Юрий Пашолок. Средний танк по-американски методом масштабирования

16
Юрий Пашолок. Средний танк по-американски методом масштабирования

Юрий Пашолок. Средний танк по-американски методом масштабирования

История появления опытного американского среднего танка Medium Tank T42, первого принципиально нового американского среднего танка

Содержание:

Первые пять послевоенных лет американское танкостроение находилось если не в летаргическом сне, то в состоянии, близком к тому. Особенно это касалось средних танков. Максимум, на что хватило сил — это создать Medium Tank M46, фактически являвшийся модернизацией Medium Tank M26 (на вооружение он и вовсе был принят как тяжелый, средним его сделали в 1946 году). Танк, в общем-то, неплохой, но имевший очень схожие с Pz.Kpfw.Panhter проблемы. Главной проблемой было то, что машина не имела резервов для модернизации. У «Першинга» и так резервы ходовой части были на грани, и отчасти проблемы решали наличием ремонтных бригад. В Корее проблемы вылезли наружу. И примерно то же самое случилось с M46, а скорее дела с ним обстояли еще хуже. Танк запустили в серию поспешно, не доведя до ума ни мотор, ни трансмиссионный блок. В результате Medium Tank M46 стал едва ли не самым «глючным» из массово применявшихся на фронте американских танков. Уровень поломок оказался высоким, по итогам объемы выпуска машины пришлось сокращать.

Первый пилотный образец 90 mm gun tank T42 после капитального ремонта

Первый пилотный образец 90 mm gun tank T42 после капитального ремонта

Между тем, работы по перспективному среднему танку всё же велись. По крайней мере, определенные хотелки у американских военных имелись. Да и «совет Стилуэлла» утвердил требования на то, каким должен быть средний танк нового поколения. Проблема в том, что без нового мотора этого не получалось, посему и разработка стояла на месте. Посему было решено пойти другим путем. Им стало создание среднего танка путем «раскармливания» машины легкого класса. Идея весьма смелая, но кое-что даже из этого получилось. Так на свет появился Medium Tank T42, позже 90-mm Gun Tank T42. Машина немного странная и тупиковая, но благодаря ей удалось получить 90-mm Gun Tank M47. Этому самому промежуточному танку и посвящен данный материал.

«Надуть Light Tank T37»

Так исторически сложилось, что после окончания Второй мировой войны первые принципиально новые танки, сразу в двух странах, оказались легкими. Это Light Tank T37 в США и Char 12 t (AMX 13) во Франции. И там, и там занимались средними танками, но у американцев поначалу дальше модернизации имеющегося танка дело не шло, а у французов средний танк быстро превратился в мега-сарай, который еще и больше находился в состоянии технической документации.

Макет Medium Tank T42 второй итерации. Он всё еще очень похож на T37, но пулеметы в блистерах с башни уже убрали

Макет Medium Tank T42 второй итерации. Он всё еще очень похож на T37, но пулеметы в блистерах с башни уже убрали

Шевелиться американцев заставила начинающаяся Холодная война. 24 июня 1948 года началась блокада Западного Берлина, что привело к резкому охлаждению отношений между СССР и бывшими союзниками, в воздухе запахло жареным. Можно сказать, что это застало американский танкопром врасплох. В результате пришлось срочно искать решения, как быстро создать средний танк нового поколения. Первой ласточкой стал Medium Tank T40, разработку которого утвердили 5 августа 1948 года (как раз из него и получился Medium Tank M46). А 21 сентября 1948 года была созвана конференция в Детройте, где обсудили перспективы создания принципиально нового среднего танка. Тут-то и стало понятно, что кроме Light Tank T37, более ничего нет. Посему было принято решение «надуть» данную машину до уровня среднего танка.

