Юрий Пашолок. Средний американский электротанк
История Medium Tank T23, который запустили в серию, но на фронт так и не попавший
В истории мирового танкостроения часто бывали случаи, когда новые боевые машины, что называется, не попадали в амплитуду. То есть их даже могли принимать на вооружение, но по ряду причин они так и не становились полноценно боевыми. Случалось такое и у американской бронетехники. За примерами далеко ходить не надо. Появившийся в 1939 году Medium Tank M2 был неплохой боевой машиной, но бронетанковая техника развивалась так стремительно, что уже в 1940 году машина стала уже не актуальной. Поэтому как учебные танки их использовали, но без шансов на боевое применение.
За 1939-42 годы американская промышленность совершила большой шаг вперед, можно даже сказать, что это был скачок. Последовательно создав Medium Tank M2, M2A1, M3, а затем M4, американцы смогли догнать, а в чем-то даже перегнать лидеров мирового танкостроения. А вот дальше случилось то, что можно назвать «не попали в амплитуду». Попытка создать сменщика Medium Tank M4 стала калейдоскопом танков, которые даже выпускали серийно, но от этого они боеспособными не стали. Одним из них оказался Medium Tank T23, самый массовый американский танк с электромеханической трансмиссией.
Будущий сменщик Medium Tank M4 стал формироваться ближе к весне 1942 года. От эволюционного пути развития шасси Танково-автомобильный Центр стал переходить к революционному. Концепция шасси Гарри Нокса, с передним расположением трансмиссии, была уже выжата до отказа. Требовалось иное решение, поскольку высота шасси оказывалась чрезмерной. На самом деле, как показал опыт разработки GMC T70, грамотная компоновка позволяла снизить высоту «переднеприводного» шасси до уровня «заднеприводного». Но в целом вектор развития выбрали правильный. На определенном этапе развития кормовое размещение трансмиссии давало больше преимуществ. Особенно что касалось удобства работы в отделении управления.
Поначалу работы шли довольно бодро. 25 мая 1942 Комитет по Вооружениям утвердил изготовление двух опытных образцов Medium Tank T20. Этому предшествовало создание полноразмерного макета танка, который выглядел крайне прогрессивно. Имея габариты, схожие с Medium Tank M4, его потенциальный сменщик получился заметно ниже. Также танк получал 76-мм пушку, которая по характеристикам не сильно уступала немецкой 88-мм зенитке Flak 18. По хорошему счету, Medium Tank T20 можно было называть лучшим средним танком, который спроектировали в 1942 году. Он получался сравнительно небольшим, неплохо защищенным, с высокой подвижностью и мощным орудием. За счет широкого использования элементов Medium Tank M4, включая ходовую часть, упрощалось его освоение. Оставалась малость — построить танк и запустить его в серию.
А вот с этим случилась проблема. 1942 год стал для американского танкостроения временем, которое можно охарактеризовать как «что это было». Ощущение, что наверху расслабились, поскольку Medium Tank M4 пошел в крупную серию, а его сменщика можно было создавать в менее напряженном темпе. Только это, откровенно говоря, не сработало. Причем такая же чепуха творилась и с тяжелыми, и с легкими танками. Попытки работать на перспективу привели к крайне сомнительному результату. Например, Light Tank T7 превратился в Medium Tank M7, который даже запустили в серию, но быстро от него отказались. Еще хуже сложилась ситуация с Heavy Tank M6. Американская армия так и не дождалась боеспособного танка тяжелого класса.
В случае с программой Medium Tank T20 ситуация и вовсе выглядела комичной. Какая жидкость ударила американским военным в голову, история умалчивает, но за лето-осень 1942 года отпочковалось несколько вариантов вооружения и трансмиссии. Последнее произошло на фоне аналогичных телодвижений по программе Light Tank T7 и Heavy Tank T1. Аналогично им, американские военные наплодили еще и несколько вариантов корпусов. В результате на свет появился сначала Medium Tank T22, с механической коробкой передач. Третьим шасси стал Medium Tank T23, работу над которым, где-то 15 сентября 1942 года, инициировал Комитет по Вооружениям. Этот танк получал электромеханическую трансмиссию.
Появление T23 стало логичным шагом на фоне эйфории, которая наблюдалась вокруг Heavy Tank T1E1. Данная боевая машина покорила руководство Департамента Вооружений простотой управления. На этом фоне тучные стада свидетелей танков Порше выглядят очень бледно. Heavy Tank T1E1 считался главным фаворитом среди тяжелых танков семейства T1, не заруби программу, именно «электротанк» стал бы самым массовым. Или не стал бы, учитывая историю T23. Но об этом позже, а пока Комитет по Вооружениям санкционировал постройку двух опытных образцов T23. На самом деле их было еще больше. Помимо базового Medium Tank T23 (76-мм орудие M1), планировались T23E1 (75-мм пушка M3 и механизм заряжания), а также T23E2 (76-мм орудие M7). Наконец, позже появился еще и четвертый вариант машины — T23E3, с торсионной подвеской.
