Юрий Пашолок. Штурмовой эксперимент на шасси Pz.Kpfw.III
Фронтовая переделка Pz.Kpfw.III, иногда именующаяся как 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf)
Немцы в годы Второй мировой войны отличились, в хорошем смысле этого слова, на нескольких направлениях, связанных с танкостроением. Для начала, они очень быстро оценили потенциал самоходной артиллерии. До войны их попытки создания самоходных артиллерийских установок вызывали скорее смех и удивление. Боевые машины у них получались, как минимум, довольно странными, при этом порой поставленные, с точки зрения тактико-технических требований, ТТХ выглядели нереальными. В результате к началу Второй мировой войны скоростных истребителей танков немцы не получили, но в таковые записали машины, изначально создававшиеся как истребители ДОТ-ов. Так вот, немцы очень быстро исправились. Уже к весне 1940 года они запустили в серию два типа САУ — истребители танков, а также «штурмовики». Оба типа машин базировались на шасси Pz.Kpfw.I, как единственной «вакантной» базы. Показали они себя вполне эффективными машинами, но, как не странно, на некоторое время работы застопорились. В 1941 году наблюдалась существенная просадка в работе по САУ, а за ней последовал мощный рывок, случилось это в 1942 году.
Вторым пунктом, которым немцы отличились в положительную сторону, стало широкое применение импровизаций, часто доходивших до объемов заводского производства. Еще во Франции немцы отличились на ниве всевозможных переделок колесной и гусеничной техники в импровизированные боевые машины. Очень быстро они начали мудрить различные самоходы и на трофейной базе. И если попытки «заводской» переделки Renault R 35 силами Alkett породили крайне неоднозначную боевую машину, то 105-мм гаубичные САУ 10.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e), созданные Альфредом Беккером на шасси трофейных Light Tank Mk.VI, оказались вполне неплохими машинами. В дальнейшем подобные переделки поставили на поток, и чем дальше шла война, тем больше их становилось. Немцы в принципе старались выжать из старых шасси максимум. Это и плюс, и минус одновременно. Очевидным плюсом было использование готовой базы, которая уже имелась, а минусы — это зачастую перегруз шасси. Да и с точки зрения удобства обслуживания например, специально построенное из агрегатов Т-70Б шасси СУ-76М, например, было не в пример лучше Marder III. У немцев получался либо хороший доступ к мотору, но расчет сидел на МТО, либо плюс-минус сносное боевое отделение, но чтобы добраться до мотора, требовалось разобрать полмашины. Тем не менее, рациональное использование имеющихся шасси точно можно поставить немцам в плюс.
Одним из мест, где немцы относительно широко применяли САУ, в том числе и конверсионные, стала Северная Африка. Наиболее активно это происходило в 1942 году. Имелись среди них и штурмовые САУ. Помимо 15 cm sIG 33 B Sfl, разработанной на переработанном шасси Pz.Kpfw.II, существовали и другие боевые машины с похожим вооружением. Среди них имелась, например, 15 cm sFH 13/1(Sf) auf Geschützwagen Lorraine Schlepper (f), разработанная Альфредом Беккером на базе трофейных французских транспортеров Lorraine 37 L. Машина весьма спорная по характеристикам, но тут уже скорее вопросы к шасси. Так вот, среди этих САУ затесалась еще одна, местного изготовления. Речь идет о боевой машине, которую условно именуют как 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf). Это была удачная попытка скрестить шасси Pz.Kpw.III и кусок боевого отделения 15 cm sIG 33 B Sfl.
В случае с механизацией 15 cm sIG 33 и подобных ей орудий немцы достаточно долгое время вытворяли странные вещи. Помимо того, что в боевое отделение пихали либо орудие целиком, вместе с колесами, либо с неизменным лафетом, постоянно имел место перегруз. И если с 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B это объяснялось тем, что использовалось шасси без переделок, то 15 cm sIG 33 B Sfl вызывает некоторое недоумение, скажем так. Шасси этой машины переделывали, поставили более мощный мотор, и всё это для того, чтобы получить, в итоге, боевую массу 16 тонн и удельную мощность меньше 10 л.с. на тонну. Как это инженерам Alkett удалось, не очень понятно, но факт остается фактом. Смех происходящего заключается в том, что даже переделка машины не сделала ее особо просторной. Да и боезапас составлял какие-то смешные 10 выстрелов.
