Юрий Пашолок. Противопартизанские доспехи для итальянской африканской патрульной спецмашины
Autoblinda A.S.43 и другие бронированные варианты патрульной машины Camionetta Desertica AS 43
Война очень часто становится своеобразным экзаменом на то, насколько правильно противоборствующие стороны к ней подготовились. Заодно теория сталкивается с практикой, и они далеко не всегда одно и то же. Особенно это касалось процессов, которые происходили во время Второй мировой войны. У некоторых стран предыдущая, часто называемая Великой войной, слишком сильно засела в голове. Между тем, всё более очевидной становилась простая истина. Следующая мировая война станет более маневренной, а роль техники еще больше возрастет. Но и это еще не всё. Даже те, кто всё понял, часто оказывался жертвой заблуждений. В результате те направления, которые считались перспективными, становились тупиковыми. Причем нередко они тупиковыми становились по простой причине — слишком долго запрягали.
Касалось это, в том числе, и автомобильной техники. Здесь кипели ничуть не меньшие страсти, чем в танкостроении. Да и расклад порой был совсем иной. Те же итальянцы, выпускавшие не самые лучшие танки, создавали вполне удачные машины. На этой ниве они достигли больших успехов, да и объемы выпуска военных автомобилей выглядели не столь и тоскливо. Да, требовалось больше машин, но на фоне французов еще всё не так плохо. Если французы выпускали специализированные машины десятками, в лучшем случае по 200-300, то итальянцы их производили порой тысячами. Кроме того, итальянцы создали специализированные патрульные автомобили, предназначенные специально для действия в пустыне. Сначала появилась очень удачная Camionetta Desertica AS 42, а затем более простая Camionetta Desertica AS 43. Впрочем, поговорка «хороша ложка к обеду» в их случае очень уместна. Появиться этим машинам следовало как минимум на полгода раньше, а еще лучше на год.
Принятая на вооружение 4 января 1943 года патрульная машина Camionetta Desertica AS 43 была удачной разработкой. Она хорошо подходила для использования в условиях пустыни, а конструкция шасси позволяла поставить на него несколько вариантов вооружения. Главным недостатком машины стало то, что в мае 1943 года итало-немецкая группировка в Северной Африке капитулировала. В результате Camionetta Desertica AS 43 так и не добралась до пустыни. Вскоре боевые действия начались уже в самой Италии. В сентябре 1943 года немцы провели операцию «Ось», в ходе которой итальянские войска разоружили. Фабрика SPA оказалась в контролируемой немецкими войсками зоне, она продолжила выпуск Camionetta Desertica AS 43. Помимо немецкой армии, эти машины шли на вооружение RSI. Вместе с тем, к 1944 году стало понятно, что в текущем виде, то есть ЗСУ, машина особо не нужна. В результате появилось несколько бронированных вариантов машины, ставших своеобразными наследниками колониального БТР Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale.
Появление бронированных вариантов машины стало логичным шагом. В отличие от пустыни, где подвижность была одним из крайне важных параметров, в Европе требовалась броневая защита. Тем более что машины часто использовались в полицейских операциях. Работы по основной части бронированных вариантов шли силами того же кузовного ателье Viberti, которое выпускало кузова и для базовой версии AS 43. В результате импровизированные бронемашины выглядели скорее как заводские изделия, хотя суть их не особо менялась. Шасси AS 43, конечно, было получше Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale, но разница оказалась невелика. Всё равно получался скорее эрзац, поскольку с подвижностью и броневой защитой дела обстояли не лучшим образом. Вместе с тем, AS 43 изначально создавалась как машина, рассчитанная на большую нагрузку, поэтому операцию по навешиванию брони ее шасси перенесло лучше.
Работы по реинкарнации TL 37 Autoblinda начались в январе 1943 года. Впрочем, просто копией более ранней машины броневик, получивший обозначение Carozzeria Speciale AS 43, не стал. На Viberti учли ошибки более ранней модели и создали более удачный образец. Общей стала концепция машины, более известной как Autoblinda A.S.43. На шасси базовой машины ставился полностью закрытый кузов, скошенный в кормовой части. На крыше устанавливалась башня от легкого танка Carro Armato L 6-40, на сей раз безо всякого срезания кормы и бортов. Выигрыш в массе оказывался минимальным, а вот получить пулю в затылок было проще. Еще одним отличием Autoblinda A.S.43 стало оформление носовой части корпуса. Защита радиатора получила более удачную форму, одновременно обеспечивая более эффективный приток воздуха. Также иными по конструкции оказались двери по бокам кузова, иначе выполнили смотровые лючки.
