Использование ГАЗ-АА и ГАЗ-64 как тягачей дивизионной и противотанковой артиллерии
Вопрос механической тяги артиллерии во время Второй мировой войны, как и до нее, стоял очень остро. В полной мере это касалось и Красной Армии, которая была вынуждена использовать технику преимущественно гражданского происхождения. Справедливости ради, выпускавшиеся тогда легковые и грузовые автомобили, имевшие американское происхождение, были вполне удачными. По крайней мере, как армейские машины они вполне могли использоваться. Между тем, с грузовыми машинами дела обстояли уже не очень хорошо. К началу войны что ЗИС-5, что ГАЗ-АА порядком устарели. Самое главное, что требования к армейским автомобилям, прежде всего грузовым, росли. Касалось это и проходимости. Еще одним важным моментом было то, что постепенно росла боевая масса артиллерийских систем, которые таскали за грузовиками.
Естественно, о необходимости специализированных артиллерийских тягачей в Красной Армии задумывались. И не просто задумывались: в качестве типового тягача противотанковой артиллерии применялся «Комсомолец», производившийся на заводе №37 в Москве. Для перевозки дивизионной артиллерии использовался быстроходный трактор СТЗ-5, выпускавшийся с 1937 года. Вместе с тем, к тому же СТЗ-5 хватало претензий, да и полностью тягачи механизировать артиллерию не могли. Не те объёмы. Поэтому использовалась либо конная тяга, либо грузовики. О возможностях тех же «полуторок» военные были прекрасно осведомлены, но поговорка «лучше плохо ехать, чем хорошо идти» оказалась актуальной. Кроме того, с конца 30-х годов начались работы по созданию потенциальной замены ГАЗ-АА. При этом ГАЗ-63, полноприводной вариант, вполне тянул и на роль средства мехтяги как минимум противотанковой артиллерии.
Начало Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность встретила в запущенном состоянии. Иначе не скажешь о том, чем закончились работы по машинам нового поколения. На начало войны ни одна из них не была запущена в серию. Полноприводные ГАЗ-61, ГАЗ-63, ЗИС-32 и ЗИС-36, а также полугусеничный ЗИС-22М, существовали только как опытные машины. Кое-как в июле 1941 года начался выпуск ГАЗ-61-73. Тогда же, в июле 1941 года, срочно приняли на вооружение артиллерийский тягач ГАЗ-61-416. Другой вопрос, что принять на вооружение и запустить в серию — это две большие разницы. Вместо срочного запуска ГАЗ-61-416 в серию военные зачем-то начали его «полировать». Такое впечатление, что на фронтовые сводки в ГАУ КА вообще не смотрели. Вместе с тем, производители орудий ждать полировщиков фонариков явно не собирались. Одним словом, возникла ситуация, когда пришлось срочно проверять альтернативные варианты мехтяги. Выбор оказался небогат — ГАЗ-АА, а также новый автомобиль-разведчик ГАЗ-64, который собирались запускать в серию на ГАЗ им. Молотова.
Подобный выбор делался явно не от хорошей жизни. О том, что ГАЗ-АА, даже после установки более мощного мотора, представляет собой сомнительный вариант как тягач, военные отлично знали. Если вы будете смотреть фронтовые фотографии, то «полуторка» в такой роли была большой редкостью. Даже трехосный ГАЗ-ААА, более подходящий на подобную роль, как тягач применялся нечасто. Как правило, такие функции возлагались на более солидный ЗИС-5. «Захар», за который зацепили дивизионную пушку, а порой даже зенитку, совсем не был редкостью. Даже на параде 7-го ноября 1941 года его можно было видеть в такой роли. Другой вопрос, что ГАЗ-АА было в войсках гораздо больше, поэтому требовалось лишний раз проверить, так сказать, какой он моряк.
