Юрий Пашолок. Средний японец из Маньчжурии

5

Юрий Пашолок. Средний японец из Маньчжурии

Рассказ о японском среднем танке Тип 97 Шинхото Чи-Ха, находящемся в Музейном секторе парка «Патриот»

Так сложилось, что японская бронетанковая техника не очень интересна широкому кругу любителей данной тематики. Между тем, у японских танков была своя, весьма интересная история. Да, некоторые вещи могут показаться странными, а то и слишком примитивными. Но называть японские танки совсем плохими сложно. Машины своеобразные, но конструктивно интересные, местами с весьма удачными техническими решениями.

Нынешнее состояние танка

Нынешнее состояние танка

Крупнейшая коллекция японской бронетанковой техники находится в Музейном секторе парка «Патриот». Первые японские танки появились в Кубинке еще в 1939 году, но нынешняя коллекция стала пополняться значительно позже — в 1945 году. Увы, не все образцы сохранились, тем не менее, основные типы японских танков вполне присутствуют. В том числе и средний танк Тип 97 Шинхото Чи-Ха, наиболее совершенный среди японских танков военного периода, которые принимали активное участие в боевых действиях.

Неродной навески на нём почти нет, для танков из Кубинки это редкость

Неродной навески на нём почти нет, для танков из Кубинки это редкость

Для японского танкостроения средний танк Тип 97 стал настоящим прорывом. Если раньше их средние танки базировались на зарубежных наработках (прежде всего английских), то Чи-Ха оказался по-настоящему оригинальным. Конечно, до того были и другие танки, включая «броневик» Тип 92, а также легкий танк Тип 95 Ха-Го, но значение Чи-Ха было куда выше. Дело в том, что значительная масса танкостроительных держав в 30-е годы имела огромные проблемы со средними танками. Да и японский средний танк Тип 89 — это по сути легкий танк, просто чересчур крупный.

Прибыл он в Кубинку в ноябре 1945 года

Прибыл он в Кубинку в ноябре 1945 года

На фоне предшественника Чи-Ха выглядел гораздо более современным танком. Аналогично другим танкам, которые создавались под руководством Томио Хара, средний танк Тип 97 имел компоновку с передним расположением ведущих колес, очень характерную ходовую часть, дизельный двигатель воздушного охлаждения и низкий силуэт. К моменту его появления в войсках Чи-Ха являлся одним из лучших средних танков. Достаточно просто посмотреть, что было в начале 1939 года у других армий мира, чтобы всё стало понятно. Кстати, и по массе Чи-Ха однозначно являлся средним. В то время танк с боевой массой 13-14 тонн был вполне средним.

Ныне это один из самых аутентичных, если не самый аутентичный, Шинхото Чи-Ха

Ныне это один из самых аутентичных, если не самый аутентичный, Шинхото Чи-Ха

По большому счету, у Чи-Ха было два недостатка — недостаточная броневая защита и устаревшее вооружение. Впрочем, примерно то же самое можно было говорить и про остальные средние танки того периода. В полной мере данные проблемы проявились летом 1939 года в ходе боёв у реки Халхин-Гол. Броня толщиной 25 мм была эффективной против крупнокалиберных пулеметов, вот только основной урон наносила противотанковая артиллерия. Кроме того, 57-мм танковая пушка Тип 97 оказалась недостаточно эффективной при стрельбе на дальние дистанции.

Машина избежала "реставрации" 60-х годов

Машина избежала «реставрации» 60-х годов

Одной из ключевых проблем являлось то, что боевая масса танка была ограничена десантными средствами. Больше 15-16 тонн средний танк весить не мог, иначе он получался слишком тяжелым для десантных плашкоутов. Между тем, опыт боёв у реки Халхин-Гол говорил о том, что как минимум вооружение требует модернизации. Именно в этом направлении и началась работа, тем более что после боёв у реки Халхин-Гол трофеи появились не только у Красной Армии. Колесно-гусеничный танк БТ-7 стал для японских военных объектом пристального изучения.

Сохранился и родной ящик ЗИП

Сохранился и родной ящик ЗИП

Результатом исследований стал полный пересмотр боевого отделения. Башня стала похожа на БТ-7, хотя на самом деле это не более чем концептуальное сходство. Достаточно сказать, что башня стала трехместной, а у командира имелась полноценная смотровая башенка, одновременно через нее производилась вентиляция боевого отделения. Также изучили японские инженеры и советскую 45-мм танковую пушку. Результатом стало появление 47-мм танковой пушки Тип 1, которая имела более высокие характеристики бронепробития.

