Юрий Пашолок. Самый защищенный средний самоход Второй мировой войны

15

Юрий Пашолок. Самый защищенный средний самоход Второй мировой войны

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-101 (Уралмаш-1), находящейся в Техническом центре парка «Патриот»

В годы Второй мировой войны самоходная артиллерия достигла пика своего развития. Выяснилось, что для поддержки пехоты нужны самоходные артиллерийские установки, как штурмовые, так и ведущие навесной огонь. В результате естественного отбора приоритетными стали «штурмовики», хорошо защищенные и ведущие преимущественно огонь прямой наводкой. Особенно это касалось Красной Армии, где штурмовые САУ стали самыми массовыми. Даже СУ-76М создавалась как легкий «штурмовик». Что же касается средних советских САУ, то во время войны выпускались исключительно штурмовые САУ, ставшие одними из лучших в классе.

Нынешнее состояние СУ-101

Нынешнее состояние СУ-101

Одним из итогов Великой Отечественной войны стало то, что ближе к ее концу у штурмовых САУ случился кризис развития. Танки догнали их по мощи вооружения, а особенность конструкции привела к тому, что случился перегруз носовой части корпуса. Такие проблемы испытывали все страны, выпускавшие «штурмовики». Одним из решений проблемы стала перекомпоновка с переносом боевого отделения. 27 апреля 1945 года на испытания вышел первый образец СУ-101, она же «Уралмаш-1». Эта САУ, ставшая самой защищенной в классе, дожила до наших дней. Стоит рассказать об этой машине подробнее, тем более что САУ получилась неординарной.

Броневая защита САУ держала в лоб бронебойный снаряд 8.8 cm Pak43/41

Броневая защита САУ держала в лоб бронебойный снаряд 8.8 cm Pak43/41

В Советском Союзе вопрос смены компоновки средних САУ был поднят летом 1944 года. 3 июля 1944 года на вооружение Красной Армии приняли СУ-100, получившую усиленную до 75 мм лобовую деталь корпуса, а также 100-мм орудие Д-10С. И то, и другое существенно повлияло на нагрузку передних опорных катков. Кроме того, большой проблемой стал вынос ствола орудия за габариты корпуса более чем на 3 метра. Решение проблемы оказалось очевидным — перенос боевого отделения в кормовую часть корпуса. В СССР такая компоновка использовалась не раз, но теперь речь шла о хорошо защищенном «штурмовике».

Современное состояние и конфигурация СУ-101 на начало испытаний

Современное состояние и конфигурация СУ-101 на начало испытаний

Первое упоминание о новой разработке датировано августом 1944 года. Одновременно работы шли по двум шасси — Т-34 и более перспективному Т-44. Всего 7 октября 1944 года было представлено 4 проекта, из них 3 с кормовым расположением боевого отделения. Четвертый, СУ-122-44, создавался скорее для подстраховки. В результате выбрали СУ-100М2, которая выгодно отличалась более легким и низким шасси. Альтернативой посчитали СУ-122-44, поскольку классическая компоновка выглядела менее рисковой с точки зрения разработки. Впрочем, уже к декабрю 1944 года оптимизм по поводу этой САУ поубавился. Главной причиной стало то, что СУ-100М2 получалась легче, а у Т-44 проблема с опорными катками была такой же, как и у СУ-100/Т-34-85. Уже к началу 1945 года СУ-100М2, которая, по результатам рассмотрения проекта перерабатывалась, осталась единственным реализуемым сменщиком СУ-100.

На СУ-101 пытались сделать мощную защиту бортов, рубки, от чего сильно пострадало внутреннее пространство боевого отделения

На СУ-101 пытались сделать мощную защиту бортов, рубки, от чего сильно пострадало внутреннее пространство боевого отделения

В практическую стадию работа по СУ-100М2 вошла 7 марта 1945 года. Переработанная версия проекта была утверждена под обозначением СУ-101, тогда же она получила индекс «Уралмаш-1». Помимо опытного образца САУ, к 1 мая 1945 года изготовлялся корпус, предназначавшийся для испытаний обстрелом. Также появилась и вторая опытная машина, которая сдавалась к 15 мая. Обозначалась она как СУ-102, она же «Уралмаш-2». Согласно исходному заданию, главным отличием СУ-102 становилась 122-мм пушка Д-25с. Ее появление было связано с тем, что Д-10с поражала лоб «Пантеры» с дистанции 1300-1400 метров. Д-25 делала это с вдвое большей дистанции.

Наличие кормовой двери было большим плюсом с точки зрения удобства работы расчета

Наличие кормовой двери было большим плюсом с точки зрения удобства работы расчета

Концепция СУ-101 в полной мере отражала видение Красной Армией штурмовой САУ. Как показывали результаты изучения поражения советских танков и САУ, в 1944 году наибольшую опасность несли орудия калибра 88 мм. Поэтому СУ-101 создавалась с расчетом на защиту от 88-мм пушки Pak 43. Следует отметить, что на испытаниях обстрелом корпус СУ-101 выдержал попадания немецкого орудия в лоб корпуса и рубки. И это при боевой массе 34 тонны. Такой защиты не обеспечивала ни одна другая САУ средней весовой категории.

