High Speed Tractor M5 в Красной Армии
Содержание:
Если про американские автомобили времен Второй мировой войны написано много, то с тягачами, прежде всего гусеничными, ситуация иная. Между тем, на начало Второй мировой войны у американцев с тягачами ситуация выглядела довольно печально. Периодически можно слышать критику мехтяги Красной Армии, мол у нее сплошные тихоходные трактора были на вооружении. Так вот, у американцев тогда все тягачи были примерно уровня нашего Сталинца С-65. Лишь после начала войны американское командование, наконец, озаботилось вопросом создания полноценных артиллерийских тягачей.
В годы Великой Отечественной войны США поставили несколько сотен тысяч автомобилей. Наиболее ценными среди них оказались полноприводные легковые и грузовые машины, которые использовались в качестве тягачей противотанковой и дивизионной артиллерии. Что же касается гусеничных тягачей, то их оказалось немного — всего несколько тысяч. Впрочем, полноценным артиллерийским тягачом оказался только один из них — High Speed Tractor M5. Несмотря на то, что поставили их меньше двух сотен, машина оказалась весьма полезной.
Быстрый и компактный
Для International Harvester Company строительство гусеничных тракторов было одним из профильных направлений. В IHC данное направление находилось за заводом Tractor Works, располагавшемся в Чикаго. Другой вопрос, что речь шла о коммерческих тракторах — легком International TD-9, среднем International TD-14 и тяжелом International TD-18. В 1940 году появились армейские версии этих тракторов — Light Tractor M1, Medium Tractor M1 и Heavy Tractor M1 соответственно.
Для военного использования их несколько доработали, благодаря чему скорость несколько выросла. Впрочем, 15 км/ч — это совсем не то, что ожидаешь от артиллерийского тягача. Но пока разворачивался выпуск быстроходных артиллерийских тягачей, тоже хлеб. Надо сказать, что американская армия закупала у IHC сравнительно небольшое число тракторов. Например, Heavy Tractor M1 произвели всего 1795 штук. На фоне 20503 Caterpillar D7, которые также именовались как Heavy Tractor M1, это очень скромно.
Оба трактора поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. International TD-18 поставили 740 штук, то есть немногим меньше половины от произведенных. Первые тягачи данного типа прибыли в СССР в 1942 году (32 штуки), плюс 10 International TD-14. Впрочем, уже летом 1943 года Народный Комиссариат Внешней Торговли прислал информацию о производстве в США двух моделей быстроходных артиллерийских тягачей — High Speed Tractor M4 и High Speed Tractor M5. Последний также выпускался силами IHC. Скорость до 55 км/ч и «шасси подобно танковому» сразу же настроили руководство ГАУ КА на определенный лад. Тем более что тягачи предназначались для буксировки гаубиц калибра 105-155 мм.
Поскольку быстроходные артиллерийские тягачи американской армии были нужна позарез самой, с самого начала массовые поставки их по программе ленд-лиза выглядели сомнительно. Особенно это касалось High Speed Tractor M4. В Советский Союз они попали, но в количестве всего двух штук. Совсем иначе обстояли дела с High Speed Tractor M5. Первые тягачи данного типа прибыли в Советский Союз в феврале 1944 года, вместе с арктическим конвоем JW-57. Всего же с первый по третий кварталы 1944 года поступило 172 тягача данного типа, из них 84 южным путем.
Следует отметить, что Наркомат Внешней Торговли несколько ошибся в оценках тягачей. На самом деле HST M4 и M5 были не равнозначны. Американская промышленность оказалась вполне способной выпускать быстроходные гусеничные тягачи в таких объемах, что не требовалось две модели одного класса. Так что стоило настоять на HST M4. Дело в том, что наиболее остро стоял вопрос мехтяги для артиллерии большой мощности. А HST M4 создавался для буксировки 155-мм пушек M1 Long Tom и 8-дюймовых (203-мм) гаубиц M1, которые имели сопоставимую массу с 203-мм гаубицей Б-4. Также они таскали за собой 90-мм зенитные орудия, также совсем не легкие.