Для механика-водителя был сделан отдельных выступ в лобовой части корпуса

Для механика-водителя был сделан отдельных выступ в лобовой части корпуса

Танк с новой башней получил обозначение Тип 97 Шинхото Чи-Ха (Шинхото — новая башня). Шасси почти не менялось: убирался люк стрелка-радиста, заменялся подбашенный лист, а антенный порт переносился на борт моторного отделения. Одновременно поручневую антенну заменяли на штырьевую. Такие небольшие изменения позволяли не только быстро запустить Шинхото Чи-Ха в серию, но и переделывать ранее выпущенные Чи-Ха. Позднее несколько сотен Чи-Ха переделали в Шинхото Чи-Ха, такие танки можно отличить по более ранней надмоторной плите.

А так это выглядит изнутри. Стеклоблоки в то время получали не все танки ведущих держав

А так это выглядит изнутри. Стеклоблоки в то время получали не все танки ведущих держав

Производство нового танка началось к 1942 году. Уже в мае 1942 года 7-й танковый полк получил 2 таких танка, которые являлись средством усиления. Что характерно, использовали их как средство борьбы с Light Tank M3, которые использовались на Филиппинах. Впрочем, уже в июне 1942 года американский гарнизон капитулировал. По вполне понятным причинам в 1942-43 годах наиболее массово применялись Чи-Ха, но постепенно танки с новыми башнями становились всё более массовыми. Надо сказать, что с производственной точки зрения их не разделяли. Известен общий объем выпуска — 2208 штук. Сколько из них Чи-ха, а сколько Шинхото Чи-Ха, пока не особо понятно.

Родных пулеметов нет, так что приварено, чего нашли

Родных пулеметов нет, так что приварено, чего нашли

По-настоящему массово Шинхото Чи-Ха стали применяться в 1943 году. К тому моменту броневая защита танка была уже недостаточной. Понимая это, японские военные заказали в 1942 году более совершенный танк, Тип 1 Чи-Хе. У него толщина лба выросла до 50 мм, при этом масса танка выросла всего на полтонны. Проблема в том, что и этой толщины было уже недостаточно, а главное, Чи-Хе шли в метрополию и на периферийные ТВД. А вот на островах отдувались Шинхото Чи-Ха.

Установка пулемета у японских танков своя, весьма оригинальная

Установка пулемета у японских танков своя, весьма оригинальная

Естественно, в сложившихся условиях японские средние танки несли тяжелые потери, хотя на фоне экипажей Ха-Го они были не такими смертниками. По крайней мере, Шинхото Чи-Ха на ближних дистанциях мог воевать и с Medium Tank M4. В ходе боёв за острова на Тихом Океане подобное случалось довольно часто. А вот во время советско-японской войны боестолкновений между советскими и японскими танками почти не фиксировалось. Единственным более-менее крупным сражением, где они поучаствовали, это бой за Шумшу. Но там японские танки воевали против пехоты, причем с весьма печальными последствиями.

Кнопка связи с экипажем

Кнопка связи с экипажем

Ныне известно более десятка Шинхото Чи-Ха, которые дожили до наших дней. Из них часть — танки, лежащие на Шумшу, либо оттуда вывезенные. Большинство из сохранившихся танков имеют довольно печальный технический вид, ходовые экземпляры, как правило, имеют неродные моторы (по сути там исходно моторов не было, одни останки). В этом смысле танк, находящийся в Музейном секторе парка «Патриот», во многом уникален. Конечно, он покрашен так себе, да и труба вместо курсового пулемета его совсем не красит. Но это не главное.

Экипаж мог проводить ряд сервисных работ изнутри танка

Экипаж мог проводить ряд сервисных работ изнутри танка

Данный танк с серийным номером 6064 (сохранился только на музейной табличке, оригинальную табличку давно срезали), судя по всему, так и не повоевал. На НИБТ Полигон данный танк прибыл в ноябре 1945 года из Мукдена (Шэньяна). Машина изначально требовала ремонта. На ней были разморожены аккумуляторы, отсутствовал ряд деталей, включая прицелы, радиостанцию итд. Следует отметить, что значительную часть японских танков, доставшихся Красной Армии как трофеи, в дальнейшем передали китайской армии. Они приняли самое активное участие в боях, продолжавшихся вплоть до 1949 года. Несколько таких танков сохранились в китайских музеях.

Подвеска Томио Хара, ни с чем не спутаешь

Подвеска Томио Хара, ни с чем не спутаешь

Как именно выглядел данный танк, точных данных нет. Дело в том, что на Кубинке было минимум 2 Шинхото Чи-Ха, один из них разбирали в ходе изучения и составления отчетов. На снимках фигурирует одна машина, покрашенная то ли уже на полигоне в защитный цвет, то ли она такая приехала изначально (танки без камуфляжа у японцев встречались). Существует альбом тех танков, которые прибыли из Мукдена, но там Шинхото Чи-Ха, по неизвестным причинам, нет. Собственно говоря, поэтому танк на экспозиции монотонно-зеленый. По крайней мере, один такой танк в Кубинке подобным образом выглядел.

