История Light Tank M5A1, наиболее совершенного и одновременно последнего потомка Light Tank T2E1
Путь к легкому танку нового поколения у американцев оказался непростым. Поначалу они пытались работать вместе с частным подрядчиком, но Light Tank T1 оказался совсем не тем, что ожидалось. Поиск замены 6-ton Tank M1917 растянулся на почти полтора десятилетия, но в итоге ожидание было вознаграждено. В 1935 году на испытания вышел Light Tank T2E1, который стал базой для создания первых американских крупносерийных легких танков. Несмотря на то, что поначалу Гарри Нокс откровенно срисовывал Vickers Mk.E, по финалу получилась оригинальная концепция. Платформа T2E1 имела радиальный авиационный мотор воздушного охлаждения, короткое моторное отделение, трансмиссию в носовой части, подвеску VVSS и резинометаллические траки. Поначалу Light Tank M2 были не до конца совершенными, они страдали от продольной раскачки. Тем не менее, дальнейшее развитие этой платформы дало отличный результат. Сначала появился Light Tank M2A4, а затем он эволюционировал в Light Tank M3, самый массовый американский танк на момент вступления США во Вторую мировую войну.
Периодически Light Tank M3, или, как его именовали англичане, Stuart, подвергают критике. Правда, сразу же возникают неудобные вопросы по поводу одноклассников, и вот тут появляется масса неудобных вопросов. Естественно, машина не была лишена недостатков, но всё относительно. По сумме характеристик Light Tank M3 был одним из лучших в своём классе, а главное, что выпускался в больших объемах. Настолько больших, что поставлялись англичанам, а также воевали в Красной Армии. Впрочем, как раз массовость привела к тому, что пришлось искать альтернативную силовую установку. 6 июня 1941 года Комитет по Вооружениям одобрил программу установки в Light Tank M3 спарки двигателей Cadillac. Они стали не первыми силовыми установками, которые предполагались вместо прожорливого и не самого простого в эксплуатации Continental R-670. Но именно автомобильные моторы вместе с автоматическими коробками передач GM Hydra-Matic оказались тем, что так давно искали.
13 ноября 1941 Комитет по Вооружениям стандартизировал опытный легкий танк M3E2 как Light Tank M4. Впрочем, это было лишь началом. Сформировался танк к весне 1942 года, на тот момент случились серьёзные метаморфозы. Машина получила сильно измененный корпус, а сам танк переименовали в Light Tank M5. Довольно быстро выяснилось, что новый танк имеет массу преимуществ перед появившемся примерно в то же время Light Tank M3A1. Машина получилась не только тяжелее, но и быстрее, а эксплуатация автомобильных моторов Cadillac с автоматическими КПП оказалась не в пример проще. Это стало причиной того, что в американской армии началась замена легких танков на M5. Новый танк продержался в серии недолго: уже в ноябре 1942 года, спустя менее чем через полгода после начала полноценного выпуска M5, его сменил M5A1. Эта версия стала самым массовым американским легким танком конца войны и одновременной последней ступенью эволюции Light Tank T2E1.
К осени 1942 года эволюция шасси Light Tank M5 фактически закончилась. Естественно, какие-то минимальные изменения еще имели место, но не более того. Можно сказать, что развивать шасси дальше не имело никакого смысла. О росте броневой защиты не шло и речи, поскольку шасси танка уже достигло предела нагрузки. Кроме того, даже увеличение толщины брони до условных 2 дюймов (51 мм) всё равно бы не помогло. Рост огневой мощи немецких орудий привел к тому, что минимальной толщиной брони, которая могла бы защитить от огня той же 7,5 cm Pak 40, было 75 мм. Да и то, под углом наклона не менее 45 градусов. Это во многом объясняет, почему с дальнейшим ростом броневой защиты американцы завязали.
Единственным элементом, который действительно следовало улучшать, стала башня. После появления подбашенной корзины возникли проблемы, связанные с радиостанцией. Ее блоки располагались в нишах надгусеничных полок, пользоваться ей было не очень-то удобно. Логичным решением проблемы стал перенос радиостанции в башню. Для этого в ее задней части организовали развитую кормовую нишу. В ней и разместили радиостанцию SCR 508. В задней стенке башни также появился люк для демонтажа орудия. Его створка одновременно случила и антенным портом. В связи с изменением формы башни установка зенитного пулемета Browning M1919A4 сместилась на правый борт. Теперь ей управлял заряжающий, он же командир. При этом из башни он мог более-менее нормально стрелять только вправо. Створки башенных люков стали больше и откидывались назад, при этом они могли фиксироваться в походном положении. Наконец, в створке люка заряжающего/командира появился еще один перископический смотровой прибор M6.
Часто новую башню связывают с Light Tank M3A3, отчасти это действительно правда. Первоначально башня с кормовой нишей прорабатывалась для этого танка. Но если мы будем трезво смотреть на вещи, то еще неизвестно, кого можно считать первенцем. Формально выпуск M3A3 начался раньше — в сентябре 1942 года. А по факту за сентябрь и ноябрь 1942 года сдали всего по одному образцу нового танка. Реальный же выпуск M3A3 начался с января 1943 года, когда башня прошла первую стадию метаморфоз. А вот с M5A1 ситуация выглядела совсем иначе. Уже в ноябре 1942 года Cadillac сдал 236 танков данного типа, они стали продолжением контракта T-3159-1. Всего по нему сдали 531 танк, эти машины стали единственными, которые получили пистолетные порты в бортах башни.
