Рассказ о немецкой самоходной артиллерийской установке StuG III Ausf.D, восстановленной английским коллекционером Джоном Филипсом
Реставрация старой военной техники, особенно бронетанковой, является непростым занятием. Особенно это касается немецкой бронетанковой техники. Недавно промелькнул комментарий, мол, некоторые принципиально не занимается «немцами». Немного зная ситуацию, можно только ухмыльнуться. Откровенно говоря, ими и занимаются очень немногие. Ели уж отечественные военные машины у нас отличаются сомнительной реставрацией, чего про немецкие говорить. Кроме того, военная техника — это частичка истории. Тех, кто на ней воевал, по большей части уже давно нет в живых. Остается история, а если ее не сохранять, будет как с Первой мировой войной. Когда машин, соответствующей технике Русской Императорской Армии, 2-3 штуки на всю страну.
Среди образцов техники времен Второй мировой войны, которые дожили до наших дней, есть такие, по которым известна их история. Иногда она оказывается довольно бурной. В полной мере это касается героя данного материала. Речь идет о немецкой самоходной артиллерийской установке StuG III Ausf.D, одной из трех короткоствольных САУ данного типа, воевавших в Африканском корпусе.
В мае 1940 года немецкая армия стала первой, применившей в бою штурмовую артиллерию. Sturmgeschütz, детище Эриха фон Манштейна, создавалась как средство поддержки пехотных частей. В отличие от танков, которые действовали самостоятельно, штурмовые орудия являлись средством непосредственной поддержки. То есть речь шла не просто о бюджетной версии танка поддержки (Pz.Kpfw.IV), а концептуально иной идее. Sturmgeschütz была более защищенной, она имела более низкий силуэт. Кроме того, дивизионы штурмовой артиллерии хорошо себя показали в ходе скоротечной французской кампании. Это стало сигналом для развертывания новых дивизионов.
Несмотря на столь удачный опыт, имелся один театр военных действий, где StuG почти не применялись. Речь идет о Северной Африке. В составе Африканского Корпуса их попросту не имелось. Причины стоит искать в том, что Роммеля держали на голодном пайке. Африканскому Корпусу постоянно не хватало танков, чем отчасти объяснялось, почему англичан не раскатали в 1941 году. Тут бы обычных танков отсыпали, не то, что штурмовых САУ.
Сама по себе концепция штурмовой САУ для африканского ТВД вполне работала. Об этом красноречиво говорит ситуация вокруг Semovente Da 75/18, итальянской штурмовой САУ. Концептуально она повторяла идею Sturmgeschütz, при этом ее применение в Северной Африке оказалось вполне успешным. Тем не менее, StuG в Северной Африке появились только в начале 1942 года. Более того, само их применение оказалось крайне специфичным.
В составе немецких войск было подразделение «Бранденбург-800», известное по диверсионным миссиям. Переодевание в форму Красной Армии и прочие похожие действия — почерк «Бранденбургеров». 1 июля 1941 года в Потсдаме были сформированы 287-я и 288-я боевые группы особого назначения. Предназначались они специально для боевых действий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Изначально они должны были действовать в Ираке, но пока «африканские бранденбургеры» готовились, Ирак вывели из игры. 287-я группа в Африку не попала, а вот у 288-й история оказалась очень интересной.
z.B.V.288, как и «Бранденбург-800», занималась диверсионной деятельностью, но оказалась усиленной. Помимо всего прочего, в ее составе имелось и 3 штурмовых орудия StuG III Ausf.D, с номерами шасси 90678, 90681 и 90683. САУ изготовили на Alkett в июле 1941 года, первоначально их направили в Грецию, а далее они оказались в составе z.B.V.288. В Северную Африку все три САУ попали в начале 1942 года. Первым их боевым применением стала битва при Бир-Хакейме в конце мая 1942 года. В ходе нее одна САУ оказалась захвачена, позже ее оттащили в тыл. Судя по всему, речь идет о САУ с номером шасси 90678.
Специфика использования бронетанковой техники в Северной Африке сильно повлияла на внешний вид САУ из состава z.B.V.288. Уже к маю 1942 года машины получили крепления под запасные канистры с водой и топливом в кормовой части корпуса. Также на правом борту рубки появилось крепление для двух запасных опорных катков. К осени 1942 года появилось крепление для запасного опорного катка с левой стороны рубки. Еще одним изменением стало появление дополнительных воздушных фильтров, выведенных из воздухозаборников.
В такой конфигурации оставшиеся в составе z.B.V.288 САУ дожили до битвы при Эль Аламейне. В ее ходе диверсанты окончательно лишились самоходных артиллерийских установок. САУ с номером шасси 90683 также утащили в тыл. Как и предыдущий трофей, машину отправили в Англию для изучения. Куда дальше делась САУ 90683, неизвестно, а машина с номером шасси 90678 обнаружилась на стрельбище в Пирбрайте, графство Суррей. Оттуда расстрелянную машину удалось вытащить, после чего ее приобрел английский коллекционер Кевин Виткрофт.
