Юрий Пашолок. Средний танк от Шкоды для немецких хозяев
Pz.Kpfw. Škoda T-22/T-23, последний средний танк разработки Škoda, который был изготовлен в металле
История чехословацкого танкостроения является образцом успеха промышленности небольшой и небогатой страны, которая смогла на все сто реализовать свои возможности. Правильно выстроив политику отношений с «большими» странами, прежде всего Великобританией и Францией, Чехословакия получила возможность для успешного старта своего танкостроения. Выбрав в качестве главного направления легкие танки, а также танкетки, Škoda и ČKD смогли довольно быстро создать удачные образцы боевых машин. А удачные политические маневры принесли, прежде всего ČKD, еще и громкий коммерческий успех. Но не всё так, на самом-то деле, и гладко. LT vz.35, самый массовый чехословацкий танк межвоенного периода, страдал проблемами, связанными с качеством изготовления. Довольно странно это слышать про чехословацкие танки, но такова правда жизни. LT vz.38 появился не просто так: этот танк должен был сначала дополнять, а затем и заменять LT vz.35, танк категории II-a. Но ČKD полномасштабный выпуск освоить не успела, точнее, сделала это уже при немцах.
Гораздо хуже дела обстояли с категориями II-b (пехотный танк с 37-мм пушкой и 25 мм брони по периметру) и III (средний танк с броней 32 мм по периметру и 47-мм пушкой). Танки категории II-b вообще превратились в фарс, поскольку ни один производитель не смог сделать удовлетворяющий военных образец. Чехословацкие военные, немного устав, дали задание Škoda и ČKD делать танк вместе. И что вы думаете — получился танк категории III. Может и к лучшему, потому что Škoda Š-III и Tatra T-III оказались совсем не тем, чего требовалось. Впрочем, и ŠP-II-b не особо получился. При этом ČKD тихо пилила свой V-8-H, который приняли на вооружение как ST vz.39. В серию он всё равно не успел, а отсутствие у немцев большого интереса к данному танку (и это при том, что средние танки им были нужны) многое объясняет. В общем, из 42 средних танков по планам 1934 года получилось несколько прототипов, которые использовали как учебные машины.
Оставшись без контракта на производство средних танков для чехословацкой армии, Škoda горевала недолго. Дело в том, что у них, как и у ČKD, имелся туз в рукаве. Еще в сентябре 1936 года начались работы по Š-IIc, среднему танку, изначально создававшемуся на экспорт. Правда, у него дела шли не очень хорошо. Танк перегревался, имелся ряд недостатков. Но упорство и труд оказались вознаграждены. Переименованный в T-21 (2 — средний танк, 1 — первый тип), этот танк 6 декабря 1940 года был принят на вооружение Королевской армии Венгрии как 40M Turan. На этом история не закончилась: 4 сентября 1939 года Škoda получила от немцев задание на тестовый образец среднего танка, получившего индекс Pz.Kpfw. Škoda T-22. Он стал первым, но далеко не последним танком, который выпускался Škodawerke для новых хозяев.
Эскизный проект нового танка появился в середине января 1940 года. Разрабатывался он, естественно, как полноценный танк, но строить его планировали, в любом случае, как тестовое шасси. Для начала немцы хотели понять, какой из двух танков (V-8-H II и T-22) в принципе им нужен. Поэтому полноценным было только шасси Pz.Kpfw. T-22, башню вообще строить не стали, а подбашенную коробку делали в виде тонкостенной «рубки» без крыши. Внешне шасси T-22 выглядело похоже на T-21, но на самом деле отличий более чем хватало. Для начала, толщина брони лба корпуса увеличивалась до 50 мм в лобовой части, такую же толщину лба получали подбашенная коробка и башня. Боевая масса возрастала до 17500 кг, в связи с чем ставился новый двигатель. Его объем вырос до 15 литров, а мощность до 260 лошадиных сил. Максимальная скорость оценивалась в 48 км/ч. Башня и вооружение оставались теми же, что и у T-21, и вот это выглядело явно не достоинством. Даже венгры, первым делом, переделали башню, поскольку она получалась слишком маленькой. Впрочем, и у V-8-H имелась такая же проблема.