На европейском ТВД или на советско-германском фронте эта проблема ощущалась, но относительно локально. Совсем иначе дела обстояли дела в Северной Африке. Именно как штурмовая САУ 15 cm sIG 33 B Sfl тут была не нужна. Домов, куда машина могла «плюнуть» прямой наводкой, имелось крайне ограниченное количество, подобные машины действовали как более подвижные варианты sIG 33. А вот с подвижностью, особенно по песку, дела обстояли не очень. Всё это, в полной мере, ощутили самоходчики 708-й моторизованной батареи sIG, в феврале 1942 года оказавшиеся в Северной Африке. Формально они оказались приписаны к пехотной части, но 90-я легкая дивизия такой была весьма условно. В состав дивизии, с 1942 года, входил 190-й танковый батальон, а в апреле 1942 года тужа же попала и 707-я моторизованная батарея sIG. Так вот, в конце мая 1942 года последовало сообщение, что обе батареи 15 cm sIG 33 B Sfl небоеспособны. Основными причинами такой ситуации стали технические неисправности.
Герой данного материала родился, судя по всему, в июле 1942 года. По состоянию на 1 августа 1942 года числилось уже не 12, а 11 самоходок 15 cm sIG 33 B Sfl. Одну из них списали с концами, а дальше за дело взялись суровые немецкие сварщики. Так сложилось, что на СПАМ-е имелся Pz.Kpfw.III Ausf.H, с целым шасси, но, вероятнее всего, башня была выведена из строя. Сложились идеальные условия для фронтового творчества, которое породило крайне интересный эрзац. Обозначение 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf) было условным, оно всего лишь означало, что на шасси Pz.Kpfw.III взгромоздили верхнюю часть от 15 cm sIG 33 B Sfl.
Рецепт изготовления 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf) оказался довольно простым. У базового танка срезали крышу подбашенной коробки и убрали установку курсового пулемета. Далее к штатным бортам привалили борта рубки 15 cm sIG 33 B Sfl вместе со штатными креплениями ЗИП, а также большого инструментального ящика. Следующим этапом стала установка орудия 15 cm sIG 33, которое, как и на базовой машине, поставили вместе со штатным лафетом. Это несколько усложнило жизнь механику-водителю, но ничего, на фоне происходившего в отделении управления 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B не всё так плохо. После установки орудия стали «обшивать» лобовую часть рубки. В чистом виде поставить лобовую часть рубки не получилось бы, потому что шасси Pz.Kpfw.III банально шире.
Результатом стала крайне интересная машина, аналогов которой у немцев попросту не имелось. По соотношению подвижности, просторности боевого отделения и удобства работы 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf) превосходила все немецкие САУ аналогичного типа. Вместо штурмовой машины получилась скорее подвижное пехотное орудие, отлично подходящее на роль средства огневой поддержки. Боевая масса явно не превышала обычный Pz.Kpfw.III, а боезапас как минимум не уступал 15 cm sIG 33 B Sfl. В дальнейшем на САУ поставили те же укладки, что имелись у донора. Какой боекомплект был по итогам, неизвестно, но внутренние объемы боевого отделения явно позволяли загрузить больше 10 выстрелов.
Боевая карьера 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf) окутана мраком, тут можно разве что транслировать ее на боевой путь 708-й моторизованной батареи sIG. Летом 1942 года боевые возможности батареи были в принципе под большими сомнениями. 15 cm sIG 33 B Sfl показали себя с самой худшей стороны. После некоторых мытарств батарею включили в состав 21-й танковой дивизии, где они взаимодействовали со 104-м полком моторизованной пехоты (панцергренадерами). Случилось это в сентябре 1942 года. На то, что машина была именно в этой батарея, прямо намекает и отчет по использованию 15 cm sIG 33 B Sfl, датированный 17 октября 1942 года. В нем шасси САУ подвергли жесткой критике, прямо указав, что нужно то же самое, но на базе Pz.Kpfw.III. Была ли она потеряна к декабрю 1942 года, неизвестно.
Сама по себе идея установить 15 cm sIG 33 на ремонтное шасси Pz.Kpfw.III оказалась верной. В отличие от StuIG 33, которая произвела на части не самое лучшее впечатление, подвижная sIG 33 вполне могла стать хорошим дополнением как подвижное средство поддержки огнем. 15 cm sIG 33 auf Fgst. Pz.Kpfw.III (Sf) получилась явно ниже Grille, да и ремонтные шасси Pz.Kpfw.III вполне имелись в наличии. Увы (а точнее к счастью), немцы сами не поняли своего счастья. Поэтому машина так и осталась в единичном экземпляре.
Список источников:
- Nuts & Bolts Volume 44: 15 cm s.I.G. 33 auf Fgst. Pz.Kpfw. II, III and Sturminfanteriegeschütz 33, Joachim Baschin, 2021
- eBay
- Фотоархив автора