Ikv 102. С другой стороны, на покой Ikv 73 ушла только после появления Ikv 91. Есть мнение, что пехота для себя выбрала концепцию «лучшая САУ — это танк». Или очень похожая на танк. Прежде всего это касалось маневренности орудия. Неслучайно в 60-е годы была выбрана концепция с башенной САУ. Эксплуатация Ikv 73 на этот выбор однозначно повлияла.

Единственный сохранившийся Ikv 73 находится в музее Arsenalen

Единственный сохранившийся Ikv 73 находится в музее Arsenalen

Ныне единственным сохранившимся оригинальным образцом Ikv 73 является машина, находящаяся в коллекции шведского танкового музея Arsenalen, Стренгнес. Данный экземпляр интересен тем, что сохранился в финальной конфигурации Ikv 73. За те 20 лет, что САУ находилась в эксплуатации, ее внешний вид постепенно менялся. Для бронетанковой техники, которая долго находится в эксплуатации, это норма. Остальные Ikv 73 разделили судьбу Strv m/42, которые, даже после списания, умудрились послужить.

Вторая жизнь башен Strv m/42

Во второй половине 50-х годов сложилась специфичная ситуация. После того, как 225 Strv m/42 прошли модернизацию, их башни стали бесхозными. При этом бережливые шведы отнюдь не горели желанием отравлять их в металлолом. Некоторое время башни пролежали без дела, но в начале 60-х годов им нашлась интересная работа.

Värntorn 4a, таким образом бережливые шведы использовали "бесхозные" башни Strv m/42

Värntorn 4a, таким образом бережливые шведы использовали «бесхозные» башни Strv m/42

Башни Strv m/42 оказались неплохим способом усилить береговую оборону. Были разработаны типовые пулеметные ДОТ-ы, на крыше которых разместили башню, вместе с подбашенным погоном. Аналогичным образом решили поступать и с башнями легких танков. Особенно это стало актуально после того, как началась переделка Strv m/41 в БТР-ы Pbv 301. Для башен легких танков типовое сооружение именовалось как Värn (охрана) typ 1, а для Strv m/42 — Värn typ 3. Также обозначения получили и башни. «Голова» Strv m/42 стала обозначаться как Värntorn 4a.

В общей сложности на укрепления установили 74 башни

В общей сложности на укрепления установили 74 башни

С точки зрения эффективности Värntorn 4a была наилучшим решением для оборонительных сооружений. Помимо того, что орудие имело самое мощное вооружение, оно имело возможность вести навесной огонь. Неудивительно, что Värntorn 4a стала самой массовой «охранной башней». В общей сложности их установили 74 штуки, разместили оборонительные сооружения на наиболее опасных направлениях. Конечно, с танками они бороться не могли, но определенные неприятности пехоте создать оказались вполне способными. Ставили их, в том числе, и на Готланде. Некоторые башни получали пластиковые укрытия, которые имитировали валуны.

Маскировка под валун

Маскировка под валун

В начале 70-х годов настало время Ikv 73. Часть башен с «САУ» также перекочевали на сооружения типа Värn typ 3. Несмотря на то, что башни, по факту, были одинаковыми, «голове» Ikv 73 дали чуть другой индекс — Värntorn 4b. Сколько их поставили, данных нет, тем более что одновременно стали ставить башни Strv 74. Но в общей сложности шведы поставили на укрепрайоны около 450 башен и самоходных орудий.

Башня, вернувшаяся на танк Strv 74

Башня, вернувшаяся на танк Strv 74

По иронии судьбы, до наших дней сохранилась всего одна такая башня. В Музее береговой обороны (Beredskapsmuseet), что к северо-западу от Хельсингборга, находится ДОТ Värn 740. Остальные башни либо порезали, либо пристроили на шасси Strv 74. При этом хорошо видно, что аутентичностью шасси не отличаются. Только во всё том же Музее береговой обороны не стали халтурить, а честно привели бывшее шасси Strv 74 в конфигурацию Strv w/42 TH. Танк с регистрационным номером 612 является единственным аутентичным Strv m/42, в конфигурации 1943 года.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Список источников

      1. Архив Карла Бломстера
      2. http://tanks.mod16.org
      3. Värntorn, Kjell Svensson, PANSAR 3–2005
      4. http://www.ointres.se/strv_m_42.htm
      5. http://tidsspegeln.blogspot.com
      6. https://www.sphf.se/svenskt-pansar/fordon/infanterikanonvagn

источник: https://dzen.ru/a/ZFjMLNRM6RwIVGXB

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account