Юрий Пашолок. Шапочка из брони, или смотровая башенка на французских танках межвоенного периода
Вопросы обзорности из танков остаются актуальными и в наше время. Чего уж говорить о первой половине XX века, когда танки только развивались. Поначалу, разумеется, речь шла исключительно о смотровых щелях, которые, как правило, защищались изнутри задвижками. Другой вопрос, что такие приборы наблюдения давали очень плохой обзор. Неудивительно, что противник часто подбирался к танкам вплотную, а экипаж его банально не видел. Так что еще в годы Первой мировой войны начались работы в направлении улучшения обзорности. Прежде всего, это касалось обзора из башни, которой, кстати говоря, изначально на танках не было.
Первыми, кто поднял вопрос обзорности из башни, стали французы. На Renault FT, первом в мире серийном танке, который получил башню, впервые реализовали такой элемент, как командирская башенка. Она получила по периметру смотровые щели, которые обеспечивались плюс-минус сносный обзор. В дальнейшем основная масса французских танков также получала смотровые башенки, что, впрочем, не гарантировало очень хорошую обзорность. Связано это оказалось с особенностью конструкции смотровых башенок, которые проектировались французскими инженерами в 30-е годы.
Началось всё с башни ST2, которая разрабатывалась Schneider для танка Char D1. Сами ли они это придумали, или тут привет STCC (Section Technique des Chars de Combat, техническая секция по танкам), но на этой башне, которая далее оказалась основной для Char D1, впервые реализовали чисто французскую концепцию смотровой башенки. Условно ее, конечно, можно называть командирской, но башня была одноместной, поэтому командир оказывался человеком-оркестром.
Самое главное, что использоваться она могла только для улучшения обзорности. Если ST1 и ST2 имели на крыше люк, то тут сделали литую выпуклую конструкцию, в которую командир просовывал голову. Своеобразная литая шапочка, со смотровой щелью, прикрытой бронезаслонкой. Делалась эта самая башенка с круговым вращением, благодаря чему командир мог обозревать окрестности.
Конструкция, надо сказать, крайне сомнительная. Дело в том, что щель была ровно одна, так что для обзора командир был вынужден вращать барабан. Это не говоря о том, что смотровая щель давала крайне небольшой сектор обзора. Но французским военным понравилось, или кто-то из STCC лоббировал эту штуковину. Так или иначе, но когда APX проектировала башни для французских легки и средних (а позже и тяжелых) танков, то там тоже появилась аналогичная шапочка. Наиболее массовой среди них стала башня APX-R, разработанная для легкого танка Renault R 35, а затем перекочевавшая и на Hothckiss H 35. Смотровая башенка имела полусферическую форму со смотровым прибором впереди и приподнимающейся вверх заслонкой.
Похожая конструкция была разработана всё той же APX для Char B1, Char D2, а позже и для SOMUA S 35. Речь идет о башне APX-1 и ее вариациях. Впрочем, на сей раз конструкция оказалась не столь бестолковой, а главное, что это уже получилась не система с щелью, прикрытой бронировкой. На практике смотровая башенка APX-1/APX-4 была весьма сложной системой. Она имела вытянутую форму, а главное, что за смотровыми щелями скрывался бинокулярный смотровой прибор. Если пуля или шальной осколок попадал в щель, то он сталкивался с прибором, а за ним скрывалась перегородка.
Впрочем, по эффективности данная башенка недалеко ушла от APX-R. Прибор был всего один, почему всё равно требовалось данную шапочку вращать. Между тем, логика подсказывала, что проще вращать головой и смотреть в несколько приборов. Неспроста французские военные с таким интересом посмотрели на башню FCM 36. А на башне AMX-38 появился перископический прибор наблюдения MK-IV.
О том, что идея получилась не очень, говорит и то, как далее поступили с данными башенками немцы. Они банально их срезали, полностью, либо частично. Это позволило сделать сверху вращающийся вокруг своей оси двухстворчатый люк. Всяко лучше, чем башенка из фольги, непонятно как работающая.
источник: https://dzen.ru/b/ZveVyDgV3EPWNdck