Юрий Пашолок. Средний, но ненужный собрат «Першинга»
История Medium Tank T25E1, выпущенного небольшой серией, но оказавшегося не нужным на фронте
В истории мирового танкостроения хватает ситуаций, когда разработчики новых боевых машин попадают в отрицательную амплитуду. Так можно назвать ситуацию, когда новые разработки либо не успевали за развитием мирового танкостроения, либо оказывались недостаточно удачными. В советском танкостроении подобное случилось в середине 30-х годов, немцы столкнулись с подобным на 5 лет раньше. В случае с американскими разработками аналогичный провал произошел в 1943-44 годах, когда всё никак не удавалось создать достойного сменщика Medium Tank M4.
6 мая 1943 года Комитет по Вооружениям принял решение об изготовлении 250 серийных танков Medium Tank T23. Эти боевые машины, оснащенные электромеханическими трансмиссиями, считались фаворитами в программе разработки сменщика Medium Tank M4. Впрочем, тогда же T23 начал почковаться. Тогда же, 6 мая, Комитет по Вооружениям решил изготовить серию из 50 танков, вооружённых 90-мм пушками. 40 из них изготовлялось с той же толщиной брони, что и Medium Tank T23. Первоначально они именовались Medium Tank T23 equipped with 90 mm gun. Вскоре индекс сменился на Medium Tank T25. Но и это решение не стало окончательным. В дальнейшем приоритетом стал Medium Tank T25E1, весьма существенно отличавшийся от T25.
То, что происходило с семейством T25, в полной мере соответствовало той непростой ситуации, которая складывалась в американском танкостроении. Особенно это касалось ситуации вокруг Medium Tank T23. Данный танк получал серийную ходовую часть от Medium Tank M4, что стало ошибкой. Как показала практика, ходовая часть оказалась перегруженной, особенно в случае с T23. Связано это оказалось, в том числе, и с особенностью электромеханической трансмиссии. Она была тяжелее и гидромеханической, и механической трансмиссии, а тут каждая тонна оказалась на счету.
С другой стороны, американские танкостроители не сидели, сложа руки. Да и не было у них времен сидеть, поскольку проблемы обнаружились не только у перспективных средних танков. Аналогичная система с гидротрансформатором, которая использовалась на Medium Tank T20, ставилась на серийные GMC T70. И там проблемы вылезли в полный рост. Но уже к концу 1943 года гидротрансформатор удалось, наконец, победить. Также имелся прогресс с торсионной подвеской, которая у американцев получилась далеко не сразу. Результатом стало то, что в программу разработки Medium Tank T25 стали вносить правки. Исходная идея «T23 с 90-мм пушкой и новой башней» уже не подходила, поэтому контракт стали переигрывать на ходу.
Понимая, что лимит массы в 72000 фунтов (32,66 тонны) будет преодолен, Комитет по Вооружениям рекомендовал изменить задание по T25. Так на свет появился переработанный проект танка, получивший обозначение Medium Tank T25E1. Именно в таком виде решили строить серию из 40 танков с «нормальной» броней. С технической точки зрения T25E1 оказался ближе не к T23, а к T20E3, который оснащался торсионной подвеской. Как уже говорилось, гидротрансформатор удалось победить, а с торсионной подвеской также имелся прогресс. Сама концепция подвески была вполне удачной, оставалось довести ее до кондиции. Что же касается исходного T25, то его переделывали под подвеску HVSS, число танков сократили до 2, а сами они переделывались из T23.
Результатом всех этих переигрываний стало то, что шасси Medium Tank T25E1 существенно отличалось от исходной идеи. Даже корпус данного танка несложно отличить от T23. Существенно изменилась конфигурация установки курсового пулемета, выступа под вентилятор, переделали люки отделения управления, совершенно иначе стала выглядеть корма корпуса (с учетом смены трансмиссии, неудивительно). Сам корпус стал полностью литым, впервые в американском танкостроении. По опыту разработки и эксплуатации предыдущих танков семейства T20, изменилась и надмоторная плита. Тот самый случай, когда за добавкой буквы скрывалось гораздо больше, чем просто замена подвески или похожие изменения.
