Юрий Пашолок. Шахматный эксперимент на шасси Pz.Kpfw.III
История Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катков
Одним из важнейших элементов танка, от которого очень многое зависит, является ходовая часть. Зачастую именно она становилась причиной неудач целого ряда боевых машин, начиная с самых первых. Идея того, что обычный трактор может стать базой для танка, оказалась ошибочной. Особенно с этим наелись американцы, которые в 20-х годах пытались увеличить подвижность за счет более мощных моторов. Ничего путного из этой затеи не получилось. Ничуть не меньше страданий было и у других стран, включая и Германию. Можно сказать, что немцы настрадались едва ли не больше всех. С ходовой частью на танках 20-х годов у них была реально беда, причем одним из главных источников бед являлся 6-й отдел департамента Вооружений. А если быть более точным, Генрих Книпкамп. Нет, это не вредитель, у американцев ровно таким же был Гарри Нокс. Монополизация работ по ходовой части часто приводила к плохим результатам, а у немцев, как и у американцев, ситуация выглядела именно так.
Ожесточенные попытки некоторых производителей противиться идеям Книпкампа заканчивались по-разному. Одним это не удалось, другие (MAN и Krupp, а позже и Porsche K.G.) всё же смогли продвинуть свои наработки в серию. Но в основном всё шло по прямой линии партии, со всеми граблями, встречающимися на пути. В полной мере это можно видеть на среднем танке Z.W. (Pz.Kpfw.III). Сама-то идея свечной подвески была неплохой, но рассчитали ее под одну массу, а получилась другая. Уже на испытаниях первого опытного образца проблемы с подвеской вылезли в полной мере. Ну а далее начались мучения с рессорами. В конце-концов, проблему решили с помощью Porsche KG, там разработали торсионную подвеску. Но тут Книпкамп снова влез в процесс со своими идеями. Базировались они на опыте создания полугусеничных тягачей. Проблем на модернизированном танке, получившем индекс Z.W.38, хватало по коробке передач, но и ходовую часть пришлось дорабатывать.
Z.W.38, массовая версия Pz.Kpfw.III, на производство вставала довольно сложно. Первые проблемы вылезли в ходе испытаний, начавшихся с некоторым опозданием. Выяснилось, что идея траков с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами оказалась неудачной. Эти траки хорошо работали на полугусеничных тягачах, но не подходили для танков. Также скорости выше 40 км/ч оказались противопоказаны опорным каткам. Поэтому 70 км/ч танк мог развивать недолгое время. Выявленные проблемы было решено решать по ходу поступления. Впрочем, еще в конце 1937 года впервые был использован индекс Z.W.40. Изначально он предполагал установку более мощных моторов, прежде всего 19-литрового Maybach HL 190 (400 л.с. при 2400 об/мин), но далее приоритеты изменились. В сентябре 1939 года под Z.W.40 стали подразумевать Pz.Kpfw.III с измененной ходовой частью. И вот эта версия стала даже условно серийной.
Тот Z.W.40, который все знают, появился не сразу. Метало его ничуть не меньше, чем первый немецкий тяжелый танк 30-х — D.W. Изначально он также предполагался с обычными опорными катками (то есть не «шахматами»), а также траками с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Но что-то пошло не так. Вот и Z.W.40, изначально создававшийся с опорными катками диаметром 535 мм, прожил недолго. Польская кампания сентября 1939 года лишний раз выявила проблемы с опорными катками. Именно с этого момента и стоит давать отсчет идее с установкой опорных катков большого диаметра. Они также перекочевали с полугусеничных тягачей, правда, уже без тех самых траков. Поначалу речь шла о схеме, чем-то напоминающей Z.W. в исходном виде, но далее, скорее всего ближе к весне 1940 года, появились широко известные «шахматы». Идея эта также пришла с тягачей. Смысл шахматного расположения опорных катков лежал на поверхности. Это позволяло получить большую площадь контакта с поверхностью при той же длине опорной поверхности.
