Юрий Пашолок. Средний советский самоход с железнодорожным прошлым

15

Юрий Пашолок. Средний советский самоход с железнодорожным прошлым

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-85 (СУ-85А) из коллекции Музея отечественной военной истории

После окончания Второй мировой войны скопились большие запасы техники, которые уже не были нужны тем армиям, где они состояли на вооружении. С этим наследством поступали по-разному, в том числе и в случае с Красной Армией. Было решено оставить на вооружении наиболее современные образцы, а то, что откровенно устарело, пошло под нож. Но так сделали не со всему боевыми машинами. Если база была более-менее современной и унифицированной с более новыми образцами, эксплуатация продолжалась, но уже в другом качестве.

СУ-85 на параде 9 мая 2024 года, Музей отечественной военной истории

СУ-85 на параде 9 мая 2024 года, Музей отечественной военной истории

Среди новых образцов бронетанковой техники Красной Армии, принятых в годы Великой Отечественной войны, была и самоходная артиллерийская установка СУ-85. Она стала самой массовой отечественной советской средней САУ военного периода. Вместе с тем, массовость ей не очень помогла: до наших дней дожило всего несколько таких боевых машин. Одна из них ныне находится в коллекции Музея отечественной военной истории. У САУ была долгая карьера, причем основная ее часть связана не с военной службой, а работой на железной дороге.

Бывший тягач восстановительного поезда №10

Бывший тягач восстановительного поезда №10

История СУ-85 началась 5 мая 1944 года, когда И.В. Сталин подписал постановление ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». К 1 июля того же года предполагалось получить два образца СУ-122, которые вооружались 85-мм пушками. Это стало одним из ответов на появление немецких тяжелых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Как показали испытания обстрелом такого танка, проведенные в конце апреля 1943 года, 85-мм зенитная пушка 52-К поражала новый немецкий танк на дистанции около километра.

Машина была в неплохом техническом состоянии, что упростило ее восстановление

Машина была в неплохом техническом состоянии, что упростило ее восстановление

Вместо двух САУ в реальности изготовили три. Из них две (СУ-85-I и СУ-85-IV) вооружались 85-мм орудием С-18, разработанным Центральным Артиллерийским КБ. Еще одна машина, СУ-85-II, получила 85-мм орудие Д-5С-85 разработки КБ завода №9. Испытания показали, что все орудия имеют различные дефекты, но Д-5С-85 получилась более удачной. В результате 8 августа 1943 года было подписано постановление ГКО №3892сс «Об организации производства 85 мм самоходных артустановок на базе танка Т-34 на Уралмашзаводе». СУ-85-II приняли на вооружение Красной Армии как СУ-85.

В ходе эксплуатации опорные катки заменили на "морские звёзды"

В ходе эксплуатации опорные катки заменили на «морские звёзды»

Поскольку с самого начала приоритетом являлись кратчайшие сроки запуска сменщицы СУ-122 в серию, СУ-85 проектировалась с минимально возможными изменениями. Поэтому общая конфигурация рубки осталась без изменений. Вместе с тем, удалось решить ряд проблем, выявленных на СУ-122. Командир получил специальный колпак со смотровыми приборами, это заметно улучшило ситуацию с обзорностью. Механик-водитель получил полноценный люк, так что теперь мог залезать и покидать через него машину. Также появился новый люк боевого отделения, но по неизвестной причине убрали рубочный вентилятор.

Спустя год после запуска работ

Спустя год после запуска работ

Запуск в серию СУ-85 совпал с важным событием. Ранее на УЗТМ одновременно производили СУ-122 и Т-34, это приводило к ряду проблем. Машины друг с другом конкурировали, что явно не шло на пользу. В августе 1943 года производство Т-34 на УЗТМ прекратилось, это сразу повлияло на общее состояние дел. Если раньше пиком выпуска было 100 САУ, то в сентябре 1943 года сдали 152 штук, в октябре 162, в ноябре 166 и в декабре — 176. Такая тенденция наблюдалась и далее, правда, тут уже всё упиралось в объем выпуска орудий.

Сейчас на этом месте корпус Самоходной артиллерии

Сейчас на этом месте корпус Самоходной артиллерии

В дальнейшем 85-мм орудия Д-5С-85 начал производить завод №8. Связано это оказалось не только с необходимостью увеличить объема выпуска систем, но и постепенным переходом завода №9 на выпуск 122-мм орудий Д-25Т. В результате на свет появилась система Д-5С-85А. Буква «А» появилась неслучайно: данная версия системы изготовлялась на базе 85-мм орудия 52-К со стволом моноблок. Соответственно, пришлось менять и ограждение орудия. Таки образом, с января 1944 года на УЗТМ поступали два варианта орудия, не совместимые по ряду элементов.