Надо сказать, что T25E1 стали строить без привычных пилотных моделей. Танк сразу запускали в серию, хотя это скорее формальность. Первым изготовили образец с регистрационным номером U.S.A. 30103252, который 13 января 1944 показали представителям Департамента Вооружений. Демонстрацию проводили на территории Fisher Tank Division, Гранд-Блан (штат Мичиган), где танки данного типа и производили. Переход на новую трансмиссию сыграл свою роль. Боевая масса танка составила 34745 кг, что оказалось вполне адекватным показателем. При этом торсионная подвеска получилась ничуть не тяжелее, чем подвеска HVSS, которую ставили на T25. Вообще данный вариант ходовой части, с использованием трака T81 шириной 483 мм, создавали для Medium Tank T23E3, но так получилось, что этот танк появился заметно позже T25E1. В итоге сложилась комичная ситуация, что на T23E3 ставили подвеску T25E1.
Серийное производство нового танка началось с февраля 1944 года. Для T25E1 выбрали пул номеров в пределах U.S.A. 30103252-30103291. При этом танки шли скорее не в войска, а для проведения различных испытаний. С учетом проблем, которые выявились на T23, такое решение выглядело крайне разумным. Первый экземпляр танка 10 февраля 1944 года отправился на Абердинский полигон, позже туда ушло еще 2 T25E1. Дополнительно четыре танка направили на различные полигоны, часть из которых имела прямое отношение к General Motors (полигон в Милфорде, полигон в Фениксе и полигон в Утике). Еще пять танков отправились на войсковые испытания в Форт-Нокс.
Надо сказать, что испытания на Абердинском полигоне шли отнюдь не гладко. Как уже говорилось, с гидротрансформатором и подвеской шли работы, но результаты испытаний показывали, что ситуация еще далека от идеальной. Также все отчеты об испытаниях указывали, что проблема с охлаждением мотора, которая присутствовала на T20 и T20, никуда не делась. Вылезали проблемы с трансмиссией, а также дефекты элементов подвески. Средняя продолжительность эксплуатация траков T81 не превышала 1400 км, что маловато. Вместе с тем, также указывалось, что танк обладает неплохой подвижностью. Скорость по шоссе достигала 48 км/ч, не так быстро, как раньше, но это как минимум не хуже, чем у Medium Tank M4. При том что вооружение и броневая защита T25E1 превосходили предшественника.
Ситуация вокруг испытаний танка в полной мере влияла на то, как шло серийное производство Medium Tank T25E1. По планам, 40 танков должны были окончательно сдать в мае 1944 года. Но как показывает отчет советских специалистов, которые в конце мая были на Fisher Tank Division, до конца месяца сдали всего 22 танка. При этом T25E1 постоянно дорабатывали. Если вы посмотрите на танки разного времени выпуска, то обнаружите, что они имеют некоторые отличия. Такая ситуация была равнозначна и для тех же T23.
Вместе с тем, главная проблема для T25E1 заключалась даже не в проблемах с надежностью. В конце-концов, машину постепенно дорабатывали и она постепенно двигалась к тому уровню надежности, который мог удовлетворить американских военных. Другой вопрос, что никуда не делись 10 танков с усиленной броневой защитой. Они обозначались как Medium Tank T26E1, но в дальнейшем их переименовали в Heavy Tank T26E1. Поскольку боевая масса T26E1 ожидалась выше, чем у T25E1, ходовая часть у него оказалась усиленной. И она показала себя лучше, чем у T25E1. Не говоря о том, что броневая защита оказалась выше.
Результатом стало то, что летом 1944 года Форт-Нокс выдал отчет, в котором высказывался в пользу T26E1. У него, конечно, тоже хватало болячек, но выглядел он гораздо перспективнее. Поэтому вместо среднего танка на роль сменщика Medium Tank M4 вышел танк тяжелого класса. Таковым он был, впрочем, по массе, на самом деле T26E1 тоже вполне средний танк. Что же касается T25E1, то его признали не подходящим на роль танка первой линии. Таким образом, ему ровно так же закрыли путь на фронт, как и в случае с T23.
В любом случае, пустой тратой времени работы по Medium Tank T25E1 точно не были. Машина не пригодилась как крупносерийный танк, но послужила в качестве испытательного стенда. То, что потом реализовали на серийном Heavy Tank T26E3, сначала обкатали на среднем собрате. После модернизации T25E1 не сильно отличались от T26E3. Не менее важно то, что на этих танках обкатывались различные технические решения, связанные с вооружением. Одним словом, машина оказалась полезной. Но ее история лишний раз показывает, почему сменщики Medium Tank M4 появились на фронте только в начале 1945 года. Раньше точно бы не получилось.
Список источников:
- US NARA
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
источник: https://dzen.ru/a/ZpjSc7iCFxjUWNxD