Совсем иначе обстояли дела с Tractor, High Speed, 13-ton, M5, как он официально именовался. Стандартизированный в октябре 1942 года, этот тягач оказался примерно равнозначен советскому семейству Я-11/Я-12/Я-13. Предназначался он в качестве тягача 105-мм гаубицы M2A1, 4,5-дюймовой (114-мм) пушки M1 и 155-мм гаубицы M1. Последняя по своей массе была близка к 152-мм гаубице-пушке МЛ-20. Одним словом, тягач корпусной артиллерии, если исходить из нашей классификации (МЛ-20, правда, по штатному назначению помотало, но не суть важно).
Несколько ошиблись в НКВТ и по поводу «шасси подобно танковому». На самом деле танкового в американских быстроходных тягачах не больше, чем у «Коминтерна» или того же Я-11/Я-12. Роднила их с танками только ходовая часть, да и то, с рядом оговорок. У HST M5 траки, катки и отчасти подвеска схожи с Light Tank M3/M5. Но при этом узлы подвески усилены, поскольку нагрузка больше. Тягачи из танков, конечно, делали и американцы, но это скорее исключение. А полноценные тягачи от исходных танковых шасси отличаются очень сильно.
В этом смысле High Speed Tractor M5 выделялся даже на фоне наиболее известных американских быстроходных тягачей. Если Allis-Chalmers выбрала полузакрытую кабину, то на IHC решили разместить механика-водителя по центру, что обеспечило больший обзор. На самом деле такая компоновка диктовалась необходимостью максимально «ужать» тягач. Она же стала причиной, почему расчет из 8 человек сидел на продольных «лавках». Позже тягач также получил полузакрытую кабину, но случилось это уже под конец войны, ставили крыши и в ходе модернизации.
Желание «обжать» машину привело к тому, что HST M5 получился заметно короче HST M4 — длина составляла 4850 мм против 5330 мм. Также она получилась легче, но всё относительно. Боевая масса оказалась равнозначна легкому танку. Правда, при этом мотор у HST M5 стоял свой — Continental R6572 объемом 9,37 литров и с максимальной мощностью 235 лошадиных сил при 2000 об/мин. Вполне типовая картина для американских быстроходных тягачей, танковые двигатели на них применялись редко. Связано это как с дефицитом танковых моторов, так и другой спецификой применения машин.
В целом надо сказать, что тягач получился весьма удачным. Его прямым аналогом можно считать немецкий 5-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.6. Американская машина обладала более высокой удельной мощностью, «немец» выигрывал только на шоссе, причем не сильно. Да и то, если ехал порожняком. По мере ухудшения дороги HST M5 вырывался вперед, поскольку его ходовая часть больше подходила для плохих дорог (про целину и говорить не приходится). При этом машина получилась массовой: с мая 1943 по май 1945 года сдали 5290 HST M5.
«Тестируйте правильно!»
К моменту появление в Советском Союзе HST M5 в Красной Армии наблюдались крайне интересные процессы. Дело в том, что еще в 1941 году прекратился выпуск тягачей, способных, без проблем, таскать артиллерию большой мощности. Целее они, в ходе эксплуатации, не становились, поэтому шел постоянный поиск альтернатив. Без мехтяги орудия не оставались, но приходилось импровизировать. Собственно говоря, американские тяжелые трактора, которые поставлялись по ленд-лизу, направлялись и на такие задачи.
Особенно поиск альтернативной мехтяги для орудий большой мощности стал проявляться в конце 1943-начале 1944 года. Касалось это не только 203-мм гаубиц Б-4, но и «большого дуплекса» — 210-мм пушки БР-17 и 305-мм гаубицы БР-18. Вплоть до того, что американские тягачи предлагалось впрягать по два, такая система была вполне нормальной для Красной Армии. Не стоит удивляться, что и High Speed Tractor M5 (в нашей переписке он проходил как быстроходный скоростной трактор М5, либо средний трактор М5) решили проверить на предмет использования в подобном качестве.
