Юрий Пашолок. Промежуточные звенья в истории ČKD

14
Юрий Пашолок. Промежуточные звенья в истории ČKD

Юрий Пашолок. Промежуточные звенья в истории ČKD

P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса

До середины 30-х годов о чехословацком танкостроении особо никто и не знал. Чехословакия больше была известна благодаря своей артиллерией и стрелковым вооружением, на этом поприще первые крупные успехи имели место уже к концу 20-х годов. С танками же поначалу дела складывались плохо. Попытки привести к нормальному виду Kolohusenka (KH-50), колесно-гусеничный танк, разработанный Йозефом Фольмером, ни к чему хорошему не привели. Даже постепенное повышение подвижности не особо помогло, поскольку имелись проблемы концептуального характера. Во-первых, сама по себе идея создания танка путем переделки тракторного шасси являлась крайне сомнительной, поскольку подвижность исходной конструкции изначально не была выдающейся. На этом обожглись не только в Чехословакии: Hanomag Z WD 50, как базу для боевой машины, выбрали и немцы, причем там совсем ничего не получилось. Во-вторых, колесно-гусеничный танк на базе Hanomag Z WD 50 страдал типичными проблемами схемы «не как у Кристи». Это слишком узкое боевое отделение и отделение управления, а также недостаточная управляемость на гусеничном ходу. Естественно, была возможность расширить корпус, но тут дело уже упиралось в габариты машины. К концу 20-х годов стало ясно, что дальше развивать данную тему не имеет никакого смысла.

P-II-a на заводских испытаниях, 1935 год. Танк еще не получил вооружения, вместо него стоял макет

P-II-a на заводских испытаниях, 1935 год. Танк еще не получил вооружения, вместо него стоял макет

Прорыв в чехословацком танкостроении случился с начала 30-х годов. Во многом он оказался результатом деятельности компании ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), образованной в 1929 году путем слияния нескольких фирм. Она довольно плотно сотрудничала с Vickers-Armstrongs, главным результатом взаимодействия английского и чехословацкого бизнеса стала организация производства танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В чистом виде она чехословацким военным оказалась неинтересной, но сама по себе концепция этой машина стала основополагающей для разработок ČKD. На базе Carden-Loyd Mk.VI быстро появилась своя разработка — P-I, буква P означала Praga, автомобильную марку, входившую в состав ČKD. Под руководством Алексея Сурина, главного конструктора ČKD по танкостроению, английская компоновочная схема развилась в легкий танк P-II. Официально его приняли на вооружение чехословацкой армии 13 июля 1935 года, но всё было понятно уже весной 1934 года. В лице P-II чехословацкий производитель получил платформу, от которой можно было отталкиваться при создании более совершенных машин.

Не пришедшийся ко двору танк активно использовался ČKD для рекламных целей

Не пришедшийся ко двору танк активно использовался ČKD для рекламных целей

В августе 1934 года MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) подготовило доклад, посвященный развитию чехословацкого танкостроения. Базировался доклад на результатах первых маневров чехословацкой армии в Миловице с массовым участием бронетехники. По итогам выяснилось, что танкетки являются тупиковым путем развития, поэтому дальше установочной партии из 70 Tč vz.33 (серийная версия P-I) дело не продвинулось. Совсем иная ситуация виделась с танками. На активность нацистов в Германии Чехословакия, имевшая сложную ситуацию в Судетах, отреагировала первой. Помимо начала строительства Линии Бенеша, началась ускоренная программа оснащения армии современными образцами бронетанковой техники. Легкие танки P-II, позже ставшие LT vz.34, являлись скорее первым шагом к идеалу. P-II отнесли к категории II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм). Также появилась еще одна категория — II-a. Она обозначала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. Для сопровождения пехоты предназначались танки категории II-b, у них толщина брони должна была составлять 25 мм по периметру. И вот за эти две категории развернулось ожесточенное сражение. На кону стояла поставка, в период с 1934 по 1937 годы, 297 танков категорий II, II-a и II-b. При этом ČKD отнюдь не являлась монополистом. Škoda, которая проиграла контракты по категориям I и II, жаждала реванша.

