Юрий Пашолок. Сборный КВ с Поклонки

5

Юрий Пашолок. Сборный КВ с Поклонки

Рассказ о тяжелом танке КВ-1, который сейчас находится на открытой площадке Поклонки

У государственных военно-исторических музеев, с точки зрения экспозиционной составляющей, своя атмосфера. Особенно что касается предметного фонда, имеющего отношение к Великой Отечественной войне. Если музей достаточно старый, то у него изначально есть более-менее крупная коллекция в фондах. А вот те, что относительно новые, на старте имеют проблемы. Как раз такая ситуация сложилась с музеем на Поклонке, который постоянно меняет название. Сейчас это Музей Победы, когда автор материала там работал, он назывался Центральный Музей Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Поскольку музей по сути создавали в 90-е годы, он получал то, что осталось. По ряду позиций там много всего интересного. Но вот с военной техникой сразу имелись проблемы.

КВ "два в одном", нынешнее состояние

КВ «два в одном», нынешнее состояние

Такая непростая ситуация в полной мере отразилась на том, какие образцы техники присутствуют в музее, и как выглядят. Что-то, конечно, досталось в неплохом состоянии, но ряд машин — это наполовину макеты, со своими условностями. Причем такая ситуация сложилась по целому ряду причин. В полной мере это можно видеть на примере тяжелого танка КВ-1, который появился в музее относительно недавно. По большому счету, это полумакет, с некоторыми элементами, которых там быть не должно. Поскольку к этому имею некоторое отношение, поделюсь историей про данную машину.

Началось всё с башни КВ-1с с номером 660, которую на Поклонку притащил поисковый отряд В.В. Легкобыта

Началось всё с башни КВ-1с с номером 660, которую на Поклонку притащил поисковый отряд В.В. Легкобыта

Тяжелые танки КВ-1 в принципе оказались весьма невезучими. Судите сами: вроде бы танк был выпущен очень большой серией, а сохранилось их совсем немного. Вплоть до того, что некоторое время назад по числу сохранившихся КВ-1 (КВ-1с не в счет) у России и Финляндии был паритет. То есть по одному КВ-1 ленинградского выпуска и производства ЧКЗ. Со своими нюансами, но тем не менее. Сейчас, за счет того, что было поднято несколько КВ-1, плюс что-то восстановлено из кусков, в России стало существенно больше этих танков. Но от этого они не стали меньшей редкостью.

Эта же башня рядом с погибшим танком, июль 1944 года

Эта же башня рядом с погибшим танком, июль 1944 года

Такая ситуация связана с целым рядом факторов. Во-первых, к концу Великой Отечественной войны КВ-1 в принципе осталось немного. Пик их боевого применения пришелся на самый сложный период войны, что прямым образом повлияло на их выживаемость. Во-вторых, вскоре после окончания войны было принято решение оставить на вооружении только те образцы бронетанковой техники, которые имели адекватные ТТХ, а главное, имелись в больших количествах.

Обстоятельства гибели танка, из отчета 46-го Гв.ТТП

Обстоятельства гибели танка, из отчета 46-го Гв.ТТП

На начало января 1945 года всех КВ числилась 581 штука, их них 250 на ремзаводах. К концу войны их стало еще меньше, при этом имелось большое количество ИС-2, а весной 1945 года началось производство ИС-3. Лебединой песней КВ-1 стали бои августа 1945 года, а далее их начали потихоньку списывать. В Советской Армии старички оказались не нужны, посему их попросту отправляли в металлолом. Туда же отправились и КВ-1с, и те несколько десятков КВ-85, которые пережили бои конца 1943-первой половины 1944 года.

