Взгляд без прикрас на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, самый известный немецкий танк военного периода
Содержание:
Если задаться вопросом, какой танк военного периода является самым известным, то вариантов ответа будет совсем немного. Как правило, вспоминают Т-34, но при этом в значительной части случаев ответ очевиден — «Тигр». Образ самого массового немецкого тяжелого танка уже давно стал каноничным. Рассказы про кучу немецких асов, настрелявших орды советских танков, по эпичности соперничающие с былинами, сделали своё дело. Доходит до маразма. Частенько в ту же Кубинку люди едут только для того, чтобы посмотреть на «Тигр». Не застав его на старой территории, несчастные уезжают в печальном состоянии. Да и в Бовингтон тоже едут посмотреть на единственный ходовой (пока единственный) Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, который, по понятным причинам, является одним из главных экспонатов музея.
Безусловно, танк этот оказался вполне удачным. Он появился в нужное время и в нужном месте. Можно сказать, что с его ТТХ немцы угадали, создав танк, оказавшийся на вершине «пищевой цепочки». Его орудие было способно поражать большинство танков противника до самого конца войны, а толстая броня перестала быть надежной защитой от орудий противника лишь спустя год после начала массового применения. Собственно говоря, и пик боевой карьеры «Тигра» приходится на 1943 год. Уже дальше начинаются проблемы. За весь 1943 год безвозвратные потери составили 291 танк при 647 выпущенных, а лишь за первое полугодие 1944 года потеряли 316 таких танков (из них 96 в апреле). Естественно, в таких условиях, если не «тепличных», то уж точно более-менее комфортных, Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E показал себя как очень грозный противник. С этим спорить точно не стоит. Вместе с тем, многие в оценке «Тигра» откровенно перегибают палку.
Споры о том, насколько удачным танком был Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, не утихают и вряд ли утихнут. С учетом того, какой ореол окружает немецкого «зверя», ничего удивительного. На оценку танка также влияют такие факторы, как понимание сути вопроса оценщиков, не говоря уже об уровне их предвзятости. Между тем, всё не так просто, как может показаться. У любого танка есть достоинства и недостатки, а на его боевое применение влияет целый ряд факторов. В конце концов, если это был ультимативный танк, то возникает вопрос, почему же после войны единственной страной, где они хотя бы чуть-чуть прослужили после войны, оказалась Франция. Об этом и поговорим, тем более что как раз дата подходящая. Сегодня ровно 80 лет со дня завершения постройки первого образца танка, который тогда носил индекс Pz.Kpfw.VI Ausf.H1.
Случайный успех на ниве танка прорыва
Как это не странно прозвучит, но такой танк, как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, получился во многом случайно. Если вы начнете изучать историю разработки немецких тяжелых танков, то подобный вывод становится очевидным. Активная разработка немецких танков прорыва началась в 1937 году, причем она ничего, кроме недоумения, не вызывает. D.W., он же Durchbruchswagen, то есть танк прорыва, по сути был тем же B.W. (Pz.Kpfw.) IV, только с броней толщиной 50 мм по кругу, и принципиально новым шасси. Это самое шасси, которое создавалось по концепции Генриха Книпкампа, само по себе вызывало смешанные чувства. Работало оно так себе, причем с подвижностью у танка 30-тонного класса дела обстояли не очень. Про орудие и говорить не стоит: вместо 75-мм системы с длиной ствола чуть больше 40 калибров, танк получил ту же 7,5 cm KwK L/24, которую ставили в Pz.Kpfw.IV.
Вся дикость ситуации состояла в том, что концепцию D.W., который эволюционировал в VK 30.01 (H), не меняли ни в 1939, ни в 1940 году. В дополнение к D.W. появился еще и A.W., со 105-мм гаубицей, броней до 80 мм толщиной и более 80 тонн массы. В начале 1941 года A.W. превратился в VK 36.01, по сути доработанный VK 30.01 со 105-мм гаубицей и лбом 80 мм, уже дальше машина начала меняться. К тому времени состоялся перезапуск программы Typ 100, конкурирующего танка от Porsche K.G.. Фактически команда Порше воевала против 6-го отдела Департамента Вооружений, и именно этот проект первым получил башню Krupp с 88-мм пушкой на базе зенитки Flak 36. Более того, никакой 88-мм пушки VK 30.01 (H) и не получал, разработка Henschel & Sohn AG (глава разработки — Эрвин Адерс) и 6-го отдела Департамента Вооружений шла своей дорогой. Сколько бы еще этот дурдом продолжался, неизвестно, но 26 мая 1941 года состоялось совещание, которое изменило всё.
