Юрий Пашолок. Скоростной истребитель призрачных французских стальных монстров
Полугусеничный истребитель танков 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 с вооружением в башне с круговым вращением
Первый проект немецкой боевой машины, созданной специально для борьбы с танками противника, был запущен еще в феврале 1926 года. Причина появления такого класса боевых машин прозаична: командование рейхсвера считало, что для эффективной борьбы с вражескими танками противотанковая артиллерия должна иметь высокую подвижность. Это позволяло ей оперативно перемещаться по участкам фронта, быстро оказываясь на танкоопасных направлениях. В общем и целом вполне здравая мысль, правда, поначалу с реализацией подобных идей дела шли не очень. Самые первые проекты базировались на шасси тракторов Hanomag WD 25 и WD 50, которые по подвижности были очень далеки от требований немецких военных. Максимальная скорость этих тракторов была в 1,5 раза меньше, чем требуемая средняя скорость истребителя танков по проселку. Неудачей закончилась и идея создания специального гусеничного шасси L.S.K., которое разрабатывалось Krupp как «носитель вооружения».
Вместе с тем, рейхсвер постепенно вырабатывал требования к истребителю танков, и он становился крайне специфичным. На то, что потом немцы выпускали во время войны, данная машина не была похожа от слова совсем. Немецкий истребитель танков предполагался как быстроходная машина на танковом шасси, имеющая вооружение в башне кругового вращения. Таковым был Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette. Больше напоминавшая танк, на базе которого ее создали, данная боевая машина в полной мере отражала требования немецких военных того периода. Обладающая высокой подвижность и высокой маневренностью огня, такая САУ вполне вписывалась в идеи, рожденные еще в 1926 году. Правда, базовое танковое шасси подвело, поэтому Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette так и осталась в единственном экземпляре. Тем не менее, саму по себе идею скоростного башенного истребителя танков признали верной.
К теме башенных истребителей танков немцы вернулись ближе к концу 1934 года. К тому моменту власть в Германии подмяли нацисты, не скрывавшие своих военных амбиций. Немецкая армия, разумеется, восприняла Гитлера и его идеи с одобрением, особенно с учетом того, что уже не требовалось скрывать деятельность по разработке новых видов вооружения. Происходило всё это на фоне слухов о наличии у французов новых, более тяжелых и защищенных тяжелых танков, которые именовались как Char 3C и Char D. Казалось бы, в такой ситуации самым разумным решением должна стать разработка своих тяжелых танков с мощным вооружением. Но вот в чем парадокс: даже после того, как началась разработка тяжелых танков D.W., а также более поздних VK 65.01, их вооружение предполагалось как орудия калибра 75-105 мм с длиной ствола 20-24 калибра. Была и одна длинноствольная система, но она быстра ушла в небытие. Для борьбы с танками, которые на самом деле являлись плодом воображения немецких военных, создавались специализированные истребители танков.
То, как видели роль таких машин на поле боя, хорошо видно по документу, датированному 20 октября 1935 года. Его главным идеологом являлся Освальд Лутц, инспектор моторизованных частей и один из создателей немецких танковых войск. Собственно говоря, именно Лутц, а никакой не Гудериан, являлся отцом-основателем немецких танковых войск в том виде, какими они являлись к началу Второй мировой войны. Так вот, по его мнению, моторизованные части вермахта следовало оснащать быстроходными истребителями танков, которые действовали бы, подобно торпедным катерам. Предполагалось иметь два типа подобных «сухопутных шнельбутов». Первый, более легкий вариант, оснащался 37-мм противотанковыми пушками повышенной баллистики. Главной же грозой французских тяжелых танков являлся аппарат, изначально именовавшийся как 7,5 cm Kanone auf Selbstfahrlafette (leichter geländegängiger Zugkraftwagen). Данная машина получала 75-мм орудие типа 7.5 cm Feldkanone 16 n.A., имевшее начальную скорость снаряда 650 м/с. Такое орудие вполне могло поражать, на дистанции 700 метров, броню толщиной 61 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. Данных характеристик более чем хватало для поражения любого типа типа танков того периода.
В случае с обоими «сухопутными шнельботами» предполагалось использовать шасси полугусеничных тягачей. Данные машины были созданы под руководством Генриха Книпкампа, который работал в 6-м отделе Департамента Вооружений. Созданная им конструкция была «размножена» в виде целого семейства тягачей грузоподъемностью от 1 до 18 тонн. Причем речь шла не о каком-то грузовике с гусеничной тележкой, а скорее гусеничной машине с дополнительной парой колес, которые увеличивали длину базы и использовались для маневрирования. Машины довольно сложные, но удачной конструкции и подвижные. В случае с 7,5 cm Kanone auf Selbstfahrlafette (leichter geländegängiger Zugkraftwagen) было решено использовать шасси на базе тягача Krauss-Maffei M l 4. Данное шасси с 1934 года стали выпускать на Büssing-NAG под индексом BN l 4. По совпадению, этот самый тягач изначально использовался для таскании той самой 7.5 cm Feldkanone 16 n.A. Правда, требования на истребитель танков сразу должны были навести на определенные мысли. Дело в том, что Лутц ожидал скорость порядка 70 км/ч, а BN l 4, да и его последующее развитие, известное как Sd.Kfz.6, разгонялось максимум до 50 км/ч.