Видна существенная разница между местом механика-водителя на исходной машине и в финальной конфигурации

Видна существенная разница между местом механика-водителя на исходной машине и в финальной конфигурации

Также удачной идеей стало размещение боевого отделения в кормовой части корпуса. Во-первых, вылет ствола за габариты машины оказался минимален. Во-вторых, боевое отделение получилось более просторным, а боекомплект получился чуть больше, чем у СУ-100. Существенно лучше оказались условия работы механика-водителя. Теперь у него не было орудия возле правого уха. Более удачной оказалась схема попадания экипажа в боевое отделение, также она оказалась более удобной при длительном огне с закрытых позиций.

Место мехвода в исходном виде и что получилось в итоге. Обзорность сильно выросла, да и внутри стало удобнее

Место мехвода в исходном виде и что получилось в итоге. Обзорность сильно выросла, да и внутри стало удобнее

Вместе с тем, имелись и недостатки. СУ-101 получилась на 1,5 тонны тяжелее изначального задания. Это привело, в том числе, и к повышенному температурному режиму мотора. Дополнительной проблемой стала система охлаждения, которая поначалу работала не очень эффективно. Имелись проблемы и с размещением механика-водителя. Ему оказалось неудобно работать, а еще ОЧЕНЬ тепло. На первых испытаниях механик-водитель мог проехать не более 7 километров, далее он был вынужден вылезать и ждать, когда машина остынет.

Внутри вполне удобно. Правда, тепло - до конца вылечить систему охлаждения не успели

Внутри вполне удобно. Правда, тепло — до конца вылечить систему охлаждения не успели

Проблемы с отделением управления оказались настолько серьёзными, что сдачу СУ-102 пришлось задержать. Помимо улучшений отделения управления, работы провели и по улучшению системы охлаждения. Испытания показали, что работать машина стала лучше. Тем не менее, обе САУ ушли в переделку. К концу июня обе машины вышли на испытания. На сей раз СУ-101 показала себя куда лучше, хотя проблема с перегревом уходить не собиралась. Битва с системой охлаждения продолжалась и дальше, осенью 1945 года отчасти победить ее удалось. Но дальше начались другие проблемы — концептуальные. Кроме того, УЗТМ постепенно возвращался к мирной продукции, выпуск СУ-100 перетекал в Омск. Наконец, более перспективной базой стали считать Т-54. В результате в 1946 году начались работы по САУ на базе Т-54, причем концептуально она была больше похожа на СУ-122-44. Ну а СУ-101 так и осела на НИБТ Полигоне, куда ее прислали в 1946 году.

Тоннель из боевого отделения в отделение управления

Тоннель из боевого отделения в отделение управления

Из описанного совсем не следует, что СУ-101 была неудачной машиной. Если вы немного посмотрите в сторону, то выяснится, что проблема с охлаждением была совсем не единичным случаем. Больше того, с таким дефектом гнали серийные машины, причем происходило это не в «авральном» 1942 году, а вполне спокойном 1945. Речь идет об ИС-3, который приняли на вооружение Красной Армии еще до окончания полигонных испытаний. Проблему с охлаждением на этом танке решили только в июле 1945 года, когда выпуск шел полным ходом. Решить проблему с охлаждением можно было и на СУ-101, требовалось больше времени.

За время испытаний систему охлаждения не раз переделывали

За время испытаний систему охлаждения не раз переделывали

На то, что СУ-101 была совсем не безнадежной, говорит и история отделения управления машины. Изначально оно почти ничем не отличалось от Т-44, что вызвало массу проблем, поскольку трансмиссия переехала вперед. В результате пришлось переносить место механика-водителя на 250 мм назад, внося массу изменений и в конструкцию корпуса. Например, у «серийной» СУ-101 отсутствовала бы смотровая щель в верхнем лобовом листе корпуса.

Лобовая часть рубки также оказалась крепкой

Лобовая часть рубки также оказалась крепкой

Образец, сохранившийся в Техническом центре парка «Патриот», имеет финальную конфигурацию места механика-водителя. Она оказалась не в пример удобнее, чем исходный вариант. В походном положении водитель ехал, высунувшись из люка, такой обзор не предоставляла ни одна советская САУ того периода. В боевом положении использовался смотровой прибор МК-IV, а также два перископических прибора, смотрящие чуть в стороны. Что посадка, что обзор у СУ-101 были выполнены на высоком техническом уровне.

В отличие от бортов

В отличие от бортов

При разработке СУ-101 учитывался опыт проектирования схожих по компоновке САУ. Это касалось и возможности перемещения механика-водителя в машине. Аналогично СУ-76М, он мог уйти в боевое отделение по тоннелю, слева от МТО. Изначально дверцу в передней стенке боевого отделения не сделали, но в ходе доработки она появилась. Удобная вещь, особенно если надо вытащить выведенного из строя механика-водителя под огнем противника.

