Юрий Пашолок. Самоходный лафет из первой попавшейся базы
15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, первая штурмовая немецкая САУ, базой для которой послужил Pz.Kpfw.I Ausf.B
Так сложилось, что к началу Второй мировой войны основа бронетанковых сил большинства стран составляли танки, которые уже порядком устарели. Дело далеко не всегда касалось возраста машин, как раз сами танки вполне могли быть новыми. Главная проблема состояла совсем в другом. Первые же месяцы войны наглядно показали, что ранее существовавшая концепция танков с противопульной броней и пулеметным вооружением уже совсем не работает. Да и 20-мм автоматическая пушка выглядела довольно специфично. Тот же Pz.Kpfw.II немецкие части стабильно ругали за недостаточную огневую мощь, правда, их особо не услышали. Уже тогда четко говорилось о том, что нужна нормальная пушка, даже небольшого калибра, ее осколочный боеприпас был куда более полезным, чем малокалиберная плевательница. Тенденция эта стала всеобщей, пушка в легкий танк вернулась еще к 1939 году, лишь немцы да итальянцы упрямо продолжали ставить 20-мм орудие. Т-60 в данном случае не в счет, он оказался вынужденной мерой, а работы по установке 45-мм пушки начались спустя месяц после испытаний ТНШ. Впрочем, у немцев дела были еще не самыми плохими. Самыми несчастными были скорее английские танкисты, у которых самым массовым танком оказался Light Tank Mk.VI. На его фоне даже Pz.Kpfw.I, особенно версии Ausf.B, выглядел вполне пристойно.
Не менее важным моментом стало то, что потом делали с устаревшими танками. У тех стран, которые располагали крайне ограниченным объемом бронетанковой техники, выбор оказывался небогат. Совсем другое дело было со странами, у которых с возможностями по танкостроению дела обстояли получше. Даже англичане свои Light Tank Mk.VI после 1940 года отчасти трудоустроили, сделав на их базе зенитные танки. Конструкция получилась так себе, но это всё равно лучше, чем просто выкинуть. Чем дальше длилась война, чем больше появлялось самоходной артиллерии, как на специальных шасси, так и с использованием шасси устаревших танков. Особенно на этом поприще отличились немцы, ставшие лидерами по переделке устаревших шасси. Причем начали они это дело еще в начале Второй мировой войны.
Среди устаревших, к началу Второй мировой войны, танков оказался и Pz.Kpfw.I. Выпускать их прекратили еще в 1937 году, после чего производившие его предприятия перешли на Pz.Kpfw.II. Вместе с тем, повоевать «единичке» пришлось еще долго. Кроме того, Pz.Kpfw.I Ausf.B, в отличие от предшественника, оказался более удачной платформой. Неспроста позже часть учебных шасси Schulfahrzeug позже переделали в полноценные танки, взяв подбашенные коробки и башни с Pz.Kpfw.I Ausf.A. Кроме того, когда в конце 1939 года появилась идея создания легких «самоходных лафетов», выбор пал именно на Pz.Kpfw.I Ausf.B. Эти танки имелись в достаточных количествах и могли выдержать дополнительную нагрузку, по крайней мере в теории. Посему база этого танка стала основой для создания первых немецких серийных САУ с использованием танкового шасси. В их числе оказалась и 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B (15-см моторизованное орудие sIG 33 на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B), первая немецкая штурмовая САУ. Иногда ее именуют Sturmpanzer I или Bison, но так ее не называли. Довольно необычная по конструкции, эта боевая машина, изначально являвшаяся эрзацем, имела долгий боевой путь. А также она была участником операции «Тайфун», которая началась 80 лет назад.