На практике вариант E2 отвалился сам собой, а E1, с механизмом заряжания и 75-мм пушкой M3, изготовили в виде T22E1. Что же касается T23, то реальность отличалась от первоначального плана. Вроде бы оба танка изготовляли в базовом варианте, то есть T23. Но на самом деле первый образец танка, с регистрационным номером U.S.A. W-3098787, отличался от исходной конфигурации. Изготовленный в январе 1943 года на заводе General Electric в Эри, штат Пенсильвания, танк получил сварную башню E6194. Это, к слову, было общим приветом программе Light Tank T7, где также предлагались различные варианты изготовления корпусов и башен.
Отличия, впрочем, были не только с башней. По неизвестной причине на Medium Tank T23 отказались от подвески HVSS. Вместо нее танк получил типовую ходовую часть Medium Tank M4, с подвеской VVSS. По ряду мелочей отличался и корпус, хотя сама по себе концепция сварной конструкции с массой вварных литых деталей осталась на месте. Наиболее заметные отличия оказались с точки зрения кормы и надмоторной плиты. Это было напрямую связано с выбором трансмиссии. При этом первый пилотный образец T23 отличался от второго, с регистрационным номером U.S.A. W-3098788. Его сдали в марте 1943 года, переделки оказались связаны с результатами испытаний первой машины. Также танк получил противопылевые экраны.
Как и на других танках нового поколения, T23 получал силовой блок, то есть мотор Ford GAN был объединен с частью элементов трансмиссии. В случае с T23 мотор объединили с генератором .5 T563A1. Вынимался это блок целиком, и выглядел компактнее аналогов, но это лишь иллюзия. На самом деле электромеханическая трансмиссия получалась больше и тяжелее. Внутри МТО размещались два тяговых электродвигателя 84 E745A2, они занимали немало место, что и привело к изменению кормы корпуса. Но наверху были готовы мириться с несколько большей массой танка. Управление Medium Tank T23 оказывалось намного проще. Вместо системы рычагов отделение управления получило два пульта. Подобно Heavy Tank T1E1, имелась возможность использовать и выносной пульт. Таким образом, танком можно было управлять из башни, или вообще сидя сверху на башне.
Такая простота управления, по мнению американского командования, прощала недостатки танка. Например, боевую массу, которая составляла 32885 кг. Для сравнения, T20 имел боевую массу 29827 кг, а T22 — 31434 кг. Уже в этот момент стоило задуматься о необходимости дорабатывать ходовую часть, поскольку удельное давление на грунт достигло критических значений. Но на тот момент Департамент Вооружений, похоже, интересовало другое — надежность работы агрегатов. И вот тут T23 явно превзошел конкурентов. Мало того, что пилотные образцы среднего американского «электротанка» появились раньше конкурентов, так еще они и откатали куда больший объем ходовых испытаний. Первый пилотный образец T23, тестировавшийся на заводском полигоне General Electric, преодолел 3680 километров. Для сравнения, появившийся позже первый пилотный образец T20 преодолел 480 километров, с большими трудностями. T22 прошел 1440 километров, но и у него наблюдались различные болячки.
Второй пилотный образец T23 отправился 13 мая 1943 года в Форт-Нокс для войсковых испытаний. Но еще до того, 6 мая 1943 года, Комитет по Вооружениям инициировал процедуру выпуска 250 серийных T23. За месяц до того, 15 апреля 1943 года, Комитет по Вооружениям инициировал разработку T23E3, оснащенного торсионной подвеской. По поводу новой ходовой части прогнозы выглядели настолько оптимистичными, что в июле 1943 года поднимался вопрос о стандартизации данного танка как Medium Tank M27. Но будущее показало, что такие действия явно преждевременные. Сначала требовалось хотя бы запустить в серию T23. Между тем, тесты двух пилотных машин показали, что требуется более надежная защита от пыли. Также вылезла необходимость создания новой башни. Сварная башня E6194 осталась опытной, а D69946 имела ряд недостатков. Наконец, потребовалось усилить броневую защиту.