Работы по машине, получившей обозначение 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, разделились на две части. Büssing-NAG отвечала за шасси, а вооружение и броневой корпус становились головной болью Rheinmetall-Borsig. Для 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 было создано специальное шасси, получившее обозначение BN l 6(H), ставшее чем-то средним между 4-катковым BN l 5 и 6-катковым BN l 8. Машина имела 5 опорных катков на борт, располагавшихся в шахматном порядке, впрочем, имелись и более существенные отличия. Во-первых, силовую установку (100-сильный Maybach NL 38 TUK) перенесли в кормовую часть машины. Во-вторых, место механика-водителя перенесли максимально вперед. В-третьих, машина получила торсионную подвеску.
Всё это было сделано для одной простой цели. На шасси BN l 6(H) ставился бронекорпус, чем-то напоминающий немецкие бронетранспортеры. Броневая защита была вполне приличной — до 20 мм. Борта корпуса делались с рациональными углами наклона, причем они расширялись снизу вверх. Сделано это было неслучайно: на крыше корпуса ставилась башня, в которой размещалось 75-мм орудие, созданное на базе 7.5 cm Feldkanone 16 n.A. Длина ствола выросла до 40,8 калибров, а начальная скорость до 685 м/с. Башня имела круговое вращение, а также углы наклона в вертикальной плоскости от -9 до +20 градусов.
Если судить по характеристикам, получалась очень даже приличная боевая машина даже по меркам середины Второй мировой войны. Причем она не выглядела техническим волюнтаризмом, как в случае с более легким истребителем танков 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70. Конечно, башня тоже была скорее «ширмой» для орудийной установки, которая покоилась на специальном основании, крепившемся к раме. Вот только машина получилась больше, а удобства расчета повыше. По крайней мере, обошлись безо всяких извращений вроде пулеметного вооружения.
Надо сказать, что Büssing-NAG и Rheinmetall-Borsig со своим самоходом задержались. На Rheinmetall-Borsig отправили несколько шасси BN l 6(H), но с ними явно что-то не задалось. На сегодняшний день известен финальный вариант 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, получивший также приставку Modell 1. Снимки ее датированы 1 августа 1938 года, и к тому моменту работы по машине завершались. Судя по всему, шасси оказалось перегруженным. Самое же интересное, что к тому моменту Büssing-NAG и Rheinmetall-Borsig работали над новой версией 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8. Больше того, как раз к 1 августа 1938 года был готов полноразмерный макет машины.
В основе новой версии 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 лежало переработанное шасси модели BN l 8. Аналогично BN l 6(H), мотор перенесли назад, а место механика-водителя сместили вперед. Подвеску менять не пришлось, поскольку у BN l 8 она уже была торсионной. Переработанное шасси получило обозначение BN 10 (H). Корпус стал ниже, за счет чего удалось снизить боевую массу до примерно 6 тонн. Таким образом, удельная мощность второго варианта 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 была весьма близка к оптимальным 20 л.с. на тонну. Конечно, 70 км/ч не получилось, но 60 машина достигла. Всего Büssing-NAG построил 3 таких шасси.
Окончательно облик второго варианта машины сформировался летом 1939 года, а саму машину закончили в январе 1940 года. Отличалась она не только шасси. Боевое отделение также весьма существенно доработали. Аналогично корпусу, высоту башни снизили, орудие получило двухкамерный дульный тормоз, а сзади появилось специальное устройство для выброса гильз. В общем и целом, можно сказать, что тот самый шнельбут, о котором грезил Лутц, построили, но судьба его уже была предрешена. По сути данный экземпляр являлся скорее финализацией темы.
Конечно, на испытания машина попала, но правда жизни заключалась в том, что еще с 1936 года Büssing-NAG и Rheinmetall-Borsig работали над новым вариантом машины. Что же касается 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8, то их построили 3 штуки, из них известно фотографии 2 машин. В отличие от бестолкового 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, машина получилась не самой плохой, но, во-первых, поздновато, а во-вторых, наверху уже думали о чисто гусеничных «самоходных лафетах». По иронии судьбы, прямой аналог 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 всё же появился, был в серии и даже повоевал, причем довольно долго. Но назывался он 75 mm Gun Motor Carriage M3. Американская машина была не столь совершенна, но зато там не стали тянуть резину, а также заниматься перфекционизмом.
Список источников:
-
-
- Die Halbkettenfahrzeuge des deutschen Heeres 1909-1945, Walther J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1989
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004
- US NARA
-