А так танк выглядел в начале 1950 года. Финальная версия машины всё равно отличалась

А так танк выглядел в начале 1950 года. Финальная версия машины всё равно отличалась

16 декабря 1948 года Комитет по Вооружениям утвердил разработку нового среднего танка, который получил обозначение Medium Tank T42. Боевая масса машины оценивалась в 32659 кг (36 коротких тонн), то есть новый танк собирались привести к массе Medium Tank T20. Броневая защита предполагалась лучше, чем у Meidum Tank T40, а вооружение примерно таким же. На практике это означало, что брался Light Tank T37 (на тот момент он всё еще существовал в бумаге), немного увеличивался, улучшалась броневая защита, а в башне прописывалась 90-мм пушка. При этом требовалось вооружение переделывать, поскольку в меньшую по габаритам башню система M3 попросту не вписывалась. Положение усугублялось тем, что диаметр башенного погона сохранялся тот же, что у Light Tank T37 и его наследника, Light Tank T41. По идее, 1752 мм вполне было достаточно, но конструкторам прибавлялось головной боли. Что же касалось моторно-трансмиссионной группы, то она бралась с Light Tank T37/T41. Это же касалось и мега-идеи с башенными пулеметами в блистерах.

90-мм орудие T119, которое появилось в танке по итогам доработки требований

90-мм орудие T119, которое появилось в танке по итогам доработки требований

К 9 марта был подготовлен деревянный макет танка. По большому счету, он был больше похож на Light Tank T37 побольше и с 90-мм пушкой в литой башне. Даже ходовая часть изначально была той же, что и у легкого танка. 5 мая 1949 года общий концепт танка утвердили, но на самом деле это являлось не более чем промежуточной установкой. Сначала у макета оторвали те самые пулеметы в блистерах, ибо испытания показали — затея так себе. Дальше стало понятно, что диаметр башенного погона надо увеличивать, он вырос до 1854 мм. Пришлось вносить различные изменения в оптические системы машины. Всё это сопровождалось «письмами счастья» с полигонов, где испытывались «исходники» танка — Light Tank T37 и Light Tank T41. Часть приборов, включая стереоскопический дальномер и систему управления огнём Vickers, показали себя не с лучшей стороны. В результате макет пересматривали несколько раз. Тот макет, что обычно мелькает в публикациях, является одним из промежуточных.

Корпус первого пилотного образца, июнь 1950 года

Корпус первого пилотного образца, июнь 1950 года

По ходу действа пришлось менять и вооружение. Дело в том, что к 90-мм орудию M3 еще во время войны имелись претензии с точки зрения бронепробития. Между тем, у англичан, которые обеспечивали помощь в некоторых вопросах разработки (система управления огнем Vickers появилась не просто так), имелась вполне подходящая система. Речь идет о 20-фунтовой (84-мм) танковой пушке, которая уже имелась в серийном производстве и устанавливалась на Centurion Mk.3. Вместе с тем, американцы данное предложение отвергли, решив создавать собственное орудие. Оно получило обозначение T119, по габаритам почти не отличалось от M3A1, но было рассчитано на большее давление в канале ствола. Это позволило поднять начальную скорость снаряда, причем T119 могла использовать те же боеприпасы, что и M3A1 (но не наоборот).

Мотор AOS-895, одна из причин прохладного отношения AFF к T42. Мощность мотора считалась недостаточной

Мотор AOS-895, одна из причин прохладного отношения AFF к T42. Мощность мотора считалась недостаточной

Все эти изменения привели к тому, что на начало 1950 года Medium Tank T42 всё еще пребывал в состоянии деревянного макета, который продолжали переделывать. К февралю 1950 года разница с исходным проектом стала существенной. Теперь корпус танка был не сварной, а частично литой конструкции. Изменилась конфигурация башни, также ввели стереоскопический дальномер T41, который уже не имел столь больших «ушей», как его предшественники. Впрочем, и это еще не был финальный вариант машины. В принципе, 500-сильного мотора на чуть более 32,5 тонн массы должно было хватить, но кое-кто наверху уже догадывался, что исходную массу вряд ли получится удержать. Кроме того, имелись некоторые сомнения насчет подвижности среднего танка с тем же мотором, что и легкого. Поэтому в июне 1950 года на испытания вышел Medium Tank T40 с мотором AOS-895 и трансмиссионным блоком CD-500, причем массу довели до уровня T42. В целом подвижность оказалась на уровне Medium Tank M4A3, правда, в командовании AFF (Army Field Forces, армейские полевые силы, данная структура существовала с марта 1948 по 1 февраля 1955 года) сомневались в подвижности танка. Учитывая постоянные изменения, а также не самый лучший настрой заказчика, вряд ли можно было надеяться на счастливое будущее Medium Tank T42.