Следующим владельцем останков САУ стал Джон Филипс. Ему достался разбитый корпус с некомплектной рубкой и остатками ходовой части. Реставрацию машины он начал в мае 2013 года. Сразу было понятно несколько моментов. Про восстановление «до болтика», как это любят сетевые перфекционисты, не шло и речи. Особенно что касается моторно-трансмиссионной группы. На моторы и коробки передач на Pz.Kpfw.III/IV и САУ на их базах длинная очередь. Ценник такой, что сравнится с общим бюджетом. Поэтому был выбран путь восстановления внешнего вида.
По мере возможности подкупались родные детали, говорить о том, что это реплика, и в голову не придет. Даже пушку Филипсу удалось найти настоящую. Вместе с тем, пришлось идти на определенные условности. Особенно это касалось мотора с трансмиссией. Взяли их от английского БТР FV432. Ирония судьбы в том, что FV432 активно используют как базу при создании макетов Pz.Kpfw.III и StuG III, ходовая часть похожая. Была проведена большая работа по восстановлению корпуса и башни. В качестве ориентира при создании «обвеса» была взята машина с номером шасси 90683.
Реставрация САУ длилась более трех лет. Закончили ее в июне 2016 года, а далее был тур по целому ряду военно-исторических мероприятий. Первым стало шоу The War and Peace Revival в графстве Кент. Работу Филипса оценили по достоинству: он получил приз за лучшую гусеничную машину шоу. Дальше было еще несколько региональных фестивалей, шоу Militracks-2017 в Оверлоне, а потом еще раз The War and Peace Revival. Там мне удалось увидеть данную машину. С Филипсом мы немного переписывались по его другому проекту — Marder III, который он делал из шасси шведского БТР Pbv 301 (а его сделали из шасси Strv m/41).
Следует отметить один важный момент. У нас вообще слишком развитый максималисм и каждый второй является анонимным реставратором военной техники. Но если мы немного своё самомнение сдуем и начнем смотреть на мир нормальными глазами, выяснится, что мир реставрации техники разнообразен. Есть реставрация «до винтика», это очень редкий случай, причем эксперты с интернетов чаще всего всё равно недовольные. Есть «военная» реставрация, часто бессмысленно-беспощадная. А есть «игровые» машины. Чаще всего они собраны из кусков, имеют неродные моторы, есть некоторые недочеты по мелочам. Но при этом сама «коробка» сделана хорошо, а главное, они хорошо ездят.
Работа Филипса как раз относится к такой «игровой» категории. Можно придираться к фарам, мелким деталям, но машина слегка про другое. Примерно как реставрация бронетехники в Музее Техники Вадима Задорожного. В данном случае еще один плюс заключается в исторической ценности экземпляра, возвращенного к жизни. Известно, как САУ выглядела, а также в каком подразделении воевала. Тут уже не просто «игровая» машина, а частичка истории, один из участников битвы при Эль-Аламейне.
Основная часть условностей при реставрации была допущена по причине того, что детали очень трудно достать. Всё напрямую зависит от того, какие запчасти удастся найти. Это в России, например, огромных проблем с поддерживающими катками Pz.Kpfw.III нет. Они периодически попадаются. В данном же случае частично были взяты поддерживающие катки от поздней версии StuG 40 Ausf.G, более поздними оказались и часть других деталей. Есть условности и со светотехникой, а также другими мелкими деталями. Также есть существенное отличие и по звуку двигателя. Maybach HL 120 звучит совсем иначе.
Тем не менее, главного результата добиться удалось. Во-первых, получилось восстановить машину с интересной историей. Во-вторых, ее внешний вид вполне соответствует StuG III Ausf.D из 288-й боевой группы особого назначения. За счет использования более-менее современных агрегатов эксплуатация такой машины проще. «Полноценные» танки и САУ того периода гоняют куда реже, поскольку запчасти огромная редкость.
Надо сказать, что и судьба восстановленной машины оказалась вполне логичной. Ныне она находится в коллекции DriveTanks.com, штат Техас, США. Она специализируется на шоу, в том числе с участием танков и артиллерии времен Второй мировой войны. Для подобных дел, в том числе, и реставрируют «игровые» машины. Гонять бы раритет на родном моторе никто бы не стал, обслуживание выйдет дороже.
Список источников:
- STUG III Ausf. D Sd.Kfz.142, Wojciech J. Gawryc, Armor PhotoGallery Volume No.10, Model Centrum Progres, 2004
- http://stug3restoration.blogspot.com
источник: https://dzen.ru/a/ZGZgXKCh70KHBIlf