До начала войны такого класса боевых машин, как штурмовые САУ, в Германии не разрабатывалось. Максимум, о чем шла речь, было создание «самоходных лафетов» для полевых орудий калибра 75-77 мм. Зачем именно стали разрабатывать «штурмовик», сами немцы не пишут, хотя предпосылки для такой машины вполне имелись. Дело в том, что шла активная подготовка к боям во Франции, а это означало и необходимость иметь подвижные средства поражения полевой фортификации. Оптимальным средством для подобных задач оказалось 149-мм полевое орудие sIG 33. Очень необычное орудие, которое получилось своеобразной помесью мортиры и гаубицы, но при этом относилось к полевым орудиям. Дальность стрельбы прямой наводкой у 15 cm sIG была небольшой, но уж если попадет, то мало не покажется. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 38 кг, при этом он нес в себе почти 8 кг взрывчатки. Пара таких снарядов сносило кирпичный дом. Орудие входило в список штатного вооружения пехотных дивизий, а для моторизованных дивизий предназначалось орудие с резиновыми бандажами на колесах. Это позволяло повысить скорость возки и перевозить не конной тягой, а специализированными артиллерийскими тягачами. Самоходная же версия оказалась нужна для вполне определенных задач. Требовалось оперативно подъехать к цели и «плюнуть» в нее прямой наводкой. Даже моторизованным дивизиям такое не требовалось, зато являлось вполне полезной вещью для танковых дивизий.
Разработка «самоходного лафета» с вооружением в виде 15 cm sIG 33 началась зимой 1940 года. Само орудие вообще не переделывали, поскольку наверху посчитали необходимым сохранить орудие буксируемым. Полностью без изменений оставалось и шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. 15 cm sIG 33 спокойно закатывалась на штатные крылья, требовалось только поставить крепления для орудия, чтобы зафиксировать его на машине. Для защиты орудия и его расчета была изготовлена массивная рубка с толщиной брони 10 мм. По сути развитый орудийный щит, под которым оставили лобовую часть подбашенной коробки танка. Для боекомплекта места не нашлось, кое-как разместили 3 выстрела, а остальное должны были как-то подвозить. Подвозчиком боеприпасов выступал полугусеничный тягач Sd.Kfz.10. Ну и самому механику надо было выбираться как-то бочком.
По итогам конверсия, получившая обозначение 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, представляла собой типичнейший эрзац. В иных условиях немцы, привыкшие вылизывать свои боевые машины годами, такое никогда бы не приняли. С другой стороны, инженеры Alkett, которым дали разработать самоход, честно сделали то, что им требовалось по ТЗ. То есть орудие на машину встало, разработали они самоход оперативно (разработка была готова в феврале 1940 года), а сама конструкция максимально простая. Внутри поместился расчет из 4 человек, не считая команды подвозчика боеприпасов. Официально один член экипажа совмещал функции радиста, но по факту радиостанции в машине не было. Ставилась она опционально. Боевая масса 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B составила 7 тонн, многовато, но с учетом орудия и щита не всё так плохо.
Самым интересным в сложившейся ситуации стало то, что у 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B не было производителя. Alkett только разработал и построил один образец, а всё остальное становилось набором «сделай сам». То есть в части направлялись детали для конверсии Pz.Kpfw.I Ausf.B в самоходный лафет. Это позволило оперативно переделать 38 Pz.Kpfw.I Ausf.B в САУ. Этот факт усложняет жизнь исследователям, поскольку никаких чертежей 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B не сохранилось. Соответственно, и новые серийные номера машинам не присваивались. Остались те же номера шасси, что и у базовых танков.
Под новую боевую единицу к 30 марта 1940 года подготовили новый штат — KsTn 179. По нему организовывалась батарея самоходных 150-мм пехотных орудий (schwere Infanteriegeschützkompanie (zu 6 sIG)). В батарее находилось 3 взвода по 2 орудия в каждом, а также по 4 Sd.Kfz.10, из них 2 с прицепами под боеприпасы. Всего было формировано 6 батарей, имевших номера с 701 по 706. Чтобы не было никаких сомнений, насчет того, кому предназначались 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, следует сразу отметить — все батареи шли в состав танковых дивизий. Даже форма самоходчиков, которые служили на этих машинах, была черной. Батареи самоходных пехотных орудий получили 1-я (702-я батарея), 2-я (703-я батарея), 5-я (704-я батарея), 7-я (705-я батарея), 9-я (701-я батарея) и 10-я (706-я батарея) танковые дивизии. Батареи были готовы уже в начале апреля 1940 года, а спустя месяц САУ пошли в бой.