Еще более комичной оказалась ситуация с проверкой доработанного варианта полноприводного автомобиля-разведчика ГАЗ-64. Эти же самые военные, этими же самыми руками, писали весной 1941 года вердикт «плохой тягач, выпускать не надо». Градус бреда повысился летом 1941 года, когда на роль автомобиля-разведчика стал всерьёз претендовать АР-НАТИ. Будем честными, детище А.Ф. Андронова было явно лучше исходной конструкции ГАЗ-64, разработанного под руководством В.А. Грачева. Машина была более удачно скомпонованной, а ее мотор оказался мощнее. Как тягач 45-мм противотанковой пушки она вполне подходила. Но это нисколько не помешало ГАБТУ КА вынести отрицательный вердикт, поскольку в машину впрягли то, что она явно нормально тянуть не могла. И вот ведь анекдот: спустя месяц после этих событий на испытания срочно направили доработанный ГАЗ-64. Конструкцию машины доработали, но мощнее-то она не стала. При этом время было упущено, АР-НАТИ, даже если бы его одобрили месяц спустя, в серию уже пойти не мог.
В качестве места испытаний был выбран филиал АНИОП, организованный в июле 1941 года рядом с поселком Смолино. Более он известен как Гороховецкий АНИОП, впрочем, это обозначение появилось в 1942 году, а в конце сентября 1941 года он проходил просто как филиал АНИОП. Изначально предполагалось, что будет производиться возка 6 артиллерийских систем и 3 типов прицепов, но доброй половины требуемых изделий попросту не оказалось. Поэтому в случае с ГАЗ-АА дело ограничилось 76-мм дивизионной пушкой УСВ с передком и без, 122-мм дивизионной гаубицей М-30, также с передком и без, а также 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.
«Полуторка» пошла на испытания первой. Предписание на испытания было дано 20 августа 1941 года, а начались они 1 сентября, закончившись на следующий день. Сокращенная программа легко объяснялось тем, что полировка фонариков, в стиле ГАЗ-61-416, была совсем не нужна. Требовалось срочное решение. За 1-2 сентября ГАЗ-АА прошел 234 километра, из них с УСВ 15, с ЗИС-2 еще 77 и с М-30 больше всех — 142. Для чистоты эксперимента пробег с гаубицей М-30 производился 2 сентября в вечернее и ночное время по незнакомой местности, при этом маршрут выбирался произвольно по топографической карте. При езде с УСВ по шоссе средняя техническая скорость составила 20 км/ч, с ЗИС-2 по той же местности 33,7 км/ч и с М-30 — 22,3 км/ч. Во время езды с М-30 по булыжному шоссе средняя скорость падала до 20,1 км/ч. Езда с ЗИС-2 по грунтовке происходила со средней скоростью 21,3 км/ч, у М-30 этот же показатель составил 18,6 км/ч. При езде по пересеченной местности скорость не измеряли.
Испытания показали, что по шоссе и проселку «полуторка» принципиально может везти за собой основные образцы дивизионной артиллерии, а также новую противотанковую пушку. Также было возможно таскать М-30 и более легкие системы по пересеченной местности, но полноценные испытания не проводились. Да и по целине ГАЗ-АА катался в сухую погоду. Тем не менее, если очень надо, то можно. Отмечалось, что сцепное устройство ГАЗ-АА работало надежно. Проблемы возникали только при перевозке М-30 без передка, да и то, путем нехитрых действий имелась возможность снизить минимальный радиус разворота до 6 метров. Испытатели предлагали несколько доработать сцепное устройство, но и в текущем виде оно вполне работало.
В случае с ГАЗ-64 ситуация выглядела довольно интересно. Почему вообще ГАЗ-64, который чуть не стал жертвой ГАБТУ КА, всё же запустили в серию, обычно объяснений нет. Либо они довольно пространные. Ларчик открывается просто, достаточно знать ситуацию вокруг семейства ГАЗ-61. До начала войны ГАБТУ КА считало главным и единственным командирским автомобилем для себя ГАЗ-61-40. В июле 1941 года, скрипя сердцем, «танкисты» согласились на вариант с кузовом седан, поскольку наладить выпуск фаэтона не удалось (банально не было времени). Но самое интересное случилось 2 августа 1941 года. В этот день с ГАЗ им. Молотова было подписано соглашение А2-645 на поставку 500 тягачей ГАЗ-61-416 и всего 200 ГАЗ-61-73. Означало это одно — про массовый командирский автомобиль с полным приводом следовало забыть. Или же… да, верно, оставался запасной аэродром в виде ГАЗ-64. Поэтому внезапно появился всё тот же договор А2-645 о поставке 1500 автомобилей-разведчиков, ставших еще и командирскими.