По итогу получился вполне неплохой «патрульный» броневик. В отличие от AS 43, эти бронемашины шли не в немецкие подразделения, а на вооружение GNR (Guardia Nazionale Repubblicana, национальная республиканская гвардия). Это были полицейские части RSI, сформированные в декабре 1943 года. Соответственно, и функции у Autoblinda A.S.43 были противопартизанскими. Общее число таких машин неизвестно, но скорее речь идет о штучных экземплярах. Шли они в состав группы Leonessa, оснащенной бронемашинами. Она же стала основным оператором броневиков на шасси AS 43.
Прорабатывала Viberti и специализированную санитарную бронемашин. Ее внешний вид здорово напоминал Autoprotetto S 37, что неудивительно. Фактически это и был Autoprotetto S 37, но на новом шасси и с полностью закрытым кузовом. Помимо крыши над головой, санитарный броневик отличался и переработанными смотровыми приборами, которые были аналогичны Autoblinda A.S.43. Впрочем, строить санитарную бронемашину не стали, поскольку техника для GNR выпускалась по остаточному принципу.
Этот самый остаточный принцип заставил GNR действовать по принципу «помоги себе сам». Результатом стали еще более специфичные бронемашины, которые также базировались на шасси AS 43. Самым известным среди них стал бронетранспортер, выпускавшийся мастерскими GNR в Пьяченце, что к юго-востоку от Милана. Известен он как AS43 Protetta, впрочем, это скорее индекс, появившийся сильно позже. Появление этой машины стало результатом необходимости защиты от партизан, которые всё активнее действовали в регионе.
В отличие от Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale, о полной защите машины от огня противника речь не шла. Возможности мастерских в Пьяченце оказались скромные, да и лишняя масса была ни к чему. Фактически это был всё тот же AS 43, но с защитой кузова по периметру. Спереди и сзади поставили шаровые установки пулеметов Breda 37, а спереди сделали откидную секцию для механика-водителя. Внутри размещалось 8 человек, включая механика-водителя и пулеметчика.
Конструкция AS43 Protetta оказалась гораздо более примитивной, чем у разработок Viberti. Особым шаманством была процедура попадания внутрь машины. Впрочем, у RSI попадались еще более забавные конверсии, на фоне которых детище мастерских в Пьяченце выглядело заводским изделием. Подобно Autoblinda A.S.43, шли эти бронетранспортеры на вооружение группы Leonessa, а именно первой роты Ардити. Применяться они стали еще весной 1944 года, при этом выпуск составил всего несколько машин. Некоторые из них дожили до весны 1945 год.
Нельзя не упомянуть и еще один, уже явный эрзац. Создали его для батальона Fulmine (молния), входившего в небезызвестную X-ю флотилию MAS. По поводу места, где его построили, есть несколько версий, наиболее достоверной считается завод FIAT, где имелись мастерские X-го флота MAS. Получился уж совсем откровенный эрзац. Всё тех же шаровых установок пулеметов Breda 37 воткнули аж 3 штуки, при этом машина была полностью закрытой. Отметилась она в ходе боев за Пьемонт, и снова как противопартизанская техника.
Под самый конец войны те броневики, что выжили, сменили хозяев. Воевали на них те самые партизаны, против которых их разрабатывали. Как и базовые AS 43, ни один из броневиков до наших дней не дожил. Так или иначе, но машины эти весьма интересны с точки зрения самой концепции. Очень похожие требования часто порождают похожие конструкции. Да и сама идея «не хватает бронемашин — сделай сам» универсальна. Что в Испании, что в Италии, что на Ближнем Востоке.
Список источников:
- Le Camionette del Regio Esercito, Enrico Carretta, Luigi Finazzer, GMT, 2014
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008