История легкого немецкого разведывательного бронеавтомобиля leichter Panzerspähwagen (2 cm) Sd.Kfz.222
Содержание:
Бронеавтомобили в межвоенный период развивались по нескольким направлениям. Кто-то строил максимально дешевые броневики-разведчики на шасси легковых машин. В случае с французами упор делался на полугусеничные шасси, а позже случился переход на полный привод. Своя атмосфера была и у немцев. Командование рейхсвера видело оптимальный броневик как 4-осную полноприводную машину, способную еще и плавать. Правда, позже концепция изменилась. В начале 30-х годов вместо тяжелого полноприводного броневика появилось два — легкий 2-осный и тяжелый 3-осный. Наиболее простым был легкий броневик, который представлял собой легковой автомобиль, частично забронированный.
С 1933 года на заводе Daimler-Benz werk 40 началось изготовление легких броневиков-разведчиков Kfz.13 и Kfz.14. Они являлись чем-то вроде американских «скаутов», но еще более примитивными. Вместе с тем, уже в начале 1934 года появилась программа leichter Panzerspähwagen. Она подразумевала создание семейства полноприводных броневиков-разведчиков. При этом вместо Kfz.13 предполагалось две машины. Первой был leichter Panzerspähwagen (MG), известный как Sd.Kfz.221. В нашем же случае речь пойдет о leichter Panzerspähwagen (2 cm), он же Sd.Kfz.222. Изначально он предполагался как наименее массовый броневик семейства. В реальности же он стал самой массовой немецкой бронемашиной военного периода. А заодно и одним из наиболее характерных образцов немецкой бронетанковой техники.
Средство усиления на унифицированном шасси
Когда в начале 1934 года Horch получил задание на единое шасси Einheitsfahrgestell I für s.Pkw, уже сформировалось понимание, что на нем будут строить. Новые броневики-разведчики заменяли Kfz.13 и Kfz.14, во многом повторяя их назначение на поле боя. Вместе с тем, еще в начале 30-х годов появилась логичная мысль, что одного только пулемета маловато. Несмотря на то, что борьба с вражеской бронетехникой не являлась главной задачей разведывательных машин, вероятность их встретить была весьма высока. Поэтому исходный проект Kleintraktor, немецкого танка-разведчика, изначально предполагал вооружение в виде 20-мм автоматической пушки.
Дальнейшее развитие Kleintraktor, получившее обозначение La.S., 20-мм автоматическую пушку так и не получило. Она банально не влезла, как и третий член экипажа. In.6 это не остановило: уже в начале 1934 года началась работа по La.S.100, он же Pz.Kpfw.II. Правда, это был уже явно не танк-разведчик, а скорее аналог Vickers Mk.E. Но идея разведчика, вооруженного 2 cm KwK, никуда не делась. Такое вооружение ставилось на 3-осные schwerer Panzerspähwagen, теоретически, влезало оно и на более легкое шасси.
Может показаться, что немцы изначально занимались ерундой. Зачем в принципе было изначально делать чисто пулеметный leichter Panzerspähwagen (MG), если он не может за себя постоять? Ответ на вопрос лежит в иной плоскости, нежели вооружение. 20-мм автоматическая пушка KwK 30 была не только мощнее, но и заметно крупнее, чем пулемет MG 13. А заодно и тяжелее. Более крупная установка означало и изменение корпуса, что, внезапно, тоже подразумевало рост массы. Даже по самым скромным оценкам, более мощное вооружение тянуло на лишние полтонны. Которые были совсем не лишними.
Посему leichter Panzerspähwagen (2 cm), такое обозначение получил броневик-разведчик с 2 cm KwK 30, являлся дополнением, но никак не заменой leichter Panzerspähwagen (MG). Согласно концепции, бронемашина, далее получившая обозначение Sd.Kfz.222, становилась средством усиления пулеметных Sd.Kfz.221. При этом речь шла совсем не о Sd.Kfz.221 с новой башней. Туда бы она просто не влезла.
Если корпус Sd.Kfz.221 строился вокруг шасси, то в случае с Sd.Kfz.222 не менее важным элементом стала установка 2 cm KwK 30. Концептуально 2 cm Sockellafette чем-то была похожа на установку Sd.Kfz.221. Она также имела, в качестве основы, тумбу, прикрученную к пьедесталу на раме. Принципиальная разница заключалась в том, что 2 cm Sockellafette предполагала два номера расчета — наводчика/командира и заряжающего. Вместо регулируемого по высоте вертлюга была полноценная установка 2 cm KwK 30 и спаренного с ней пулемета MG 13. Использовались полноценные механизмы наводки, а также ножной спуск.