В отличие от пилотных образцов, серийные Medium Tank T23 изготовлялись силами Детройтского Танкового Арсенала. Согласно исходному контракту, танки должны были иметь пул регистрационных номеров U.S.A. W-30103052-30103301. В дальнейшем танки с номерами U.S.A. W-30103053 и U.S.A. W-30103054 изготовили как Medium Tank T25. Кроме того, по ходу пьесы танки с номерами U.S.A. W-30103252-30103301 решили строить как T25E1 и T26E1. Поэтому контракт переиграли, чтобы T23 всё равно было 250 штук. Это для того времени было нормой, а вот исследователям добавило головной боли.
Между тем, 23 сентября 1943 года произошли изменения, связанные со статусом танка. Видимо, уже в этот момент Комитет по Вооружениям начал задумываться по поводу перспектив танка. Так или иначе, но 19 октября 1943 года первый серийный T23 отправился на Абердинский полигон. Далее изготовили еще 5 танков, которые поехали в Форт-Нокс. Серийные машины определить несложно. Они получили новые, литые башни D82081, созданные по опыту разработки сварной башни E6194. С нее перекочевала орудийная установка T80, но при этом появилась новая командирская башенка, с призматическими смотровыми приборами, обеспечивавшими больший обзор. Также ввели установку 2-дюймового казнозарядного миномёта. Корпус получил ряд доработок, а толщина лба выросла до 76 мм.
Результатом всех изменений стало то, что боевая масса серийного Medium Tank T23 выросла до 33566 кг. При этом ходовая часть была такой же, как у Medium Tank M4. Итог такого безответственного подхода к вопросу ходовой части отметили в своём докладе советские специалисты. Они в 1944 году видели T23 на Абердинском полигоне, описав его конструктивные особенности. И отдельно отметив состояние ходовой части. По наблюдениям, опорные катки были уже не оригинальными, но при этом бандажи на них находились в крайней степени изношенности. С учетом роста массы, неудивительно.
Впрочем, ходовую часть, благодаря модульной конструкции, можно было заменить, к тому же не просто так имелся запасной вариант в виде T23E3. А вот что касается электромеханической трансмиссии, то тут ситуация выглядела всё менее радужно. Еще в ходе тестов первого пилотного образца танка в тренировочном центре Сидли (штат Калифорния) указывалось на необходимость улучшения ситуации с запыленностью отделения управления. В Форт-Нокс, где машины катали в экстремальных условиях, вылезли дополнительные претензии. Электромеханическая трансмиссия требовала защиты от воды и грязи. Что еще хуже, обслуживать эту светомузыку оказалось заметно сложнее, чем танк с механической трансмиссией. И чем дальше шли испытания, тем больше появлялось сомнений относительно перспектив использования электромеханической трансмиссии на фронте.
Надо сказать, что танком занимались, постоянно внося изменения. Но уже к началу 1944 года всё очевиднее становился тот факт, что танк, что называется, не попал в амплитуду. Да, еще можно было привести электромеханическую трансмиссию к состоянию, когда она минимально позволяла эксплуатировать танк в боевых условиях. Можно было модернизировать ходовую часть, приведя ее к состоянию, когда танк не испытывал проблем с ее надежностью. Но уже в январе 1944 года на испытания вышел опытный образец Medium Tank T25 с новой башней и 90-мм орудием. Это прописывалось еще в мае 1943 года.
На его фоне T23 с 76-мм пушкой, для которой немецкий «зверинец» был уже несколько проблематичен, становился всё менее перспективным. Становилось всё очевиднее, что серия из 250 танков станет последней, а ее перспективы с точки зрения боевого применения всё более туманными. Особенно на фоне того, что та же самая башня D82081, в начале 1944 года, прописалась на Medium Tank M4. Серию, конечно, допечатали, последние танки сдали где-то в декабре 1944 года, но судьба у них оказалась хуже, чем у Covenanter. Те хотя бы скатались в Египет, а также построили вполне воевавшие мостоукладчики.
Ситуацию с ходовой частью поправили в конце 1944 года, когда три танка получили подвеску HVSS и болеем широкую гусеничную ленту. Даже были идеи модернизировать T23 и отправить их на фронт. Но этого так и не случилось. Никаких преимуществ перед тем же M4A3E8 танк не имел, а вот насчет работы этого электровеника были вопросы. Так что танки остались дома, как и Heavy Tank M6. Вместе с тем, бесполезной тратой времени T23 не стал. Во-первых, он был явно лучше своих собратьев, T20 и T22. Во-вторых, на нем отработали массу технических решений, которые оказались на фронте уже 6 июня 1944 года. В-третьих, без T23 не появился бы Heavy Tank T26E3. Так что танк стал важной ступенью эволюции, просто ему не повезло.
Список источников:
-
-
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
- Sherman Minutia
-
источник: https://dzen.ru/a/Zmq-B4V0FjKta0RN