Контракт на изготовление переработанной ходовой части получил FAMO (Fahrzeug- und Motoren-Werke GmbH) из Бреслау. Выбор немного странный, но только если не знать некоторые моменты. Во-первых, известный по строительству колесных и гусеничных тракторов завод освоил выпуск наиболее тяжелого полугусеничного тягача — Sd.Kfz.9. Во-вторых, с Daimler-Benz Книпкамп поругался, более того, немецкий промышленный гигант выбил для себя возможность самостоятельно разрабатывать танк VK 20.01 (D). В Бреслау же к этим дрязгам относились спокойно, ибо они танки выпускали, а не разрабатывали. Тем более что основной продукцией был даже не Pz.Kpfw.III, а Pz.Kpfw.II. Самое интересное, что даже переделывали они не танк своего производства, а машину выпуска Alkett (Pz.Kpfw.III Ausf.G с номером шасси 65462).
К чести FAMO, получившуюся конструкцию просто адаптацией ходовой части Sd.Kfz.9 назвать невозможно. Это полностью новая разработка, причем грамотно проработанная. С каждого борта разместилось по 6 пар опорных катков, с чередованием 2 катков, идущих вместе, и 2, разведенных по сторонам. Конструкция «внешних» и «внутренних» катков отличалась. Диаметр опорных катков вырос до 850 мм, это позволило отказаться от поддерживающих катков. Ленивцы и ведущие колеса также поменялись, а заодно и траки. Теперь на каждый трак было по 2 гребня, которые «огибали» внутренние пары опорных катков. Наконец, в связи с переделкой ходовой части пришлось менять и эвакуационные люки. Всё это вписалось в габариты базового танка.
Следом за первым образцом последовал заказ на партию из 20 танков. Случилось это в октябре 1940 года, и снова брались не танки FAMO. В работу ушло последние 20 Pz.Kpfw.III Ausf.G выпуска Alkett, причем они отличались не только ходовой частью. Башни поставили от Pz.Kpfw.III Ausf.H. Строили их довольно долго, при этом, судя по всему, планов отправлять Z.W.40 на фронт не имелось. Машины изначально являлись экспериментальными. Дело в том, что уже вовсю шли работы по танкам семейства VK 20.0X, а на них как раз применялась подвеска с шахматным расположением опорных катков. Причем Daimler-Benz свой VK 20.01 (D) довел до стадии рабочего образца. Daimler-Benz считались во всём этом процессе ренегатами, а вот Krupp и MAN нет. Причем их проекты ВНЕЗАПНО имели те же самые 6 пар опорных катков на борт, только диаметр их был чуть побольше.
Как показали испытания, Z.W.40 с новой ходовой частью имели преимущество перед обычным Pz.Kpfw.III. Во-первых, проблема перегрева бандажей опорных катков исчезла, а танки всё еще комплектовались 10-скоростной полуавтоматической КПП Maybach Variorex 328 145. В итоге Z.W.40 был быстрее серийного танка. Во-вторых, проходимость у танка оказалась выше. Дальнейшие испытания в горах Австрии показали, что танк может идти по снегу глубиной до 65 см. По большому счету, ходовая часть FAMO была тем самым, что уже давно требовалось Z.W. Главная проблема состояла в том, что 6-й отдел Департамента Вооружений видел Z.W. уже скорее в гробу. Ибо предполагалась его замена на что-то еще. Итогом стало то, что дальше учебных частей Z.W.40 не пошел. Главным выхлопом из всей этой программы стала работа по «шахматам» для немецкого зверинца. Единичные машины даже дожили до конца войны, а далее их сдали в металлолом.
С улыбкой стоит заметить, что Книпкамп и его камрады сами не заметили своего счастья. Дело в том, что ходовая часть Z.W. была унифицирована со StuG III. Похоже, что никто в 6-м отделе Департамента Вооружений не догадался перенести на него ходовую часть FAMO, с расширенным хотя бы до 400 мм, траком. Это могло бы решить проблему с перегрузкой ходовой части машины. Возникла она еще в 1942 году. На тот момент поставить модернизированную ходовую часть было еще не поздно — скачок выпуска StuG случился в конце 1942 года. Переделанная ходовая часть вполне могла позволить нагрузить машину до 28 тонн. Но что случилось, то случилось.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.3-5 Panzerkampfwagen III Umbau, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2011
- Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994
- eBay
-