Если изучать мемуары немецких генералов и крупных шишек Третьего Рейха, переживших войну, одним из выводов окажется «Гитлер был дурак». Ну да, тот самый дурак-ефрейтор, который переиграл немецкий генералитет в конце 1937-начале 1938 года. А еще тот самый дурак, благодаря которому и появился Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Да и не только «Тигр»: без этого самого «дурака» немцы не получили бы 50-мм пушку с длиной ствола 60 калибров, как и ряд других орудийных систем, которые ставились в танки и САУ. Так вот, 26 мая 1941 года «дурак», изучив материалы по Typ 100, дал указание о переработке проекта. Толщина лобовой брони увеличилась до 100 мм, вооружение осталось в виде 88-мм пушки, но лучше с более высокой начальной скоростью. Самое главное, что то же самое потребовали от Henschel и компании. То есть 6-му отделу Департамента вооружений по сути дали указание взять башню Krupp для Typ 100 (он же VK 30.01(p)) и приспособить к нему шасси, а заодно и усилить броню. Каждый из производителей изготовлял по 6 опытных образцов со сроком сдачи летом 1942 года.
Henschel и компания еще некоторое время упирались, развивая VK 30.01 (H) и VK36.01 (H). Тем не менее, уже в июле 1941 года началась работа над новым танком. Позднее он получил обозначение VK 45.01 (H), что уже не очень-то соответствовало реальной массе машины. Собственно говоря, и VK 30.01(p) по факту имел массу больше 40 тонн. За основу было взято шасси VK 36.01, которое, впрочем, существенно переделали. С учетом того, что в танк втыкали башню с диаметром погона 1800 мм, а толщина лба выросла до 100 мм, неудивительно. Длина корпуса выросла не сильно, чего нельзя сказать про ширину. Вместо довольно узкого корпуса с развитыми крыльями получилась квадратная коробка с боковыми грязевыми щитками. Поскольку было понятно, что масса существенно вырастет, ширину траков увеличили с 520 по 725 мм. Ну а поскольку чудес не бывает, и танк оказался шире железнодорожного габарита, пришлось прибегнуть к хитрости с транспортными гусеницами. Собственно говоря, штатные ленты VK 36.01 стали транспортными гусеницами VK 45.01 (H). Ну и для понимания массы — даже по проекту она оценивалась в 52 тонны.
О битве танков Адерса и Порше можно написать отдельный материал. В данном случае хватит ключевых точек, чтобы понимать нюансы происходящего. Ни один из танков не имел решительного преимущества. VK 45.01 (H) и VK 45.01 (P) имели свои достоинства и недостатки. В минус танка Порше следует однозначно записать проблемы с мотором (особенно перегрев), но и Maybach HL 210 был тем еще подарком. Оба танка оказались на 5 тонн тяжелее исходной спецификации по массе. Это повлияло и на проходимость, и на подвижность. Кроме того, испытания танков показывали скорее то, что они скорее равнозначны. Самое интересное, что формально на вооружение приняли оба танка, и лишь в ноябре 1942 года Pz.Kpfw.IV H Ausf.H1 окончательно выбрали победителем. Решение скорее политическое, особенно учитывая тот факт, что Pz.Kpfw.VI (P) даже не дали шанса на войсковые испытания, в отличие от Pz.Kpfw.VI (H), который уже в сентябре 1942 года месил болота под Тортолово.
Можно также вспомнить, с некоторым ехидством, факт существования «Фердинандов», которые вполне успешно применялись в боях. И это при том, что масса машины была еще больше, чем у Pz.Kpfw.VI (P). Еще одним моментом, который заставляет криво ухмыльнуться, является производственная площадка. Безусловно, в Касселе было довольно мощное производство. Но видите ли, в чём дело. У немцев было всего два мега-завода, которые выпускали танки, а также САУ. Первый — это Alkett, где с конца 1942 года главной выпускаемой боевой машиной стал StuG40 Ausf.G (всего выпустили около 5800 штук). А вот второй — Nibelungenwerk, где как раз и выпускались Pz.Kpfw.VI (P). Вместо них далее форсировалось производство Pz.Kpfw.IV. Так вот, для Henschel пиковым числом выпущенных танков за месяц стало 85 (сентябрь 1943 года). Nibelungenwerk за этот месяц сдал 150 танков. А абсолютный рекорд по выпуску «Тигра» был поставлен в апреле 1944 года — 104 штуки. Niubelungenwerk сдал за это время 254 танка, а с июня стабильно выпускал по 300 штук.