Роман Алымов и носовая часть КВ-1 из 6-й Гв.ТБр, 2009 год. Она и послужила базой для реставрации

Роман Алымов и носовая часть КВ-1 из 6-й Гв.ТБр, 2009 год. Она и послужила базой для реставрации

Результатом стало то, что осталось всего два КВ-1. Первый, выпуска конца 1941 года, находился на музейной площадке при НИБТ Полигоне, ныне он находится в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ. Второй, изготовленный в блокадном Ленинграде (на заводе №371), находится на памятнике в Ропше. Собственно, в том месте, где он был подбит. Таким образом выжило некоторое количество танков, которые, при других обстоятельствах, отправились бы в мартен. Ну а дальше стало вылезать эхо войны, например, три КВ-1, которые достали из Невы. Из них один является единственным ходовым КВ-1 на родных агрегатах.

Обстоятельства гибели данного танка

Обстоятельства гибели данного танка

Поклонка, как и любой уважающий себя крупный военно-исторический музей, давно хотела получить в свою экспозицию КВ-1. В том или ином виде это даже удалось сделать, правда, с рядом нюансов. Во-первых, не КВ-1, а КВ-1с, во-вторых, не танк, а башню. Принадлежала она танку с башенным номером 660 из состава 46-го Гвардейского тяжелого танкового полка, который погиб 16 июля 1944 года в районе реки Вуокси, Карелия. В музее башня оказалась благодаря поисковому отряду В.В. Легкобыта. Ее на скорую руку подлатали «кубинские деды», сделав, как обычно. То есть всё, что они приварили, можно смело выкидывать.

Корпус КВ-1 на стапеле, начало декабря 2009 года

Корпус КВ-1 на стапеле, начало декабря 2009 года

После того, как новым начальником отдела открытой экспозиции (той, что сейчас именуется Г.О.Р.А.) стал В.О. Рыжов, началась активная деятельность по пополнению музейной коллекции. До того почти 10 лет музей ничего не получал. Одной из первых тем стал КВ-1. Поскольку было понятно, что целый танк заполучить не удастся, решили идти другим путем. Для старта работ требовался хотя бы минимальный набор деталей, чтобы не делать макет на 100%. В данном случае это лобовая деталь корпуса, самая сложная и видовая. Далее к ней пристыковывались новодельные детали, которые собирались на каркасе.

Конструктив корпуса

Конструктив корпуса

В 2009 году такая деталь обнаружилась в реке Воря. В дальнейшем удалось определить, чей это танк. Скорее всего, принадлежал он 6-й гвардейской танковой бригаде (бывшая 1-я танковая бригада). К концу 1941 года, когда был выпущен данный танк (точно определить не удалось), на ЧКЗ уже стали ставить литые башни. Но, с большой долей вероятности, танк имел сварную башню, а его конфигурация напоминала КВ-1 из ЦМВС. Согласно имеющимся документам в базе «Памяти Народа», 18 апреля 1942 года КВ-1 съехал в реку и застрял, случилось это в районе деревни Ваулинки. Погибло трое членов экипажа.

Орудийная установка ЗИС-5. Да, башня могла быть, но руководство музея сэкономило

Орудийная установка ЗИС-5. Да, башня могла быть, но руководство музея сэкономило

Вытащить танк не удалось, он так и продолжил стоять в реке. Далее его подорвали и потихоньку резали. В ходе поисковых работ удалось вытащить лобовую деталь, в этом очень активное участие принимал Роман Алымов. Примерно в это время случился казус, связанный с серийным номером. Подрядчики нашли 4-значную цифру, которая начиналась с 5. А это номера танков Кировского завода. Дальше эта ошибка транслировалась на обвес машины. Чтобы сделать «красиво», подрядчик поставил имитацию экранов. По хорошему, если их срезать, то будет более-менее честно.

Начало апреля 2010 года, танк "поехал" на площадку

Начало апреля 2010 года, танк «поехал» на площадку

В дальнейшем, по ходу сбора элементов, удалось найти дополнительные детали, в том числе кормовые, довольно сложные для изготовления. При этом была выбрана схема, заранее обговоренная с руководством музея. Изначально делалось только шасси танка, на которое далее ставилась башня КВ-1с. Но как временное решение. В дальнейшем подрядчик должен был изготовить башню, причем именно такой конфигурации, как была на этом танке. То есть сварную, с 76-мм пушкой ЗИС-5. Таким образом, планировался не гибрид, а поэтапное строительство.