«Танкистам» и «артиллеристам» пришлось убирать в дальний чулан свои универсальные губозакатывательные машинки. Ситуация стала предельно простая: либо они берут то, что есть, либо ездят хоть на палках-скакалках. На ГАЗ им. Молотова примерно догадывались, чего происходят, поэтому ГАЗ-64 фактически начали выпускать задним числом. То есть машину окончательно одобрили в конце августа, а производить ее стали еще до финального одобрения. Зачем выпускали ГАЗ-64, очевидно, но тут артиллеристы всё же решили проверить, по Жванецкому, какой этот пароход моряк. То есть оценить возможности использования ГАЗ-64 как артиллерийского тягача. При этом вся та надменность, которая была сначала по отношению к опытному ГАЗ-64, а затем к АР-НАТИ, исчезла. Про то, что, горе какое, весь расчет в ГАЗ-64 не помещается, забыли. Да и новые испытания гораздо меньше напоминали эксперименты суровых сибирских лесорубов над японской электропилой.
Судя по тому километражу, который прошел ГАЗ-64 в течение испытаний (проходили они 2-3 сентября), никаких иллюзий не строилось. Возили, в основном, 45-мм противотанковую пушку, вместе с передком. с ней машина прошла 147 километров, показав на асфальтовом и булыжном шоссе среднюю техническую скорость 25 км/ч, а на проселке 24,8 км/ч. Вполне достаточно для тягача противотанковой артиллерии. ЗИС-2 машина возила всего 3 километра, из них 2 по проселку и 1 по бездорожью. 45-ку машина возила, вместе с передком, вполне уверенно, что отмечалось и в вердикте испытаний. Правда, буксирное устройство артиллеристам не понравилось, они предлагали его переделать по типу ГАЗ-АА. Причиной недовольства стало большее количество времени, которое тратилось на расцепку машины с передком.
Причины столь небольшой дистанции, которую ГАЗ-64 преодолел с противотанковой пушкой ЗИС-2, оказались предельно простыми. Расстояние от сошников до земли составляло всего 180 мм, на первой же неровности машина цепляла ими за землю. То есть, в принципе, возить орудие машина могла, но по ровной поверхности. Комиссия филиала АНИОП, по итогам испытаний, рекомендовала использовать ГАЗ-64 только как тягач 45-мм противотанковой пушки. ЗИС-2 за ним таскать не рекомендовали, но даже теоретическая возможность такого варианта оказалась минимальной. ЗИС-2 таскали за чем-нибудь покрупнее. Впрочем, и ГАЗ-АА больше использовали для перевозки пехоты, чем в качестве тягача дивизионной и противотанковой артиллерии. Но — в случае чего «полуторку» вполне можно было использовать и подобным образом. И точно использовали, изредка, но снимки всё же попадаются.
В случае же с ГАЗ-64 история имела продолжение. ЗИС-2 он, конечно, не таскал, но вот ЗИС-3 эти машины вполне повозили. Уже в 1942 году, когда вопрос с тягачами встал еще более остро. Не от хорошей жизни, но ГАЗ-64 использовались как тягачи дивизионной, а чаще противотанковой артиллерии. ЗИС-3 в 1942 году шла как раз на вооружение противотанковых подразделений. Больше того, возобновление выпуска ГАЗ-64 в 1942 году проходило именно под соусом тягача. И никого уже не волновали втыкающиеся сошники. Как говорится, жить захочешь — не так раскорячишься.
Список источников:
- ЦАМО РФ