Опытное шасси Pz.Kpfw. Škoda T-22 изготовили к февралю 1941 года. Как и V-8-H II, оно получило массогабаритный макет башни, изготовленный из бетона. К тому моменту образец V-8-H II, построенный для немцев, уже испытывался, и от него на Куммерсдорфском полигоне оказались не в восторге. Ахиллесовой пятой танка из Праги стал мотор, страдавший повышенным износом. Впрочем, и у Pz.Kpfw. Škoda T-22 изначально имелись те же проблемы. На 139-м километре испытаний мотор вышел из строя, после чего машину отправили в Пльзень. В июне 1941 года испытания продолжились, и тут Pz.Kpfw. Škoda T-22 показал вполне неплохие данные. Машина по подвижности вписалась в проектные данные, что дало основания задуматься о ее серийном производстве. Правда, речь шла о танках для Африканского корпуса, который зачастую комплектовался по остаточному принципу. По ряду причин работы по запуску в серию сорвались, но некоторое время танк еще жил. Дело в том, что в 1941 году новым директором Škodawerke стал Вильгельм Фосс. Сам завод постепенно оказался под колпаком СС, чьим почетным членом являлся и Фосс. Новый директор решил выжимать из среднего танка всё, что можно. Правда, все эти наработки оказались «бумажными».
Шасси Pz.Kpfw. Škoda T-22 стало базой для целой серии самоходных артиллерийских установок. Первая из них, известная как Voss I (она же Selbstfahrlafette 7,5 PAK), появилась в августе 1941 года. На открытое сверху шасси ставилась 75-мм противотанковая пушка Škoda A 16. Второй проект, Voss II, предполагал создание штурмовой САУ с установкой во всю ту же открытую рубку 149-мм пехотного орудия sIG 33. Такая конверсия вполне имела смысл, поскольку легкие «штурмовики» на базе Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II были явно маловаты для такой системы. Открытая рубка смущать не должна, такая система была вполне типовой для подобных штурмовиков, а StuIG 33 и Sturmpanzer создавались уже по несколько иной концепции. Впрочем, обе машины так и не построили, ходят разговоры о деревянных макетах, но по факту они не подтверждаются. Наконец, уже в 1946 году Škoda пыталась пристроить шасси T-22, предложив самоходный лафет , известный как 15 cm sFH 18 auf T-22. В 1947 году было предложено то же самое, но со 105-мм гаубицей leFH 18. Больше похожие на жест отчаяния (что-то вроде «возьмите наше старое шасси хоть в таком виде!»), эти послевоенные разработки новой чехословацкой армии были нужны примерно так же, как рыбе зонтик.
Между тем, еще в сентябре 1940 года Škodawerke представила несколько измененный проект T-22, известный как Pz.Kpfw. Škoda T-23. Внешне он полностью повторял T-22, но имелись и различия. Во-первых, мотор, при том же объеме и мощности, несколько переделали. Во-вторых, боевая масса стала более реалистичной — 18 тонн. При такой толщине брони это выглядело более похожей на правду. Скорость снизили до 45 км/ч, впрочем, Pz.Kpfw.III тогда был как минимум не быстрее. На испытания Pz.Kpfw. Škoda T-23 вышел примерно тогда же, как и T-22 — в феврале 1941 года. При этом проблемы у машин оказались одинаковыми. Моторы у Škoda являлись источником вечной проблемы, так что и эту машину пришлось доводить. Впрочем, ее построили всё же как танк, по крайней мере, башня на нем стояла настоящая.
История Pz.Kpfw. Škoda T-23 длилась немного дольше, чем у T-22. В мае 1942 года рассматривался вопрос изготовления 50 самоходных шасси, которые обозначались как Pz.Sfl. Grösse T-23. К тому моменту Škodawerke уже полностью перешла под контроль СС. Впрочем, инициатива Фосса не нашла отклика, поэтому T-23 так и остался стоять на заводе. В Пльзене, между тем, работали над другими танками, достойными отдельного повествования. Кроме того, Škodawerke очень плотно работала в связке с Porsche KG, что сильно повлияло на конструкцию новых проектов. Ну а T-23 пережил войну, что и стало причиной активности Škoda после ее окончания. Ни к чему, впрочем, это не привело, машину сдали в металлолом, как и ряд других опытных образцов.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту, Чехия, за помощь в подготовке материала.
Список источников:
- US NARA
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Архив Юрия Тинтеры
- ftr.wot-news.com