Летом 1937 года танк снова понадобился чехословацким военным. В это время сменился регистрационный номер, а также появилось полное вооружение

Летом 1937 года танк снова понадобился чехословацким военным. В это время сменился регистрационный номер, а также появилось полное вооружение

Спецификация, которую подготовили в VTLU (Vojensky Technicky Letecky Ustav, Военно-технический и авиационный институт), позволяла ČKD не особо мучиться с разработкой танка, получившего обозначение P-II-a. Естественно, в связи с ростом массы шасси требовалось переделывать, да и разработка не стояла на месте, тем не менее, теперь не требовалось каких-то революционных идей. Шасси P-II-a стало прямым развитием предшественника. Особенно это касалось общей конструкции корпуса и ходовой части. Полной копией они не являлись, но преемственность выглядела очевидной. От полозьев, рудиментов танкетки Carden-Loyd, избавились окончательно, теперь у машины было 4 поддерживающих катка на борт. Траки стали шире, изменилась конструкция ведущих колес и ленивцев. При этом ленивец неуловимо напоминал Vickers Mk.E. Общая компоновка моторного отделения осталась прежней, но его конструкцию переделали. Прежде всего, моторное отделение пришлось менять в виду установки более мощного мотора Praga SV объемом 4,8 литра и мощностью 116 лошадиных сил. Наиболее сильно изменилась кормовая часть моторного отделения. Как раз на P-II-a моторное отделение танков от ČKD сформировалось окончательно. Имелось отличие и по коробке передач. P-II-a стал первым танком ČKD, нас который установили планетарную коробку передач Praga-Wilson.

На этом ракурсе видно, что кое-какие рудименты от Vickers Mk.E есть, их видно по конструкции ленивца

На этом ракурсе видно, что кое-какие рудименты от Vickers Mk.E есть, их видно по конструкции ленивца

Еще меньше отличий от P-II было с точки зрения боевого отделения. Башня и вооружение оказались практически теми же, что у P-II. В танк предполагалось устанавливать 37-мм пушку Škoda A3, спаренную со станковым пулеметом ZB vz.35. Еще один такой пулемет ставился в шаровой установке лобовой части подбашенной коробки. Поскольку машина была всего лишь на 10 см длиннее предшественника, то даже увеличение толщины лба корпуса и башни до 25 мм не особо сказалось на массе. Она составила 8500 кг, всего на тонну больше P-II. Вполне приличный танк для своего времени, да и скорости 36 км/ч было достаточно для решения основных задач (на самом деле это было даже выше спецификации). Проблема заключалась в том, что Škoda не стояла на месте. К лету 1935 года на испытания вышел Škoda Š-II-a, который существенно превосходил конкурента. Танк получился заметно тяжелее конкурента, но при этом объективно выглядел более интересным. Летом 1935 года в Миловице прошли совместные испытания P-II-a и Š-II-a, по итогам которых детище Škoda признали победителем. ČKD на это подала протест, обвинив MNO в сговоре с конкурентом. Протест не помог, но в итоге контракт на LT vz.35 распилили пополам между двумя конкурентами. Тут, кстати, возникает уже теория о другом заговоре — между заклятыми друзьями.