Башня, как и на Sd.Kfz.221, была связана с тумбовой установкой. Ее построение было аналогично, то есть с откидными сетками для защиты от гранат, а также смотровыми лючками. 2 cm Sockellafette обеспечивала углы вертикальной наводки в пределах от -7 до +80 градусов. Это очень приличные показатели, позволявшие использовать бронемашину и для ведения зенитного огня.
Наличие 2 cm Sockellafette делало Sd.Kfz.222 самой тяжеловооруженной бронемашиной в своём классе. За всё, впрочем, приходится платить. Двухместная башня — это существенно больший диаметр погона а значит и большая ширина корпуса. Он был похож на Sd.Kfz.221, по ряду деталей унифицирован, но не более того. Даже отделение управления отличалось от leichter Panzerspähwagen (MG). Например, впереди был не единый смотровой лючок на 2 прибора, а 2 отдельных лючка. Потенциально в отделении управления могло поместиться двое, но балласт возить не стали.
Боевая масса Sd.Kfz.222 составила 4,8 тонн. Чудес не бывает — скорость снизилась на 10 км/ч (70 км/ч максимальная и 40 км/ч средняя по шоссе). Также снизилась проходимость по бездорожью и тяжелому проселку. Именно поэтому броневик и был скорее средством усиления. По контракту первой серии их сдали 72 штуки, что в 2 раза меньше Sd.Kfz.221. Из них 10 сдал Daimler-Benz werk 40, еще 26 сдала верфь Deutsche Werke AG и 36 верфь Schichau-Werke. Ситуация изменилась в случае с бронемашинами второй серии. Связано это оказалось скорее с производственными возможностями Weserhütte, где освоили выпуск Sd.Kfz.221. Там их сдали 46 штук второй серии, в то время как Schichau-Werke сдала 72 Sd.Kfz.222 второй серии. В случае с третьей серией Weserhütte сдал 150 Sd.Kfz.221, в то время как Schichau-Werke, за июнь 1939 по январь 1940 года, сдал 64 Sd.Kfz.222 третьей серии. Дальше ситуация стала развиваться по иному сценарию.
Вынужденный лидер
Первый же месяц Второй мировой войны наглядно показал, что представление о легкой бронемашине-разведчике было не совсем чтобы верным. Стало понятно — наличие 20-мм автоматической пушки является вещью обязательной. Кроме того, концепция одноместной башни оказалась ошибочной. Командир бронемашины-разведчика не должен быть перегружен. Одним словом, шансы Sd.Kfz.221 на четвертую серию улетучились. Если они и существовали, то после начала войны про них забыли.
6 мая 1939 года был подписан контракт на производство шасси Horch 801 четвертой производственной серии. Само шасси менялось мало, чего не скажешь о броневиках, которые на его базе строили. Сами шасси 4-й серии начали стоить с июля 1940 года, когда уже вопрос вокруг Sd.Kfz.221 был закрыт окончательно. Всего изготовили 596 шасси 4-й серии (серийные номера 810818-810414), из которых на Sd.Kfz.222 пошло 232 штуки.
Бронемашины 4-й серии выпускались по результатам опыта боевых действий. Выяснилось, что кормовые воздуховоды системы охлаждения уязвимы для вражеского огня, посему появился колпак, защищающий кормовой воздухозаборник. Впервые его ввели на 3-й серии. Изменились смотровые приборы башни, а также увеличилась высота защитной сетки. Это позволило вести огонь на довольно большом возвышении стволов, не откидывая сетку. Также появилось и дополнительное оснащение для боевых действий в жарких странах (последнее пригодилось в Северной Африке).
4-я серия стала последней для шасси Horch 801. По итогам первого боевого применения выяснилось, что идея шасси на базе Horch 108 является неплохой, но всё же требовалось усиление. Особенно с учетом того, что теперь базовым броневиком стал Sd.Kfz.222. Поэтому в 1939 году началась разработка более совершенного шасси — Einheitsfahrgestell I für s.Pkw. Typ Horch 801v. Оно уже заметно отличалось от Horch 108, подвеску броневика уже было сложно спутать. Также появился более мощный мотор объемом 3,8 литра, развивавший мощность 90 лошадиных сил.
Первые шасси Horch 801v были готовы в июне 1940 года, но в крупную серию они пошли с января 1942 года. Переход на военные рельсы сказался на темпах производства: за 1942 год сдали 681 шасси, еще 310 за 4 месяца 1943 года. В общей сложности сдали 994 шасси (серийные номера 8110001-811094), но непосредственно на броневики пошло 991 шасси.
На новом шасси выпускалась самая массовая, пятая производственная серия Sd.Kfz.222. Она же стала самой совершенной. За счет более мощного мотора скорость выросла до 85 км/ч. Не менее важным моментом стало долгожданное появление радиостанции Fu.Spr.Ger.f, чья штырьевая антенна размещалась в кормовой части башни. Башенную сетку понизили, видимо, более высокий вариант не пришелся ко двору. Также нескольку изменился «обвес».