Вроде и неплохо, но уже не надо

Решение о выпуске шести пилотных образцов Medium Tank T42 было окончательно принято Генеральным Штабом 19 мая 1950 года. Вопрос в том, что это не означало «от танка отстали и характеристики финализировали». Как бы не так! 6 июля 1950 года в конструкцию машины внесли очередную порцию изменений. Судя по всему, именно в этот момент, наконец, догадались, что ходовая часть легкого танка для машины массой более 30 тонн не очень подходит. Поэтому финальная конфигурация ходовой части была скорее похожа на Light Tank T37/T41, но при этом использовали элементы от Medium Tank M46.

Первый образец 90 mm gun tank T42 на Абердинском полигоне

Первый образец 90 mm gun tank T42 на Абердинском полигоне

Последнее крупное изменение в машине внесли 9 ноября 1950 года. Оно привело к тому, что такой машины, как Medium Tank T42, попросту не стало. Нет, сам танк никто не отменял, первый из пилотных образцов уже строился силами Детройтского Арсенала. Но более индекса Medium Tank T42 не использовалось. Дело в том, что 7 ноября 1950 года утвердили новую систему обозначений. Такие понятия, как легкий, средний или тяжелый танк, ушли на покой. Теперь всё определяло вооружение. Таким образом, Medium Tank T42 превратился в 90 mm gun tank T42. Аналогичные изменения претерпели и другие танки.

За счет формы корпуса и башни удалось поднять стойкость броневой защиты

За счет формы корпуса и башни удалось поднять стойкость броневой защиты

Первый опытный образец 90 mm gun tank T42 был готов в декабре 1950 года. Те, кто хотел сначала проверить возможности мотора AOS-859 на облегченном Medium Tank T40, отчасти опасались не зря. Дело в том, что боевая масса танка выросла чуть более чем на тонну и составила 33793 кг. Не то, чтобы сильно много, но тем не менее. При этом в AFF скептически смотрели на перспективный танк, считая, что нужна совсем другая машина — больше, тяжелее и более защищенная. Тем не менее, в Департаменте Вооружений настаивали на полноценных испытаниях танка. Там скепсис AFF не разделяли, особенно с учетом того, что M26 и M46 сопровождала масса нареканий по надежности. Было решено подстраховаться на случай, если 90 mm gun tank M47 и 90 mm gun tank M48, на которые поставили в AFF, будут иметь схожие с предшественниками проблемы.

Башня имела характерную форму, визуально забашенную нишу увеличивал инструментальный ящик

Башня имела характерную форму, визуально забашенную нишу увеличивал инструментальный ящик

В финальной конфигурации 90 mm gun tank T42 всё еще напоминал прародителей, хотя от исходной концепции он имел ряд отличий. Несмотря на то, что требовалась более надежная броневая защита корпуса, фактически лобовая деталь оказалась чуть тоньше (95,2 мм против 102 мм). Но за счет больших углов наклона (60 градусов от вертикали) броневая защита действительно получалась лучше, по крайней мере в теории. Похожей ситуация была и с броневой защитой башни. Вместо того, чтобы набивать башню лишней броней, создатели машины сделали ее более обтекаемой. Таким образом башня практически не имела прямых углов в лобовой части. Большим плюсом стало и использование небольшой по габаритам подвижной бронировки орудийной маски.

На этом ракурсе видно, насколько сильно нарастили крылья

На этом ракурсе видно, насколько сильно нарастили крылья

Вообще по первому опытному образцу 90 mm gun tank T42 создается впечатление, что ходовая часть с элементами от M46 появилась едва ли не в последний момент. На это намекают крылья, которые имели уширители. Так или иначе, но в финальной конфигурации танк получил более «крепкую» ходовую часть с траками T80E6. На машину установили мотор AOS-895-3 и трансмиссионный блок CD-500-3. Следует отметить, что и с мотором, и с трансмиссионным блоком продолжали «воевать» на опытных образцах легкого танка T41.

