Юрий Пашолок. Стандартная немецкая армейская конная телега из Нормандии

19

Юрий Пашолок. Стандартная немецкая армейская конная телега из Нормандии

Рассказ о немецкой армейской конной повозке Heeresfahrzeug 1 (Hf.1), один из экземпляров которой находится на выставке «Моторы Войны»

Многие привыкли к тому, что немецкие военные колонны — это вереницы грузовиков, идущие по фронтовым дорогам. Часто так оно и было, но основу немецкой армии составляли не моторизованные, а пехотные дивизии. Посему с моторизацией там дела обстояли сложно. Желание получить 100% моторизацию, конечно, было, но одного его оказалось недостаточно. Так что реальная картина была немного другой — вереницы повозок на конной тяге, тянущиеся до горизонта. Вермахт был одним из лидеров использования лошадей, причем они оставались массовым явлением до самого конца Второй мировой войны.

Колонна Hf.1, типичных пехотных повозок немецкой армии

Колонна Hf.1, типичных пехотных повозок немецкой армии

Даже в таком вопросе, как повозки на конной тяге, немцы оставались образцом педантичности. На снабжении вермахта находились сотни повозок и прицепов, которые были стандартизированы и имели массу вариантов. Одной из них был был легкий армейский фургон Leichter Feldwagen, он же Heeresfahrzeug 1 (Hf.1). Это была самая массовая повозка немецкой армии, появившаяся задолго до создания вермахта. В любой пехотной дивизии их было очень много до конца войны.

Packwagen c/87, прародитель Hf.1 и аналогичных пехотных повозок

Packwagen c/87, прародитель Hf.1 и аналогичных пехотных повозок

У «большой тройки», как можно назвать пехотные повозки Hf.1, Hf.2 и Hf.3, предок общий. Им являлась повозка Packwagen c/87, принятая на снабжение кайзеровской армии еще при Вильгельме I. Естественно, она была попроще, например, металлических деталей в ней использовалось меньше. Но достаточно взглянуть на Packwagen c/87, чтобы всё стало понятно. Общее построение кузова, размещение возницы с характерным ящичком под его сиденьем, дуги — все фамильные черты видны даже при беглом осмотре.

Feldwagen 95 и его разновидности продолжали служить и в рейхсвере

Feldwagen 95 и его разновидности продолжали служить и в рейхсвере

Каноничный вид стандартная немецкая пехотная повозка приняла в середине 90-х годов XIX века. Тогда на снабжение приняли Feldwagen 95, которая получила характерную V-образную форму кузов в районе сиденья возницы. Также в конструкции стало заметно больше металла. Это позволило усилить конструкцию повозки, при этом не перегружая ее. Грузоподъемность составляла 0,5 тонны, вполне достаточно, чтобы использовать Feldwagen 95 как средство перевозки провизии и многого другого.

Базовый вариант исполнения

Базовый вариант исполнения

С минимальными модернизациями Feldwagen 95 пережил Первую мировую войну, далее попал в рейхсвер, а далее оказался в вермахте. Перефразируя знаменитую басню, за время пути собачка смогла подрасти. Модернизированный Feldwagen 95 стал на 20 см длиннее и чуть шире. За счет увеличения габаритов удалось повысить внутренние объемы (до 1,3 кубометров), а грузоподъемность возросла до 750 кг. При этом полная масса составила 1360 кг. Это менее 700 кг на лошадь, в принципе, вполне допустимая нагрузка.

Hf 1/1 получила подрессоривание

Hf 1/1 получила подрессоривание

Немного выросшая в габаритах повозка заняла ту же нишу, в которой ранее находилась более крупная Proviantwagen 05. Она, соответственно, тоже подросла, вместе с грузоподъемностью. В вермахте улучшенная версия Feldwagen 95 получила обозначение Hf.1 (Heeresfahrzeug 1). Впрочем, часто использовалось и другое обозначение — Leichter Feldwagen, или легкая полевая повозка.

В общей сложности выпускалось 6 основных вариантов Hf.1, не считая более мелких разновидностей

В общей сложности выпускалось 6 основных вариантов Hf.1, не считая более мелких разновидностей

Каких-то принципиальных отличий от конструкции, созданной задолго до Первой мировой войны, не вносилось. Дело тут даже не в консерватизме, а отсутствии острой нужны заниматься подобным. Скорость передвижения не менялась, как и общее назначение. Не менялась и технология сборки — деревянная основа и металлические детали в местах усиления. Как показала история Hf.7, иногда улучшать — только портить.

