Юрий Пашолок. Рубочный штурмовик-кабриолет по-американски
Первые американские легкие САУ были созданы сразу после начала Первой мировой войны. Концепция боевых машин, которые создавались Плинием Холтом и Джоном Уолтером Кристи, была однозначной. Американская армия хотела самоходный лафет, то есть орудие, которое могло оперативно перемещаться по полю боя. Правда, и Front Drive Motor Company, и Holt были так себе лафетами. Что колесно-гусеничное шасси, что трактор, оказались одинаково неудачными. Просто взять и воткнуть мотор поменьше не получилось. Поэтому в 1924 году эксперименты прекратили. Осенью 1930 года случилось продолжение. На базе гусеничного шасси T2 была разработана САУ, получившая обозначение Howitzer Motor Carriage T1. Впрочем, первая боевая машина на шасси Джона Крисмеса получилась не особо удачной. Концепция самоходного лафета снова ушла в небытие. В следующий раз американские военные захотели совсем другую легкую САУ.
В июне 1938 года был поднят вопрос о создании легкой САУ совсем другого типа — машина поддержки. От HMC T1 она унаследовала только 75-мм горную гаубицу M1, оказавшуюся оптимальным вооружением. В остальном это была принципиально новая машина, задача которой была работа в одном строю с Combat Car M1. На той же же самой базе, такой же подвижный, но с гаубицей в рубке, для борьбы с вражескими танками и огневыми точками. Окончательно разработку машины, получившей обозначение 75 mm Howitzer Motor Carriage T3, утвердили 11 мая 1939 года. Изготовителем машины выступил Абердинский полигон. Впрочем, HMC T3 оказалась, мягко говоря, не самой лучшей боевой машиной. Даже расчету из двух человек в ней оказалось тесновато, поэтому машину забраковали. Тем не менее, самая по себе идея самоходной штурмовой гаубицы осталась.
В октябре 1941 года Комитет по Вооружениям санкционировал разработку новой легкой штурмовой САУ, в которой учитывался опыт создания HMC T3. Боевая машина, которая должна была действовать совместно с легкими танками, получила обозначение Howitzer Motor Carriage T18. Разработка шла быстро, уже в декабре Firestone Tire and Rubber Company изготовила опытный макет машины. Его утвердили, заказ на два пилотных образца HMC T18 был подтвержден. Вместе с тем, американские военные явно увидели проблемы с машиной. История с HMC T3 повторялась, то есть машина получалась слишком тесной. Поэтому командование Бронетанковыми Силами дало задание на еще две концепции боевой машины. Первой из них стало рубочное исполнение, но с открытым сверху боевым отделением и его смещением вперед. О этой работе, позже получившей обозначение HMC T41, и пойдет речь.
На сей раз работа по разработке боевой машины полностью легла на плечи Абердинского полигона. В качестве базы для новой САУ использовался Light Tank M3A1E1, позже стандартизированный как Light Tank M5. Помимо увеличения объема боевого отделения, задачей проектировщиков стала установка верхнего лобового листа под наклоном. Вертикальный лобовой лист рубки HMC T18 был в числе претензий, но всё же этот недостаток был не главным. Тем более что лоб HMC T41 делался изначально тоньше, поскольку чрезмерная нагрузка на носовую часть корпуса получалась чрезмерной. Гаубицу разместили в лобовом листе корпуса. Она ставилась на тумбе и прикрывалась подвижной бронировкой. Получившаяся установка позволяла наводить гаубицу по 15 градусов влево и вправо, а наводка по вертикали была в пределах от -10 до +20 градусов.
Полноразмерный макет рубки был готов в начале апреля 1942 года. Предполагалось, что после его утверждения будет запущена работа по изготовлению опытного образца машины. Впрочем, по результатам осмотра макета внесли массу изменений. Для начала, орудийная установка оказалась слишком близко к месту механика-водителя. По этой причине потребовалось ее еще сместить вправо. По неизвестной причине от внешней подвижной бронировки орудийной установки отказались. Вместо нее потребовали сделать внутреннюю. Мягко говоря, так себе решение. Впрочем, самое радикальное изменение последовало 1 апреля 1942 года, еще до осмотра макета. Было решено строить машину на базе Light Tank M3, судя по всему, речь шла о Light Tank M3A3. У него также лоб корпуса был под рациональными углами наклона, да и борта тоже.
Далее макет переделывали два раза. Первая модификация подразумевала модификацию по уже озвученным пунктам. Далее последовала вторая переделка. С правой стороны верхнюю лобовую деталь корпуса подрезали, чтобы обеспечить более удобную работу расчета. В принципе, ничего криминального тут не было, что броня 10 мм, что 25 мм, без особой разницы. Также появилась установка зенитного пулемета Browning M2HB. Впрочем, до постройки опытного образца дело так и не дошло. Главной причиной тому стала разработка башенной САУ, получившей индекс HMC T47. В ней реализовали ряд пожеланий еще 1940 года, в том числе и создание специальной гаубицы с баллистикой M1A1 и установкой по типу 75-мм орудия M3. В мае 1942 года HMC T47 стандартизировали как HMC M8, что привело к закрытию программы HMC T41.
В заключение стоит отметить, что решение о прекращении работ по HMC T41 оказалось скорее ошибкой. Американские военные поторопились, поскольку позже тема рубочной САУ снова всплыла. Дело в том, что боевое отделение HMC M8 не позволяло поставить что-то более крупное. В результате пришлось создавать совершенно новую САУ, известную как HMC T82. Вот только делать ее начали гораздо позже, потеряв полтора года. Имея опыт создания HMC T41, всё это могло быть гораздо раньше. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, поэтому что случилось, то случилось.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
-