Юрий Пашолок. Средний танк Т-54 обр.1949 года из коллекции Музея отечественной военной истории, 23.02.2018
В истории отечественного танкостроения Т-54 занимает одно из важных мест. Он стал первым советским средним танком послевоенного периода, пошедшим в крупносерийное производство. Т-54 в полной мере можно называть результатом обобщения опыта Великой Отечественной войны. По уровню броневой защиты он догнал и перегнал зарубежные образцы, а его вооружение позволяло бороться с большинством танков того периода. Не менее важным моментом стало то, что характеристики вооружения и броневой защиты сделали Т-54 долгожителем. Его орудие до сих пор вполне может решать часть боевых задач по поддержке пехоты. Так что Т-54 и его потомки до сих пор находятся на вооружении ряда стран.
Между тем, путь к мировой известности оказался для Т-54 совсем не из простых. Еще до запуска танка в серийное производство его неоднократно переделывали. Вместо 1946 года в серию он пошел во второй половине 1947 года, первое время выпуск шел очень медленно. Хуже того, в 1948 году из войск стали поступать жалобы по поводу того, что танк имеет ряд недостатков. Помимо конструктивных недочетов, причиной проблем стали требования военных. Неудачной оказалась идея установки курсовых пулеметов в коробах на надгусеничных полках, их периодически сносило. Неудачной оказалась и форма башни, которую продиктовали из НКТП (с 1946 года Министерство транспортного машиностроения). Наконец, танк оказался перегружен, а усилить ходовую никто не догадался.
Результатом стало то, что в феврале 1949 года было принято решение о приостановке выпуска Т-54. Остаток танков образца 1946 года сдали как учебные, а на заводе №183 приступили к переделке Т-45. В результате на свет появился Т-54 обр.1949 года. При небольшом уменьшении толщины лобовой брони корпуса танк стал заметно крепче с точки зрения башни. Она получила форму купола, при этом заман в кормовой части пока остался на месте. Новая орудийная установка была лучше защищена от вражеского огня. Переделали ходовую часть, а пулеметы с крыльев убрали, оставив один в лобовом листе корпуса. Первые танки данного типа сдали в конце 1949 года, выпускали их до 1951 года. Кое-где эти танки, с характерным заманом в кормовой части башни, можно встретить на вооружении.
23 февраля в Музее отечественной военной истории традиционно проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню Защитника Отечества. В музее, впрочем, празднуют скорее День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Обычно в этот день музей показывает свои новинки, которые, по традиции, есть и среди бронетанковой техники. 23 февраля 2018 года таковой новинкой стал Т-54 обр.1949 года. Танк обкатывался на поле возле музея, по возвращении на территорию случилось маленькое шоу на тему «чей джип круче».
ссылка на видео — https://dzen.ru/video/watch/63f07038a6e0f62326218f5b
ссылка на видео — https://dzen.ru/video/watch/5f841bf742a69673f7b490f8
источники:
- текст и ссылка на видео — https://dzen.ru/video/watch/63f07038a6e0f62326218f5b
- ссылка на видео — https://dzen.ru/video/watch/5f841bf742a69673f7b490f8
- фотографии — https://yuripasholok.livejournal.com/8645889.html