Юрий Пашолок. Промежуточные звенья в истории ČKD
P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса
До середины 30-х годов о чехословацком танкостроении особо никто и не знал. Чехословакия больше была известна благодаря своей артиллерией и стрелковым вооружением, на этом поприще первые крупные успехи имели место уже к концу 20-х годов. С танками же поначалу дела складывались плохо. Попытки привести к нормальному виду Kolohusenka (KH-50), колесно-гусеничный танк, разработанный Йозефом Фольмером, ни к чему хорошему не привели. Даже постепенное повышение подвижности не особо помогло, поскольку имелись проблемы концептуального характера. Во-первых, сама по себе идея создания танка путем переделки тракторного шасси являлась крайне сомнительной, поскольку подвижность исходной конструкции изначально не была выдающейся. На этом обожглись не только в Чехословакии: Hanomag Z WD 50, как базу для боевой машины, выбрали и немцы, причем там совсем ничего не получилось. Во-вторых, колесно-гусеничный танк на базе Hanomag Z WD 50 страдал типичными проблемами схемы «не как у Кристи». Это слишком узкое боевое отделение и отделение управления, а также недостаточная управляемость на гусеничном ходу. Естественно, была возможность расширить корпус, но тут дело уже упиралось в габариты машины. К концу 20-х годов стало ясно, что дальше развивать данную тему не имеет никакого смысла.
Прорыв в чехословацком танкостроении случился с начала 30-х годов. Во многом он оказался результатом деятельности компании ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), образованной в 1929 году путем слияния нескольких фирм. Она довольно плотно сотрудничала с Vickers-Armstrongs, главным результатом взаимодействия английского и чехословацкого бизнеса стала организация производства танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В чистом виде она чехословацким военным оказалась неинтересной, но сама по себе концепция этой машина стала основополагающей для разработок ČKD. На базе Carden-Loyd Mk.VI быстро появилась своя разработка — P-I, буква P означала Praga, автомобильную марку, входившую в состав ČKD. Под руководством Алексея Сурина, главного конструктора ČKD по танкостроению, английская компоновочная схема развилась в легкий танк P-II. Официально его приняли на вооружение чехословацкой армии 13 июля 1935 года, но всё было понятно уже весной 1934 года. В лице P-II чехословацкий производитель получил платформу, от которой можно было отталкиваться при создании более совершенных машин.
В августе 1934 года MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) подготовило доклад, посвященный развитию чехословацкого танкостроения. Базировался доклад на результатах первых маневров чехословацкой армии в Миловице с массовым участием бронетехники. По итогам выяснилось, что танкетки являются тупиковым путем развития, поэтому дальше установочной партии из 70 Tč vz.33 (серийная версия P-I) дело не продвинулось. Совсем иная ситуация виделась с танками. На активность нацистов в Германии Чехословакия, имевшая сложную ситуацию в Судетах, отреагировала первой. Помимо начала строительства Линии Бенеша, началась ускоренная программа оснащения армии современными образцами бронетанковой техники. Легкие танки P-II, позже ставшие LT vz.34, являлись скорее первым шагом к идеалу. P-II отнесли к категории II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм). Также появилась еще одна категория — II-a. Она обозначала лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм. Для сопровождения пехоты предназначались танки категории II-b, у них толщина брони должна была составлять 25 мм по периметру. И вот за эти две категории развернулось ожесточенное сражение. На кону стояла поставка, в период с 1934 по 1937 годы, 297 танков категорий II, II-a и II-b. При этом ČKD отнюдь не являлась монополистом. Škoda, которая проиграла контракты по категориям I и II, жаждала реванша.
Спецификация, которую подготовили в VTLU (Vojensky Technicky Letecky Ustav, Военно-технический и авиационный институт), позволяла ČKD не особо мучиться с разработкой танка, получившего обозначение P-II-a. Естественно, в связи с ростом массы шасси требовалось переделывать, да и разработка не стояла на месте, тем не менее, теперь не требовалось каких-то революционных идей. Шасси P-II-a стало прямым развитием предшественника. Особенно это касалось общей конструкции корпуса и ходовой части. Полной копией они не являлись, но преемственность выглядела очевидной. От полозьев, рудиментов танкетки Carden-Loyd, избавились окончательно, теперь у машины было 4 поддерживающих катка на борт. Траки стали шире, изменилась конструкция ведущих колес и ленивцев. При этом ленивец неуловимо напоминал Vickers Mk.E. Общая компоновка моторного отделения осталась прежней, но его конструкцию переделали. Прежде всего, моторное отделение пришлось менять в виду установки более мощного мотора Praga SV объемом 4,8 литра и мощностью 116 лошадиных сил. Наиболее сильно изменилась кормовая часть моторного отделения. Как раз на P-II-a моторное отделение танков от ČKD сформировалось окончательно. Имелось отличие и по коробке передач. P-II-a стал первым танком ČKD, нас который установили планетарную коробку передач Praga-Wilson.