Можно, конечно, возразить, что это другое, но нет. Вообще-то существуют планы по выпуску танков для комплектации ими частей. Поначалу Henschel выпускал танк, чей индекс окончательно утвердили в декабре 1942 года как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, в гомеопатических объемах. 76 танков за почти полгода — ну это как-то сами понимаете. Полноценный выпуск начался с декабря 1942 года, постепенно набирая обороты, в Касселе более-менее вписываясь в план. В сентябре 1943 года они его даже перевыполнили, но в октябре, вместо 80 танков, сдали 50. В ноябре вместо 85 штук отправили 56 штук. В ходе выпуска, к слову, жаловались на моторы, судя по тому, что с января 1944 года объемы выпуска выросли, проблема была связана и с этим.
Не сильно залезая в производственные дебри, следует отметить некоторые моменты. Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E был самым дорогим из крупносерийных немецких танков. Его цена была близка к 400 тысячам рейхсмарок. Для сравнения, Pz.Kpfw.Panther обходился, полностью укомплектованным, в примерно 150 тысяч рейхсмарок. Еще более занятным выглядит то, что 68-тонный Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B обходился в 321 тысячу рейхсмарок. Парадокс? Если немного знать ситуацию, ни разу. «Тигр» был сложным в производстве танком. Особенно это касалось башни, которую как будто проектировал вредитель. Борта и корма в виде несимметричной подковы — это что-то с нечто. Только за счет более простого корпуса с башней на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B удалось скинуть стоимость производства. Еще одним моментом стало то, что танк не стали модернизировать с точки зрения конструкции лобовой части корпуса. То есть как был он «квадратиш-практиш-гут», так и остался. Причина прозаична: считалось, что вскоре танк заменят на VK 45.02 (H), но зря так думали. В бой Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B пошли только летом 1944 года. По итогам же сложилась комичная ситуация, когда «Пантера», которую запустили в работу позже «Тигра», оказалась лучше по защите, чем более тяжелый танк.
Успех, но с нюансами
Боевое применение «Тигров» — это отдельная песня. Началось оно как минимум странно. Запихнуть танк с удельным давлением на грунт 1,09 кг/см2 в синявинские болота — это серьёзная заявка на успех. С вполне понятным результатом. Если серьёзно, то с иронией про этот танк точно нельзя говорить. При всех недостатках это был очень опасный противник, не нужно строить никаких иллюзий по данному поводу. Ореол опасного «хищника» появился не просто так, машина ему вполне соответствовала. Вместе с тем, надо понимать, что ореол и нюансы боевого применения — это две большие разницы.
Для начала, стоит сразу зайти с козырей. Можно выиграть сражение, но проиграть битву. К «Тигру» это относится в полной мере. Мало иметь танк, находящийся на вершине пищевой цепочки. Танк — это отнюдь не огромный боевой человекоподобный робот, действующий в одиночку. Тяжелые танковые батальоны действовали как средство усиления, хотя часто их применяли как «пожарную команду», что было не лучшим решением. Эти танки сыграли важную роль в ряде битв, но по факту решающим их вклад оказался во время сражения за Харьков в марте 1943 года. Именно там «Тигры» действительно сыграли одну из ключевых ролей, а поле битвы осталось за немцами.
В дальнейшем сложилась довольно занятная ситуация. Вплоть до весны 1944 года, когда в бой пошли советские танки нового поколения (Т-34-85 и ИС-2), немцы имели качественное превосходство. В полной мере касалось это и операции «Цитадель», которую так любят обсасывать по поводу соотношения потерь. Граждане, вы вообще о каком соотношении потерь рассказываете? Хотя бы посмотрите, что за матчасть была у Красной Армии. Единственной советской боевой машиной, которая была по-настоящему конкурентоспособной, оказалась СУ-152. Остальные явно уступали немецким танкам. Тем не менее, операция «Цитадель» закончилась для немцев провалом. То есть превосходство в качестве танков не всегда является залогом успеха.
Отдельно стоит помянуть некоторые особенности немецкого тяжелого танка. Во-первых, обзорность. Она, безусловно, была лучше советских танков того периода, но если мы говорим про 1943 год. А вот если мы посмотрим внимательно, обнаружится, что хорошо с обзорностью у командира танка. Заряжающий изначально ничего не видит, уже потом ему дали перископ, который смотрел вперед. Кроме того, внимательно читаем мемуары. Мы там увидим, что немецкие командиры ездят, высунувшись из комбашенки. Причина — чтобы лучше видеть. Наиболее везучие хвастались наличием стереотрубы, что позволяло не высовываться из люка. Во-вторых, у танка была небольшая дальность хода — 125 километров по шоссе (у Pz.Kpw.IV дальность действия составляла 210 километров). В-третьих, у танка хватало болячек, например, мотор. Окончательно «победить» Maybach HL 230 (он позже сменил Maybacdh 210) так и не смогли. Поставить на мотор аж 4 карбюратора — серьёзная заявка на успех.