3 апреля 1944 года один из прибывших тракторов М5 поступил на Гороховецкий АНИОП (Мулино). Было решено провести предварительные испытания, которые прошли в период с 10 по 17 апреля. Согласно программе испытаний, предполагался пробег на дистанцию 200 километров без нагрузки и 150 километров с орудием БР-17. При этом испытания получились специфичными с самого начала. Еще в ходе обкатки выяснилось, что не включаются 1-я и 2-я передачи. Поэтому первый пробег проходил на 3-й и 4-й передачах. Дальше танк встал на ремонт, в ходе которого дефект частично устранили. По крайней мере 1-я передача стала включаться.
В ходе ходовых испытаний удалось достигнуть скорости 54 км/ч, а средняя скорость составила 31 км/ч. По проселку средняя скорость снижалась до 13-15 км/ч. Поскольку мотор был бензиновый, расход топлива оказался относительно высоким. По шоссе он составил 105 литров на 100 километров, а по проселку — 210 литров. Более интересно было другое. Испытатели отмечали, что узкие траки стали причиной не лучшей проходимости машины. Она садилась на днище, буксовала. Также имелись проблемы, связанные с управляемостью машины. На заснеженной дороге ее заносило. В ходе пробега машину занесло и она застряла в речке, попытка использовать собственную лебедку успеха не принесло. Пришлось использовать трактор Allis-Chalmers HD-10DW.
Главной проблемой стало то, что как тягач орудия БР-17 быстроходный американский трактор не годился. Это и неудивительно, ведь он создавался для таскания совсем других систем. На Гороховецком АНИОП сделали правильные выводы, указав, что тягач должен использоваться для корпусной артиллерии. Но ни в Арткоме ГАУ, ни на АНИОП таскать корпусные орудия не предполагали. Уже позже прошли испытания возкой 203-мм мортиры М-4, но проходили они весьма поверхностно.
По этому поводу было высказано, мягко говоря, удивление со стороны гереал-майора А.И. Дацюка. В сентябре 1944 года начальник тракторного управления управления мехтяги самоходной артиллерии ГАУ КА направил письмо в Артком ГАУ. По информации Дацюка, ряд выводов было сделано неправильно, а также имелся ряд ошибок. Это подтверждалось фронтовой эксплуатацией М5. Полноценные испытания тягача провели уже в начале 1945 года, которые, впрочем, уже мало что решали. Последние HST M5 прибыли в СССР к осени 1944 года, больше поставлять их не планировали.
Вместе с тем, американский быстроходный тягач вполне нашел свою нишу в системе мехтяги Красной Армии. Он хорошо подходил на роль средства мехтяги 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм корпусной пушки А-19. Именно в таком виде он и применялся во время войны. Впервые их применили в ходе Львовско-Сандомирской операции. Причем высокая скорость передвижения учитывалась с точки зрения боевого применения. Подразделения, куда попали быстроходные тягачи, были закреплены за танковыми соединениями. Одним словом, скоростные тягачи вполне пригодились. И их можно считать самыми полезными зарубежными тягачами.
До наших дней ни одного «советского» HST M5 не сохранилось. Тем не менее, такие машины есть в России. Одна из них стоит в Верхней Пышме. Второй можно видеть в Музее Техники Вадима Задорожного, эту машину недавно «обновили». Несмотря на то, что никакого следа в отечественном тракторостроении HST M5 не оставил, сама машина оказалась полезной. Правда, она оказалась немногочисленной. Но тут деваться было некуда, у самих американцев со скоростными тягачами наблюдалась напряженка.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- usautoindustryworldwartwo.com
-
источник: https://dzen.ru/a/ZRPNSQ6KVGg_CS2c