Юрий Пашолок. Противотанковая тачанка по-французски
Laffly /Hotchkiss W 15 TCC , «мобилизационный» истребитель танков на шасси артиллерийского тягача W 15 T
Подвижность противотанковой артиллерии считали приоритетным направлением в подавляющем большинстве армий мира. Как только орудия данного типа стали появляться в большом количестве, тут же поднимался вопрос о повышении их мобильности. Касалось это и французской противотанковой артиллерии. Процесс ее механизации был запущен практически сразу после того, как данные орудия появились в войсках. Правда, при этом у французов имелся крайне специфичный подход к данному вопросу. Так исторически сложилось, что у них для 25-м противотанковых пушек существовало аж девять типов тягачей. И это скорее не от бедности французской армии, а по той причине, что для разных подразделений требовались разные тягачи. Даже если отбросить устаревшие машины вроде Renault UE, которые использовались скорее как временное явление, то всё равно получается семь типов тягачей. Такой роскоши не мог позволить себе никто.
Еще одной специфичной особенностью французских частей использование так называемых Porte-Canon. Проще говоря, заталкивание орудий внутрь кузовов тягачей. Вообще подобное было совсем даже не экзотикой, орудия в грузовиках перевозили многие. Но одно дело перевозка, а совсем другое, как это было сделано у французских кавалеристов. Сначала Citroën-Kégresse P19, а затем и Laffly S 20 LT, которые имели индекс VDP (Voiture de Dragons Portés – машина моторизованной пехоты), существовали в специальной версии, которая подразумевала перевозку 25-мм противотанковых пушек. И это уже не просто перевозка, а возможность использования как импровизированного истребителя танков. Естественно, делалось это в самом крайнем случае, тем не менее, возможность вести огонь, причем по направлению движения машины, было вполне возможно.
Работали во Франции и над специализированными истребителями танков. Главная проблема заключалась в том, что и SOMUA SAu 40, и ARL V 39, по ряду причин опаздывали. Теоретически эти машины выглядели весьма перспективно, но какой смысл во всей это перспективности, если машин в серии нет? Кроме того, обе машины отличались не самой высокой подвижностью. Для танков она, безусловно, была неплохой, но истребители танков некоторыми французскими военачальниками мыслились иначе. Одним из них являлся генерал Луи Келлер, которого в августе 1939 года назначили инспектором бронетанковых войск. За то время, что Келлер был на своей должности, он наломал немало дров, но при этом существовали и разумные мысли. Одной из них стала идея колесных истребителей танков, которые обладали куда лучшей подвижностью, нежели гусеничные машины того же класса. Решения вопроса виделось в двух вариантах: установка 47-мм пушкой SA 37 на шасси бронемашины Panhard 178, а также использование Canon antichar de 47 mm Mle.1937 на шасси артиллерийского тягача Laffly W 15 T. Второе направление получило обозначение Laffly W 15 TCC (W 15 T Chasseur de Chars, то есть тягач W 15 T, истребитель танков). Фактически это означало то, что штатный тягач Canon antichar de 47 mm Mle.1937 превращали в носителя той же пушки.
W 15 TCC, по большому счету, скорее являлся мобилизационным вариантом. Дело в том, что иначе, как в кормовой части машины, разместить Canon antichar de 47 mm Mle.1937 не представлялось возможным. Но не все считали концепцию противотанковой тачанки такой уж плохой. Если посмотреть на ряд колесных бронмашин времен Первой мировой войны, аналогов W 15 TCC хватало, причем в разных странх мира, включая и Российскую Империю. На Laffly работу по tracteur Laffly porte-canon de 47 возглавил Жорж Жерар, глава фирмы по военным разработкам. Начались они в октябре 1939 года, а 6 декабря Келлер, вместе с полковником Балландом (Marie Adrien Joseph Balland), главой отдела разработки бронетехники для пехоты, увидели эскизный проект. Получился он вполне в традициях боевых машин Первой мировой войны. Шасси прикрыли броней, при этом боевое отделение сделали открытым сверху, что облегчало вентиляцию. Качающаяся часть орудия осталась без изменений, ей только поменяли орудийный щит. Орудие сместили немного влево, дабы облегчить работу наводчика и разместить боекомплект, находившийся у правой стенки боевого отделения. Орудие имело вполне приличный сектор обстрела — по 30 градусов влево и вправо.