СУ-85 неоднократно выезжала на различные мероприятия. Первым стал Торжественный марш на Красной площади 7 ноября 2018 года

СУ-85 неоднократно выезжала на различные мероприятия. Первым стал Торжественный марш на Красной площади 7 ноября 2018 года

Естественно, военная приёмка совсем не обрадовалась такой ситуации, но деваться было некуда. Постепенно процент орудий выпуска завода №8, который устанавливался в СУ-85, возрастал. Чтобы не путать САУ с разными системами, СУ-85 с орудиями Д-5С-85А обозначали как СУ-85А. Также в серийном номере машины появилась буква А. Параллельный выпуск продолжался до апреля 1944 года включительно. Уже с мая 100% выпускавшихся САУ имело орудия Д-5С-85А. При этом рост объемов выпуска СУ-85 продолжался. В апреле 1944 года сдали 200 штук, в мае 205, а с июня по август ежемесячно сдавалось по 210 САУ данного типа.

Далее было празднование Дня Танкиста в парке "Патриот" 8 сентября 2019 года. На машине Александр Зайцев, благодаря которому машина появилась в музее

Далее было празднование Дня Танкиста в парке «Патриот» 8 сентября 2019 года. На машине Александр Зайцев, благодаря которому машина появилась в музее

Появление СУ-85 на фронте стало для немцев неприятным сюрпризом. Если КВ-85, в виду его штучного выпуска и довольно спорного боевого применения, особой погоды не сделали, то СУ-85 вполне себя показали. Причем воевали они больше не против «зверинца», а тех же Pz.Kpfw.IV и StuG 40 Ausf.G. К началу 1944 года на фронте числилось 498 СУ-85, больше было только СУ-76М. Такое же статус-кво оставалось и на начало 1945 года. Тогда в войсках находилось 1231 САУ данного типа. Впрочем, осенью 1944 года начался выпуск СУ-100, которая постепенно начала замещать предшественницу.

Нанесение тактических маркировок перед вторым выездом на Красную площадь

Нанесение тактических маркировок перед вторым выездом на Красную площадь

Наличие СУ-100 сыграло в судьбе СУ-85 роковую роль. С точки зрения вооружения машина соответствовала Т-34-85, при этом существенно уступала СУ-100 по вооружению, броневой защите и обзорности. Посему машины начали потихоньку списывать и переделывать в различные спемашины. Результатом стало то, что в чистом виде сохранилось всего 4 СУ-85 — две в Польше, одна в Грузии и еще одна в России (в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ). Из них «чистая», то есть не СУ-85А, осталась только САУ, находящаяся в Тбилиси. И то, без орудия.

Как и у остальных экспонатов музея, маркировки базируются на реальном прототипе

Как и у остальных экспонатов музея, маркировки базируются на реальном прототипе

Часть доживших до наших дней СУ-85 — это либо бывшие эвакуационные тягачи, либо тактические объекты, либо что-то в аналогичном духе. Две такие эвакуационные машины находятся в Германии, это вполне заводские, серийные конструкции. Но они были далеко не единственными машинами подобного типа. После войны отслужившие своё машины отправлялись и в народное хозяйство. Особенно много их оказалось в качестве железнодорожных тягачей. Применялись они на ремонтно-восстановительных поездах.

В обновленном виде

В обновленном виде

Именно такой была судьба СУ-85 (СУ-85А) с серийным номером 405323А, изготовленной в мае 1944 года. Пока что боевой путь машины неизвестен, но боевые повреждения у нее имеются. После войны ее переделали в железнодорожный тягач, причем кустарного изготовления, использовался он на восстановительном поезде №10. Иногда именно эту машину путают еще одним железнодорожным тягачом, который стоит сейчас в Абакане. Но нет, тягачи разные.

"Ключ на старт!"

«Ключ на старт!»

Служивший на восстановительном поезде №10 экземпляр имел больший объем переделок. С ВЛД убрали не только установку орудия, но и люк механика-водителя, сделав большой вырез. Его прикрыли большим листом. Также заменили катки на послевоенные, «морские звёзды». Тягач использовали до 2000-х годов, затем его заменили на более современный, гражданский трактор. В своё время переделка танков и САУ была дешевле, но эксплуатация таких машин недешевая. Посему их постепенно заменили на более подходящие модели.