Само по себе обслуживание танка — это отдельная песня. Есть известная шутка про тарелочки, с намеком на шахматное расположение опорных катков. Замена внутренних катков в полевых условиях превращалась в кошмар. Но на самом деле самое страшное — это когда ломалась коробка передач. Чтобы ее снять, требовалось разобрать пол-танка, для начала снять башню. Кому там батарейки Порше не нравились? Бронетанковая фея экипажи «Тигров» навещала регулярно. Собственно говоря, работоспособность «Тигров» — это заслуга ремонтных бригад, которые обслуживали тяжелые танковые батальоны. Запчастей там было столько, что хоть еще один танк собирай. Поэтому и столь странная ситуация с потерями. Пока не подорвали, танк еще ремонтопригоден. Что-то похожее было в 1945 во время миссии «Зебра». Американские «Першинги» обслуживали очень похожим образом, потому и безвозвратные потери такие низкие.
Некоторый сарказм по поводу «Тигра» не должен сбивать с толку. Еще раз стоит повторить — для своего времени машина была удачной и очень опасной. При этом она не была «противотанковой», как это иногда говорят. С точки зрения задач она хорошо подходила на роль танка прорыва. Вполне достаточным было и действие осколочно-фугасного снаряда. По мощи он не превышал 75-мм немецкие снаряды, но для решения основных задач его вполне хватало. Другой вопрос, что именно как танк прорыва Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E использовали не так часто. Посему он и запомнился как самый опасный противник танков, хотя по факту «Пантера» страшнее. Только почему-то больше боялись «Тигра».
Звезда «Тигра» стала закатываться весной 1944 года. На самом деле началось всё еще осенью 1943 года, когда в Красную Армию начали поступать СУ-85. Орудия Д-5-85 могли поражать немецкий тяжелый танк на дистанции около километра. Впрочем, более опасным противником стал тяжелый танк ИС-2. Нередко «Тигр» сравнивают с Т-34, что скорее говорит о профнепригодности «эксперта». Если кто-то из бронепоезда не вылез, то с добрым утром. Прямые одноклассники «Тигра» — это КВ-1, КВ-1с, КВ-85, Churchill, ИС-85 и ИС-2. Кстати говоря, бовингтонский танк был подбит в бою огнем орудия Churchill IV. Появление ИС-2 стало крайне неприятным сюрпризом. Бои этих танков с немецким «зверинцем» шли с переменным успехом, но есть один момент. За 1944 год безвозвратные потери составили 790 Pz.Kpw.Tiger Ausf.E. Они могли бы быть еще больше, но уже в октябре 1944 года их оставалось всего 314 штук на два фронта. Для сравнения, ИС-1/ИС-2 за 1944 год потеряли 425 штук. Неприятным моментом стало появление Т-34-85 и M4(76)W, эти танки оснащались орудиями, которые поражали «Тигр» в лоб на дистанции в километр. Собственно, эпизод с дуэлью в Fury выглядит смешным, поскольку экипаж Брэда Питта мог «успокоить» немецкий танк еще с дороги.
Переоцененный кошак
Резюмируя всё сказанное выше. Безусловно, Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E оказался большой удачей немецкой танковой промышленности. Вместе с тем, появился он в некотором смысле случайно, кроме того, машину явно перехвалили. Танк еще на стадии разработки не имел резервов по модернизации, за что отдельное «спасибо» авторам башни. Более мощная пушка просто бы не влезла. Впрочем, даже без этого масса вопросов возникает по поводу эксплуатации и боевым характеристикам. Уже то, что танк был перегружен на 5 тонн, серьёзная заявка на успех. Это вызвало немало проблем, а для нормальной эксплуатации требовалась ремонтная бригада и вагончик запчастей. Сами понимаете, что с такими вводными эксплуатация в послевоенный период оказалась делом интересным, но лишенным перспектив.
Следует отметить, что история с «Тигром» отнюдь не уникальная. Перегружать машины для немцев было, судя по всему, любимым хобби. Как и изготовление здоровенных «сараев». Если вы всё же поехали в Кубинку, то езжайте в музейный сектора парка «Патриот», «Тигр» там. Сначала посмотрите на него, а потом на ИС-2, стоящий в соседнем ангаре. Вроде был одноклассники, а разница в 10 с лишним тонн. Кстати говоря, стоящий в «Патриоте» ИС-2 является участником сражения с «Тиграми» в районе Тернополя, там немецким танкам впервые сильно «поплохело» от огня одноклассников.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- US NARA
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987
- РГАКФД
- US Signal Corps
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/samyi-izvestnyi-nemeckii-zver-625307b73d712844b0fd26ce?&