Машина получилась вполне рациональной и по-своему симпатичной. Отчасти она напоминала Laffly S 15 TOE, колониальный броневик, опыт создания которого однозначно был учтен. Особенно это касалось носовой части W 15 TCC. Боевая масса машины составила около 5 тонн, с точки зрения подвижности она была примерно на урвоне обычного W 15 T. Касалось это и габаритов машины. Одним словом, вполне приличный истребитель танков. 2 марта 1940 года опытный образец Laffly W 15 TCC прибыл на полигон Винсен, где успешно прошел испытания. Казалось бы, самое время запускать машину в серию, но на ее пути образовалась непреодолимая преграда. Звали ее армейский генерал Морис Гамелен, главнокомандующий французской армии. Запомнившийся как один из архитекторов дальнейшей катастрофы французской армии в Арденнах, Гамелен умудрился наломать дров и в деле обеспечения французских войск новыми истребителями танков. Разработка истребителя на базе Panhard 178 им и вовсе оказалась торпедирована, а Laffly W 15 TCC он по сути отклонил. До начала катастрофы французской армии оставалась меньше двух месяцев…
Проснулся Гамелен только 10 мая 1940 года, когда немцы стали реализовывать «план Гельб». Только тогда, наконец, он признал, что истребители танков на базе W 15 T необходимы. Вот только время уже ушло, а строить машины в их исходном виде означало простую вещь — появятся они тогда, когда уже будет поздно. Поэтому возник, так сказать, мобилизационный вариант. Не такой совершенный, как опытный образец машины, но зато его можно было выпускать спустя считанные недели после принятия решения.
Рецепт Laffly W 15 TCC в финальной конфигурации оказался довольно простым. С Hotchkiss на завод Laffly приходили шасси W 15 T, которые переделывались соответствующим образом. Кабину спереди и сверху прикрывали броневыми листами, при этом на крыше размещали вертлюг для ручного пулемета MAC Mle.1924/29. Второй вертлюг разместили на орудийном щите. В кормовой части разместили укладку, которая также являлась броневой защитой. На нее сверху взгромоздили качающуюся часть орудия Canon antichar de 47 mm Mle.1937. Штатным остался даже орудийный щит, к нему лишь добавили «уши» по бокам. Также имелись снарядные укладки в кабине. Получилась еще та махновщина, но нельзя не признать, что даже в такой сложной ситуации Laffly сделали вполне рациональную и по-своему изящную конструкцию. Заодно была решена непростая ситуация с размещением боекомплекта. Кстати, стоял на ней шильдик Laffly, а не Hotchkiss. Такой вот парадокс: тягач имел марку Hotchkiss, а самоходка на той же базе — Laffly.
Параллельно с организацией производства мобилизационного варианта Laffly W 15 TCC срочно началось формирование подразделений, куда они шли. Ими стали BACA (Batteries Antichar Automotrices, самоходные противотанковые батареи), первая из которых оказалась сформирована 24 мая 1940 года. В структуру BACA входило 5 истребителей танков, штабной Laffly V 15 R, 3 подвозчика боеприпасов UNIC TU.1, 3 тягача 25-мм зениток Citroën W 15 T + аналогичная машина-подвозчик боеприпасов, а также вспомогательные автомобили и мотоциклы. За счет того, что Laffly оперативно выпускала истребители танков, к 10 июня удалось сформировать 10 батарей, с 51-й по 60-ю. Кое-как собрали еще 61-ю батарею, плюс 6 машин, включая опытный образец, попали в 10-ю батарею 305-го артиллерийского полка. Итого, удалось оснастить 12 батарей, еще судьба 9 машин неизвестна. Общий объем выпуска составил 70 машин из 100 первой партии. С учетом того, что на всё это у Laffly и Hotchkiss было всего около месяца, вполне достойный результат.
Боевое применение Laffly W 15 TCC началось в самом начале июня 1940 года. К тому моменту ситуация была уже критической, задачей BACA была попытка остановить колонны немецких танков, рвущихся вперед. Некоторым из батарей вообще не повезло, их накрывали огнем на марше. Размещение орудий в кормовой части машины вызывало критику, поскольку требовалось время на то, чтобы развернуться в боевое положение. Указывалось и на необходимость обеспечения защиты моторного отделения, особенно радиатора. Вместе с тем, при удачном стечении обстоятельств Laffly W 15 TCC могли нанести ощутимый урон противнику. Их орудия без проблем поражали любые немецкие танки того периода.
В общем и целом Laffly W 15 TCC можно считать одним из тех редких примеров, когда французская промышленность сработала очень оперативно. С учетом того, сколько времени понадобилось для выпуска данных машин, результат следует признать хорошим. Да и с точки зрения проработки Laffly W 15 TCC явно превосходила те эрзацы, которые немцы лепили на базе своих грузовиков. Увы, это была одна из редких удач, которая попросту утонула на фоне общего провала. Да и 70 истребителей танков, при всём желании, не могли остановить стальную лавину, особенно на фоне общего бардака мая-июня 1940 года.
Список источников:
-
-
- CAAPC (Centre d’archives de l’armement de Châtellerault)
- Massin L’automobile sous l’uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992
- Guerre, blindés & matériel (GBM) №85, №118
-