Не все версии повозки попадали в каталог. В данном случае санитарная Hf.1/15

Не все версии повозки попадали в каталог. В данном случае санитарная Hf.1/15

Можно сказать, что с Hf.1 немецкая армия попала в точку. Более-менее легкая повозка (масса 610 кг) отлично подходила для целого ряда задач. Кроме того, по ширине кузова (1280 мм) она превосходила более тяжелую Hf.2 (1190 мм). Это стало причиной того, что еще до превращения в Hf.1 повозка обзавелась различными вариантами (в отличие от Hf.2, имевшую всего одну версию). Базовая модель Hf.1 не имела подрессоривания, а вот вариант Hf.1/1 имел полуэллиптические рессоры. Это повысило плавность хода, но масса повозки выросла до 700 кг. Данная версия использовалась связистами и теми, кому требовалась плавность хода.

Внезапная телега-ЗСУ

Внезапная телега-ЗСУ

В общей сложности Leichter Feldwagen существовала в 11 вариантах, правда, в руководстве 1936 года их число сократилось до 6. В них также входили повозки кузнецов, полевых мастерских и хлебопекарная повозка. На самом деле повозка использовалась гораздо шире. Например, вариант Hf.1/15 подразумевал применение повозки как санитарной. Она попадается на снимках, но в руководстве 1936 года уже отсутствует.

Hf.1 на выставке "Моторы Войны"

Hf.1 на выставке «Моторы Войны»

Вероятнее всего, снижение числа описываемых вариантов исполнения повозки было напрямую связано с появление новых образцов гужевого траспорта. Те же санитарные функции, в теории, более подходили для Hf.7. Кроме того, постепенно часть функций переводилось на автотранспорт. Со скрипом, но всё же пехотные части обзаводились автомобилями. Впрочем, приоритетом оставались моторизованные части, поэтому пехота снабжалась по остаточному принципу.

Выпущена эта повозка в 1944 года

Выпущена эта повозка в 1944 года

Самое интересное в том, что из троицы Hf.1/Hf.2/Hf.3 легкая повозка оказалась самой «живучей». Hf.3, в виду скромных характеристик, довольно быстро стала редкостью (проще было использовать автотранспорт). Hf.2 частично заменили цельнометаллическим фургоном Hf.7, что стало огромной ошибкой. Неслучайно его прозвали «убийцей лошадей». Только безумец (или саботажник) мог догадаться сделать фургон, который давал нагрузку почти 1,5 тонны на лошадь. А вот Hf.1 оказался золотой серединой. Неудивительно, что производство этих повозок продолжалось всю войну.

Использовалась она во время боёв в Нормандии

Использовалась она во время боёв в Нормандии

Сейчас известно не так много Hf.1, доживших до наших дней. После войны повозки быстро разобрали в народное хозяйство, где они благополучно сгинули. Несколько повозок сохранилось в оригинальном состоянии, какая-то часть с оригинальным железом, но уже с замененным деревом. На выставке «Моторы Войны» представлен едва ли не самый поздний Hf.1. На повозке имеются маркировки, которые говорят о том, что выпущена она в 1944 году.

До наших дней она сохранилась в оригинальном состоянии

До наших дней она сохранилась в оригинальном состоянии

Данный экземпляр интересен тем, что в нем почти всё оригинальное. Разве что поставлено несколько современных саморезов, чтобы не развалилась передняя часть повозки (на которую опираются ноги возницы). Остальное сохранено как есть, включая и оригинальную краску. Известно, что повозка использовалась в Нормандии, была захвачена летом 1944 года, оказалась в Трене, где простояла несколько десятков лет. Оттуда ее выкупил коллекционер Андре Беккер. Далее повозка оказалась в России. Днище у повозки прогнило, но все вертикальные поверхности в хорошем состоянии. Потенциально можно восстановить и днище, но лучше пусть остается образцом.

Штатное крепление запаски

Штатное крепление запаски

Позднюю версию Hf.1 определить не так сложно. У типовой повозки верхняя часть задней дверки, а также стенка за возницей, имеют округлую форму. У более поздних телег они граненые. Поскольку делали телеги разные мастерские, у поздних вариантов исполнение могло отличаться. Вместе с тем, именно эрзацем Hf.1 так и не стала. Упрощения если и вносили, то минимальные.