На корме есть следы попадания

На корме есть следы попадания

Весной 2017 года бывший тягач прибыл на реставрацию. Надо сказать, что объем переделок, которые требовались, не выглядел таким уж внушительным. С точки зрения ходовой части требовалось заменить катки на штампованные, большой проблемой они не являются. С корпуса и рубки убирались приварки под инженерное оборудование, заделывался проём в лобовой части рубки, ставился подходящий люк механика-водителя. Главная проблема заключалась совсем в другом.

Снова на музейном параде СУ_85 была 24 июня 2020 года, тогда она получила асфальтоходные башмаки на гусеницы

Снова на музейном параде СУ_85 была 24 июня 2020 года, тогда она получила асфальтоходные башмаки на гусеницы

При восстановлении СУ-85 ключевой проблемой являются две позиции — орудие и установка вооружения. Подсмотреть, как это всё выглядело, можно на машине, которая находится в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ. Там стоит СУ-85, чудом избежавшая в 60-е годы процесса «улучшения» самоделкиными из Кубинки. Подгнившая, но комплектная. Ее изучение, плюс некоторый объем технической документации, дали возможность решить вопрос с различными мелкими деталями.

Работы по машине не останавливаются, сейчас на ней установлена более аутентичная фара

Работы по машине не останавливаются, сейчас на ней установлена более аутентичная фара

В случае с орудием вопрос решили оригинальным способом — взяли наиболее подходящее по конфигурации орудие. Таковым являлась 85-мм дивизионная пушка Д-44, которую Ф.Ф. Петров явно создал на основе Д-5Т. Это орудие не полностью повторяет Д-5С-85, но похоже больше всего, причем это касается и откатной системы. Установка орудия переделывалась от СУ-100, причем с бронировками пришлось сильно помучиться. Зато итоговый результат говорит сам за себя — всё, как оно должно быть.

Вид на крышу рубки. Люк для панорамы часто использовался для выхода, удобнее, чем передний люк

Вид на крышу рубки. Люк для панорамы часто использовался для выхода, удобнее, чем передний люк

За счет того, что имелась некоторая документация, а также живой образец, удалось восстановить и большинство элементов интерьера. Проводились эти работы в два этапа — сначала наиболее критичные детали, а затем мелочевка. Кое-что еще надо по-мелочам доделать, но уже не столь критичное. Надо сказать, что по приборам наблюдения СУ-85 весьма проблемная машина. Например, на ней стояли призматические смотровые приборы по типу КВ-1с. Выпускались они сравнительно недолго, в оригинале почти не встречаются, нужно изготовлять с нуля.

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

В Музее отечественной военной истории СУ-85 оказалась в начале мая 2018 года. Для нее дебютом стали праздничные мероприятия 9 мая того же года. Обычно машину водит Александр Зайцев, большой друг музея и его сотрудник, благодаря которому СУ-85 и оказалась в музее. Интересно, что 9 мая состоялся дебют еще одной СУ-85 — из коллекции военно-исторического клуба «Капонир». Машина восстановлена под руководством Вадима Елистратова, но там пришлось использовать куски родной машины, а также донора в виде тягача Т-34. Так или иначе, сейчас в России две ходовых машины данного типа.

Время от времени проводятся доработки, но основной объем работ завершился весной 2018 года

Время от времени проводятся доработки, но основной объем работ завершился весной 2018 года

Дважды, в 2018 и 2019 годах, СУ-85 приезжала на Красную площадь, где 7 ноября проводился торжественный марш. Также машина приезжала в парк «Патриот». Естественно, она является и участником праздничных мероприятий, которые проводятся в Музее отечественной военной истории. Вместе с тем, надо отметить, что музей свою технику выкатывает нечасто. Прежде всего потому, что Танковый корпус — это не ангар с танками. Это музей, и технику надо уважать, особенно воевавшую.

На сегодняшний момент это самая аутентичная по интерьеру СУ-85

На сегодняшний момент это самая аутентичная по интерьеру СУ-85

СУ-85 является одним из «ударных» экспонатов Музея отечественной военной истории. Дело не только в том, что это одна из двух ходовых машин данного типа, доживших до наших дней. Она стала первым по-настоящему массовым образцом советской бронетанковой техники, созданном с учетом появления на фронте «Тигра». СУ-85 играла важную роль в боевых операциях Красной Армии начиная с осени 1943 года.

источник: https://dzen.ru/a/ZjCx55qTe26Pwfwz

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account