Немцам удивительно везло: несмотря на то, что машина была прекрасной мишенью, да еще и активно применялась в передовых частях, потери оказались минимальными. Но это скорее стоит списать на общее взаимодействие немцев, а также неорганизованность их противников. По факту в иных условиях 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B быстро бы стали жертвами вражеского огня. Впрочем, проблем хватало и без огня противника. Дело в том, что перегруженные шасси страдали от поломок даже в условиях хороших французских дорог. Частичным решением проблемы стало то, что являлось его недостатком. Поскольку орудие можно было с машины легко снять, то его просто цепляли к буксирному крюку. Выяснилось, что тащить проще, чем везти на себе.
Несмотря на все проблемы, связанные с перегрузкой шасси, результаты применения эрзац штурмовиков оказались скорее положительными. Поэтому батареи самоходных полевых орудий сохранили в составе дивизий, из них 3 (701, 703 и 704) использовались при вторжении в Югославию. Дальше был советско-германский фронт, где везение продолжалось. 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B из состава 702-й и 705-й батарей даже использовались в несвойственной им роли истребителей танков. Впрочем, это как раз норма, поскольку в критической ситуации истребителем танков становится всё, что есть под рукой. Включая 203-мм гаубицу Б-4.
Прожили на фронте эти машины долго, но есть некоторые интересные моменты, связанные с их реальным количеством. Как уже говорилось выше, машины не были заводским продуктом, а переделывались. Так вот, еще во Франции одну машину разнесло почти в куски, но позже эта САУ с именем собственным Alter Fritz мистическим образом оказывается в своей родной 703-й батарее. С большой долей вероятности кто-то мухлевал. Такие же подозрения есть у авторов монографии NUTS & BOLTS 19 по поводу 701-й батареи. Она зимой 1941-42 годов потеряла все свои машины, а потом получила пополнение. И часть машин выглядит новыми. С учетом того, что изготовление 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B не было проблематичным, может быть всякое. В том числе и «неучтенка».
Естественно, вечным везением быть не может. Первыми отхватили по полной программе 701-я и 706-я батареи, и если первая, хитрым методом, была восстановлена в численности, то вторую пришлось расформировать. При этом 5-я машина 706-й батареи стала самой отснятой советскими корреспондентами САУ данного типа. По очевидной причине — ее затрофеили. Следующей, в мае 1942 года, расформировали 705-ю батарею. В декабре 1942 расформировали 702-ю батарею. А вот 701-я, 703-я и 704-я батареи дожили до июля 1943 года, причем некоторые не номинально. К 30 июня 1943 года в 701-й батарее еще были живы 2 машины. 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B успели повоевать в одном строю с Geschützwagen 38 für sIG 33/1 (Sf.), она же Grille. Появление этих машин на шасси Pz.Kpfw.38(t) и стало причиной окончательного ухода эрзац-САУ со сцены.
Обычно рассказ об этой странной машине заканчивается тем, что ни одной 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B не сохранилось. Но уже ситуация не совсем верная. Не так давно были найдены останки этой машины. Ведется работа по ее реставрации, так что спустя некоторое время одним исчезнувшим образцом бронетанковой техники станет меньше. Как не крути, а тоже частица истории — первая штурмовая САУ, запущенная в серию и воевавшая.
Список источников:
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002
- NUTS & BOLTS 19 15cm sIG33 (Sf) auf PzKpfw 1 Ausf B & 15cm sIG33 towed, Jürgen Wilhelm, NUTS & BOLTS GrB, 2005
- РГАКФД
- Фотоархив автора
- eBay