На левом борту сохранились останки маркировок

На левом борту сохранились останки маркировок

С точки зрения общей концепции Hf.1/Hf.2/Hf.3 были унифицированы. Не так давно я писал по малой повозке Hf.3. Основная масса того, что про нее написано, равнозначно и для более крупной Hf.1. Они даже внешне очень похожи. Различить их можно по расстоянию между стенкой возницы и первой дугой тента. У Hf.1 между ними весьма приличное расстояние. На самом деле разница между повозками приличная — по габаритам. У Hf.1 впереди может сидеть двое.

Угловатый верх дверки и стенки за возницей - признак позднего выпуска

Угловатый верх дверки и стенки за возницей — признак позднего выпуска

Данный экземпляр Hf.1 немного менее комплектный, чем Hf.3, хотя это касается скорее мелочей. По большому счету, не хватает дуг тента и заднего катафота. Обе детали стандартные, причем дуги могли делаться силами мастерских. Технически они такие же, как на Hf.3, и даже по этим деталям видно, какими были щепетильными создатели повозки. В дугах имеются специальные защелки, которые не позволяют дугам вылететь. Более поздние дуги отличались только тем, что стали цельнометаллическими.

В тех местах, где повышена нагрузка, дерево усилено металлическими деталями

В тех местах, где повышена нагрузка, дерево усилено металлическими деталями

Как уже говорилось чуть выше, даже поздняя версия Hf.1 сильно упрощенной не была. Идеологически она так и оставалось продукцией поздних кайзеровских времен, когда простотой и не пахло. Собственно говоря, использование дерево — это совсем не признак простоты. Скорее такое решение было продиктовано расширением числа производителей повозок (кстати, именно поэтому повозки, особенно поздние, могут различаться). Любое место, где ожидалась повышенная нагрузка, усиливалось металлическими деталями. Одна только окантовка основания дышла жестяными листами чего стоит. Поворотная ось также металлическая. Так что не обольщайтесь, перед вами отнюдь не примитивная конструкция. От нее разит духом пикельхаубе и гусиного шага.

Крепление шанцевого инструмента (в данном случае топора)

Крепление шанцевого инструмента (в данном случае топора)

То, что эта повозка была совсем не простой, говорит и наличие креплений под шанцевый инструмент. С левой стороны крепился топор, с правой лопата. Также с правой стороны могло крепиться дышло. На задней дверце штатно крепилось запасное колесо. На Hf.3 оно отсутствует, а у Hf.1 колесо сохранилось.

Тормозная система равнозначна Hf.3

Тормозная система равнозначна Hf.3

Схожее решение у повозок по тормозной системе. Да, у немецкого пехотного прицепа были тормоза. Привод был на задние колеса, использовались они либо как стояночный тормоз, либо если лошадей понесло. Кстати, о лошадях. Обычно использовалась пара лошадей, но нередко на снимках попадаются и повозки, запряженные четверкой лошадей. Это результат фронтовой эксплуатации. По шоссе можно и парой катать, а вот по советско-германскому фронту уже не забалуешь. Так что пара лошадей была совсем не лишней.

Место возницы, тут могло поместиться двое

Место возницы, тут могло поместиться двое

Само по себе то, что Hf.1 сохранилась в производстве до конца войны, вызывает удивление. Еще с 1940 года выпускалась эрзац-повозка Ersatzfeldwagen 40, которая заменяла Hf.1 и Hf.2. Позже появилась еще более примитивная Ersatzfeldwagen 43. Тем не менее, наличие экземпляра 1944 года выпуска говорит о том, что за Hf.1 цеплялись, как могли. Всё же слово «эрзац» говорит само за себя. Поэтому и продолжали выпускать Hf.1 там, где это было возможно.

Даже поздний вариант повозки простотой не отличался

Даже поздний вариант повозки простотой не отличался

В заключение стоит сказать, что на выставке «Моторы Войны» сейчас находится крупнейшая в мире коллекция немецких прицепов. Причем эта самая коллекция пополняется. Совсем недавно про Hf.1 была лекция (интерактивный показ), при желании можно позже повторить. Следующей, скорее всего, будет повозка Hf.7, она же «убийца лошадей». Как появится на выставке, обязательно про нее расскажем.

Список источников:

      1. Deutsche Infanteriekarren, Heeresfeldwagen und Heeresschlitten 1900-1945, Waffen Arsenal 153, Wolfgang Fleischer, PODZUN-PALLAS-VERLAG, 1995
      2. Архив автора
      3. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZaLRUKlp_38eEVNP

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account