Касалось это и командирской башенки

Касалось это и командирской башенки

В реальности самой большой проблемой при проектировании СУ-101 стало боевое отделение. И тут общий привет заказчику, который не подумал, какие результаты будут от его хотелок. Сама-то идея была вроде правильной, но крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» появилась не на пустом месте. Еще в начале войны стало известно, что примерно половина попаданий в танки приходится на борта корпуса, а также башни. В 1944 году ситуация почти не поменялась, поэтому появилась идея получить защиту от снарядов калибра 88 мм и с флангов. СУ-101 тут оказалась не одинока: те же требования были к «Кировцам» (ИС-3 и Объект 704), причем во втором случае проблемы оказались схожими.

На крыше рубки с местом негусто...

На крыше рубки с местом негусто…

Во-первых, испытания обстрелом весной 1945 года показали, что надежной эта защита не была. Особенно это касалось основания командирской башенки. Впрочем, и обычные листы поражались на дистанции 850 метров и ближе. То есть особого смысла в таком усилении бортов не имелось. Во-вторых, несложно догадаться, что будет, если у вас бортовые листы рубки находятся под углом 45 градусов. Даже снаружи заметно, что в фас рубка чем-то напоминает колбу. Колбу людей. В результате на крыше рубки нашлось место только для командирской башенки и люка для панорамного прицела (плюс перископ заряжающего и колпак вентилятора). Хотели как лучше, а получилось так себе.

Зенитный пулемет стал явным плюсом. О нем просили еще на СУ-85

Зенитный пулемет стал явным плюсом. О нем просили еще на СУ-85

Одним из явных плюсов СУ-101 стало наличие установки зенитного пулемета ДШКМ. В то время «модной» идеей стало использование турели, которая размещалась на откидывающимся вбок кольце. На УЗТМ решили иначе: турель крепилась на командирской башенке, конструктивно она была равнозначна ИСУ и ИС-2. Такая конструкция получилась более удобной. Интересно, что по итогам эволюции на советских танках прописалось схожее решение. И это после целого ряда серийных, а также опытных установок, отличавшихся по конструкции.

По бортам рубки хорошо видно, что там с местом, особенно сверху

По бортам рубки хорошо видно, что там с местом, особенно сверху

Несмотря на неудачное решение по бортам рубки, плохим боевое отделение СУ-101 назвать сложно. Особенно это касается кормовой части. Забираться в машину очень удобно, причем такая дверь (люком ее назвать сложно) имеет одну важную особенность. При стрельбе с закрытых позиций в такую дверь гораздо проще подавать боекомплект. В СУ-100, СУ-85 и СУ-122 для подачи боеприпасов использовался люк сверху.

Боевое отделение в 2011 году

Боевое отделение в 2011 году

От бортов рубки с такими углами наклона, впрочем, были и плюсы. Размещение боевого отделения в кормовой части корпуса подняло вопрос, куда девать дополнительные топливные баки. Ранее они размещались вдоль бортов МТО. Теперь же их установили на наклонных бортах рубки. Правда, возникла проблема с размещением пистолетных портов. Их пришлось делать ниже баков, пользоваться ими оказалось неудобно.

Место наводчика, не всё так плохо, как кажется

Место наводчика, не всё так плохо, как кажется

Нельзя сказать, что в СУ-101 совсем тесно, но да, проблема такая всё же присутствует. Причем скорее даже дело не в общей тесноте, а неудобстве. На крыше боевого отделения обычно размещаются приборы наблюдения, тут же их совсем немного. Как и люков. Большой разницы, по сравнению с СУ-100, нет, но следует напомнить, что и ширина ее боевого отделения меньше. Одним словом, только за счет снижения углов наклона бортов рубки и уменьшения толщины листов многие проблемы СУ-101 решались. Но забраковали всю концепцию.

Наклонные борта рубки стали ошибкой, неслучайно у СУ-122-54 боевое отделение обошлось без таких "излишеств"

Наклонные борта рубки стали ошибкой, неслучайно у СУ-122-54 боевое отделение обошлось без таких «излишеств»

В заключение следует отметить, что к кормовому размещению боевого отделения на советских САУ возвращались не раз. Но в итоге на вооружение приняли СУ-122-54. В любом случае, СУ-101 была отнюдь не безнадежной. Да и плохой, как уже говорилось выше, назвать ее тоже не получится. Получить, при такой боевой массе, высокую подвижность и столь внушительную броневую защиту, не удалось ни одной другой танкостроительной державе. Увы, так сложилось, что СУ-101 стала последней ступенью развития свердловских штурмовых САУ. Далее они создавались уже в Омске.

источник: https://dzen.ru/a/ZD5int_RlwGCKP_k

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account