Моделисты и некоторые историки любят такие понятия, как танки раннего, среднего и позднего выпуска. Часто это просто означает некоторый объем видимых изменений конструкции. В случае с M5A1 такая классификация выглядит немного забавно, потому что условно средняя серия началась уже в декабре 1942 года. Начиная с контракта T-3110 на Cadillac стали собирать танки, у которых пропали пистолетные порты (первое время их просто заваривали), зато появились крепления для шпор, а также фара-искатель. Именно такой вариант стал по-настоящему массовым. Его строили, с декабря 1942 года, на US Racine Tank Division и Southern California Division. Производился он на этих заводах до мая 1942 года.
В случае же с Cadillac ситуация развивалась быстрее. В январе 1943 года началось исполнение основного контракта, T-3578, который предусматривал выпуск 2408 танков. Уже вскоре машина претерпела финальные метаморфозы, случилось это весной 1943 года. Для начала, на башне появился специальный карман, куда убирался зенитный пулемет. В связи с его появлением крепления шпор сконцентрировали на левом борту башни, а также на корме. Также на корме корпуса появился инструментальный ящик, его появление заставило немного изменить размещение ЗИП. Наконец, на верхнем лобовом листе корпуса появилось крепление ветрового щитка. Он оказался очень кстати во время езды в положении по-походному.
Описанная конфигурация Light Tank M5A1 часто именуется поздней, но тут можно только улыбнуться. Как она может быть поздней, если танк выпускался полтора года, а «поздняя» версия появилась спустя полгода после старта производства? Тут уместнее говорить о том, что это не поздний, а основной вариант танка. Именно такая конфигурация стала самой массовой, в общей сложности ее выпустил не менее чем 2/3 от объема производства Light Tank M5A1.
Помимо всего прочего, Light Tank M5A1 стал еще и самым массовым американским легким танком с точки зрения задействованных заводов. Дело в том, что Southern California Division в августе 1943 года прекратила выпуск M5A1, сдав 1196 таких танков. Эстафетную палочку перехватил завод American Car & Foundry в Бероуике, который начал выпускать такие танки с октября 1943 года. Всего он сдал 1000 Light Tank M5A1, последние машины сдали в апреле 1944 года. В дальнейшем, с декабря 1944 по июнь 1945 года, там провели модернизацию 775 Light Tank M5A1 более ранних выпусков. Их стандартизировали по обвесу с поздними машинами, но «карманы» для зенитных пулеметов не ставили.
Выпуск Light Tank M5A1 другими заводами продолжался немного дольше. Последние машины данного типа головной завод Cadillac сдал в мае 1944 года. Всего там сдали 3530 танка данного типа. Последними, в июне 1944 года, закончили выпуск на заводе US Racine Tank Division. Всего в Расин сдали 1084 танка. Итого 6810 Light Tank M5A1, из которых 5148 штук ушло в американскую армию.
В Северную Африку эти танки уже не успели, так что их боевым дебютом стали бои в Италии. К тому моменту произошла реорганизация американских бронетанковых соединений. Бронетанковая дивизия стала состоять из 3 батальонов, в каждом из которых имелось 2 роты средних танков и 1 рота легких танков.
По итогам реформы легких танков стало меньше. Впрочем, реформа эта не касалась тех частей, что воевали в Италии. До них она дошла уже позже — к лету 1944 года. Иные части и вовсе сохранили старую организацию и далее. В любом случае, роль легких танков явно снижалась, хотя о тех изменениях, которые случились в Красной Армии после Курской Дуги, не было и речи.
Почему же у американцев легкие танки оставались по-настоящему массовым явлением аж до самого конца войны? Ответ на этот вопрос лежит в двух плоскостях — характеристиках танков и их роли на поле боя. Если наш Т-70 был ближе к машинам поддержки, то M5A1 и его предшественники оказались более универсальными. На них возлагались задачи разведки, чему хорошо способствовала высокая подвижность машины. Часто шло взаимодействие легких и средних танков. Естественно, мощь 37-мм орудий была уже маловата, но для целей, на таких защищенных, как танки, ее вполне хватало.
Несколько иначе выглядела ситуация с применением Light Tank M5A1 на тихоокеанском ТВД. К тому моменту, когда они там появились, в частях хватало средних танков. В виду специфичности театра боевых действий такого уровня взаимодействия, как во Франции, не особо-то и требовалось. Скорее был нужен танк, способный поддержать пехоту броней и огнем. Грубо говоря, в любой непонятной ситуации вызывай Medium Tank M4, причем с 75-мм пушкой, имеющей более мощный осколочно-фугасный боеприпас. Посему Light Tank M5A1 на Тихом Океане попадаются, но нечасто.
Помимо американцев, в Европе Light Tank M5A1 применяли и союзники. Прежде всего это касалось англичан, которым поставили 1431 танк данного типа. В английской системе обозначений машина именовалась как Stuart VI. Она несколько отличалась по обвесу включая установку дымовых мортирок), а вместо 1 антенны имелось 2, поскольку Stuart VI комплектовался радиостанцией №19. Еще 226 танков досталось французам, у них были вполне обычные M5A1.
С вооружения американской армии Light Tank M5A1 сняли уже после окончания войны. Даже появление более совершенного Light Tank M24 не особо повлияло на ситацию. Light Tank M5A1 так и остался самым массовым американским легким танком конца войны. Да и после ее окончания его карьера вполне сложилась, о чем еще будет разговор.
Из всего многообразия семейства «Стюартов» именно Light Tank M5A1 наиболее массово встречаются в музеях и частных коллекциях. Этому способствует и то, что на службу они поступили позже M3, и более простая эксплуатация, и долгая карьера. Одним словом, финал платформы Light Tank T2E1 оказался вполне успешным.
Список источников:
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Фотоархив автора
- usautoindustryworldwartwo.com
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/samyi-sovershennyi-iz-stiuartov-622fdf3276344e6a51c606c6?&