Еще меньше отличий от P-II было с точки зрения боевого отделения. Башня и вооружение оказались практически теми же, что у P-II. В танк предполагалось устанавливать 37-мм пушку Škoda A3, спаренную со станковым пулеметом ZB vz.35. Еще один такой пулемет ставился в шаровой установке лобовой части подбашенной коробки. Поскольку машина была всего лишь на 10 см длиннее предшественника, то даже увеличение толщины лба корпуса и башни до 25 мм не особо сказалось на массе. Она составила 8500 кг, всего на тонну больше P-II. Вполне приличный танк для своего времени, да и скорости 36 км/ч было достаточно для решения основных задач (на самом деле это было даже выше спецификации). Проблема заключалась в том, что Škoda не стояла на месте. К лету 1935 года на испытания вышел Škoda Š-II-a, который существенно превосходил конкурента. Танк получился заметно тяжелее конкурента, но при этом объективно выглядел более интересным. Летом 1935 года в Миловице прошли совместные испытания P-II-a и Š-II-a, по итогам которых детище Škoda признали победителем. ČKD на это подала протест, обвинив MNO в сговоре с конкурентом. Протест не помог, но в итоге контракт на LT vz.35 распилили пополам между двумя конкурентами. Тут, кстати, возникает уже теория о другом заговоре — между заклятыми друзьями.
Опытный образец P-II-a остался в собственности ČKD. Касалось бы, провал, но не совсем. Во-первых, танк-неудачник послужил базой для Praga TNH, первого экспортного легкого танка ČKD, который тут же ждал успех. Во-вторых, проигрыш в конкурсе совсем не означал, что танк плохой. Этот была вполне удачная машина, которую оказалось совсем не зазорно показывать потенциальным заказчикам из-за рубежа. В результате танк с регистрационным номером P10.074 не застаивался на задворках завода. В-третьих, летом 1937 года он вдруг снова понадобился MNO. И если ранее машина ездила с макетом орудия, то теперь она имела полный набор вооружения и смотровых приборов. Заодно танк сменил регистрационный номер на 19.003. Его снова вернули ČKD, но своё дело машина сделала. Дело в том, что LT vz.35 (так именовался серийный Š-II-a) показал себя не особо надежной машиной. Демонстрация его неудачливого конкурента выглядела скорее смотринами перед началом работ по Praga TNH для чехословацкой армии.
Проигрыш в конкурсе на кавалерийский танк подстегнул работы по созданию танка для пехоты — P-II-b. Тут уже явно простой переделкой P-II-a явно не удалось бы отделаться. Танк предполагался менее проворным, но более защищенным, а значит и более тяжелым. Поэтому P-II-b оказался во многом другим танком. Длина корпуса машина увеличилась до 4950 мм, был установлен мотор Praga SH I6, развивавший мощность 105 л. с. При общей схожести компоновки корпуса с предшественником он стал довольно сильно отличаться. Особенно это касалось моторного отделения. Полностью переделали ходовую часть, которая стала похожей на P-II-a только числом катков и отчасти подвеской. В остальном же ходовая часть оказалась сильно доработанной, кроме того, элементы подвески прикрыли экранами.
Совершенно иной стала башня. Она полностью состояла из плоских листов, что визуально ее сильно отличало от P-II-a. Интересным техническим решением стала «единая» смотровая башенка, позже очень похожее решение будет реализовано в Pz.Kpfw.38(t)n.A. Ещё одним нововведением стал специальный штырь перед смотровым прибором механика-водителя, выполнявший роль прицела при стрельбе из курсового пулемёта. Боевая масса танка составила 11 тонн, а максимальная скорость составила 30 км/ч. С этой точки зрения P-II-b полностью удовлетворял требованиям военных.
Надо сказать, что на испытания P-II-b прибыл позже конкурента — Š-II-b. Но на сей раз проигравшей стороной оказалась Škoda. Заявив на конкурс немного доработанный Š-II-a, в Пльзени совершили большую ошибку. Машина получилась слишком тяжелой, а динамические характеристики оказались разочарованием. До 30 км/ч было далековато. Формально победу одержал P-II-b, но… Тут выяснилось, что пехотный танк уже не нужен. 30 июня 1936 года VTLU была подготовлена спецификация на средний танк ŠP-II-b. Она являлась продолжением работ по пехотному танку категории II-b, теперь требовалось объединить усилия двух конкурентов. При этом о победе ČKD говорит тот факт, что опытный образец P-II-b с регистрационным номером 13.636 был куплен MNO и отправлен в Вишков, где использовался в качестве учебного. Самое же главное, что P-II-b стал базой для разработки среднего танка V-8-H, даже башня изначально у него была такая же. Таким образом, выпущенная в единственном экземпляре машина также не стала для ее создателей полным провалом. Неудача в одном направлении обернулась дивидендами в других областях.
Список источников:
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Архив ČKD
- valka.cz
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/promejutochnye-zvenia-v-istorii-kd-6075c7ee62aaf54f2543c816