P-II-a так и остался опытным танком, но его создание не было для ČKD бесполезной тратой денег. Опыт разработки использовался на других танках

P-II-a так и остался опытным танком, но его создание не было для ČKD бесполезной тратой денег. Опыт разработки использовался на других танках

Опытный образец P-II-a остался в собственности ČKD. Касалось бы, провал, но не совсем. Во-первых, танк-неудачник послужил базой для Praga TNH, первого экспортного легкого танка ČKD, который тут же ждал успех. Во-вторых, проигрыш в конкурсе совсем не означал, что танк плохой. Этот была вполне удачная машина, которую оказалось совсем не зазорно показывать потенциальным заказчикам из-за рубежа. В результате танк с регистрационным номером P10.074 не застаивался на задворках завода. В-третьих, летом 1937 года он вдруг снова понадобился MNO. И если ранее машина ездила с макетом орудия, то теперь она имела полный набор вооружения и смотровых приборов. Заодно танк сменил регистрационный номер на 19.003. Его снова вернули ČKD, но своё дело машина сделала. Дело в том, что LT vz.35 (так именовался серийный Š-II-a) показал себя не особо надежной машиной. Демонстрация его неудачливого конкурента выглядела скорее смотринами перед началом работ по Praga TNH для чехословацкой армии.

Опытным оказался и P-II-a, танк для пехоты

Опытным оказался и P-II-a, танк для пехоты

Проигрыш в конкурсе на кавалерийский танк подстегнул работы по созданию танка для пехоты — P-II-b. Тут уже явно простой переделкой P-II-a явно не удалось бы отделаться. Танк предполагался менее проворным, но более защищенным, а значит и более тяжелым. Поэтому P-II-b оказался во многом другим танком. Длина корпуса машина увеличилась до 4950 мм, был установлен мотор Praga SH I6, развивавший мощность 105 л. с. При общей схожести компоновки корпуса с предшественником он стал довольно сильно отличаться. Особенно это касалось моторного отделения. Полностью переделали ходовую часть, которая стала похожей на P-II-a только числом катков и отчасти подвеской. В остальном же ходовая часть оказалась сильно доработанной, кроме того, элементы подвески прикрыли экранами.

Большой единый люк башенки - одна из характерных деталей P-II-a

Большой единый люк башенки — одна из характерных деталей P-II-a

Совершенно иной стала башня. Она полностью состояла из плоских листов, что визуально ее сильно отличало от P-II-a. Интересным техническим решением стала «единая» смотровая башенка, позже очень похожее решение будет реализовано в Pz.Kpfw.38(t)n.A. Ещё одним нововведением стал специальный штырь перед смотровым прибором механика-водителя, выполнявший роль прицела при стрельбе из курсового пулемёта. Боевая масса танка составила 11 тонн, а максимальная скорость составила 30 км/ч. С этой точки зрения P-II-b полностью удовлетворял требованиям военных.

P-II-b тоже не стал бесполезным танком - V-8-H, будущий ST vz.39, вырос из него

P-II-b тоже не стал бесполезным танком — V-8-H, будущий ST vz.39, вырос из него

Надо сказать, что на испытания P-II-b прибыл позже конкурента — Š-II-b. Но на сей раз проигравшей стороной оказалась Škoda. Заявив на конкурс немного доработанный Š-II-a, в Пльзени совершили большую ошибку. Машина получилась слишком тяжелой, а динамические характеристики оказались разочарованием. До 30 км/ч было далековато. Формально победу одержал P-II-b, но… Тут выяснилось, что пехотный танк уже не нужен. 30 июня 1936 года VTLU была подготовлена спецификация на средний танк ŠP-II-b. Она являлась продолжением работ по пехотному танку категории II-b, теперь требовалось объединить усилия двух конкурентов. При этом о победе ČKD говорит тот факт, что опытный образец P-II-b с регистрационным номером 13.636 был куплен MNO и отправлен в Вишков, где использовался в качестве учебного. Самое же главное, что P-II-b стал базой для разработки среднего танка V-8-H, даже башня изначально у него была такая же. Таким образом, выпущенная в единственном экземпляре машина также не стала для ее создателей полным провалом. Неудача в одном направлении обернулась дивидендами в других областях.

Список источников:

      1. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
      2. Архив ČKD
      3. valka.cz

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnye-zvenia-v-istorii-kd-6075c7ee62aaf54f2543c816

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account