Оригинальной была и силовая установка танка

Оригинальной была и силовая установка танка

Самое интересное в том, что со временем состояние танка хоть и не стало лучше, но вырвалось вперед, по сравнению с другими Шинхото Чи-Ха. И это не результат реставрационных работ, а того, что ее просто не трогали. Так получилось, что большинство японских танков оказались не особо интересны местным самоделкиным, которые имели приказ поставить технику на ход. Посему танк оставался таким, как есть. Максимум, что делали — это закрасили его изнутри. Дело полезное, ибо краска была нужна как консервант. Вообще японские танки изнутри белые, серая краска — это тот самый «консервант».

Башня создавалась с оглядкой на БТ-7, но между ними было мало общего. Сходство концептуальное

Башня создавалась с оглядкой на БТ-7, но между ними было мало общего. Сходство концептуальное

Что удивляет внутри Шинхото Чи-Ха, так это его внутренние габариты. Существует такой стереотип, что японские танки внутри маленькие. Так вот, называть данный танк можно как угодно, но никак не тесным. Даже для человека ростом выше 190 см внутри более-менее просторно, а в командирской башенке можно вообще стоять в полный рост. Пять членов экипажа помещаются здесь без особых проблем, причем по ощущениям в японском среднем танке даже попросторнее, чем в Medium Tank M4. Связано это с тем, что японские инженеры более грамотно воспользовались внутренним пространством.

Крыша башни и подбашенной коробки были сварными

Крыша башни и подбашенной коробки были сварными

Еще одним важным моментом является удобство работы экипажа. Сейчас в машине нет сидений, но в целом можно оценить, какие условия были у экипажа. А вполне здесь неплохо. Механик-водитель пожаловаться на неудобство не может: ему предоставлен вполне приличный обзор, в походном положении передний смотровой лючок откидывался вверх. У стрелка-радиста имелась вполне современная установка курсового пулемета Тип 97 с оптическим прицелом. В то время подобное было не столь частым явлением.

За люком скрывалась снарядная укладка первой очереди

За люком скрывалась снарядная укладка первой очереди

Вполне удачным, а главное удобным, получилось боевое отделение. Конечно, орудийная установка с плечевым упором и отсутствием спаренного пулемета выглядела несколько странно, но тут уже каждый считал, как ему удобнее. Сама же башня выглядела вполне передовой конструкцией. Командир занимался прямыми обязанностями, а не перезаряжал пулемет или наводил орудие. Грамотно была организована и работа заряжающего. Также у данного танка была интересная особенность: маховиков системы поворота башни по горизонтали имелось 2 штуки, это позволяло оперативно повернуть башню.

Внутри командирской башенки

Внутри командирской башенки

Более чем хватало и других интересных технических решений. Например, силовая установка у него не была похожа ни на что другое. V-образный 12-цилиндровый мотор имел воздушное охлаждение, при этом картер у него был сварным. Такое более нигде не встречалось. Полностью своей была ходовая часть, японские танки по ней определяются очень легко. Как и у Тип 95, на Шинхото Чи-Ха присутствовала специальная кнопка для связи с экипажем. Она была замаскирована под заклепку, при нажатии срабатывал звуковой сигнал.

Внутри японский танк неожиданно просторный

Внутри японский танк неожиданно просторный

Интересный момент связан с конструкцией корпуса, а также башни танка. Собирался Шинхото Чи-Ха на заклепках и рейках, вроде бы примитивная конструкция, но не всё так просто. Дело в том, что у этого танка вполне присутствовали сварные элементы. Их процентное соотношение оказалось небольшим, но тем не менее. Сварными являлись крыша подбашенной коробки и башни. Полностью сварные корпуса и башни у японских танков появились в 1942 году, но имелась проблема с необходимым числом квалифицированных сварщиков. Так или иначе, но японцы полностью перешли на сварку раньше тех же англичан.

2 ручки поворотного механизма башни, наводчик и командир могли крутить их одновременно

2 ручки поворотного механизма башни, наводчик и командир могли крутить их одновременно

Если смотреть на данную боевую машину справедливо, то следует признать — японские инженеры создали интересный танк. С немалым объемом оригинальных конструкторских решений, и не самый плохой на момент запуска в серию. Проблема Шинхото Чи-Ха была в том, что он был хорош где-то в 1941-42 годах. А дальше японская промышленность, подобно итальянской, безнадежно отстала от техники противника. То, что на Шумшу эти танки были расстреляны из противотанковых ружей, о многом говорит. Как и то, что в Маньчжурии эти танки летом 1945 года почти не применялись. Даже против Т-34, не говоря уже о Т-34-85, они были почти бесполезными.

источник: https://dzen.ru/a/ZriM-ARatQiCh9uQ

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account