Помимо Schichau-Werke (200 штук), выпуском Sd.Kfz.222 пятой производственной серии занимался также Büssing-NAG (350 штук). Первые бронемшины сдали в мае 1942 года, а последние в июне 1943 года. На этом производство Sd.Kfz.222 завершилось. К тому моменту стало окончательно ясно, что будущее за полугусеничными разведывательными БТР Sd.Kfz.250/9. Следует отметить, что бронемашины пятой серии, дабы не путать с более ранними типами, стали именовать как Sd.Kfz.222 Ausf.B. Более ранние броневики обозначались как Sd.Kfz.222 Ausf.A.
Стреляет, не слышит, и не очень хорошо едет
Как уже говорилось выше, судьба Sd.Kfz.222 была изначально предопределена как средство усиления Sd.Kfz.221. В штате K.St.N.1162 (рота броневиков-разведчиков) от 1 октября 1938 года указывалось 4 таких броневика в 3-м взводе. Они должны были прикрывать пулеметные броневики-разведчики. При этом слово «легкий» по отношению к Sd.Kfz.222 у АБТУ КА вызвало бы легкий смех. Очень похожую массу имел пушечный средний бронеавтомобиль БА-10.
Надо сказать, что даже очевидные проблемы, которые вылезли сначала в польской, а затем во французской кампании, не означали, что Sd.Kfz.222 быстро заменит Sd.Kfz.221. Смена лидера случилась уже в 1941 году, когда в войска хлынули бронемашины 4-й производственной серии. Уже к началу операции «Барбаросса» 222-е были самыми массовыми легкими броневиками. А по итогам они и вовсе стали самыми массовыми немецкими бронемашинами. В общей сложности их сдали 990 штук.
Впрочем, не всё так просто. Самый массовый — не означает «лучший в классе». Фактически Sd.Kfz.222 занимал нишу не «скаута», а средней бронемашины. И вот тут всё выглядело крайне неоднозначно, что по характеристикам, что по вооружению. Наиболее близким по массе к немецкому броневику был БА-10, который явно его превосходил. Еще более близким аналогом являлся ЛБ-62, который собирались перевооружить с ДШК на 20-мм автоматическую пушку ШВАК. По ТТХ он был близок к колесному танку, превосходя немецкий броневик по защите и проходимости. А еще был Panhard 178, который превосходил Sd.Kfz.222 по всем статьям. Кстати, и у БА-10, и у Panhard 178 имелись радиостанции, которые на Sd.Kfz.222 стали ставить только с 1942 года.
Следует отметить, что один Sd.Kfz.222 был захвачен летом 1941 года и отправлен на изучение в Кубинку, на НИБТ Полигон. Там эта бронемашина проходила как «Хорьх №2» (броневиком №1 был Sd.Kfz.223). Откровенно говоря, броневик не впечатлил, с учетом того, что уже имелся ЛБ-62, неудивительно. В отличие от Sd.Kfz.223, с которого на БА-64 взяли пулеметную установку, попыток скопировать 2 cm Sockellafette не наблюдалось. Да и в остальном мире предпочитали закрытые башни для бронемашин.
Появление шасси Horch 801v улучшило ситуацию с проходимостью, но не сильно. Пик производства Sd.Kfz.222 совпал, как это не странно, с его закатом. Шасси Sd.Kfz.250 оказалось более удачным, а проходимость куда выше. После появления Sd.Kfz.250/9 Ausf.A, изначально имевшие ту же самую установку 2 cm Sockellafette, броневики стали постепенно вытесняться из войск. Впрочем, по объемам выпуска Sd.Kfz.222 так и остался непревзойденным.
Несмотря на некоторые недостатки, для своего времени Sd.Kfz.222 был однозначно лучшим броневиком в классе (ели мы его считаем аналогом БА-20, например). Кроме того, машина очень хорошо известна благодаря харизматичному внешнему виду. Ни с одним другим броневиком ее точно не спутать. До наших дней дожило не менее 5 Sd.Kfz.222, один из которых можно видеть в Техническом центре парка «Патриот». Гораздо больше таких броневиков существует в виде реплик. Строят их на самых разных базах и с разным уровнем достоверности.
Список источников
-
-
- Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
- Panzer Tracts No.13-1: leichter Panzerspaehwagen (Sd.Kfz.221, 222, and 223) and kleiner Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.260 and 161)3, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2011
- Nuts & Bolts No. 47 Horch’s leichte Panzerspähwagen on Einheitsfahrgestell I & II for s.Pkw. Sd.Kfz. 221, 222, 223, 247, 260, 261 and variants, Holger Erdmann, 2022
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/Y26rh-XuljYw9bUI