Танк с башней в походном положении

Танк с башней в походном положении

В принципе, позиция Департамента Вооружений насчет 90 mm gun tank T42, как «запасного аэродрома» в случае неудачи с другими танками, не была лишена оснований. Если закрыть глаза на то, что это по сути «надутый» легкий танк, получалась вполне адекватная боевая машина. При вполне крепком лбе корпуса и башни танк нес вооружение не хуже (а реально чуть лучше), нежели более тяжелый M46. Боезапас получился меньше (60 выстрелов против 70 у M46), но и это было весьма неплохим показателем. Имелась система стабилизации орудия IBM, правда, в теории, потому что ее не доделали, а в пилотные машины она не попала. Иначе был решен вопрос приборов наведения. От телескопического прицела отказались, остались дальномер и перископический прицел.

Продольный разрез машины

Продольный разрез машины

На Абердинский полигон первый образец 90 mm gun tank T42 отправили 20 декабря 1950 года. Прибыл он туда 30 числа, после чего начались длительные испытания. Окончательно ходовые испытания первого образца закончились 7 октября 1951 года, за это врем машина прошла 6840 километров. В AFF продолжали настаивать на недостаточной мощности силовой установки, но вообще создается впечатление, что там попросту искали любого повода, лишь бы не принимать T42 на вооружение. Просто для понимания, T42 оказался самым быстрым из американских средних танков того периода. Вслед за первым опытным образцом последовал второй T42, отправленный на Абердинский полигон 12 апреля 1951 года. Изначально он предполагался для испытаний систем вооружения в башне, но на нем обкатывались и различные технические решения, связанные с ходовой частью. В частности, второй опытный образец получил рулевое колесо.

Третий образец T42. Все танки данного типа имели отличия друг от друга

Третий образец T42. Все танки данного типа имели отличия друг от друга

Ряд изменений коснулось и первой опытной машины. В ходе ее ремонта на Детройтском арсенале она получила новый трак — T95, напоминающий траки Light Tank T37/T41. Также изменился и дульный тормоз у орудия. Еще более бурной оказалась судьба третьего опытного образца машины. 12 января 1952 года его направили на войсковые испытания в Форт-Нокс. Впрочем, одними только этими испытаниями дело не ограничилось. Машину направили на фронтовые испытания, то есть в Корею. Далее танк вернулся из командировки, после чего его ждали метаморфозы, которые достойны отдельного материала. Следует отметить, что T42, несмотря на пренебрежение со стороны AFF, весьма бурно использовались в различных экспериментах. Различные типы зенитных турелей, дистанционные пулеметные установки, разные типы трансмиссий — всё это обкатывалось на этих танках. Каждый из шести образцов чем-то отличался друг от другая. Одним словом, как тестовые образцы они себя полностью оправдали.

Испытания T42 в Форт-Нокс

Испытания T42 в Форт-Нокс

В чем-то судьба 90 mm gun tank T42 отказалась похожа на Medium Tank T23. Сам танк в серию не пошел, а вот его башня вполне пригодилась. Как уже говорилось выше, в ноябре 1950 года уже шли работы по 90 mm gun tank M47. Представлял он собой улучшенное шасси M46 с башней от T42. И вот эта комбинация стала вполне серийной и долгоиграющей. Не менее интересен другой факт. Несмотря на то, что AFF воротили нос от танка с небольшой, по американским меркам, массой, далее подобные машины не раз, и не два, появлялись а американской танковой программе. Самым известным из них стал проект T95, который начался вскоре после окончательной смерти T42.

Источники

  1. US NARA
  2. Pershing: A History of the American Main Battle Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1984

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/srednii-tank-poamerikanski-metodom-masshtabirovaniia-5fe5eb2ade81402ba84cc605

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account