Так исторически сложилось, что после окончания Великой Отечественной войны большинство образцов отечественных гусеничных тягачей того периода было сдано в металлолом. Ровно те же процессы происходили и в других странах, от чего, впрочем, ничуть не легче. То, что сейчас эти машины возвращаются из небытия — это заслуга исключительно частных коллекционеров и музеев. Обнаруживаются эти самые образцы самым разным образом. Основная масса находится в недрах земли и прочих болот, либо водоёмов. Некоторая же часть всё еще стоит там, где была брошена.
Одним из тех образцов отечественной гусеничной техники, который, благодаря работе частных реставраторов, из уникального перешел в категорию редких, оказался артиллерийский тягач «Комсомолец». К окончанию Великой Отечественной войны их числилось еще около 1000 штук, но далее их вообще не осталось. Еще лет 20 назад в России был только один такой тягач. Сейчас уже около десятки. Кроме того, в разных местах до сих пор валяются их останки. Один из таких тягачей принимал участие в последней боевой операции Второй мировой войны.
По вполне понятным причинам наиболее известным эпизодом Курильской десантной операции стало сражение за остров Шумшу, состоявшееся 18 августа 1945 года. Между тем, боевые действия на этом не закончились. После капитуляции гарнизонов Шумшу и Прамушира силы Курильского десанта двинулись на юг. Для этого из Петропавловска-Камчатского дополнительно перебросили силы, которые до того обеспечивали оборону города. 27 августа 1945 года силы 302-го стрелкового полка 101-й стрелковой дивизии, с приданными ему подразделениями, захватили остров Матуа. Позже полк, с частью других подразделений, остался на острове.
Кому именно принадлежал тягач «Комсомолец», сказать сложно. Кандидатами может быть как сам 302-й СП, так и 169-й отдельный противотанковый дивизион, также высаживавшийся на Матуа. Зато известно, когда его бросили. 10 ноября 1946 года началось извержение вулкана Пик Сарычева (яп. Фуйо-сан), к 13 числу лава подошла к югу острова, посему гарнизон Матуа был вынужден эвакуироваться на Сахалин. Надо сказать, что подобное в истории острова случалось неоднократно. Одно из таких извержений сделало так, что остров стал временно необитаемым. Сейчас там стоит гарнизон, а вокруг кучи старого железа. На острове находится несколько слоёв такого железа — японское, советское 1945-46, плюс несколько послевоенных.
Как именно этот тягач использовали в послевоенный период, нет данных. Вероятнее всего, тягач, возможно не один, оказался на берегу, где его потихоньку разбирали. Потому останки тягача оттащили на заставу пограничники, где он и валялся (скорее всего, валяется до сих пор), зарастая ольховым стлаником. Он там, кстати, не один. На берегу в 2010 году валялся лобовой лист корпуса, с установкой курсового пулемета ДТ, плюс останки ходовой части. К слову, иногда этот самый тягач проходит у местных как японская танкетка, но я не очень в курсе, к какой японской префектуре относится Преображенская площадь, где находился собиравший «Комсомольцы» завод №37.
Состояние данного тягача (а снимкам этим 14 лет) красноречиво говорит о том, какой агрессивной к железу является местная среда. От оставшихся на Матуа грузовиков ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157 остаются ржавые рамы, кабины рассыпались в труху. В данном случае ситуация усугубилась тем, что машина стояла на побережье, где влияние морской воды было еще сильнее. Плюс всё ценное из машины давным-давно вытащили. Потенциально, конечно, из этой «ванны» тягач третьей серии сделать вполне реально. Но сил придется потратить немало. Это, можно сказать, стартовый набор.
На месте ли останки этого тягача, или вытащили, информацией автор не располагает. Некоторое время назад с Матуа что-то вывозили, возможно был там и «Комсомолец». А тут уже варианты. Если попал в хорошие руки, значит, одним тягачом будет больше. А если в госмузей, то забудьте. Пока что не было ни единого случая, чтобы из такого состояния государственные структуры что-то сделали путное.
источник: https://dzen.ru/b/Zn3EZeW2FmaQ-MYi