Видна имитация экранов, результат ошибки с серийным номером танка, который указали при подъеме машины

Видна имитация экранов, результат ошибки с серийным номером танка, который указали при подъеме машины

В начале декабря 2009 года корпус, уже в виде плюс-минус готового изделия (пока без кормового листа, прибыл на Поклонку. Сразу следует оговориться, что собирался он с расчетом, что это просто макет. Ездить он не должен, хотя от изначального проекта с опорами снизу удалось отказаться. Постепенно началась сборка вчистовую, с установкой ходовой части (ИС-овской), подобная схема является типичной для статичных экспонатов. Кроме того, началась сборка деталей башни.

В ходе досборки. В это время около модели крутились какие-то моделисты. Что-то промеряли. Плохо быть ими...

В ходе досборки. В это время около модели крутились какие-то моделисты. Что-то промеряли. Плохо быть ими…

К началу апреля 2010 года шасси КВ-1 было готово, оставалось только поставить мелочевку. Крылья и прочее ставилось уже на месте. Самое занятное, что да, танк не ходовой, внутри распорки для жесткости. Но всё же он поехал. До открытой площадки машина поехала на катках, ее за собой тянул ЗИЛ-157. Увы, к тому моменту контракт уже переиграли. Желание сэкономить (а заодно и нежелание делать КВ-1с) привело к тому, что проект башни, которая была частично собрана, был остановлен. Скорее всего, башня КВ-1 в Верхней Пышме — это части той самой башни.

7 мая 2010 года, на танк нанесли тактические знаки

7 мая 2010 года, на танк нанесли тактические знаки

В середине апреля танк уже был собран, на него установили гусеницы и башню. Готовились работа по установке крыльев и прочей мелочевки. И вот тут автор материала увидел смешную картину. К танку, минуя ограждение, полезли двое, один с рулеткой, второй с фотоаппаратом. Видимо, наивные люди слегка не понимали, что моделизм бывает разных масштабов. Гнать их никто, естественно, не стал, но самому интересно, чего они там намеряли. А в голове крутился анекдот «Палапанффо. Ну, таффай, таффай…».

За прототип взяли танк танк из состава 6-й гвардейской танковой бригады

За прототип взяли танк танк из состава 6-й гвардейской танковой бригады

К 9 мая танк уже был готов, оставалась последняя деталь — тактические знаки. Тут за дело взялась наша малярная бригада, а именно Андрей Карпов. Прототип долго искать не пришлось. В качестве такового был выбран КВ-1 выпуска ЧКЗ конца 1941-начала 1942 года, башенный 19, имя собственный «Непобедимый». Получилось символично, но тогда мы еще не знали, насколько угадали с тактическими знаками. Дело в том, что этот танк из состава той самой 6-й гвардейской танковой бригады. Так что знаки у машины вполне аутентичные.

Сильно позже выяснилось, насколько угадали с прототипом

Сильно позже выяснилось, насколько угадали с прототипом

Как можно заметить, изначально данный КВ-1 должен был выглядеть совсем иначе, но тут вылезли непреодолимые препятствия. Будет ли когда-нибудь Поклонка, или как ее еще будут называть после очередного переименования, делать башню? Всё может быть, но у меня лично сомнения. В принципе, сделать из этой машины более-менее аутентичный КВ-1 ЧКЗ можно, но для этого нужны средства, люди, а также сила воли (и некоторые болтающиеся органы). Пока ничего из этого там не наблюдается.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Память Народа
      3. РГАКФД
      4. SA-Kuva

источник: https://dzen.ru/a/ZwDni0qDal8CCKwS

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account